Решение №036/06/33-690/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «АППОМЕД» на действия... от 19 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ООО «АППОМЕД» на действия заказчика - казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический центр медицины катастроф», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку противогазов (извещение № 0131200001020005064)
(дело № 036/06/33-690/2020)
16.06.2020 год                                                                                                       г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:
- Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель управления;
-  Рощупкина Ю.В. – заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
-  Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей заказчика - казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический центр медицины катастроф» <…>, <…>,
заявителя - ООО «Аптечки первой помощи отраслевые медицинские» (ООО «АППОМЕД») <…>,
рассмотрев жалобу ООО «АППОМЕД» на действия заказчика - казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический центр медицины катастроф», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку противогазов (извещение № 0131200001020005064) (далее - запрос котировок),

у с т а н о в и л а :
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО «АППОМЕД» (далее — заявитель) на действия заказчика - казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический центр медицины катастроф» (далее — заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - уполномоченный орган) при проведении запроса котировок.
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа выразившимися в установлении в извещении о проведении запроса котировок требований, не позволяющих определить потребности заказчика в отношении закупаемого товара.
Представители заказчика считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, пояснения заказчика, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
28.05.2020 года уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок. Начальная (максимальная) цена контракта – 107800, 11 руб. Закупка проводится на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 09.06.2020 года №ПРО1 на участие в запросе котировок подано 4 заявки. Победителем запроса котировок признано ООО «АППОМЕД».
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 82.2, п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, цена контракта, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с Описанием объекта закупки (приложение 4 к извещению о проведении запроса котировок) объект закупки: поставка противогазов.
ОКПД2: 32.99.11.111
КТРУ: 32.99.11.110-00000003
Наименование товара: Противогаз
Единица измерения: штука
Количество: 33 штуки
Описание товара согласно КТРУ:
Класс защиты фильтра противогаза: АХ, HgP3, SX, A, B, E, K, P3.
Класс эффективности защиты: 3.
Наличие регулируемых лямок: да
Размер (рост) шлем-маски:
1 - 10 штук;
2 - 13 штук;
3 - 10 штук.
Тип противогаза по способу защиты: фильтрующий.
Тип фильтра в зависимости от вида загрязнений окружающего воздуха: комбинированный.
Соответствие:
ГОСТ 12.4.121-2015 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противогазы фильтрующие. Общие технические условия (с Поправкой)"
ГОСТ 12.4.246-2013 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противоаэрозольные. Общие технические условия"
ГОСТ Р 22.9.19-2014 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие. Общие технические требования"
ГОСТ 12.4.236-2012 (EN 138:1994) "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Дыхательные аппараты со шлангом подачи чистого воздуха, используемые с масками и полумасками. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка (с Поправкой)"
ГОСТ 12.4.166-2018 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Шлем-маска. Общие технические условия"
ГОСТ 12.4.238-2015 ""Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Аппараты изолирующие автономные со сжатым воздухом. Технические требования. Методы испытаний. Маркировка. Правила отбора образцов".
Дополнительные требования, не предусмотренные КТРУ:
Срок хранения противогазов – не менее 12 лет с даты приёмки партии противогазов.
Качество продукции должно подтверждаться документами качества (декларации соответствия/сертификата соответствия) и (или) иными документами, обязательными для данного вида товара;
Товар должен поставляться в таре, упаковке (с учетом необходимых маркировок), обеспечивающих его сохранность при транспортировке до места доставки и последующем хранении;
Обоснование применения дополнительных требований: в целях сокращения затрат на освежение запасов (резервов) противогазов.
На рассмотрении жалобы представитель заявителя пояснил следующее.
Согласно описанию объекта закупки товар должен соответствовать:
-    ГОСТ 12.4.121-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противогазы фильтрующие. Общие технические условия (с Поправкой)»,
-    ГОСТ 12.4.246-2013 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противоаэрозольные. Общие технические условия»,
-    ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие. Общие технические требования»,
-    ГОСТ 12.4.236-2012 (EN 138:1994) «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Дыхательные аппараты со шлангом подачи чистого воздуха, используемые с масками и полумасками. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка (с Поправкой)»,
-    ГОСТ 12.4.166-2018 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Шлем-маска. Общие технические условия»,
-    ГОСТ 12.4.238-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Аппараты изолирующие автономные со сжатым воздухом. Технические требования. Методы испытаний. Маркировка. Правила отбора образцов».
Из наименования ГОСТ Р 22.9.19-2014 и части 1 ГОСТ Р 22.9.19-2014 следует, что данный стандарт распространяется на гражданские противогазы. Вместе с тем из части 1 ГОСТ 12.4.121-2015 следует, что данный стандарт не распространяется на гражданские противогазы.
Таким образом, заказчик установил требование об одновременном соответствии двум стандартам, содержащим взаимоисключающие характеристики.
ГОСТ 12.4.236-2012 распространяется на дыхательные аппараты со шлангом подачи чистого воздуха. Согласно пункту 3.1 ГОСТ 12.4.236-2012 дыхательный аппарат со шлангом подачи чистого воздуха – это аппарат, укомплектованный маской и полумаской, в который пригодный для дыхания воздух поступает через шланг подачи воздуха с определенного расстояния путем забора чистого воздуха дыханием человека или с помощью ручного насоса, или механического устройства.
Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ Р 22.9.19-2014 противогаз должен комплектоваться лицевой частью и комбинированным фильтром, предусматривающим их взаимное соединение. Из пунктов 5.5 ГОСТ Р 22.9.19-2014 и 5.3 ГОСТ 12.4.121-2015 следует, что в состав противогазов гражданских или фильтрующих не могут входить шланги подачи воздуха с определенного расстояния, ручные насосы или иные механические устройства.
Таким образом, заказчик установил взаимоисключающие требования к закупаемому товару.
ГОСТ 12.4.238-2015 распространяется на изолирующие автономные аппараты со сжатым воздухом. Указанный стандарт распространяется на автономные изолирующие резервуарные дыхательные аппараты, в котором запас воздуха хранится в баллонах в сжатом состоянии, при работе которого вдох осуществляется из баллонов, а выдох в атмосферу.
Вместе с тем из ГОСТ Р 22.9.19-2014 и ГОСТ 12.4.121-2015 следует, что принцип действия приобретаемых противогазов основан на фильтрации газов, паров и аэрозолей в фильтре противогаза, при этом ни один из указанных стандартов не предусматривает наличие у противогаза баллонов с запасом воздуха.
Таким образом, заказчик установил взаимоисключающие требования к закупаемому товару.
Из описания объекта закупки следует, что срок хранения противогазов должен составлять не менее 12 лет с даты приёмки партии противогазов.
Указанным сроком хранения обладают только гражданские противогазы, о чем свидетельствует пункт 13.2 ГОСТ Р 22.9.19-2014.
Вместе с указанным требование противогаз также должен соответствовать:
-    классу защиты фильтра противогаза: АХ, HgP3, SX, A, B, E, K, P3,
-    классу эффективности защиты: 3.
Классы защиты фильтров определяются согласно требованиям ГОСТ 12.4.235-2012 и выражаются в соответствующих марках фильтров А, В, Е, К, АХ, SX, HgР3 и NOP3 (пункт 4.1 ГОСТ 12.4.235-2012). Эффективности фильтрации газов и паров также определяется требованиями ГОСТ 12.4.235-2012 и выражается тремя классами: 1, 2 и 3 (пункт 4.2 ГОСТ 12.4.235-2012). Согласно пункту 8.2 маркировка фильтра противогаза обязательно должна содержать марку, класс и цветовую маркировку фильтра.
Вместе с тем из маркировки фильтров всех представленных на товарном рынке противогазов, имеющих срок хранения не менее 12 лет, информация о которой содержится в сертификатах соответствия следует, что:
-    ни один такой противогаз не соответствует классу защиты фильтра АХ (марка АХ),
-    ни один такой противогаз не соответствует 3 классу эффективности защиты (самый распространённый класс защиты для таких противогазов – 1).
 Согласно описанию объекта закупки приобретаемые противогазы должны быть укомплектованы шлем-масками 1, 2 и 3 размера. Вместе с тем заказчик также требует, чтобы противогаз имел регулируемые лямки.
Определение термина шлем-маска дано в пункте 3.1 ГОСТ 12.4.166-2018: шлем-маска - лицевая часть СИЗОД с нерегулируемой системой крепления на голове, обеспечивающая подачу очищенного воздуха или дыхательной смеси в органы дыхания человека и закрывающая лицо и голову.
Наличие регулируемых ремней креплений (лямок) и/или оголовья характерно только для другого типа лицевых частей противогазов -  масок, что следует из части 3.6 ГОСТ 12.4.293-2015 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Маски. Общие технические условия».
Таким образом, шлем-маска и маска являются разными типами лицевых частей противогазов, а регулируемые лямки может иметь только маска.
Кроме того, ни один их противогазов преставленных на товарном рынке, имеющий срок хранения не менее 12 лет, не оснащается шлем-масками.
Таким образом, показатели, установленные в описании объекта закупки, не позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что требования к товару установлены на основании каталога товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ознакомившись с извещением о проведении запроса котировок, пояснениями сторон, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
Согласно описанию объекта закупки товар должен соответствовать:
-    ГОСТ 12.4.121-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Противогазы фильтрующие. Общие технические условия (с Поправкой)»,
-    ГОСТ 12.4.246-2013 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противоаэрозольные. Общие технические условия»,
-    ГОСТ Р 22.9.19-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Противогазы гражданские фильтрующие. Общие технические требования»,
-    ГОСТ 12.4.236-2012 (EN 138:1994) «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Дыхательные аппараты со шлангом подачи чистого воздуха, используемые с масками и полумасками. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка (с Поправкой)»,
-    ГОСТ 12.4.166-2018 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Шлем-маска. Общие технические условия»,
-    ГОСТ 12.4.238-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Аппараты изолирующие автономные со сжатым воздухом. Технические требования. Методы испытаний. Маркировка. Правила отбора образцов».
Из наименования ГОСТ Р 22.9.19-2014 и части 1 ГОСТ Р 22.9.19-2014 следует, что данный стандарт распространяется на гражданские противогазы. Вместе с тем из части 1 ГОСТ 12.4.121-2015 следует, что данный стандарт не распространяется на гражданские противогазы.
Таким образом, заказчик установил требование об одновременном соответствии двум стандартам, содержащим взаимоисключающие характеристики.
ГОСТ 12.4.236-2012 распространяется на дыхательные аппараты со шлангом подачи чистого воздуха. Согласно пункту 3.1 ГОСТ 12.4.236-2012 дыхательный аппарат со шлангом подачи чистого воздуха – это аппарат, укомплектованный маской и полумаской, в который пригодный для дыхания воздух поступает через шланг подачи воздуха с определенного расстояния путем забора чистого воздуха дыханием человека или с помощью ручного насоса, или механического устройства.
Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ Р 22.9.19-2014 противогаз должен комплектоваться лицевой частью и комбинированным фильтром, предусматривающим их взаимное соединение. Из пунктов 5.5 ГОСТ Р 22.9.19-2014 и 5.3 ГОСТ 12.4.121-2015 следует, что в состав противогазов гражданских или фильтрующих не могут входить шланги подачи воздуха с определенного расстояния, ручные насосы или иные механические устройства.
Таким образом, заказчик установил взаимоисключающие требования к закупаемому товару.
ГОСТ 12.4.238-2015 распространяется на изолирующие автономные аппараты со сжатым воздухом. Указанный стандарт распространяется на автономные изолирующие резервуарные дыхательные аппараты, в котором запас воздуха хранится в баллонах в сжатом состоянии, при работе которого вдох осуществляется из баллонов, а выдох в атмосферу.
