Решение №036/01/10-736/2019 по делу по признакам нарушения МКП городского округа г. Воро... от 20 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 036/01/10-736/2019 о нарушении антимонопольного законодательства
20.07.2020г.                                                                                                       г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена: 06.07.2020г.
Решение в полном объёме изготовлено: 20.07.2020г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля;
Степанов Р.М. – член Комиссии, начальник отдела планирования, отчетности, бюджетного учета и кадров;
Русаленко Н.В. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
Гаврилов В.А. – член Комиссии, специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля;
от МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» представитель не явился (надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещен);
от АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» - <…>, <…>;
от АО ИК «Информсвязь-Черноземье» - <…>;
от ООО «СТ-Воронеж» представитель не явился (надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела извещен);
от ООО «Интеркон» - <…>, <…>,
рассмотрела дело № 036/01/10-736/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) опор воздушных линий электропередач и контактной сети (далее – ОВЛЭ) для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, что привело к ущемлению интересов АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь - Черноземье» в сфере их предпринимательской деятельности,

У С Т А Н О В И Л А:
07.03.2019г. АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» (394019, г. Воронеж, ул. Еремеева, 22), 12.03.2019г. ООО «СТ-Воронеж» (394077, г. Воронеж, ул. Хользунова, д.72Б, пом. II), 02.04.2019г. АО ИК «Информсвязь-Черноземье» (394030, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 22 а, оф.28) обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) с заявлениями (вх. № 01-11/500; вх. № 01-11/526; вх. № 01-11/661) на действия МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» (394042, г. Воронеж, ул. Серафимовича, д.32) по установлению монопольно высокой цены на услуги по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) опор воздушных линий электропередач для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж.
Как следует из заявлений и приложенных к ним материалов, между АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье» и МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» заключены договоры на оказание услуг по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) опор воздушных линий электропередач для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, стоимость этих услуг в период с 2014 года по 31.12.2018г. составляла 590 руб. 00 коп. с НДС (приказ МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» № 573 от 25.10.2016г.), а с 01.01.2019г., в связи с увеличением НДС стоимость этих услуг составила 600 руб. 00 коп. с НДС за одну опору (дополнительные соглашения к договорам).
18.10.2019г. в Управление от ООО «Интеркон» поступило заявление (вх. № 01-11/2817) на действия МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» по установлению монопольно высокой цены на услуги по предоставлению во временное пользование интернет – провайдерам (операторам связи) опор воздушных линий электропередач для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж.
Заявители полагают, что МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» установило экономически необоснованную цену за услугу по предоставлению во временное пользование интернет – провайдерам (операторам связи) опор воздушных линий электропередач для подвеса кабелей связи.
Как было установлено Управлением, МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению во временное пользование интернет-провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для  подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж (в пределах зоны обслуживания), что подтверждается аналитическим отчетом о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное  пользование ОВЛЭ  для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж от 12.05.2020г. (далее – Аналитический отчет).
МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» считает, что установленная им цена на услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи является экономически обоснованной и в подтверждение этого предоставило в материалы дела следующие информацию и документы: план график периодического осмотра и текущего ремонта опор контактной сети троллейбуса, ОВК и ВЛ на 2019г.; акты выполненных работ/услуг АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон»; расчет стоимости использования опоры контактных сетей для размещения оптоволоконного кабеля связи; письмо МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» (исх. б/н от 31.10.2019г.); выписка из штатного расписания от 01.04.2019г., от 01.01.2018г., от 14.04.2017г., 01.01.2016г., 01.01.2015г.; письмо МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» (исх. б/н от 21.11.2019г.) и приложения к нему; акты выезда дежурной бригады от 06.11.2019г., 11.12.2019г., 11.03.2020г.
Однако АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон» полагают, что установленная МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» цена на указанные услуги в размере 590 руб., а в последствие 600 руб. 00 коп. с учетом НДС является экономически необоснованной и содержит признаки монопольно высокой, поскольку данная организация не несет никаких дополнительных расходов при оказании услуг по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, кроме тех, которые уже учтены регулирующим государственным органом в составе тарифов на услуги по передаче электрической энергии и услуги по перевозке пассажиров и багажа.
МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в ходе проверки не предоставлены надлежащие документальные доказательства, подтверждающие экономическое обоснование включенных в цену расходов и прибыли, в частности:
- доказательства конкретного объема работ, выполняемых данной организацией ежемесячно по договору предоставления возможности размещения кабелей связи на ОВЛЭ с АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон»;
- доказательства экономического обоснования взимания платы в размере 590 руб. 00 коп. с НДС (приказ МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» № 573 от 25.10.2016г.), а с 01.01.2019г. составила 600 руб. 00 коп. с НДС за одну ОВЛЭ с каждого интернет-провайдера (оператора связи) отдельно при размещении на одной опоре кабелей связи, принадлежащих нескольким интернет-провайдерам (операторам связи);
- доказательства несения дополнительных расходов при оказании услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) возможности размещения кабелей связи на ОВЛЭ не учтенных Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – УРТ ВО) в тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2018г.-2019г. и тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным электрическим транспортом;
- доказательства экономического обоснования уровня рентабельности услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи в размере 11,831 %.
Учитывая указанные обстоятельства, установленная МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» цена на услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж имеет признаки монопольно высокой цены.
В связи с этим, 04.10.2019 г. Управлением в отношении МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» возбуждено дело № 036/01/10-736/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении, поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению во временное пользование АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон» ОВЛЭ для  подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, что привело к ущемлению интересов АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон» в сфере их предпринимательской деятельности.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 31.10.2019г.
31.10.2019г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов, учитывая положения Указов Президента Российской Федерации от 02.04.2020г. № 239, от 28.04.2020г. № 294, рассмотрение дела отлагалось до 29.11.2019г., до 16.12.2019г., до 10.02.2020г., до 12.03.2020г., до 26.03.2020г., до 22.04.2020г., 20.05.2020г., 01.06.2020г.,06.07.2020г.
01.06.2020г. в связи с необходимостью получения дополнительных информации и документов, в том числе необходимостью подготовки заключения по обстоятельствам настоящего дела, Комиссией Управления объявлялся перерыв до 08.06.2020г., до 11.06.2020г., до 19.06.2020г.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/01/10-736/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив предоставленные по делу доказательства Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Управлением, при рассмотрении дела № 036/01/10-736/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) опор воздушных линий электропередач для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж (в пределах зоны обслуживания), что подтверждается Аналитическим отчетом (имеется в материалах дела).
Из Аналитического отчета установлено, что МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж (в пределах зоны обслуживания).
Таким образом, МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение, обязано соблюдать требования и запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в частности, запрет на установление и поддержание монопольно высокой цены на услуги по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж.
Согласно части 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Вместе с тем, ГК РФ (статья 10) установлен принцип запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на конкретном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Из материалов дела установлено, что приказом № 573 от 25.10.2016г. МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» установило цену на использование ОВЛЭ для размещения кабелей связи в размере 590 рублей 00 копеек (с учетом НДС), а в последствие дополнительным соглашением к договорам 600 рублей 00 копеек (с учетом НДС).
При этом плата за услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи взимается МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в полном объеме отдельно с каждого интернет – провайдера (оператора связи) независимо от количества размещенных на одной опоре кабелей связи и количества собственников этих кабелей.
МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в обоснование правомерности установленной цены в материалы дела предоставило следующие информацию и документы: план график периодического осмотра и текущего ремонта опор контактной сети троллейбуса, ОВК и ВЛ на 2019г.; акты выполненных работ/услуг АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон»; расчет стоимости использования опоры контактных сетей для размещения оптоволоконного кабеля связи; письмо МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» (исх. б/н от 31.10.2019г.); выписка из штатного расписания от 01.04.2019г., от 01.01.2018г., от 14.04.2017г., 01.01.2016г., 01.01.2015г.; письмо МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» (исх. б/н от 21.11.2019г.) и приложения к нему; акты выезда дежурной бригады от 06.11.2019г., 11.12.2019г., 11.03.2020г.
Комиссия Управления изучив указанные документы приходит к выводу о повторном учете МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» затрат и прибыли, которые уже учтены регулирующим государственным органом в составе тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 г.г.  и на услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным электрическим транспортом для МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в силу следующего.
Как установлено Управлением в ходе проведения проверки по заявлениям интернет-провайдеров (операторов связи) между МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» и АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон» заключены и действуют договоры проведения технического обслуживания (№ 11-ОВК/15 от 09.10.2014г.; № 19-ОВК/16 от 01.07.2016г.; № 35-ОВК/16 от 22.12.2015г.; № 7- № ОВК-13 от 01.01.2013г.; № 7-ОВК/14 от 28.11.2013г.) (далее – Договоры).
Согласно пункту 1.1 Договоров: «предметом договора сторон является техническое обслуживание опор(ы) контактной сети, используемой(ых) для размещения оптоволоконного кабеля (далее «ОВК») в целях обеспечения надежности и безопасности ее(их) эксплуатации». Пунктом 1 договоров предусмотрено, что: «Заказчик осуществляет размещение ОВК на опорах контактной сети…».
В соответствии с пунктом 3.1.2 Договоров Исполнитель (МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс») обязан: «Содержать опоры контактной сети, используемые для размещения ОВК в техническом состоянии, обеспечивающем надлежащие условия для размещения и эксплуатации кабеля».
Пунктом 2.1 Договоров установлена плата за использование 1 опоры в месяц 590 рублей 00 копеек в том числе НДС.
Согласно пункту 3.1.3 Договоров Исполнитель обязан: «Проводить регулярный контроль за состоянием опор контактной сети, используемых для размещения ОВК и необходимое техническое обслуживание, которое включает:
- осуществление надзора за техническим состоянием конструкции;
- проведение плановых регламентных работ, необходимых для поддержания опоры в надлежащем техническом состоянии;
- устранение неисправностей и повреждений опор (в объеме текущего ремонта)».
Таким образом, из содержания условий указанных договоров следует, что все затраты по обеспечению надлежащего содержания, техническому обслуживанию имущества, его эксплуатации, проведению необходимого текущего и капитального ремонта несет за свой счет МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» как владелец ОВЛЭ.
При этом Комиссией Управления установлено, что фактически указанные договоры заключены в целях получения интернет-провайдерами (операторами связи) услуг по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, а не технического обслуживания имущества, которое им не принадлежит (ОВЛЭ).
Указанные обстоятельства подтверждаются письмами МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» (исх. 271 от 04.04.2019г.; исх. 427 от 11.06.2019г.), заявлениями АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон», а также письмами иных интернет-провайдеров (операторов связи), имеющихся в материалах настоящего дела.
Как установлено материалами настоящего дела МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» не направляло АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон» акты выполненных работ/оказанных услуг, либо каких-то иных документов, содержащих конкретный перечень работ/услуг, которые МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» осуществляло ежемесячно в рамках заключенных с АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон» Договоров. При этом предоставленные МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в материалы дела акты выполненных работ/оказанных услуг с формулировкой: «техническое обслуживание опор контактной сети, используемых для размещения оптоволоконного кабеля» не подтверждают выполнение данным хозяйствующим субъектом конкретных работ/услуг по договорам с АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь-Черноземье», ООО «Интеркон», поскольку в данных актах отсутствуют сведения о конкретном перечне и объеме фактически выполненных работ/оказанных услуг.
Кроме того, предоставленные МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в материалы настоящего дела акты выезда дежурной бригады от 06.11.2019г., 11.12.2019г., 11.03.2020г. о проведении работ по восстановлению кабелей связи интернет - провайдеров (операторов связи) не являются достоверными доказательствами выполнения МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» работ по восстановлению конкретных кабелей связи, принадлежащих соответствующим интернет-провайдерам с определенной периодичностью (ежемесячно).
При этом в материалах настоящего дела имеются письма интернет - провайдеров (операторов связи) о том, что все работы по подвесу/обслуживанию/ демонтажу кабелей связи осуществляются силами подрядных организаций (интернет – провайдеров), а не владельцем ОВЛЭ. Также данные акты противоречат условиям Договоров, согласно которым обязанность по размещению кабелей связи на опорах контактной сети МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» возлагается на заказчика (интернет-провайдеров), а не на владельца ОВЛЭ.
Одновременно с этим в материалы дела МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» не предоставило информации о том, сколько на каждой ОВЛЭ находится кабелей связи интернет-провайдеров (операторов связи), однако, как сообщило МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс», плата взимается отдельно с каждого интернет-провайдера (оператора связи) в размере 590 руб. 00 коп. с НДС, а с 01.01.2019г. -  600 руб. 00 коп. с НДС и не делится на количество лиц, чьи кабели размещаются на одной ОВЛЭ, несмотря на неизменность затрат на эксплуатацию одной ОВЛЭ.
Доказательств обратного МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в материалы дела не предоставлено.
В предоставленном МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в материалы дела расчете стоимости использования опоры контактных сетей для размещения оптоволоконного кабеля связи содержатся следующие показатели: 1) заработная плата – 8694346,14 руб. (с расшифровкой перечня работ); 2) отчисления 30,8 % – 1878251,00 руб.; 3) работа автотранспорта – 6895980,00 руб.; 4) материалы – 20146435,75 руб.; 5) рентабельность – 11,831 %.
Между тем, согласно смете расходов, утвержденных приказом УРТ ВО от 26.12.2014г. № 59/10 для МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019г.г., в котором учтены, в том числе следующие расходы:
1) В 2018 году:
 - сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо в размере 102,89 тыс. руб.;
- фонд оплаты труда в размере 2736,00 тыс. руб.;
- ремонт основных фондов в размере 3691,49 тыс. руб.;
- амортизация в размере 55,10 тыс. руб.;
- другие прочие расходы в размере 279,12 тыс. руб.;
- налоги в размере 12,80 тыс. руб.;
- прочие подконтрольные расходы в размере 1031,71тыс. руб.;
2) В 2019 году:
- сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо в размере 87,26 тыс. руб.;
- фонд оплаты труда в размере 2320,33 тыс. руб.;
- ремонт основных фондов в размере 3130,66 тыс. руб.;
- амортизация в размере 402,00 тыс. руб.;
- другие прочие расходы в размере 236,71 тыс. руб.;
- налоги в размере 13,50 тыс. руб.;
- прочие подконтрольные расходы в размере 874,96 тыс. руб.
При этом уровень рентабельности услуг по передаче электрической энергии, установленный УРТ ВО для МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в 2018 году составляет 13,43%, а в 2019г. - 5,40 %.
Как сообщило УРТ ВО в письме (исх. № 55-11/950 от 24.06.2019г.) затраты на «Ремонт основных фондов», «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», «Фонд оплаты», «Прочие подконтрольные расходы» входят в состав подконтрольных расходов, а затраты по статье «Прочие неподконтрольные расходы» не были учтены при установлении тарифа для МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» как незаявленные данной организацией.
Приказами УРТ ВО от 04.03.2016г. № 8/4, от 03.07.2017г. № 25/1, от 15.10.2019г. № 39/1 для МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» установлены тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно предоставленной УРТ ВО в материалы настоящего дела информации при формировании тарифа на перевозки пассажиров и багажа в составе общехозяйственных расходов МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» на 2017 г. учтены расходы на ремонт и обслуживание производственных фондов.
Таким образом, все экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» своих основных производственных средств, к которым, в том числе относятся опоры контактной сети и ОВЛЭ, учтены УРТ ВО в тарифах на услуги по передаче электрической энергии и на услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным электрическим транспортом.
При указанных обстоятельствах, расходы предоставленные МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в качестве обоснования цены на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи уже учтены регулирующим органом в составе тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 г.г. и на услуги по перевозке пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом и, соответственно, полностью возмещаются при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа наземным электрическим транспортом, а также в силу условий договоров (пункт 3.1.2) должны осуществляться  за счет данной организации как владельца ОВЛЭ, а не за счет потребителей данных услуг - интернет-провайдеров (операторов связи).
В расчете стоимости использования опоры контактных сетей для размещения оптоволоконного кабеля связи в разделе «заработная плата» содержится расшифровка перечня работ, которые не относятся к услугам в рамках, заключенных с интернет-провайдерам (операторам связи) договорам, а именно: замена оттяжки кронштейна, замена кронштейна, очистка поверхности кронштейна, подвязывание провисших кабелей и т.д.
Таким образом, МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс», повторно включая в свою цену на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, учтенные УРТ ВО затраты, необоснованно в двойном размере возмещает эти затраты и получает прибыль, которые оплачиваются потребителями услуг по передаче электрической энергии, услуг по перевозке пассажиров и багажа наземным электрическим транспортом в составе соответствующих тарифов и повторно - интернет-провайдерами (операторами связи).
Кроме того, из предоставленного МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» расчета рентабельности услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж в размере 11,831% следует, что данный расчет выполнен данной организацией с использованием тех же показателей, которые уже учтены УРТ ВО (замена ОВЛЭ, установка провода самонесущий изолированный, зарплата, налоги по з/п; амортизация автоподъемников; расходы на бензин) и которые в соответствии с условиями  Договоров осуществляются за счет МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» как владельца ОВЛЭ, в связи с чем указанные показатели не могут включаться в цену на услугу по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи и использоваться при расчете рентабельности данной услуги.
При указанных обстоятельствах, установленный МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» в структуре цены на услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж уровень рентабельности в размере 11,831% является экономически необоснованным.
При этом, указанный уровень рентабельности существенно превышает рентабельность, установленную УРТ ВО на услуги по передаче электрической энергии (в 2019г. - 5,40 %), на услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным электрическим транспортом (в 2019 – 4,8%).  
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» документально не подтвердило факт несения дополнительных, не учтенных УРТ ВО в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии и тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным электрическим транспортом экономически обоснованных расходов, в связи с размещением на ОВЛЭ кабелей связи, получения экономически обоснованной прибыли при оказании услуг по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, возмещаемых в цене на эти услуги в размере 590 рублей 00 копеек с учетом НДС, а впоследствии 600 рублей 00 копеек с учетом НДС.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу об экономически необоснованном размере (590 рублей 00 копеек с НДС и 600 рублей 00 копеек с учетом НДС), установленной МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» цены на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, в связи с тем, что данная цена превышает сумму необходимых для оказания названной услуги расходов и прибыли, а именно: объем трудозатрат, уровень рентабельности и накладные расходы.
Отстаивая свою правовую позицию, МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» неоднократно в своих объяснениях, а также на заседаниях Комиссии Управления по рассмотрению настоящего дела указывало на несение дополнительных трудозатрат, в связи с мероприятиями по обслуживанию ОВЛЭ, на которых размещены кабели связи интернет - провайдеров (операторов связи).
Однако из содержания условий типового договора следует, что все затраты по обеспечению надлежащего содержания, техническому обслуживанию имущества, его эксплуатации, проведению необходимого текущего и капитального ремонта несет за свой счет МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» как владелец ОВЛЭ, а не его контрагент - интернет-провайдер.
МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» не предоставило в материалы настоящего дела документальных доказательств, подтверждающих выполнение конкретных дополнительных работ/услуг, кроме осуществляемых в пределах установленного тарифа на услуги по передаче электрической энергии и тарифа на услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным электрическим транспортом, которые позволяли бы определить дополнительные трудозатраты.
При указанных обстоятельствах, действия МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» по установлению и поддержанию монопольно высокой цены в размере 600 рублей 00 копеек с учетом НДС на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи приводят к ущемлению интересов АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь - Черноземье», ООО «Интеркон» в сфере их предпринимательской деятельности, а также к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, которые пользуются данной услугой, поскольку монопольно высокая цена на эти услуги существенно препятствует появлению на территории городского округа г. Воронежа (в отдельных его районах, в частности в районах частной застройки) новых интернет - провайдеров (операторов связи), а также развитию сетей связи уже действующих на рынке хозяйствующих субъектов.
В связи с этим, установленная МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» на указанные услуги цена, в силу части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции является монопольно высокой, поскольку превышает затраты и прибыль, необходимые для оказания данной услуги, а действия данной организации по установлению с 25.10.2016г. своим приказом № 573 «Об утверждении Порядка формирования тарифов за предоставление доступа к объектам инфраструктуры» и поддержанию монопольно высокой цены являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, заявленное МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» ходатайство о проведении экспертизы на предмет возможности переноса кабелей связи интернет-провайдеров (операторов связи) с ОВЛЭ МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» на ОВЛЭ иных владельцев (опоры освещения) от 18.05.2020г. отклоняется как несостоятельное, поскольку возможность замены способа размещения кабелей связи, в том числе на ОВЛЭ других хозяйствующих субъектов была проанализирована в Аналитическом отчете.
При рассмотрении дела Комиссией Управления с учетом имеющихся материалов дела, проведен анализ и сопоставление размера цены за аналогичные услуги, оказываемые на территории городского округа г. Воронежа и Воронежской области другими хозяйствующими субъектами, действующими в сопоставимых с МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» условиях.
В частности, цена на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, оказываемые АО «Воронежская горэлектросеть» на территории городского округа г. Воронеж составляет 30 рублей (с учетом НДС).
В материалах настоящего дела имеются информация и документы, предоставленные сетевыми организациями (МУП «ГОРЭЛЕКТРОСЕТИ» г. Нововоронеж - цена составляет 27 руб. 39 коп. с НДС; МУП «Бобровская горэлектросеть» - цена составляет 54 руб. 75 коп. с НДС), которые на территории Воронежской области также оказывают услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи, но цена на эти услуги является более низкой, чем у МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс».
Вместе с тем, условия в которых сформирована указанная цена у хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность на территории городского округа г. Воронеж и Воронежской области являются сопоставимыми, поскольку в тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии у них включены идентичные, как и у МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» показатели (расходы и прибыль), на основании которых УРТ ВО производит расчет тарифа на эти услуги.
При указанных обстоятельствах минимально возможная рентабельная цена, сложившаяся на территории городского округа г. Воронеж, как следует из материалов дела, составляет 30 рублей с учетом НДС.
В связи с этим, Комиссия Управления считает цену в размере 30 рублей с учетом НДС за 1 опору рекомендованной справедливой ценой за услуги по предоставлению во временное пользование интернет - провайдерам (операторам связи) ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «б» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции); о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний:
- о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
- о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.  
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт наличия у МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» доминирующего положения на рынке услуг по предоставлению интернет - провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж.
2. Признать действия МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» по установлению с 25.10.2016г. и поддержанию монопольно высокой цены на услуги по предоставлению интернет-провайдерам (операторам связи) во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж, что привело к ущемлению интересов АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ», ООО «СТ-Воронеж», АО ИК «Информсвязь - Черноземье», ООО «Интеркон» в сфере их предпринимательской деятельности, а также ущемлению интересов неопределенного круга потребителей услуг МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» по предоставлению во временное пользование ОВЛЭ для подвеса кабелей связи на территории городского округа г. Воронеж,  злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 1 части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции.
3. Выдать МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать МКП городского округа г. Воронеж МТК «Воронежпассажиртранс» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                              С.В. Михин
Члены Комиссии:                                                                         Р.М. Степанов
                                                                                                    В.А. Гаврилов
                                                                                                    Н.В. Русаленко

Связанные организации

Связанные организации не указаны