Решение по жалобе №05-16/749 РЕШЕНИЕ № 036/07/3-68/2021 по результатам рассмотрения жалоб... от 9 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-68/2021

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Северный Трест» на действия Заказчика - Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора разработку рабочей документации по теме: «Модернизация систем отопления, водоснабжения, вентиляции, сетей освещения, розеточных сетей административно-хозяйственных зданий Нововоронежской АЭС»

(идентификационный номер закупки в ЕИС 32009733893).

 

09.02.2021 г. Воронеж

 

Резолютивная часть решения объявлена 04.02.2021

Решение в полном объеме изготовлено 09.02.2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры проведения торгов (далее – Комиссия) в составе:

Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель управления;

Грибанова Н.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт;

Сисева Н.И. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,

при участии в заседании Комиссии посредством интернет-видеоконференции представителей:

от Заявителя – ООО «Северный Трест» – <...>;

от Заказчика – филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» - <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Северный Трест» на действия Заказчика - Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора разработку рабочей документации по теме: «Модернизация систем отопления, водоснабжения, вентиляции, сетей освещения, розеточных сетей административно-хозяйственных зданий Нововоронежской АЭС» (идентификационный номер закупки в ЕИС 32009733893), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л а:

 

26.01.2021г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Северный Трест» на действия Заказчика - Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора разработку рабочей документации по теме: «Модернизация систем отопления, водоснабжения, вентиляции, сетей освещения, розеточных сетей административно-хозяйственных зданий Нововоронежской АЭС».

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению в сроки предусмотренные частями 14 и 14.1 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции».

О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.

Как следует из доводов жалобы, Заказчик необоснованно отказался от заключения договора с победителем - ООО «Северный трест» и отстранил от участия в закупке в связи с предоставлением недостоверных сведений о принадлежности к субъектам МСП.

Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просит отказать.

Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» Комиссия пришла к следующим выводам.

Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов регулируются Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Основными целями названного Закона о закупках являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия потенциальных поставщиков, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и предотвращение коррупции.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, иными нормативными правовыми актами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правилами закупки (далее — положение о закупке).

13.11.2020г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещен Единый отраслевой стандарт закупок Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - ЕОСЗ), которое регламентирует закупочную деятельность Заказчика (Организатора), содержит требования к закупочным процедурам, в том числе порядок их подготовки и проведения (включая способы закупки и условия их применения), порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупочной деятельности Заказчика положения, за исключением случаев, в которых федеральным законодательством установлен иной порядок.

Как установлено материалами дела, 27.11.2020г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (извещение № 32009733893), на официальном сайте по закупкам атомной отрасли http://zakupki.rosatom.ru (извещение № 201127/0717/708), на ЭТП «Национальная электронная площадка» по адресу www.etp-ets.ru (извещение № 32009733893) организатором было размещено извещение и закупочная документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора разработку рабочей документации по теме: «Модернизация систем отопления, водоснабжения, вентиляции, сетей освещения, розеточных сетей административно-хозяйственных зданий Нововоронежской АЭС».

Согласно извещению закупка проводиться среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП).

Начальная (максимальная) цена договора: 25 891 070 (Двадцать пять миллионов восемьсот девяносто одна тысяча семьдесят) рублей 40 копеек, включая НДС, включая НДС (20%).

Начало срока подачи заявок – 27.11.2020г.

Дата и время окончания подачи заявок – 17.12.2020г.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 17.12.2020г.

Дата начала срока подачи дополнительных ценовых предложений – 09:00 18.12.2020г.

Дата и время окончания срока подачи дополнительных ценовых предложений – 12:00 18.12.2020г.

Дата проведения сопоставления ценовых предложений – 18.12.2020г.

Дата рассмотрения вторых частей заявок 31.12.2020г.

Датой подведения итогов определено 11.01.2021г.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок № 201127/0718/708/ПР от 17.12.2020г. по окончанию срока подачи первых частей заявок на участие в конкурсе было подано 15 заявок, которые были допущены к участию в закупке.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок к участию в конкурсе было допущено 14 заявок, в том числе и заявка ООО «Северный Трест».

На основании протокола подведения итогов № 201127/0718/708/ПИ от 17.12.2020г., по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, победителем признано ООО «Северный Трест» с ценовым предложением 6 042 092 (шесть миллионов сорок две тысячи девяносто два) рубля 00 копеек.

Однако, для дальнейшего заключения договора была проведена проверка победителя по электронному Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.

При проведении проверки ООО «Северный трест» по электронному Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется ФНС России, было установлено, что данный контрагент в настоящее время не является субъектом МСП (исключен из реестра 10.08.2019). Однако, в документах на закупку контрагент подтвердил принадлежность к МСП, предоставив декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП.

В связи с установлением факта предоставления недостоверных сведений о принадлежности к субъектам МСП, закупочной комиссией принято решение об отстранении ООО «Северный трест» от закупочной процедуры (закупка № 201127/0718/708) на основании п. «а» ст. 6.2 Раздела 1 Приложения № 12 к Единому отраслевому стандарту закупок Госкорпорации «Росатом» за предоставление недостоверных сведений, что отраженов протоколе № 201127/0718/708/ПИ-2 от 19.01.2021г.

Комиссия Воронежского УФАС России, исследовав доводы представителей сторон, ознакомившись с требованиями ЕОСЗ, документации о Закупке, приходит к следующим выводам.

Пункт 6.2.4 ЕОСЗ определяет, что при проведении конкурса, запроса предложений рассмотрение заявок на участие в закупке и подведение итогов закупки осуществляется в порядке и сроки, установленные в разделах 1, 3 приложения № 12, и предусматривает:

- проведение отборочной стадии, в рамках которой допускается уточнение заявок на участие в закупке по решению закупочной комиссии;

- проведение переговоров с участниками закупки (только при проведении запроса предложений в случае закупки продукции, указанной в п. 2 ч. 2 ст. 4.2.1);

- проведение переторжки (по решению закупочной комиссии, если извещением о проведении закупки предусмотрена возможность проведения переторжки)

- проведение оценочной стадии (в случае признания закупки состоявшейся и если данная стадия предусмотрена порядком проведения закупки);

- подведение, оформление итогов закупки.

Приложение № 12 ЕОСЗ регламентирует порядок проведения конкурса, запроса предложений и запроса котировок в электронной форме.

Пункты 6.1, 6.2 приложения № 12 ЕОСЗ устанавливают, что участник закупки несет ответственность за предоставление в составе заявки недостоверных сведений.

В любой момент вплоть до подписания договора комиссия принимает решение об отстранении участника закупки, в том числе допущенного к участию в закупке, в следующих случаях:

  1. при обнаружении недостоверных сведений в заявке на участие в закупке и (или) ее уточнениях согласно пункту 7.6 в сведениях и/или документах, представленных для подтверждения соответствия требованиям и (или) для оценки заявки. При этом проверка достоверности сведений и документов, поданных в составе заявки на участие в закупке, осуществляется при возникновении сомнений в их достоверности и наличии возможности проведения такой проверки доступными способами, в том числе, включая направление запросов в государственные органы или лицам, указанным в заявке;

  2. при выявлении подкрепленного документами факта давления таким участником закупки на члена комиссии, эксперта, руководителя организатора или заказчика;

  3. при неподтверждении лицом, от имени которого представлена независимая гарантия, выдачи такой гарантии.

Решение об отстранении участника закупки оформляется протоколом заседания комиссии.

Указанные положения ЕОСЗ дублируются в конкурсной документации, а именно в разделе 6 части 2 документации – порядок проведения процедуры закупки.

Для принятия участия в закупке участник должен предоставить заявку, состоящую из двух частей и ценового предложения.

Состав заявки определен разделом 2.2 части 1 тома 1 закупочной документации и включает в себя первую и вторую части заявки.

Согласно подпункта 2.1 части 1 тома 1 закупочной документации, участник в составе заявки прикладывает следующие документы:

  1. часть 2 заявки на участие в закупке по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации (подраздел 4.2, соответствующая Форма 1);

  2. для участника закупки:

  • сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - единый реестр субъектов МСП), содержащие информацию об участнике закупки,

или

  • декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей закупочной документации (подраздел 4.2, Форма 1.1), в случае отсутствия в едином реестре субъектов МСП сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом.

Из заявки ООО «Северный Трест» следует, что в ее составе содержится декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП (приложение к заявке от 05.12.2020г. № 616).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Данная закупка была опубликована 27.11.2020, и на момент публикации на территории РФ действовала предыдущая редакция Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, т.е. до изменений, вступивших в силу с 01.01.2021г.

Согласно данной редакции сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года, а также сведений, представленных в ФНС России в соответствии с частями 6 – 6.2, 6.4, 6.5 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ.

Содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

С учетом информации, полученной из электронного Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Северный Трест» начиная с 10.08.2019 и по настоящее время в реестре не состоит.

