Решение №036/05/28-21/2024 по делу по признакам нарушения АО «Альфа-Банк» пункта 1 част... от 6 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/28-21/2024

  29 января 2024 года                                                              город Воронеж

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года

Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: 
председатель Комиссии: С.В. Михин - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Капранчиков А.В. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, Давыдова О.В. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/28-21/2024 по признакам нарушения Акционерным обществом «Альфа-Банк» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27, ИНН 7728168971) (далее – АО «Альфа-Банк»), пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – АО «Альфа-Банк» (Общество уведомлено надлежащим образом),  

УСТАНОВИЛА:

Воронежским УФАС России 23 октября 2023 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на рекламной конструкции (медиафасаде), расположенной на фасаде здания по адресу г. Воронеж, ул. Героев Красной Армии, 6, информации следующего содержания: «Альфа Банк Лучшая в стране ставка по вкладу 13,5 % АО «Альфа-Банк». Ген. Лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015 г.», о чем составлено Заключение осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 23.10.2023 года с приложением фотоматериалов и видеозаписи на электронном носителе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе являются АО «Альфа-Банк» и предоставляемая акционерным обществом финансовая услуга — вклад 13,5 % годовых.
Согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц, местом регистрации АО «Альфа-Банк» является 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27
В соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Пунктом 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предусмотрено, что в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.
В связи с этим Воронежское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой России о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения АО «Альфа-Банк» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 27), являющегося рекламодателем рассматриваемой рекламы, законодательства Российской Федерации о рекламе (письмо от 03.11.2023 года № СМ/8636/23).
23.11.2023 года в Воронежское УФАС России из ФАС России поступило письмо о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения АО «Альфа-Банк» пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
11.01.2024 года в отношении АО «Альфа-Банк» вынесено определение о возбуждении дела № 036/05/28-21/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут (мск) 29.01.2024 года.
На рассмотрение дела 29.01.2024 года законный представитель АО «Альфа-Банк» не явился, 15.01.2024 года от АО «Альфа-Банк» поступило письмо о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя банка рег. вх. № 337-ЭП/24.
02.11.2023 года АО «Альфа-Банк» были предоставлены документы (рег. № 10203-ЭП/23 от 02.11.2023). В письменном объяснении представитель АО «Альфа-Банк» по доверенности от 29.09.2023 г. <…> сообщила следующее: «/…/ Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Банк/.../ Согласно результатам проведенного аналитического исследования (копия письма прилагается) по состоянию на 26.09.2023 ООО «Информационное агентство «Банки.ру» подтверждает, что вклад «Альфа-Вклад Максимальный» предлагает самую высокую эффективную ставку по вкладам среди 6 крупнейших банков по величине активов».
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные АО «Альфа-Банк» Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе приводятся сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования «Лучшая в стране ставка по вкладу 13,5 %» - над такими же услугами (товарами) иных хозяйствующих субъектов.
Согласно предоставленном АО «Альфа-Банк» сведениям, ООО «Информационное агентство «Банки.ру» был подготовлен аналитический отчет - «Оценка вкладов ТОП-6 банков по эффективной ставке» от 26.09.2023 г. В соответствии с исследованием ООО «Информационное агентство «Банки.ру» выделены эффективные ставки для трехлетних вкладов с капитализацией процентов и без возможности пополнения и частичного снятия, а также дополнительные условия, позволяющие получить наивысшую ставку. По результатам указанного аналитического исследования вклад «Альфа-Вклад Максимальный» предлагает самую высокую эффективную ставку по вкладам среди 6 крупнейших банков по величине активов.
