Решение №036/05/16-977/2019 о признании рекламы ненадлежащей от 18 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
№ 036/05/16-977/2019
«18» февраля 2020 года                                                                 город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В. Г. Попов – заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: Н. М. Федирчук – специалист-эксперт контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. Н. Михина – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/16-977/2019 по признакам нарушения акционерным обществом «Аргументы и факты» (ИНН 7701103751) (далее – АО «АиФ»), обществом с ограниченной ответственностью «Бизнес-Пресс» (ИНН 3662150300) (филиал «Аргументы и факты» - Черноземье») (далее – ООО «Бизнес-Пресс») требований пункта 3 статьи 5, статьи 16 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – АО «АиФ» (уведомлено надлежащим образом),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе – <…> ООО «Бизнес-Пресс» <…> (далее – <…>);
в отсутствие заявителя – <…> (уведомлен надлежащим образом),
У С Т А Н О В И Л А:
В Воронежское УФАС России поступило заявление гражданина <…> (вх. № 01-10/1064 от 10.12.2019 года) о нарушении законодательства о рекламе.
Заявитель сообщил о распространении в средстве массовой информации – региональном приложении для жителей Воронежа и Воронежской области к «Аргументы и факты» – Черноземье» в № 49 (1275) за 04 декабря 2019 года на полосе № 17 статьи «ВКУС СОВЕТКОГО ГОСТА» со следующей текстовой информацией: «Почему народ по-прежнему любит борисоглебскую тушёнку? БОРИСОГЛЕБСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ – ИЗ ТЕХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЧЬЮ ПРОДУКЦИЮ ДАВНО И ИСКРЕННЕ ЛЮБИТ НАРОД, И ЭТИ ЧУВСТВА ВЗАИМНЫ: БЛАГОДАРЯ ОТРАБОТАННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ И НАЛАЖЕННОЙ СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА БОРИСОГЛЕБСКАЯ ТЕШЁНКА ТАК ЖЕ ВКУСНА, КАК И 20, 30, 50 ЛЕТ НАЗАД. /…/ В числе новинок – консервы из субпродуктов «Сердце в собственном соку», «Печень в собственном соку», «Паштет печёночный со сливочным маслом». /…/ Разработана целая линейка супов – «Первые объединенные блюда». Это «Суп-рассольник с мясом», «Суп крестьянский с мясом», «Борщ флотский с мясом», «Суп гороховый с мясом и зеленью» и другие. /…/ В современном мире многим не хватает стабильности, но работники предприятия уверены в завтрашнем дне. Борисоглебский комбинат внесён в реестр социально ответственных предприятий Воронежской области, и здесь сохраняются все необходимые гарантии. Так что работать на БМКК престижно и интересно. Юрий СВЕТАЧЕВ Продукция комбината широко известна в самых разных уголках России и пользуется заслуженным спросом».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в указанной рекламе является продукция Борисоглебского мясоконсервного комбината, Борисоглебский мясоконсервный комбинат, а также технологии и качество изготавливаемой продукции.
Статья «ВКУС СОВЕТКОГО ГОСТА», размещенная в региональном приложении для жителей Воронежа и Воронежской области к «Аргументы и факты» – Черноземье» в № 49 (1275) за 04 декабря 2019 года на полосе № 17, является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Требования к рекламе в периодических печатных изданиях установлены ст. 16 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
Заявитель указывает на отсутствие, сопровождающей текст рекламной статьи, пометки «реклама» или «на правах рекламы».
Таким образом, рассматриваемая реклама распространяется с признаками нарушения требований статьи 16 ФЗ «О рекламе», выраженными в размещении в региональном приложении для жителей Воронежа и Воронежской области к «Аргументы и факты» – Черноземье» в № 49 (1275) за 04 декабря 2019 года на полосе № 17, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, текста рекламы без сопровождения пометкой «реклама» или «на правах рекламы», что не допускается.
Согласно выходным данным рекламораспространителем данной рекламы является АО «Аргументы и факты» (101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 42, подъезд 3) в лице филиала «Аргументы и факты» - Черноземье» (394026, г. Воронеж, пр-т Московский, д. 26, aif-red@aif.vrn.ru).
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе статьи 16 ФЗ «О рекламе».
Определением от 24 декабря 2019 года № 036/05/16-977/2019 в отношении АО «АиФ» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дело назначено к рассмотрению на 10:30 (мск) 14 января 2020 года в здании Воронежского УФАС России (г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21, зал заседаний).
В ответ на Определение о возбуждении дела № 036/05/16-977/2019 поступили письменные пояснения (вх. № 01-11/81 от 10.01.2020 г.) от общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Пресс» (ИНН 3662150300) (филиал «Аргументы и факты» - Черноземье») (далее – ООО «Бизнес-Пресс»), в соответствии с которыми: рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Борисоглебский мясоконсервный комбинат»; рекламораспространителем и рекламопроизводителем рассматриваемой рекламы является ООО «Бизнес-Пресс». Вместе с тем, ООО «Бизнес-Пресс» сообщило, что рассматриваемая реклама содержит расположенную перпендикулярно рекламного текста пометку «реклама» у одной из фотографий статьи, выполненную на белом фоне серым шрифтом «pragmatika» 4pt (текст статьи изготовлен шрифтом times кегль 10pt).
14 января 2020 года на рассмотрении дела № 036/05/16-977/2019 Комиссией объявлен перерыв до 11:00 (мск) 21 января 2020 года.
В соответствии с п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее по тексту – Правила), рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения в связи с необходимостью привлечения, по мнению антимонопольного органа, к участию в деле других лиц.
Таким образом, 21 января 2020 года на рассмотрении дела № 036/05/16-977/2019, в связи с необходимостью привлечения к участию в деле ООО «Бизнес-Пресс» (ИНН 3662150300), Определением об отложении рассмотрения дела № 036/05/16-977/2019 от 21 января 2020 года, рассмотрение дела было отложено и назначено на 14 часов 00 минут (мск) 18 февраля 2020 года по адресу: г. Воронеж, пр-т Революции, д. 21, зал заседаний.
Определением о продлении срока рассмотрения дела № 036/05/16-977/2019 от 20 декабря 2019 года рассмотрение дела продлено до 24 февраля 2020 года.
18 февраля 2020 года, на рассмотрении дела № 036/05/16-977/2019, законный представитель ООО «Бизнес-Пресс» <…> не смогла предоставить доказательства, подтверждающие полноту и достоверность рекламной информации: «100 ЛЕТ КАЧЕСТВА /…/ Все эти годы предприятие производило мясные консервы, внося свой вклад в продовольственную безопасность страны и удовлетворяя самые требовательные вкусы рядового потребителя /…/ Продукция комбината широко известна в самых разных уголках России и пользуется заслуженным спросом /.../ Любая партия сырья, поступающая в производство, проходит трёхступенчатый контроль /…/ На комбинате созданы все условия для профессионального роста /…/», содержащейся в статье «ВКУС СОВЕТКОГО ГОСТА», размещенной ООО «Бизнес-Пресс» в региональном приложении для жителей Воронежа и Воронежской области к «Аргументы и факты» – Черноземье» в № 49 (1275) за 04 декабря 2019 года на полосе № 17.
Также, <…> сообщила об отсутствии у ООО «Бизнес-Пресс» умысла нарушения законодательства РФ о рекламе.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные хозяйствующим субъектом, Комиссия установила следующее.
То обстоятельство, что в положениях ФЗ «О рекламе» не указан размер и цвет шрифта необходимых пометок, не свидетельствует о том, что размер и цвет шрифта может быть любым. Основным условием размещения рекламы является предоставление добросовестной и достоверной информации.
Вместе с тем, статья 16 ФЗ «О рекламе» содержит прямое требование к рекламе в периодических печатных изданиях о необходимости сопровождения всего текста рекламы пометкой «реклама» или «на правах рекламы», в то время как размещение пометки «реклама» в рекламной статье, перпендикулярно рекламного текста, на белом фоне серым шрифтом «pragmatika» 4pt (рекламный текст статьи изготовлен черным шрифтом times кегль 10pt), рядом с одной из фотографий – затрудняет восприятие пометки, не позволяет потребителю соотнести пометку ко всему рекламному тексту и свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.
Таким образом, формальное присутствие в рекламной статье пометки «реклама», приведенной более мелким шрифтом не свидетельствует о доведении до неопределенного круга лиц требуемой информации надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно публикации.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
ООО «Бизнес-Пресс» не приведены безусловные обстоятельства и не предъявлены исчерпывающие доказательства, подтверждающие полноту и достоверность рекламной информации: «100 ЛЕТ КАЧЕСТВА /…/ Все эти годы предприятие производило мясные консервы, внося свой вклад в продовольственную безопасность страны и удовлетворяя самые требовательные вкусы рядового потребителя /…/ Продукция комбината широко известна в самых разных уголках России и пользуется заслуженным спросом /.../ Любая партия сырья, поступающая в производство, проходит трёхступенчатый контроль /…/ На комбинате созданы все условия для профессионального роста /…/», содержащейся в статье «ВКУС СОВЕТКОГО ГОСТА».