Вместе с тем из ГОСТ Р 22.9.19-2014 и ГОСТ 12.4.121-2015 следует, что принцип действия приобретаемых противогазов основан на фильтрации газов, паров и аэрозолей в фильтре противогаза, при этом ни один из указанных стандартов не предусматривает наличие у противогаза баллонов с запасом воздуха.
Таким образом, заказчик установил взаимоисключающие требования к закупаемому товару.
Из описания объекта закупки следует, что срок хранения противогазов должен составлять не менее 12 лет с даты приёмки партии противогазов.
Указанным сроком хранения обладают только гражданские противогазы, о чем свидетельствует пункт 13.2 ГОСТ Р 22.9.19-2014.
Вместе с указанным требование противогаз также должен соответствовать:
-  классу защиты фильтра противогаза: АХ, HgP3, SX, A, B, E, K, P3,
-  классу эффективности защиты: 3.
Классы защиты фильтров определяются согласно требованиям ГОСТ 12.4.235-2012 и выражаются в соответствующих марках фильтров А, В, Е, К, АХ, SX, HgР3 и NOP3 (пункт 4.1 ГОСТ 12.4.235-2012). Эффективности фильтрации газов и паров также определяется требованиями ГОСТ 12.4.235-2012 и выражается тремя классами: 1, 2 и 3 (пункт 4.2 ГОСТ 12.4.235-2012). Согласно пункту 8.2 маркировка фильтра противогаза обязательно должна содержать марку, класс и цветовую маркировку фильтра.
Вместе с тем из маркировки фильтров всех представленных на товарном рынке противогазов, имеющих срок хранения не менее 12 лет, информация о которой содержится в сертификатах соответствия следует, что:
-  ни один такой противогаз не соответствует классу защиты фильтра АХ (марка АХ),
-  ни один такой противогаз не соответствует 3 классу эффективности защиты (самый распространённый класс защиты для таких противогазов – 1).
Согласно описанию объекта закупки приобретаемые противогазы должны быть укомплектованы шлем-масками 1, 2 и 3 размера. Вместе с тем заказчик также требует, чтобы противогаз имел регулируемые лямки.
Определение термина шлем-маска дано в пункте 3.1 ГОСТ 12.4.166-2018: шлем-маска - лицевая часть СИЗОД с нерегулируемой системой крепления на голове, обеспечивающая подачу очищенного воздуха или дыхательной смеси в органы дыхания человека и закрывающая лицо и голову.
Наличие регулируемых ремней креплений (лямок) и/или оголовья характерно только для другого типа лицевых частей противогазов -  масок, что следует из части 3.6 ГОСТ 12.4.293-2015 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Маски. Общие технические условия».
Таким образом, шлем-маска и маска являются разными типами лицевых частей противогазов, а регулируемые лямки может иметь только маска.
Кроме того, ни один их противогазов преставленных на товарном рынке, имеющий срок хранения не менее 12 лет, не оснащается шлем-масками.
Из изложенного следует, что показатели, установленные в описании объекта закупки, не позволяют определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа содержится нарушение требований ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, выразившееся в установлении в извещении о проведении запроса котировок показателей, не позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России

р е ш и л а :
1. Признать жалобу ООО «АППОМЕД» на действия заказчика - казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический центр медицины катастроф», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку противогазов (извещение № 0131200001020005064) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - казенного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический центр медицины катастроф», уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение требований ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, выразившееся в установлении в извещении о проведении запроса котировок показателей, не позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
3. Выдать заказчику - казенному учреждению здравоохранения Воронежской области «Воронежский областной клинический центр медицины катастроф» предписание об аннулировании запроса котировок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 16.06.2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 19.06.2020 года.
Председатель Комиссии                                                                        Д.Ю. Чушкин
Члены комиссии                                                                                      Ю.В. Рощупкина
                                                                                                           Е.Л. Яковлева

Связанные организации

Связанные организации не указаны