Решение №036/05/5-27/2020 по делу по признакам нарушения индивидуальным предпринимател... от 2 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/05/5-27/2020
17 февраля 2020 года                                                         город Воронеж
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии А.В. Логошин - заместитель руководителя управления - начальник отдела органов власти,
члены Комиссии: Козинина О.Г. – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Давыдова О.В. – государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело № 036/05/5-27/2020 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> требований части 6 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представителя ИП <…> <…> по доверенности от 03.02.2020 года б.н.,
УСТАНОВИЛА:
Воронежским УФАС России 14.01.2020 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлено распространение на рекламном щите, расположенном по адресу г. Воронеж, ул. Комиссаржевская, рядом с кинотеатром «Юность», рекламы ресторана «TWENTY» следующего содержания: «Похмельное меню Я не дам тебе сдохнуть! Весь январь/…/», о чем составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) от 14.01.2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
Объектом рекламирования в указанной рекламе является ресторан «TWENTY» и оказываемые им услуги.
17.01.2020 года в отношении ИП <…> вынесено определение о возбуждении дела № 036/05/5-27/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В связи с необходимостью всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, рассмотрение дела отлагалось до 17.02.2020 (Определение об отложении рассмотрения дела № 036/05/5-27/2020 от 17.01.2020 года). Рассмотрение дела назначено на 10 часов 00 минут (мск) 17.02.2020 года.
12.02.2020 года ИП <…> были предоставлены документы б.н., б.д. (вх № 01-10/116 от 12.02.2020). В письменном пояснении ИП <…> сообщил следующее: «При заказе мной такой рекламы, я не усматривал нарушения законодательства о рекламе и нарушения прав граждан РФ/…/ Слоган «Похмельное меню Я не дам тебе сдохнуть! Весь январь» предполагал облегчение для тех, у кого состояние было болезненно на понятном, простом, обывательском языке/…/ Считаю, что слово сдохнуть не несет в себе по отношению к окружающим какого либо ругательного или обижающего намерения, так как, упоминание этого слова есть неоднократно даже в названиях литературных произведений/…/ Таким образом, на основании вышеизложенного, считаю, что я не нарушил законодательство РФ о рекламе, прошу объективного и полного рассмотрения дела, в случае если Комиссия усмотрит какие-то признаки, прошу  вынести предупреждение, т.к. это первичный случай/…/». На заседании Комиссии представитель ИП <…> <…> поддержал доводы, изложенные в объяснениях.
Ознакомившись с материалами дела, изучив объяснения, документы, предоставленные ИП <…>, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 5 «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с письмом ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», к бранным словам относятся нецензурные слова, а также слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления. К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям могут быть отнесены слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
В Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова - СПб, 1998, приведены следующие понятия: сдохнуть – -ну, -нешь; сдох, -ла, -ло; св. (нсв. также до́хнуть). Разг. Умереть, издохнуть. Корова, лошадь сдохла. / Грубо. О человеке С. с голоду, от бескормицы. Скажу - сдохнешь! (о сильном впечатлении). Чтоб тебе с. (пожелание смерти).
В рассматриваемой рекламе содержится непристойное выражение «Я не дам тебе сдохнуть», так как рассматриваемая фраза содержащая слово «сдохнуть» по отношению к человеку, может оскорблять окружающих фактом своего публичного применения, которое не допускается в российском обществе, противоречит сложившимся в обществе правилам поведения, умаляет достоинство адресатов рекламы - неопределенного круга ее потребителей.
Кроме того, употребление словосочетания «похмельное меню» в совокупности с фразой «Я не дам тебе сдохнуть» создает впечатление, что все люди страдают алкоголизмом и, как следствие, испытывают похмельный синдром, что является оскорблением для людей, ведущих здоровый образ жизни.
Обращение на «ты» (Я не дам тебе сдохнуть!) воспринимается как оскорбительное по языковой форме высказывание для большинства потребителей рекламы (неопределенному кругу лиц, которые ведут здоровый образ жизни и не склонны к избыточному употреблению алкоголя в январе, которое требует лечения похмельного синдрома). Данное фамильярное обращение на «ты» к неопределенному кругу лиц характеризует каждого потребителя, увидевшего рассматриваемую рекламу, как неумеренно пьющего весь январь и нуждающегося в лечении похмельного синдрома.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <…>.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе в части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Комиссия находит основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ИП <…>.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36 – 43 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Похмельное меню Я не дам тебе сдохнуть! Весь январь/…/», размещенную на рекламном щите, расположенном по адресу г. Воронеж, ул. Комиссаржевская, рядом с кинотеатром «Юность», поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 02 марта 2020 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии                                                           А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                                       О.Г. Козинина
                                                                                                О.В. Давыдова

Связанные организации

Связанные организации не указаны