В рекламе не приводится указание на критерии сравнения, по которым ставка АО «Альфа-Банк» по вкладу, является лучшей в стране, отсутствуют ссылки на проведенное исследование.
Следовательно, информация в рекламе «Лучшая в стране ставка по вкладу 13,5 % АО «Альфа-Банк» является недостоверной, может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе приведена информация о предоставлении процентной ставки по вкладу в размере «13,5%», однако иная информация об условиях предоставления указанной процентной ставки, в рекламе отсутствует.
Комиссией установлено, что процентная ставка по вкладу в размере 13,5 % годовых соответствует вкладу «Альфа-Вклад Максимальный».
Согласно информации предоставленной АО «Альфа-Банк» об условиях предоставления услуги по вкладу «Альфа-Вклад Максимальный», минимальная сумма вклада составляет от 50 000 р:
- для всех клиентов, начисление % с капитализацией: 11,60% (92 дня), 12.20% (123 дня), 12,50 % (184 дня), 12,70% (276 дней), 13,00% (1 год), 13,30% (550 дней), 13,40% (2 года), 13,50% (3 года), для всех клиентов, начисление % ставка (базовая): 11,49% (92 дня), 12.02% (123 дня), 12,19 % (184 дня), 12,19% (276 дней), 12,28% (1 год), 12,19% (550 дней), 11,93% (2 года), 11,39% (3 года).
- для клиентов Альфа-Премиум, начисление % с капитализацией: 11,70% (92 дня), 12.30% (123 дня), 12,60 % (184 дня), 12,81% (276 дней), 13,25% (1 год), 13,50% (550 дней), 13,50% (2 года), 13,50% (3 года), для клиентов Альфа-Премиум, начисление % ставка*: 11,59% (92 дня), 12.12% (123 дня), 12,28 % (184 дня), 12,29% (276 дней), 12,51% (1 год), 12,36% (550 дней), 12,01% (2 года), 11,39% (3 года).
- для клиентов А-Клуб начисление % с капитализацией: 11,70% (92 дня), 13.00% (123 дня), 12,60 % (184 дня), 12,81% (276 дней), 13,25% (1 год), 13,50% (550 дней), 13,50% (2 года), 13,50% (3 года), для клиентов А-Клуб начисление % ставка*: 11,59% (92 дня), 12.79% (123 дня), 12,28 % (184 дня), 12,29% (276 дней), 12,51% (1 год), 12,36% (550 дней), 12,01% (2 года), 11,39% (3 года).
Также, условиями вклада «Альфа-Вклад Максимальный», предусмотрено, что в случае досрочного расторжения вклада, проценты начисляются по ставке 0,005% годовых. Если при продлении вклада сумма стала меньше минимальной суммы вклада, проценты начисляются по ставке 0,01% годовых. Пополнение или частичное снятие не предусмотрено.
*Процентные ставки указаны с учетом надбавки за пакет услуг. Если вы меняете или закрываете, итоговая процентная ставка меняется на базовую со следующим после смены/закрытия пакета услуг дня. Надбавка за пакет услуг применяется, только когда у клиента открыт текущий счет.
Таким образом, рассматриваемая реклама умалчивает об иных условиях, влияющих на итоговую сумму доходов/расходов, которые получат/понесут воспользовавшиеся услугами лица, в том числе о сроке вклада, сумме вклада, порядке снятия денежных средств со счета по вкладу и его пополнения, о выборе условий: с капитализацией процентов или без, что нарушает пункт 2 часть 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Воронежским УФАС России установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк», что подтверждается сведения предоставленными АО «Альфа-Банк» (рег. № 10203-ЭП/23 от 02.11.2023).
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. 
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». 
В связи с тем, что на момент вынесения решения в материалах настоя-щего дела имеются доказательства прекращения распространения ненадле-жащей рекламы, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимо¬сти выдачи АО «Альфа-Банк» предписания о прекращения нарушения Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 40 - 48 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Альфа Банк Лучшая в стране ставка по вкладу 13,5 % АО «Альфа-Банк». Ген. Лицензия ЦБ РФ № 1326 от 16.01.2015 г.», распространяемую на территории г. Воронежа, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Не выдавать АО «Альфа-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы на территории г. Воронежа.
3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «О рекламе», решение антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны