Решение №036/06/67-748/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «БОРИСОГЛЕБСКОЕ ДОРОЖ... от 26 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «БОРИСОГЛЕБСКОЕ ДОРОЖНО-РЕМОНТНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №2» на действия аукционной комиссии управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Воронежской области (7 очередь) (номер извещения 0131200001020004870)
(дело № 036/06/67-748/2020)
22.06.2020 г.                                                                                                        г. Воронеж
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 22.06.2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 26.06.2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе:
Чушкин Д.Ю. - руководитель управления;
Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор;
Яковлева Е.Л. – член Комиссии, государственный инспектор;
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее – Уполномоченный орган): <…>,
при участии представителя ООО «БОРИСОГЛЕБСКОЕ ДОРОЖНО-РЕМОНТНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №2»: <…>,
без участия представителей департамента дорожной деятельности Воронежской области (о месте и времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом).
рассмотрев, посредством видеоконференц-связи, жалобу ООО «БОРИСОГЛЕБСКОЕ ДОРОЖНО-РЕМОНТНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №2» на действия аукционной комиссии управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Воронежской области (7 очередь) (номер извещения 0131200001020004870),

у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «БОРИСОГЛЕБСКОЕ ДОРОЖНО-РЕМОНТНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №2» (далее – Заявитель) на действия аукционной комиссии управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Воронежской области (7 очередь) (номер извещения 0131200001020004870) (далее – Аукцион).
По мнению Заявителя, действий аукционной комиссии управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), выразившееся в неправомерном отклонении заявки ООО «БОРИСОГЛЕБСКОЕ ДОРОЖНО-РЕМОНТНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №2».
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными, предоставлены письменные возражения на жалобу Заявителя.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия) пришла к следующим выводам.
Извещение №0131200001020004870 размещено: 25.05.2020 года в сети «Интернет» в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Воронежской области (7 очередь).
Начальная (максимальная) цена контракта: 496 622 693,00 рублей.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Приложением №4 - частью 3 файлом «Описание объекта закупки.doc» представлено «Описание объекта закупки», согласно которому объектом закупки является:

№ п/п

Наименование автомобильной дороги

1

2

1

Ремонт автомобильной дороги Богучар - Монастырщина - Сухой Донец - 1-я Белая Горка км 14+000 – км 24+000 в Богучарском муниципальном районе Воронежской области

2

Ремонт автомобильной дороги "Воронеж - Луганск" - с. Татарино км 10+100 - км 15+200 в Каменском муниципальном районе Воронежской области

3

Ремонт автомобильной дороги "Воронеж - Луганск" - с. Журавка км 1+400 - км 5+300 в Кантемировском муниципальном районе Воронежской области

4

Ремонт автомобильной дороги Ольховатка - Караяшник - Юрасовка

км 25+100 – км 30+000 в Ольховатском муниципальном районе Воронежской области

5

Ремонт автомобильной дороги Белгород - Павловск (через Корочу, Алексеевку, Россошь) км 299+500 – км 300+735, км 309+406 – км 311+064 в Подгоренском муниципальном районе Воронежской области

6

Ремонт автомобильной дороги "Землянск - Большая Верейка" - с. Павловка

 км 0+000 – км 3+400 в Рамонском муниципальном районе Воронежской области

7

Ремонт автомобильной дороги "Богучар - Старая Калитва - Россошь" - с. Цапково

км 0+000 – км 0+890 в Россошанском муниципальном районе Воронежской области

8

Ремонт автомобильной дороги Богучар - Старая Калитва – Россошь км 33+380 – км 40+000 в Россошанском муниципальном районе Воронежской области

9

Ремонт автомобильной дороги Белгород - Павловск (через Корочу, Алексеевку, Россошь) км 262+300 – км 266+000, км 267+000 – км 268+763 в Россошанском муниципальном районе Воронежской области

Приложением №4 - частью 3 файлом «Требования к товарам.doc» установлены «Дополнительные требования к товарам, используемым при выполнении работ»,
Так, в отношении материалов, используемых при выполнении работ, по позициям №1,5,9,19,23, послужившим отклонением заявки ООО «БОРИСОГЛЕБСКОЕ ДОРОЖНО-РЕМОНТНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №2» установлены следующие требования:

№ п/п

№ по ведомости дефектов

Наименование материала по ведомости дефектов

Характеристики используемых товаров/параметры эквивалентности

1

поз.1

Щебень из горных пород

марка по дробимости более М800; потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии свыше 11% до 13% включительно*; содержание зерен слабых пород не более 5%*

5

поз.1

Щебень из горных пород

марка по дробимости более М800; потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии свыше 11% до 13% включительно*; содержание зерен слабых пород не более 5%*

9

поз.1

Щебень из горных пород

марка по дробимости более М800; потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии свыше 11% до 13% включительно*; содержание зерен слабых пород не более 5%*

19

поз.1

Щебень из горных пород

марка по дробимости более М800; потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии свыше 11% до 13% включительно*; содержание зерен слабых пород не более 5%*

23

поз.1

Щебень из горных пород

марка по дробимости более М800; потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии свыше 11% до 13% включительно*; содержание зерен слабых пород не более 5%*

Описанием объекта закупки установлено, что «все поставляемые материалы для ремонта должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удовлетворяющие их качество, пройти входной лабораторный контроль и соответствовать обязательным и рекомендуемым требованиям, установленным в ГОСТах: решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог»), решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 № 159 «О Перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), и Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования», ГОСТ Р 52128-2003. «Государственный стандарт Российской Федерации. Эмульсии битумные дорожные. Технические условия», ГОСТ 25607-2009. «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия», ГОСТ 9128-2009. «Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия», ГОСТ 9128-2013. «Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимер-асфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия».
В соответствии с письменными возражениями на жалобу, предоставленными Заказчиком, последний при установлении требований к «Щебень из горных пород» руководствовался ГОСТом 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования (далее - ГОСТ 32703-2014).
Однако, в Описании объекта закупки, среди обязательных и рекомендуемых требований, установленных в ГОСТах, отсутствует указание на ГОСТ 32703-2014, при этом список является закрытым.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.06.2020 №0131200001020004870-0 установлено, что ООО «БОРИСОГЛЕБСКОЕ ДОРОЖНО-РЕМОНТНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №2» (идентификационный номер заявки 107661187) отказано в допуске к участию в аукционе, по следующему основанию: «несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требованиям документации об электронном аукционе (п. 1, п.2 ч. 4 ст. 67, п.п. б п. 2 ч. 3 ст. 66  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, абз. б  п.п. 2  п. 13.2,  пп. 16.2 п.16, п.п. 22.2 п. 22 раздела 1.1 документации об электронном аукционе, п. «18,19» раздела 1.2 Информационная карта, раздела 1.4 документации Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе): в составе первой части заявки в части предоставления недостоверной информация п. 1,5,9,19,23  Щебень из горных пород (марка по дробимости)».
Таким образом, основанием отказа в допуске Заявителю, послужило предоставлении недостоверной информации, а именно: согласно требованиям ГОСта показатель «потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии свыше 11% до 13% включительно*» не соответствует предложенной Заявителем в первой части заявки марке щебня по дробимости М1400.
Однако при изучении Комиссией Воронежского УФАС России, заявок участников электронного Аукциона, установлено что участники, в первых частях заявок, не декларировали соответствие показателя - «Щебень из горных пород» ГОСТу 32703-2014.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что у аукционной комиссии Уполномоченного органа не имелось оснований для принятия решения об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе на основании «Предоставлении недостоверной информации».
Приняв такое решение и отказав ООО "БОРИСОГЛЕБСКОЕ ДОРОЖНО-РЕМОНТНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №2" в допуске к участию в торгах, аукционная комиссия нарушила требование части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки, проведенной Воронежским УФАС России на основании ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
1) На щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,5 г/см применяемые при строительстве, ремонте, капитальном ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог общего пользования распространяется ГОСТ 32703-2014.
В соответствии с пунктом 10.5 ГОСТа 32703-2014 марку по дробимости определяют по ГОСТу 33030 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение дробимости (Переиздание) (далее – ГОСТ 33030).
ГОСТ 33030 устанавливает метод определения дробимости щебня (гравия).
Пунктом 5 ГОСТа 33030 дробимость щебня (гравия) определяют по степени разрушения зерен при сжатии (раздавливании) в цилиндре.
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Следовательно, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом нарушено требование части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание подобным образом характеристик не является объективным и устанавливает требования к значениям, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке.
2) В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
При этом, в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как указано выше, Заказчиком при установлении требований по позиции «Щебень из горных пород» использовался ГОСТ 32703-2014, так, например по позиции №1 Требований к материалам используемым при выполнении работ Заказчиком установлено следующее:

1

поз.1

Щебень из горных пород

марка по дробимости более М800; потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии свыше 11% до 13% включительно*; содержание зерен слабых пород не более 5%*

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Разделом 1.4 Аукционной документации представлена «Инструкции по заполнению первой части заявки».
Пунктом 7 Инструкции по заполнению первой части заявки установлено, если в «Описании объекта закупки» установлено минимальное значение показателя, сопровождаемое словами «не менее», «более», «от», «свыше», «не ниже» и прочими, или знаком «>», «>», то участник закупки указывает в заявке конкретное значение показателя, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей инструкции.
Пунктом 12 Инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрено, что если в «Описании объекта закупки» установлен показатель (в том числе диапазонный) в том числе в соответствии с  техническими регламентами, ГОСТ, ТУ, СанПин, иными документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и данный показатель отмечен значком «*», то значение такого показателя не подлежит изменению и участник указывает в заявке именно такое значение показателя, в том числе диапазонное (например, «не менее 4»), либо конкретное значение показателей, в зависимости от значения, установленного производителем.
Согласно пункту 14 Инструкции по заполнению первой части заявки слово «до» - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения и не включающий крайнее. Слово «менее» - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения и не равный ему. Слово «более» - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения и не равный ему. Слово «выше» - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения и не равный ему. Слово «ниже» - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения и не равный ему.
Таким образом, исходя из трактовки положений Аукционной документации, по позициям №1,5,9,19,23, по показателю «Марка по дробимости» участнику предоставляется возможность предложить любое значение показателя, превышающее значение М800.
В соответствии с ГОСТОМ 32703-2014 щебень и гравий подразделяются на шесть марок по значению дробимости в соответствии с требованиями, представленными в таблице 5:

Марка по дробимости щебня из изверженных и метаморфических горных пород, щебня из гравия и валунов, гравия

Потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии, %

М1400

До 9 включ.

М1200

Св. 9 до 11

М1000

Св. 11 до 13

М800

Св. 13 до 15

М600

Св. 15 до 20

М400

Св. 20 до 25

Согласно ГОСТу 32703-2014 содержание зерен слабых пород нормируется в зависимости от требований, представленных в таблице 7.

Марки по дробимости щебня и гравия из горных пород

Содержание зерен слабых пород, не более, %

М1400; М1200; М1000

5

М800; М600; М400

10

Таким образом, в совокупности, по неизменным показателям, установленным Заказчиком в соответствии с ГОСТОМ 32703-2014 (используя пункт 12 Инструкции по заполнению первой части заявки), по позициям №1,5,9,19,23 «потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии свыше 11% до 13% включительно*» и «содержание зерен слабых пород не более 5%*», соответствует лишь марка щебня M1000 (таблица №5 и №7 32703-2014).
Указанный показатель «марка по дробимости более М800», который позволяет указать «М1400; М1200; М1000» не соответствуют требованиям государственного стандарта (ГОСТ 32703-2014).
Обоснование указанного требования в Документации об электронном аукционе отсутствует.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, установленные подобным образом положения Аукционной документации позволяют указать в заявке противоречащие требованиям ГОСТа 8267-93 показатели, что вводит участников Аукциона в заблуждении и способствует возникновению у участников Аукциона ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок
Вышеизложенная позиция, также подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" из которого следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
3) Кроме того, как отмечалось выше, объектом рассматриваемой закупки – является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Воронежской области.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Исходя из трактовки части 3 статьи 66 Закона, следует вывод, что конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), указание наименования страны происхождения товара, законно требовать в заявке только в отношении поставляемого товара в случаях, предусматривающих поставку товара (оборудования).
Следует отметить, что согласно части 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно части 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, одним из существенных условий договорных отношений между лицами в отношении поставки товара является срок поставки товара.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 508 ГК РФ в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.
Частями 2, 3 статьи 508 ГК РФ установлено, что наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.), а досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 513 ГК.РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Следовательно, договор поставки должен содержать условия и сроки приемки поставленных товаров, а также порядок оформления такой приемки.
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Однако Заказчиком Приложением №4 - частью 3 Аукционной документации файлом «Требования к товарам.doc» установлены требования к товарам, поставка которых Заказчику исполнителем при выполнении работ не осуществляется, а данный товар однократно используется подрядчиком при выполнении работ, становясь при этом неотъемлемой частью объекта, в отношении которого осуществляется ремонт.
Так, например, в Приложении N 4 части 3 Аукционной документации файлом «Требования к товарам.doc» установлены требования к характеристикам следующих товаров, поставка которых заказчику не осуществляется:

1

поз.1

Щебень из горных пород

марка по дробимости более М800; потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии свыше 11% до 13% включительно*; содержание зерен слабых пород не более 5%*

2

поз.2,3

Битумная эмульсия

класс по устойчивости при перемешивании с минеральными материалами не ниже 1; содержание вяжущего с эмульгатором от 50 до 70% по массе*; остаток на сите № 014 не более 0,25%* по массе; физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии: глубина проникания иглы 0,1 мм при 250С не менее 60*, а при 00С не менее 20*; растяжимость при 250С не менее 55 см*, а при 00С не менее 3,5 см*

3

поз.4

Смесь асфальтобетонная

содержание битума в смеси 5,0-6,5% по массе*; содержание щебня (гравия) в смеси свыше 40% до 50%*; значение водонасыщения для вырубок и кернов готового покрытия не более 4,5% по объему*; пористость минеральной части асфальтобетона от 14 до 19%*

4

поз.5

Щебеночно-песчаная смесь

полный остаток на сите с размером отверстий 40мм 0-10% по массе*; марка по пластичности  Пл1*; число пластичности до 1* включительно; марка по водостойкости В1*; потеря массы при испытании до 1%* включительно

и т.д.
При этом, ни Документация, ни Проект контракта со всеми его приложениями не содержат условий и/или положений, указанных выше и установленных ГК РФ в отношении правоотношений, связанных с поставкой товара (сроки и порядок поставки, сроки и порядок приемки товара и т.д.).
В тоже время, Заказчиком подпунктом 19.1 пунктом 19 приложение №1 - разделом 1.2 Аукционной документации Информационной картой установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе, следующего содержания: «1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе»
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, требование Заказчика, Уполномоченного органа о предоставлении в составе первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке конкретных значений показателей вышеуказанных товаров не основано на положениях Закона о контрактной системе, противоречит принципу обеспечения конкуренции, служит дополнительным необоснованным препятствием для участия в рассматриваемых торгах, а также может стать причиной отклонения заявки участника, т.е. является требованием, способным ограничить круг участников закупки и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данный вывод также подтверждается решением ФАС России от 03.04.2020 по делу N 20/44/99/84 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, учитывая, что при осуществлении закупки Заказчик ненадлежащим образом установил описание объекта закупки, требования к составу заявки, вышеуказанные действия аукционной комиссии  управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст.99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО «БОРИСОГЛЕБСКОЕ ДОРОЖНО-РЕМОНТНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №2» на действия аукционной комиссии управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Воронежской области (7 очередь) (номер извещения 0131200001020004870) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органоа нарушение пункта 1,2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действия аукционной комиссии управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание аукционной комиссии управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Ввиду того, что на участие в закупке подано 5 заявок, предписание Заказчику, Уполномоченному органу не выдавать.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                 Д.Ю. Чушкин
Член Комиссии                                                                               Е.Л. Яковлева
Член комиссии                                                                                И.А. Тельпов

Связанные организации

Связанные организации не указаны