Пояснения ООО «Северный Трест» об ошибочных действиях налогового органа о не включении их в реестр МСП 10 августа 2020 не соответствуют действительности, так как согласно Налоговой декларации ООО «Северный Трест» за 2019 год (приложение к письму), она была направлена и принята в налоговом органе только 18.08.2020, о чем свидетельствуют отметки с датой и временем на электронных подписях титульного листа декларации. Соответственно не включение налоговым органом ООО «Северный Трест» в реестр МСП не является ошибкой – заявитель своевременно не подал необходимые сведения и не был включен в реестр на законных основаниях.

По состоянию на 01.07.2020 в налоговом органе сведения о налоговой отчетности и о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в отношении ООО «Северный Трест» отсутствовали, в связи с чем налоговый орган исключил ООО «Северный Трест» из реестра МСП еще 10.08.2019.

В письме от 18.01.2021 исх. № 1/18/01/21 в адрес Нововоронежской АЭС заявитель дает себе правовую оценку о его соответствии всем критериям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Однако данную оценку должен дать именно налоговый орган путем включения ООО «Северный Трест» в реестр.

Согласно Федеральному закону № 209-ФЗ помимо соответствия всем критериям, установленным частью 1.1 статьи 4, а необходимо соблюсти установленный порядок по своевременному предоставлению сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность.

Кроме того, согласно письму ФНС Министерства Финансов Российской Федерации от 08.08.2017 № ГД-4-14/15554@ установлен следующий порядок установления принадлежности к субъектам МСП:

- федеральная налоговая служба указывает на недопустимость подтверждения территориальными налоговыми органами ФНС России принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства при отсутствии сведений о соответствующем юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;

- подтверждение принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства осуществляется заинтересованным лицом при обращении к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 29.01.2021 сведения об ООО «Северный Трест» в электронном Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовали.

Также в своем письме от 18.01.2021 исх. № 1/18/01/21 ООО «Северный Трест» подтверждает свое отсутствие в реестре МСП.

Согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-21- 46771801 ООО «Северный трест» зарегистрировано 25.02.2016г.

Таким образом, Общество не могло предоставить декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП, поскольку не является вновь зарегистрированным или вновь созданным юридическим лицом и должно было предоставить сведения из единого реестра МСП.

Предоставив декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП, ООО «Северный Трест» скрыло от организатора закупки отсутствие сведений в реестре субъектов МСП и таким образом предоставило недостоверные сведения.

Более того, в соответствии с пунктом 12 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. № 1352 при осуществлении закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки в случае отсутствия информации об участнике закупки, субподрядчике (соисполнителе) в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, действия заказчика по отказу от заключения договора с ООО «Северный Трест» и отстранению его от участия в конкурсе по основанию предоставления недостоверных сведений о принадлежности к субъектам МСП не противоречат ЕОСЗ и требованиям действующего законодательства.

Однако, следует отметить, что в соответствии с пунктом 8.1 приложения № 12 ЕОСЗ в рамках отборочной стадии закупочная комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников закупки установленным требованиям, в том числе

- на соответствие заявки требованиям документации по существу по своему составу, содержанию и оформлению;

- на соответствие участника закупки и заявленных участником закупки субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей установленным требованиям (в случае установления требований).

Пункт 8.3 приложения № 12 ЕОСЗ определяет, что по итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора. Основаниями для отказа в допуске являются, в том числе, несоответствие участника закупки требованиям документации.

На основании изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что закупочная комиссия Заказчика неправомерно допустила ООО «Северный Трест» к участию в конкурсе, не проверив на отборочной стадии участника на соответствие требованиям документации и считает необходимым обратить внимание Заказчика на недопустимость подобных действий в дальнейшем при проведении закупок.

Таким образом, с учетом изложенного, оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика - Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» по отстранению ООО «Северный Трест» от участия в конкурсе на право заключения договора на разработку рабочей документации по теме: «Модернизация систем отопления, водоснабжения, вентиляции, сетей освещения, розеточных сетей административно-хозяйственных зданий Нововоронежской АЭС» и отказу от заключения договора, в связи с предоставлением недостоверных сведений о принадлежности к субъектам МСП.

 

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу ООО «Северный Трест» на действия Заказчика - Филиал АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора разработку рабочей документации по теме: «Модернизация систем отопления, водоснабжения, вентиляции, сетей освещения, розеточных сетей административно-хозяйственных зданий Нововоронежской АЭС» (идентификационный номер закупки в ЕИС 32009733893), необоснованной.

 

Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

Д.Ю. Чушкин

 

 

Члены Комиссии

Н.А. Грибанова

 

 

Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны