Постановление №036/04/9.21-1235/2022 по делу об административном правонарушении в отношении <...>... от 8 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-1235/2022 об административном правонарушении

08 декабря 2022 года г. Воронеж

Временно исполняющий обязанность руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., изучив материалы дела № 036/04/9.21-1235/2022 об административном правонарушении, возбуждённого 05.12.2022 в отношении <...> Семилукского района электрических сетей филиала ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» <...> (далее – <...>), приказ о переводе работника на другую работу № <...> от 23.09.2019, трудовой договор № <...> от 14.06.2018, по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие <...> и потерпевшего гр. <...> (надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения настоящего дела),

У С Т А Н О В И Л:

29.06.2022 в Управление от гр.<...> поступило обращение (вх. № 6097-ИП/22) по вопросу правомерности уклонения ПАО «Россети Центр» от выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), срок.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения, 21.10.2021 гр. <...> посредством портала ТП РФ на официальном сайте ПАО «Россети Центр» в сети «Интернет» (далее – Личный кабинет) направил в ПАО «Россети Центр» заявку об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям малоэтажной жилой застройки, расположенной по адресу: <...> (далее – Заявка).
Согласно Заявке, гр. <...> обратился в ПАО «Россети Центр» за технологическим присоединением энергопринимающего устройства максимальной мощностью 15 кВт, при напряжении 0,4 кВ, по III категории надёжности.
01.12.2021 посредством Личного кабинета ПАО «Россети Центр» направило гр. <...> оферту договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств и технические условия.
15.12.2021 гр. <...> подписал договор № 3600/16807/21 (42157870) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор).
Согласно пункту 6 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 (четыре) месяца со дня заключения Договора.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению должны быть исполнены сторонами в срок до 15.04.2022 включительно.
В пункте 10 Технических условий № 20696913 содержится перечень мероприятий по технологическому присоединению, которые должна выполнить сетевая организация (ПАО «Россети Центр»).
Однако в установленный Правилами и Договором срок ПАО «Россети Центр» не выполнило мероприятия, предусмотренные пунктом 10 Технических условий № 20696913.
06.07.2022 Управление, в связи с рассмотрением обращения гр. <...>, в целях проверки фактов, изложенных в нём, направило в ПАО «Россети Центр» запрос/требование (исх. № СМ/4918/22) о предоставлении соответствующей информации и документов.
20.07.2022 в Управление от ПАО «Россети Центр» поступили письменные объяснения, согласно которым сетевая организация не выполнила свои мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям, предусмотренные пунктом 10 Технических условий № 20696913 по причине отсутствия материала для выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта заявителя.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении гр. <...>, установлено, что ПАО «Россети Центр»:
1) в нарушение абзаца 1 статьи 105 Правил направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счёт на оплату по истечении 24 рабочих дней, т.е. 01.12.2021, а должно было направить в течение 10 рабочих дней, т.е. в срок до 11.11.2021 включительно (просрочка составила 14 рабочих дней);
2) в нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил ПАО «Россети Центр» не выполнило свою часть мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям ни в установленный Правилами и Договором 4-месячный срок (до 15.04.2022 включительно), ни на момент вынесения настоящего постановления (08.12.2022), при этом просрочка составила 237 календарных дней.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Вместе с тем, эпизод указанный в пункте 1 подлежит исключению из предмета рассматриваемого дела в связи истечением 12.11.2022 срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, 05.12.2022 должностным лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении <...> был составлен протокол № 036/04/9.21-1235/2022 об административном правонарушении.
При этом определением от 05.12.2022 о привлечении в качестве потерпевшего для участия в рассмотрении настоящего дела был привлечён гр. <...>.
Рассмотрение дела № 036/04/9.21-1235/2022 об административном правонарушении было назначено на 08.12.2022.
До рассмотрения дела № 036/04/9.21-1235/2022 об административном правонарушении в Управление от гр. <...> поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-1235/2022 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству
электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 части 1 указанной статьи, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как установлено абзацем 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Возникшие между ПАО «Россети Центр» и гр. <...> правоотношения регламентируются Правилами в редакциях: с № 86 от 09.10.2021 по № 90 от 30.06.2022.
Согласно абзацу 1 пункта 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 7 Правил предусмотрена процедура технологического присоединения.
В силу абзаца 1 пункта 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
В соответствии с абзацами 4, 7 и 8 пункта 8(3) Правил, заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации. Заявитель несёт ответственность за достоверность и полноту прилагаемых в электронном виде к заявке документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям.
В пунктах 9-10 Правил содержится перечень информации/документов, которые указываются/прилагаются к заявке.
Согласно пункту 11 Правил, сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.
Пунктом 13(5) Правил установлен перечень сведений, которые должны быть указаны в заявке, направляемой заявителем – физическим лицом в целях одновременного технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 В энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учётом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, и объектов микрогенерации.
В силу абзаца 12 пункта 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил.
В соответствии с абзацами 1-6 пункта 105 правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее – личный кабинет потребителя):
условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами для соответствующей категории заявителей;
счёт, предусмотренный пунктом 103 Правил;
технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
в отношении заявителей, указанных в пунктах 13(2) - 13(5) Правил, – проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации, на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, в чьей зоне деятельности находятся соответствующие объекты;
инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приёма напряжения и мощности.
Подпунктом «б» пункта 16 Правил установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора, исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяца для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Согласно пункту 16(1) Правил, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несёт сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию, а также абзацем пятым данного пункта, или пунктом 16(7) Правил.
