Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы ООО «Элион» на действия у... от 20 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Элион» на действия уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, заказчиков – учреждений здравоохранения Воронежской области при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо) (извещение № 0131200001019006709)
(дело № 036/06/08-949/2019)
17.12.2019 год                                                                                                  г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика – бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская городская клиническая больница №11» <…>,
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области <…>,
заявителя - ООО «Элион» <…>,
рассмотрев жалобу ООО «Элион» на действия уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, заказчиков – учреждений здравоохранения Воронежской области при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо) (извещение № 0131200001019006709) (далее — конкурс),
у с т а н о в и л а:
в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО «Элион» (далее - заявитель) на действия уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган), заказчиков - учреждений здравоохранения Воронежской области: БУЗ ВО «Сомовский санаторий для детей» (заказчик - координатор), КУЗ ВО «Бобровтубдиспансер», БУЗ ВО «ВОКИБ», БУЗ ВО «Таловская РБ», БУЗ ВО «Панинская РБ», БУЗ ВО «ВОКБ №1», БУЗ ВО «ВГКБ № 11», БУЗ ВО «Нижнедевицкая РБ», БУЗ ВО «Аннинская РБ», БУЗ ВО «Хохольская РБ», БУЗ ВО «ВОКОД», БУЗ ВО «Бобровская РБ», БУЗ ВО «ВГБ № 14», БУЗ ВО «ВРД № 2», БУЗ ВО «ВГБ № 16», БУЗВО «ВОКБ №2», БУЗ ВО «Репьевская РБ», БУЗ ВО «ВГКБ № 3», БУЗ ВО «Каширская РБ», БУЗ ВО «ВГКБ № 5», БУЗ ВО «Семилукская РБ им. А.В. Гончарова», БУЗ ВО «Верхнехавская РБ», КУЗВО «ВОКПНД», БУЗ ВО «Графский санаторий для детей», БУЗ ВО «ВГКБСМП № 8», БУЗ ВО «Лискинская РБ», КУЗ ВО «ВОКПТД им. Н.С. Похвисневой, БУЗ ВО «Новоусманская РБ», БУЗ ВО «ВГКБ № 20», БУЗВО «ВОККВД», БУЗ ВО «Рамонская РБ», БУЗ ВО «ВГКБСМП № 10», БУЗ ВО «ОДКБ №2» при проведении конкурса.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями уполномоченного органа, заказчиков, выразившимися в установлении в конкурсной документации показателей критериев оценки заявок на участие в конкурсе в части деловой репутации, наличия финансовых ресурсов, не соответствующих законодательству о закупках, Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 и влекущих за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Представители уполномоченного органа, заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия уполномоченного органа, заказчиков соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении дела объявлялся перерыв - до 17.12.2019 года.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч. 3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия установила следующее.
20.11.2019 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) уполномоченным органом размещено извещение о проведении конкурса и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта: 29750477, 28 рублей.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3)качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона № 44-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
На основании подпункта «б» пункта 4 Правил в целях оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил): а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
В силу части 14 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
Ознакомившись с содержанием конкурсной документации, Комиссия Воронежского УФАС установила следующее.
В соответствии с Правилами оценки заявок (Приложение к информационной карте) для определения лучших условий исполнения контракта конкурсная комиссия оценивает заявки по следующим критериям:
1. Цена контракта - 70 %
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 30%.
Показателями оценки критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» являются:
- наличие договорных отношений на поставку мясной продукции (говядина) с производителями предлагаемой к поставке мясной продукции (говядина), информация о которых отсутствует в реестре сведений о фактах нарушения требований технических регламентов на официальном сайте Роспотребнадзора и имеющий сертификат соответствия требованиям ХАССП (HACCP);
- деловая репутация участника закупки;
- наличие у участника закупки финансовых ресурсов.
Предметом оценки показателя деловая репутация участника закупки являются представленные в составе заявки участника конкурса сведения о наличии у участника конкурса с ограниченным участием в электронной форме положительных отзывов от государственных/муниципальных заказчиков по поставке мясной продукции (говядина) в 2019 гг., полученных участником конкурса с ограниченным участием в электронной форме по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), содержащим информацию об отсутствии нарушений в части поставки продукции надлежащего качества, отсутствии какой-либо претензионной работы со стороны заказчика в отношении поставщика, об отсутствии нарушения сроков поставки, в том числе, отсутствии штрафов, пеней, выставленных по заключенным в указанный период государственным (муниципальным) контрактам (договорам); отсутствии результатов проверок контролирующих органов и других документов, подтверждающих поставку некачественной мясной продукции или недобросовестность исполнения обязательств по ранее заключенным государственным (муниципальным) контрактам (договорам); отсутствие предписаний надзорных органов. Положительные отзывы, которые не содержат указанную информацию, или содержат указанную информацию не в полном объеме, не учитываются при рассмотрении заявок.
Оценка производится по шкале: оценка в 100 баллов присваивается участнику, предоставившему более 35 копий положительных отзывов (соответствующих указанным требованиям); оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, предоставившему до 35 копий включительно положительных отзывов (соответствующих указанным требованиям).
По мнению заявителя данный показатель не отражает сведения о деловой репутации в полном объеме, так как охватывает непродолжительный период времени, не учитывает цену контракта, кроме того, предоставление положительных отзывов, благодарственных писем является правом, а не обязанностью заказчика.
Комиссия Воронежского УФАС России не принимает во внимание данный довод заявителя, поскольку нормами законодательства не предусмотрены какие-либо стандарты оценки деловой репутации участника закупки.
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что показатель критерия «Квалификация участников закупки»: деловая репутация применен в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Правилами. Для данного показателя установлен коэффициент значимости (0,3), порядок расчета количества присуждаемых баллов.
Наличие положительных отзывов не является обязательным условием для участия в конкурсе, а является одним из критериев оценки заявок.
Любой участник закупки вне зависимости от наличия положительных отзывов вправе принять участие в конкурсе.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ).
Заявитель не доказал тот факт, что положения, включенные в конкурсную документацию в части оценки деловой репутации, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Воронежского УФАС России также установлено следующее.
В соответствии с Правилами оценки заявок (Приложение к информационной карте) оценка показателя «наличие у участника закупки финансовых ресурсов» осуществляется при наличии в составе заявки участника конкурса копий бухгалтерского баланса участника конкурса с ограниченным участием в электронной форме за 2018 год. Максимальный балл начисляется участнику конкурса с ограниченным участием в электронной форме, имеющему наибольшее значение объема финансовых ресурсов за 2018 год, выражающееся в сумме стоимостных выражений уставного капитала, резервного капитала и высоколиквидных активов, представленных в бухгалтерском балансе участника конкурса с ограниченным участием в электронной форме. Баллы начисляются по формуле:

Ко.ф.р.i  = ((УКi+РКi+ВлОАi)/(∑ф.р.max)×100
Где Ко.ф.р.i  – значение показателя в баллах  i-ой заявки; УКi – значение объема уставного капитала в стоимостном выражении  i-ого участника  конкурса с ограниченным участием в электронной форме; РКi – значение объема резервного капитала в стоимостном выражении i-ого участника  конкурса с ограниченным участием в электронной форме; ВлОАi – значение объема высоколиквидных оборотных активов в стоимостном выражении i-ого участника  конкурса с ограниченным участием в электронной форме; ∑ф.р.max – наибольшее значение объема финансовых ресурсов, выражающееся в сумме значений УК, РК и ВлОА j-го участника  конкурса с ограниченным участием в электронной форме.
Расчет показателей производится на основе бухгалтерского баланса участника конкурса с ограниченным участием в электронной форме: УК – строка 1310; РК – строка 1360; ВлОА – строка 1240 и 1250.
Отсутствие (несоответствие) подтверждающих документов и (или) сведений – 0 баллов.
По мнению заявителя данные положения конкурсной документации установлены незаконно, так как Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 года № 1085 не предусмотрена оценка заявок на участие в конкурсе по показателям, связанным с размером уставного и резервного капитала, объемом высоколиквидных оборотных активов Кроме того, установлением данного показателя ограничены права индивидуальных предпринимателей, у которых не может быть уставного, резервного капиталов, бухгалтерского баланса.
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу о несостоятельности доводов заявителя по следующему основанию.
В Законе № 44-ФЗ, Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 года № 1085 отсутствует прямое указание на применение размера уставного, резервного капитала, объема высоколиквидных оборотных активов в качестве показателя оценки финансовых ресурсов предприятия.
Вместе с тем, данные показатели являются характеристиками финансового состояния организации и содержатся в бухгалтерском балансе, характеризующем финансовое положение предприятия на определенную дату, с отражением соответствующих ресурсов в стоимостном выражении, таким образом, раскрывают содержание критерия оценки «Квалификация участников закупки» в части наличия финансовых ресурсов.
Для данного показателя установлен коэффициент значимости (0,5), порядок расчета количества присуждаемых баллов, что соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ и Правилам.
Комиссией Воронежского УФАС России также принято во внимание, что представитель заявителя не смог пояснить каким образом установлением данного показателя нарушены права или ущемлены законные интересы заявителя, являющегося обществом с ограниченной ответственностью и имеющего в наличии бухгалтерский баланс.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России, не находит оснований для признания нарушений в действиях уполномоченного органа, заказчиков, выразившихся в установлении в конкурсной документации в отношении  критерия: «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» показателей: «деловая репутация»; «наличие у участника закупки финансовых ресурсов», подтвержденных предоставлением бухгалтерского баланса в составе заявки на участие в конкурсе.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России
р е ш и л а :
признать жалобу ООО «Элион» на действия уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, заказчиков – учреждений здравоохранения Воронежской области при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо) (извещение № 0131200001019006709) необоснованной.
Резолютивная часть объявлена: 17.12.2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 20.12.2019 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                              С.В. Михин
Члены комиссии                                                                          Ю.В. Рощупкина
                                                                                                   Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны