Постановление №036/04/9.21-287/2021 по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «... от 21 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/9.21-287/2021 об административном правонарушении
21 октября 2021 года                                                                                         г. Воронеж
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/9.21-287/2021 об административном правонарушении, возбуждённого 04.10.2021 г. в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН:6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; г. 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО «Россети Центр» <…>,

У С Т А Н О В И Л:
05.08.2021 г. в Управление от гр. <…> поступило обращение (вх. № 1040-ИП/21) по вопросу правомерности уклонения ПАО «Россети Центр» от направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), срок.
Как установлено в ходе рассмотрения обращения гр. <…> и приложенных к нему документов, 30.06.2021 г. гр. <…> посредством использования портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр» направил в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилого дома <…> (далее – Объект) и принадлежащего заявителю, к электрическим сетям.
При этом к указанной заявке были приложены: план расположения энергопринимающих устройств и выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Однако в установленный Правилами срок ПАО «Россети Центр» не направило гр. <…> оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия ни посредством АО «Почта России», ни посредством портала электросетевых услуг на официальном сайте ПАО «Россети Центр».
06.08.2021 г. Управление, в связи с рассмотрением указанного обращения, в целях проверки фактов, изложенных в нём, направило в адрес ПАО «Россети Центр» запрос/требование (исх. № СМ/735/21) о предоставлении следующей информации и документов (заверенных надлежащим образом копий):
1) письменных объяснений по фактам, изложенным в обращении гр. <…> с указанием нормативных правовых оснований, а также с приложением соответствующих документов, подтверждающих доводы ПАО «Россети Центр»;
2) заявки (заявок) на технологическое присоединение объекта, принадлежащего гр. <…>, к электрическим сетям ПАО «Россети Центр» с отметкой о получении последним;
3) уведомления о предоставлении недостающих сведений и документов, направленного ПАО «Россети Центр» гр. <…> (приложив документ, подтверждающий отправление данного уведомления);
4) информации о том, когда поступили в ПАО «Россети Центр» от гр. <…> недостающие документы (приложив документ с отметкой об их принятии с указанием даты);
5) скриншотов переписки ПАО «Россети Центр» с гр. <…> посредством личного кабинета;
6) информации о том, на момент получения данного запроса ПАО «Россети Центр» направило ли гр. <…> оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия;
7) видеосъёмки работы в карточке договора, размещённого в КИСУР на базе SAP RT2 в карточке договора и видеосъёмки работы КИСУР на базе SAP SRM в карточке «Заявления»: «заявка гр. <…> ТП»;
8) всей имеющейся переписки/информации/документов по данному вопросу.
26.08.2021 г. в Управление от ПАО «Россети Центр» поступили письменные объяснения, согласно которым 30.06.2021 г. гр. <…> посредством использования портала электросетевых услуг направил в сетевую организацию заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Объекта к электрическим сетям.
01.07.2021 г.     ПАО «Россети Центр» на портале электросетевых услуг разместило уведомление (исх. № МР1-ВР/Р11/б/н) о предоставлении недостающих сведений и документов, а именно:
– информации об объекте подключения;
– документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены объекты заявителя;
– информации о перечне и мощности энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики;
– плана расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
В этот же день гр. <…> предоставил недостающие сведения посредством портала электросетевых услуг.
18.08.2021 г. ПАО «Россети Центр» направило гр. <…> письмо (исх. № МР1-ВР/Р11/13/б/н) с приложением оферты договора № 3600/11420/21 (42127959) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий посредством электронной почты, продублировав его по почте 23.08.2021 г.
Таким образом, в ходе проверки фактов, изложенных в обращении гр. <…>, установлено, что в нарушение пункта 11 Правил ПАО «Россети Центр» уведомлением (исх. № МР1-ВР/Р11/б/н от 01.07.2021 г.) повторно запросило уже предоставленную с заявкой информацию, а также в нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил, направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия по истечении 34 рабочих дней, т.е. 18.08.2021 г., а должно было направить в течение 20 рабочих дней, т.е. до 29.07.2021 г., что свидетельствует о признаках нарушения предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В связи с заявлением физического лица, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 04.10.2021 г. должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в отношении ПАО «Россети Центр» был составлен протокол № 036/04/9.21-287/2021 об административном правонарушении.
