Постановление №036/04/14.31-1314/2022 по делу об административном правонарушении в отношении <...>... от 2 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/14.31-1314/2022 об административном правонарушении

02.12.2022 года                                                                                                    г. Воронеж

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/14.31-1314/2022 об административном правонарушении, возбужденного 23.11.2022г. в отношении <...> общества с ограниченной ответственностью «ТЗК «ПЛАНЕТА» (ОГРН 1053600445062; ИНН/КПП 3664067801/366201001; 396023, Воронежская область, Рамонский район, территория Аэропорт; далее – ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА») <...> (далее – <...>), приказ от 03.12.2020г. по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствии  <...> (о времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом извещенного),

У С Т А Н О В И Л:

05.10.2022г. Комиссией Управления было принято решение по делу № 036/01/10-734/2022 о нарушении антимонопольного законодательства пунктом 2 которого действия ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» по установлению и взиманию в период с 19.10.2021г. по 11.08.2022г. платы за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в международном аэропорту имени Петра I с нарушением установленного нормативными-правовыми актами порядка ценообразования, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В связи с принятием Комиссией Управления указанного решения, которым установлен факт нарушения ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» антимонопольного законодательства, 23.11.2022 года лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении <...> был составлен протокол № 036/04/14.31-1314/2022 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения данным хозяйствующим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Рассмотрение дела № 036/04/14.31-1314/2022 об административном правонарушении было назначено на 02.12.2022г.
02.12.2022г. на рассмотрении настоящего дела <...> не явился, однако направил в Управление ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела № 036/04/14.31-1314/2022 об административном правонарушении установлено следующее.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях), услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере естественной монополии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Управлением, при рассмотрении дела № 036/01/10-734/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта имени Петра I (в пределах зоны обслуживания), по результатам которого у ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается обзором от 26.07.2022г. (имеется в материалах дела).
Таким образом, ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» как хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта имени Петра I (в пределах зоны обслуживания) обязано соблюдать запреты установленные антимонопольным законодательством, в том числе пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела 036/01/10-734/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, 07.07.2022г. в Управление от ДГРТ ВО поступила информация, согласно которой ООО «ТЗК ПЛАНЕТА» в 2021 году ДГРТ ВО тариф не устанавливался, а также что общество отозвало предоставленные им документы для установления тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и до настоящего момента (по состоянию на 07.07.2022г.) материалы от ООО «ТЗК ПЛАНЕТА» для установления соответствующего тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в международном аэропорту имени Петра I в ДГРТ ВО не поступали.
Как следует из материалов дела № 036/01/10-734/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, 26.06.2021г. ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» письмом (исх. № 94) обратилось в ДГРТ ВО с целью установления тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом.
19.07.2021г. ДГРТ ВО направило в ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» запрос (исх. № 55-11/1174) о предоставлении дополнительных материалов и расчетов согласно методическим указаниям.
06.08.2021г. ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» письмом (исх. № 136) направило в ДГРТ ВО запрашиваемые информацию и документы.
В ходе рабочего совещания между ДГРТ ВО и ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА», обществу были разъяснены требования к заявлению и документам, предоставляемым в ДГРТ ВО для установления соответствующего тарифа.
29.09.2021г. ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» письмом (исх. № 212) просило ДГРТ ВО перенести срок предоставления дополнительного пакета документов для утверждения тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом.
19.10.2021г. ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» письмом (исх. № 235) отозвало свое заявление из ДГРТ ВО для установления тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в международном аэропорту имени Петра I.
Между тем, 11.08.2022г. ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» письмом (исх. № 208) направило в ДГРТ ВО заявление и документы с целью установления тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в международном аэропорту имени Петра I.
Таким образом, ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» в период с 19.10.2021г. по 11.08.2022г. не предпринимало необходимых мер для установления уполномоченным государственным органом тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в международном аэропорту имени Петра I.
Отношения, связанные с установлением цен услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом регулируются следующими нормативными правовыми актами.
Согласно абзацу 5 статьи 6 Закона о естественных монополиях перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Указанным постановлением Правительства РФ утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в который включены, в том числе услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом (пункт 5 указанного перечня).
