Решение №СМ/6467/23 по делу № 036/01/10-496/2023 о нарушении антимонопольного за... от 22 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 036/01/10-496/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

 21.08.2023                                                                 г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена: 08.08.2023.

Решение в полном объёме изготовлено: 21.08.2023.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее — Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. — председатель Комиссии, заместитель Управления,
Панкратьева Е.В. — член Комиссии, ведущий специалист — эксперт отдела антимонопольного контроля,
Дроняк Ю.М. — член Комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного контроля,
рассмотрела дело №036/01/10-496/2023, возбужденное в отношении акционерного общества «Экотехнологии» (далее - AO «Экотехнологии»), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном начислении платы за фактически неоказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными и иными отходами (далее — TKO), а также по незаконному отказу товариществу собственников недвижимости садоводческому некоммерческому товариществу «Сосновый бор» (далее - CHT «Сосновый бор») от оказания услуг по обращению с TKO, что привело к ущемлению интересов неопределённого круга потребителей,
в присутствии представителя AO «Экотехнологии» <…>, от CHT «Сосновый бор» представитель не явился (о времени месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом извещен),

У С Т А Н О В И Л А:
07.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской  области  (далее  — Управление)  поступило  заявление CHT «Сосновый бор» (вх. N 2075/23) по вопросам правомерности действий AO «Экотехнологии» (ОГРН: 1103668030950; ИНН: 3665079790; КПП: 366501001; дата регистрации: 30.09.2010; 394038, Воронежская область, город Воронеж, улица Дорожная, дом 38) по отказу от вывоза TKO по договору № 19-ЭТ-453-НУ на оказание услуг по обращению с TKO от 18.07.2019 (Договор № 1), а также незаконному начислению платы за фактически неоказанные услуги по договору № 21-ЭТ-134-НУ на оказание услуг по обращению — TKO от 25.05.2021 (далее — Договор № 2).
Как установлено Управлением в ходе проведенной проверки, 18.07.2019 между CHT «Сосновый бор» и AO «Экотехнологии» заключен Договор № 1.
Согласно пункту 1 Договора № 1, региональный оператор обязуется принимать TKO в объёме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на объекте размещения TKO в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 Договора №1, объем TKO, места накопления TKO, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза TKO, а также тип контейнера определяются согласно Приложению №1.
Приложением № 1 к Договору № 1 предусмотрено, что места (площадки)  накопления  TKO:  Воронежская область, с. Рыкань, CHT «Сосновый бор», ул. Первомайская и ул. Полевая. Контейнер объёмом 2,5 м3.
Вывоз TKO производится по заявкам.
Согласно пункту 12 Договора, стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы TKO в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы TKO, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, способом, указанным в Приложении №1 (расчётным путём исходя из количества и объема контейнеров для накопления TKO, установленных в местах накопления TKO и используемых только потребителем, а в случае их отсутствия, исходя  из нормативов накопления TKO).
По информации регионального оператора, в мае 2021 года комиссией, состоящей из представителя AO «Экотехнологии» и администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области было установлено, что на территории CHT «Сосновый бор» отсутствует место накопления (контейнерная площадка), оборудованная в соответствии с СанПин 2.1.3684-21.
Вместе с тем, указание на несоответствие контейнерной площадки требованиям СанПин 2.1.3684-21, является необоснованным, так как AO «Экотехнологии» не наделено полномочиями по установлению нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В период с 18.07.2019 по 15.06.2022 CHT «Сосновый бор» не направляло в AO «Экотехнологии» заявок на вывоз TKO, что подтверждается обеими сторонами.
При этом 31.07.2021 AO «Экотехнологии» направило CHT «Сосновый бор»:
- cчeт на оплату № р ЭТ000500758 по Договору № 2 за период с мая 2021 г. по декабрь 2021 г.;
- акт об оказании услуг № р ЭТ00051104 по Договору № 2 за период с мая 2021 г. по декабрь 2021 г.
23.08.2021, 16.09.2021, 16.10.2021, 25.10.2021, 07.12.2021, 17.02.2022, в связи с несогласием с указанными документами с целью разрешения сложившейся ситуации, CHT «Сосновый бор» направило AO «Экотехнологии» возражения (исх. № 2, 3, 6, 7, 9, 10), в которых укачало, что требования об оплате задолженности за услуги по обращению с TKO незаконны и необоснованны, так как в период с мая 2021 г. по декабрь 2021 г. CHT не подавало заявок по вывозу TKO, а региональный оператор фактически не оказывал соответствующие услуги.
CHT «Сосновый бор» считает Договор № 2 незаключенным, так как уже имеется действующий Договор № 1.
23.09.2021, 15.11.2021, 21.01.2022, 20.04.2022 AO «Экотехнологии» направило CHT «Сосновый бор» претензии и письма (исх. № ЭТ20-9052, № 5252, №ЭТ21-0636, № ЭТ21-2294), в которых укачало, что региональный оператор оказываю услуги по обращению с TKO и просило оплатить задолженность.
14.06.2022, 15.06.2022, 24.06.2022 CHT «Сосновый бор» направило AO «Экотехнологии» заявки (исх. 12, 14, 16) на вывоз TKO по Договору № 1. 24.06.2022 AO «Экотехнологии» письмом (исх. № 3248) сообщило, что заявки на вывоз TKO по Договору №1 «не приняты по причине отсутствия с 01.05.2021 индивидуальных контейнеров для складирования отходов». 
01.07.2022 CHT «Сосновый бор» направило АО «Экотехнологии» письмо (исх. №17) с просьбой направления пpeдставителя регионального оператора 04.07.2022 к 10 ч. 00 мин. для составления акта о нарушении АО «Экотехнологии» обязательств по договору.
04.07.2022 AO «Экотехнологии» письмом (исх. № 3264) сообщило СНТ «Сосновый бор», что в Договор № 1 были внесены изменения и ему присвоен новый номер Договор № 2, а для составления акта не будет направлять представителя.
В этот же день CHT «Сосновый бор» составлен и передан в AO «Экотехнологии» акт о нарушении региональным оператором по обращению с TKO AO «Экотехнологии» обязательств по вывозу TKO.
12.04.2023 Управлением в отношении AO «Экотехнологии» возбуждено дело № 036/01/10-496/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном начислении платы за фактически неоказанные услуги по обращению с TKO, а также по незаконном отказу CHT «Сосновый бор» от оказания услуг по обращению с TKO, что привело ущемлению интересов неопределённого круга потребителей.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 15.05.2023. 15.05.2023 в связи с необходимостью получения дополнительных информации и документов рассмотрение настоящего дела отлагалось до 04.07.2023, 08.08.2023.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела № 036/01/10-496/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив предоставленные по делу доказательства Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, действия хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение на определенном товарном рынке, могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением только в том случае, если совершение указанных действий повлекло, либо могло повлечь наступление следующих негативных последствий: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. AO «Экотехнологии», согласно лицензионных условий, является региональным оператором по обращению с TKO по Воронежскому межмуниципальному кластеру на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области, которому также приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 25.02.2019 № 8/18 «О внесении изменений в приказ УPT от 18.12.2018 № 54/3 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для открытого акционерного общества «Экотехнологии» на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности — Воронежский межмуниципальный кластер), на 2019 год», установлен предельный единый тариф на услуги по обращению с TKO с 1 января 2019 года.
AO «Экотехнологии» занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с TKO на территории Новоусманского муниципального района Воронежской области, что подтверждается аналитическим отчетом о состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с TKO от 31.03.2023.
В связи с этим, AO «Экотехнологии» обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в том числе положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с TKO регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее — Закон об отходах).
Согласно части 1 статьи 24.6. Закона об отходах, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение TKO на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению е TKO с собственниками TKO, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона об отходах, собстенники TKO обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуется TKO и находятся места их накопления.
Согласно части 2 статьи 24.7 Закона об отходах, по договору на оказание услуг по обращению с TKO региональный оператор обязуется принимать TKO в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник TKO обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Порядок создания мест (площадок) накопления TKO регулируется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее — Правила № 1039).
Места (площадки) накопления TKO создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 3 Правил № 1039).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления TKO лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления TKO с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления TKO (пункт 7 Правил № 1039).
Основаниями отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов являются:
а) несоответствие заявки установленной форме;
б) несоответствие места (площадки) накопления TKO требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 8 Правил № 1039).
Коммерческий учет объема и (или) массы TKO регламентируется Правилами  коммерческого  учета  объема  и  (или)  массы  твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительство РФ от 03.06.2016 № 505 (далее — Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил №505, коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 505, в целях осуществления расчетов с собственниками TKO коммерческий учет TKO осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.
Таким образом, порядок оказания услуг по обращению с TKO и начисления платы за указанные услуги производится на основании вышеизложенных норм с учетом обоюдного их соблюдения сторонами.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, в заявках CHT «Сосновый бор» на вывоз TKO по Договору № 1 от 14.06.2022, 15.06.2022, 24.06.2022, направленных AO «Экотехнологии», CHT просило произвести вывоз TKO в количестве 4 контейнеров объёмом 0,75 м'.
Однако, в Приложении 3в 1 к Договору N 1 указано, что в местах накопления TKO (площадках): Воронежская область, с. Рыкань, CHT «Сосновый бор», ул. Первомайская и ул. Полевая, установлен контейнер объёмом 2,5 мз.
Таким образом, Комиссией Управления установлены противоречия между объёмом контейнера, указанного в заявках CHT «Сосновый бор» на вывоз TKO по Договору № 1 от 14.06.2022, 15.06.2022, 24.06.2022, и объёмом контейнера, указанного в Приложение № 1 к Договору № 1.
Кроме того установлено, что места (площадки) накопления TKO: Воронежская область, с. Рыкань, CHT «Сосновый бор», ул. Первомайская и ул. Полевая не были внесены в реестр мест (площадок) накопления TKO на территории с. Рыкань, Новоусманского муниципального района Воронежской области.
Вместе с тем, по информации администрации Хреновского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее — Администрация), 23.05.2023 CHT «Сосновый бор» направило в Администрацию заявку о согласовании создания мест (площадок) накопления TKO по указанным адресам.
Однако после рассмотрения заявки в согласовании создания мест (площадок) накопления по указанным адресам CHT «Сосновый бор» отказано по причине несоответствия мест (площадок) накопления TKO требованиям  правил  благоустройства  соответствующего  муниципального образования.
Таким образом, CHT «Сосновый бор», в нарушение пункта 4 Правил №1039, не создало места (площадки) накопления TKO по адресам Воронежская область, с. Рыкань, CHT «Сосновый бор», ул. Первомайская и ул. Полевая.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у ООО СНТ «Сосновый бор» реального намерения осуществления вывоза TKO, что свидетельствует об отсутствии факта ущемления интересов неопределённого круга потребителей со стороны AO «Экотехнологии».
При этом, учитывая отсутствие мест (площадок) накопления TKO по адресам: Воронежская область, с. Рыкань, CHT «Сосновый бор», ул. Первомайская  и  ул.  Полевая,  AO  «Экотехнологии»  начислило  CHT
«Сосновый бор» плату за услуги по обращению с TKO расчетным путем исходя из нормативов накопления TKO, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
При указанных обстоятельствах, в действиях AO «Экотехнологии» отсутствует факт злоупотребления доминирующем положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:
Прекратить рассмотрение дела 036/01/10-496/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях AO «Экотехнологии» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                                 С.В. Михин

Члены Комиссии:                                                                             Е.В. Панкратьева
                                                                                                           Ю.М. Дроняк

Связанные организации

Связанные организации не указаны