Рассмотрение дела № 036/04/9.21-287/2021 об административном правонарушении было назначено на 12.10.2021 г.
12.10.2021 г. на рассмотрении дела № 036/04/9.21-287/2021 об административном правонарушении присутствовала представитель ПАО «Россети Центр» <…>, которой в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены её права и обязанности.
12.10.2021 г. на рассмотрении настоящего дела представитель ПАО «Россети Центр» <…> заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела № 036/04/9.21-287/2021 в связи с невозможностью предоставления на рассмотрение настоящего дела запрашиваемых документов и информации по причине нетрудоспособности сотрудников управления технологических присоединений и РЭС, имеющих доступ к информационным ресурсам ПАО «Россети Центр», в связи с НКВИ.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 части 1 указанной статьи КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении в случае необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы выносится определение об отложении рассмотрения дела.
По результатам рассмотрения заявленного ходатайства принято решение об его удовлетворении, в связи с чем рассмотрение дела № 036/04/9.21-287/2021 отлагалось до 21.10.2021 г.
21.10.2021 г. на рассмотрении настоящего дела представитель ПАО «Россети Центр» <…> сообщила, что 19.08.2021 г. между ПАО «Россети Центр» и гр. <…> заключён договор № 3600/11420/21 (42127959) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по III категории надёжности. При этом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта заявителя, согласно пункту 6 указанного договора, составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения такого договора, то есть, до 19.02.2022 г., при этом ПАО «Россети Центр» сообщило о намерении завершить все предусмотренные указанными техническими условиями мероприятия до конца ноября 2021 года, т.е. значительно раньше установленного срока.
Изучив материалы дела № 036/04/9.21-287/2021 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 части 1 указанной статьи, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Как установлено абзацем 5 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Возникшие между ПАО «Россети Центр» и гр. <…> правоотношения регламентируются Правилами в редакциях: № 83 от 26.04.2021 г., № 84 от 30.06.2021 г. и № 85 от 11.08.2021 г.
Абзацем 1 пункта 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.
Пунктом 7 Правил предусмотрена процедура технологического присоединения.
В силу абзаца 1 пункта 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Согласно абзацам 4 и 8 пункта 8(3) Правил, заявители вправе направлять заявку и прилагаемые документы посредством официального сайта сетевой организации (в том числе посредством переадресации на официальный сайт, обеспечивающий возможность направлять заявку и прилагаемые документы) или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация обязана обеспечить принятие в электронном виде заявок и прилагаемых документов от заявителей и возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям.
В пункте 10 Правил содержится перечень документов, которые прилагаются к заявке.
При этом пунктом 11 Правил установлено, что сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.
В соответствии с абзацем 3 пункта 15 Правил, в адрес заявителей сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В силу абзаца 12 пункта 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные пунктом 15 Правил для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Таким образом, учитывая изложенные нормы Правил, ПАО «Россети Центр» как сетевая организация обязано их соблюдать.
Однако в нарушение пункта 11 Правил ПАО «Россети Центр» уведомлением (исх. № МР1-ВР/Р11/б/н от 01.07.2021 г.) повторно запросило уже предоставленную с заявкой информацию, а также в нарушение абзаца 3 пункта 15 Правил, направило оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия по истечении 34 рабочих дней, т.е. 18.08.2021 г., а должно было направить в течение 20 рабочих дней, т.е. в срок до 29.07.2021 г., что свидетельствует о нарушении предусмотренного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Из материалов дела установлено, что ПАО «Россети Центр» ранее, а именно:
– постановлением от 28.01.2020 г. по делу № 036/04/9.21-11/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 28.01.2020 г. по делу № 036/04/9.21-12/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 06.02.2020 г. по делу № 036/04/9.21-13/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 06.02.2020 г. по делу № 036/04/9.21-14/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 19.03.2020 г. по делу № 036/04/9.21-70/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 19.03.2020 г. по делу № 036/04/9.21-71/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 23.07.2020 г. по делу № 036/04/9.21-173/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 30.07.2020 г. по делу № 036/04/9.21-192/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.10.2020 г. по делу № 036/04/9.21-279/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.10.2020 г. по делу № 036/04/9.21-280/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 09.11.2020 г. по делу № 036/04/9.21-324/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 17.11.2020 г. по делу № 036/04/9.21-344/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 27.11.2020 г. по делу № 036/04/9.21-374/2020 об административном правонарушении;
– постановлением от 04.02.2021 г. по делу № 036/04/9.21-15/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.02.2021 г. по делу № 036/04/9.21-16/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 04.02.2021 г. по делу № 036/04/9.21-17/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.04.2021 г. по делу № 036/04/9.21-19/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 08.02.2021 г. по делу № 036/04/9.21-20/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 05.03.2021 г. по делу № 036/04/9.21-72/2021 об административном правонарушении;
– постановлением от 21.04.2021 г. по делу № 036/04/9.21-111/2021 об административном правонарушении уже привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 указанной статьи – влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Оценка обстоятельств и доказательств по настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что действия ПАО «Россети Центр» по нарушению установленного Правилами порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям (пункты 3, 6, 7, 11, абзац 3 пункта 15 Правил) путём повторного запроса уже предоставленной с заявкой информации, а также ненаправления в установленный срок оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий содержат в себе событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ПАО «Россети Центр» имелась фактическая возможность для соблюдения требований законодательства об электроэнергетике (пункты 3, 6, 7, 11, абзац 3 пункта 15 Правил), в частности: не запрашивать повторно уже предоставленные гр. <…> с заявкой документы, а также направить оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия в установленный Правилами срок.
Однако ПАО «Россети Центр» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, 11, абзацем 3 пункта 15 Правил.
Таким образом, вина ПАО «Россети Центр» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит своё полное подтверждение.
При рассмотрении настоящего дела учитывается, что административное правонарушение, совершённое ПАО «Россети Центр», имеет высокую степень общественной опасности, поскольку в результате его совершения гр. <…> был незаконно лишён права на своевременное получение оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий в установленный Правилами срок.
Административное правонарушение, совершённое ПАО «Россети Центр», причиняет организационный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере энергетики, связанным с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
Одновременно с этим, высокая степень общественной опасности совершённого административного правонарушения выражается в безразличном, пренебрежительном отношении ПАО «Россети Центр» к установленной публично-правовой обязанности, в том числе по соблюдению требований Правил.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ПАО «Россети Центр» от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Настоящим постановлением вносится изменение в протокол об административном правонарушении по рассматриваемому делу относительно места совершения ПАО «Россети Центр» административного правонарушения по настоящему делу: местом совершения административного правонарушения по делу № 036/04/9.21-287/2021 является не 394033, г. Воронеж, ул. Арзамасская, д. 2, а 396310, Воронежская область, Новоусманский район, с. Новая Усмань, ул. Промышленная, д. 19а.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в силу статей 4.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ необходимо учитывать характер совершённого правонарушения, оценить его последствия, причины и условия совершения правонарушения, обстоятельства, являющиеся основанием для смягчения или освобождения от ответственности.
Оценив обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения и его последствия, несущественный размер просрочки направления оферты договора об осуществления технологического присоединения к электрическим сетям (14 рабочих дней), а также то обстоятельство, что на момент вынесения настоящего постановления ПАО «Россети Центр» устранило допущенное правонарушение и направило гр. <…> оферту договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия, конституционный принцип соразмерности административного наказания, считаю, что, в рассматриваемом случае, установленный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек для ПАО «Россети Центр» является чрезмерным, не соответствует тяжести правонарушения и носит неоправданно строгий характер.
Каких-либо отягчающих либо исключающих административную ответственность ПАО «Россети центр» обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Учитывая характер совершённого правонарушения, а также степень вины правонарушителя, руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, считаю необходимым назначить административный штраф в размере – 300 000 (трёхсот тысяч) рублей. 00 коп.
Указанная сумма штрафа, в данном конкретном случае, является достаточной мерой, направленной на разъяснение ПАО «Россети Центр» противоправности его действий и на недопущение совершения аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьёй 29.10 и 29.13 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1.
Признать публичное акционерное общество «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004 г.; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трёхсот тысяч) рублей 00 копеек.
2. Направить публичному акционерному обществу «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП: 771501001; дата регистрации: 17.12.2004 г.; 119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 15) настоящее постановление для исполнения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0021 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000001149700
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/9.21-287/2021

Связанные организации

Связанные организации не указаны