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) – 13(5) и 14 Правил, границей балансовой принадлежности энергопринимающих устройств и эксплуатационной ответственности сторон является точка присоединения энергопринимающих устройств, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Согласно абзацу 18 пункта 15 Правил, договор считается заключённым с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
В силу абзаца 1 пункта 103 Правил, договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) – 13(5) и 14 Правил, заключается путём направления заявителю выставляемого сетевой организацией счёта для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты
заявителем указанного счёта.
Как установлено абзацами 1 и 2 пункта 104 Правил, наличие заключённого заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) – 13(5) и 14 Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счёта, предусмотренного пунктом 103 Правил.
Договор считается заключённым на условиях, предусмотренных Правилами, со дня оплаты заявителем счёта, предусмотренного пунктом 103 Правил.
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил, ПАО «Россети Центр» как сетевая организация обязано их соблюдать.
Вместе с тем, установлено, что ПАО «Россети Центр» в нарушение подпункта «б» пункта 16 Правил не выполнило свою часть мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в установленный Правилами срок (просрочка на момент вынесения постановления по настоящему делу составила 237 календарных дней), что является нарушением установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетями влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере определенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закреплённого в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Приказом о переводе работника на другую работу № <...> от 23.09.2019 <...> с 23.09.2019 назначен на должность <...> Семилукского района электрических сетей филиала ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго».
14.06.2018 между ПАО «Россети Центр» и <...> был подписан трудовой договор № <...>.
Пунктом 1.2 Положения о Семилукском районе РЭС 3 категории филиала ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго», утверждённого приказом филиала ПАО «Россети Центра» – «Воронежэнерго» № 86-ВР от 26.02.2021 (далее – Положение о Семилукском РЭС), руководство Семилукским РЭС осуществляет <...> РЭС, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Общества.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения о Семилукском РЭС, <...> РЭС и другие работники Семилукского РЭС в своей деятельности руководствуются законодательством РФ, Уставом Общества, решениями общего собрания акционеров Общества, Совета директоров Общества, Правления Общества, ОРД, ВНД Общества, Положением о Семилукском РЭС и другими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами.
Согласно пункту 1.8.4.1 Положения о Семилукском РЭС, <...> РЭС необходимо иметь знания и умения в рамках своих функциональных обязанностей нормативно-технической и организационно-распорядительной документации, регламентирующей планирование, организацию и выполнение ремонтноэксплуатационных работ, порядок оперативного обслуживания электроустановок, порядок оказания дополнительных услуг, порядок работы с жалобами потребителей, осуществление услуг по технологическому присоединению, в том числе хозяйственным способом, порядок ведения работы с персоналом, требования охраны труда, пожарной и промышленной безопасности.
Кроме того, пунктом 1.8.4.17 Положения о Семилукском РЭС установлено, что <...> Семилукского РЭС необходимо знать законодательство в области технологического присоединения; все нормативные документы, устанавливающие процедуру технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 2.7 и 2.8 Положения о Семилукском РЭС, основными задачами настоящего РЭС является: реализация услуг по технологическому присоединению; реализация услуг по передаче электрической энергии.
В силу пункта 3.7 Положения о Семилукском РЭС, <...> Семилукского РЭС реализует следующие задачи и функции: приём заявки технологического присоединения; подготовка проектов договоров ТП максимальной мощностью до 15 кВт и плате за технологическое присоединение не более 550 рублей, подготовка сопроводительных писем о направлении проектов договоров ТП максимальной мощностью до 15 кВт, подготовка предложений для формирования технических условий, исполнение мероприятий по договору технологического присоединения в сроки, предусмотренные договором ТП, контроль своевременного исполнения со стороны заявителей мероприятий по договорам ТП, ведение КИСУР (ПО SAP) информации по договорам ТП в рамках компетенции РЭС.
С учётом изложенного, именно <...> как ответственное должностное лицо обязан был организовать/обеспечить соблюдение ПАО «Россети Центр» на территории Семилукского муниципального района Воронежской области требований законодательства в сфере электроэнергетики, в частности – Правил.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что безддействия <...> по ненадлежащему исполнению указанных служебных обязанностей содержат событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вина <...> выразилась в не исполнении своих служебных обязанностей, что привело к нарушению ПАО «Россети Центр» порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, подпункт «б» пункта 16, пункт 16(1) Правил).
Таким образом, вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит своё полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершённое <...>, имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения гр. <...> был незаконно лишён права на своевременное подключение (технологическое присоединение) своего объекта к электрическим сетям и использование его по целевому назначению.
Административное правонарушение, совершённое <...>, причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершённого административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении <...> к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения <...> от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Учитывая характер совершённого правонарушения, а также степень вины правонарушителя, а именно: нарушенное право заявителя на своевременное подключение (технологическое присоединение) своего объекта к электрическим сетям и использование его по целевому назначению (просрочка на момент вынесения постановления по настоящему делу составила 237 календарных дней), руководствуясь статьёй 4.1 КоАП РФ, считаю необходимым назначить административный штраф в размере – 10 000 (десяти тысяч) рублей 00 копеек.
Каких-либо смягчающих, отягчающих либо исключающих административную ответственность <...> обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Указанная сумма штрафа в данном конкретном случае является достаточной мерой, направленной на разъяснение <...> противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьёй 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Признать <...> Семилукского района электрических сетей филиала ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей 00 копеек.
2. Направить <...> Семилукского района электрических сетей филиала
ПАО «Россети Центр» – «Воронежэнерго» <...> настоящее постановление для исполнения.
3. Направить потерпевшему гр. <...> копию настоящего постановления для сведения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьёй 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В случае уплаты административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК
по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0021 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000001554141
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-1235/2022

Связанные организации

Связанные организации не указаны