Согласно пункту 5.3.21.24 Положения о Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 ФАС России устанавливает (утверждает, регистрирует) цены (тарифы) на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
В силу подпункта «б» пункта 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950, органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг в аэропортах.
Пунктом 6 указанного положения установлено, что государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Приказу ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17 «Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России» ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» не входит в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах государственное регулирование которыми осуществляется ФАС России.
Таким образом, ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА», оказывая услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, обязано было обратиться в уполномоченный государственный орган субъекта РФ – ДГРТ ВО для установления тарифа на указанную услугу.
С учетом изложенного, действия ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» по установлению и взиманию платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом, нарушают установленный нормативно-правовыми актами порядок ценообразования.
При указанных обстоятельствах, решением по делу № 036/01/10-734/2022 о нарушении антимонопольного законодательства действия ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» действия ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» по установлению и взиманию в период с 19.10.2021г. по 11.08.2022г. платы за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в международном аэропорту имени Петра I с нарушением установленного нормативными-правовыми актами порядка ценообразования, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере определенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно приказу № <...> от 03.12.2020г. <...> с 02.12.2020г. вступил в должность <...> ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА».
Учитывая изложенное, именно <...> обязан организовать/обеспечить соблюдение ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» требований антимонопольного законодательства.
Оценка всех в совокупности обстоятельств и доказательств по делу позволяет сделать вывод о том, что действия <...>, выразившиеся в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей по организации/соблюдению ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» требований антимонопольного законодательства (пункт 10 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) устанавливающих запрет на злоупотребление доминирующим положением, в том числе по установлению и взиманию в период с 19.10.2021г. по 11.08.2022г. платы за услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в международном аэропорту имени Петра I с нарушением установленного нормативными-правовыми актами порядка ценообразования, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, содержат в себе  событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
С учетом указанных обстоятельств, вина <...> в результате совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела находит свое подтверждение.
Административное правонарушение, совершенное <...> имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в незаконном лишении права неопределенного круга потребителей на оплату услуг по заправке воздушных судов авиационным топливом на территории международного аэропорта имени Петра I по экономически обоснованной цене.
Кроме того, высокая общественная опасность совершенного <...> административного правонарушения выражается в пренебрежительном отношении данного лица к требованиям Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения <...> от административной ответственности.
При назначении административного наказания, учитываются в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельств, что <...> организовал исполнение ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА» в добровольном порядке до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, а также совершение административного правонарушения по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ впервые.
В ходе рассмотрения настоящего дела каких-либо обстоятельств отягчающих или исключающих административную ответственность <...> не установлено.
В связи с этим, считаю необходимым применить минимальную санкцию, предусмотренную частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно: административный штраф в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Признать <...> общества с ограниченной ответственностью «ТЗК «ПЛАНЕТА» (ОГРН 1053600445062; ИНН/КПП 3664067801/366201001; 396023, Воронежская область, Рамонский район, территория Аэропорт; далее – ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА») <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (двадцать тысяч) рублей 00 копеек.
2. Направить <...> общества с ограниченной ответственностью «ТЗК «ПЛАНЕТА» (ОГРН 1053600445062; ИНН/КПП 3664067801/366201001; 396023, Воронежская область, Рамонский район, территория Аэропорт; далее – ООО «ТЗК «ПЛАНЕТА») <...> настоящее постановление для исполнения.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.


Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
ИНН: 3664022568
КПП: 366601001
Расчетный счет: 03100643000000013100
Корреспондентский счет (ЕКС): 40102810945370000023
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ//УФК по Воронежской области г. Воронеж
БИК ТОФК: 012007084
Код бюджетной классификации: 161 1 16 01091 01 0016 140
ОКТМО: 20701000
УИН: 16100500000001552270

Связанные организации

Связанные организации не указаны