Таким образом, Комиссией установлено распространение ООО «Бизнес-Пресс» не соответствующих действительности сведений, содержащихся в статье «ВКУС СОВЕТКОГО ГОСТА» регионального приложения для жителей Воронежа и Воронежской области к «Аргументы и факты» – Черноземье» в № 49 (1275) за 04 декабря 2019 года на полосе № 17.
Учитывая изложенное, рассматриваемая реклама нарушает правила пункта 3 статьи 5, статьи 16 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное лицо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьи 16 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 8 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Материалами дела подтверждается, ООО «Бизнес-Пресс» не отрицается, что Общество является определившим содержание рекламной статьи рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, и распространение не соответствующих действительности сведений, содержащихся в статье «ВКУС СОВЕТКОГО ГОСТА» регионального приложения для жителей Воронежа и Воронежской области к «Аргументы и факты» – Черноземье» в № 49 (1275) за 04 декабря 2019 года на полосе № 17 произошло его вине.
Таким образом ООО «Бизнес-Пресс» несет ответственность за нарушение требований пункта 3 статьи 5, статьи 16 ФЗ «О рекламе».
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Комиссия находит основания для выдачи ООО «Бизнес-Пресс» предписания о прекращении нарушения требований пункта 3 статьи 5, статьи 16 ФЗ «О рекламе», в том числе в целях пресечения противоправного поведения в дальнейшем.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 - 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную/распространяемую в средстве массовой информации – региональном приложении для жителей Воронежа и Воронежской области к «Аргументы и факты» – Черноземье» в № 49 (1275) за 04 декабря 2019 года на полосе № 17 статьи «ВКУС СОВЕТКОГО ГОСТА» следующего содержания: «Почему народ по-прежнему любит борисоглебскую тушёнку? БОРИСОГЛЕБСКИЙ МЯСОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ – ИЗ ТЕХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЧЬЮ ПРОДУКЦИЮ ДАВНО И ИСКРЕННЕ ЛЮБИТ НАРОД, И ЭТИ ЧУВСТВА ВЗАИМНЫ: БЛАГОДАРЯ ОТРАБОТАННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ И НАЛАЖЕННОЙ СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА БОРИСОГЛЕБСКАЯ ТЕШЁНКА ТАК ЖЕ ВКУСНА, КАК И 20, 30, 50 ЛЕТ НАЗАД. /…/ 100 ЛЕТ КАЧЕСТВА /…/ Все эти годы предприятие производило мясные консервы, внося свой вклад в продовольственную безопасность страны и удовлетворяя самые требовательные вкусы рядового потребителя /…/ Продукция комбината широко известна в самых разных уголках России и пользуется заслуженным спросом /.../ Любая партия сырья, поступающая в производство, проходит трёхступенчатый контроль /…/ В числе новинок – консервы из субпродуктов «Сердце в собственном соку», «Печень в собственном соку», «Паштет печёночный со сливочным маслом». /…/ Разработана целая линейка супов – «Первые объединенные блюда». Это «Суп-рассольник с мясом», «Суп крестьянский с мясом», «Борщ флотский с мясом», «Суп гороховый с мясом и зеленью» и другие. /…/ На комбинате созданы все условия для профессионального роста /…/ В современном мире многим не хватает стабильности, но работники предприятия уверены в завтрашнем дне. Борисоглебский комбинат внесён в реестр социально ответственных предприятий Воронежской области, и здесь сохраняются все необходимые гарантии. Так что работать на БМКК престижно и интересно. Юрий СВЕТАЧЕВ Продукция комбината широко известна в самых разных уголках России и пользуется заслуженным спросом.», поскольку в ней нарушены требования пункта 3 статьи 5, статьи 16 ФЗ «О рекламе» (далее – ненадлежащая реклама).
2. Выдать ООО «Бизнес-Пресс» предписание о прекращении нарушения пункта 3 статьи 5, статьи 16 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем исключения из рассматриваемой рекламы не имеющих объективное подтверждение сведений и внесения сопровождающей весь рекламный текст надлежащей пометки «реклама» или «на правах рекламы».
3. Прекратить производство по делу № 036/05/6-977/2019 в отношении АО «АиФ», в связи с отсутствием в его действиях нарушения ФЗ «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 18 февраля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии:                                                            В. Г. Попов
Члены Комиссии:                                                                         Н. М. Федирчук
                                                                                                    Н. Н. Михина

Связанные организации

Связанные организации не указаны