Решение №036-07/18.1-898/2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО «КИ ФАУНДЕЙШН» на дей... от 6 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036-07/18.1-898/2020
по результатам рассмотрения жалобы ООО «КИ ФАУНДЕЙШН» на действия заказчика - АО КБХА при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку фрезерно-обрабатывающих центров с ЧПУ (извещение в ЕИС № 32009307865)
Резолютивная часть решения объявлена 04.08.2020
Решение в полном объеме изготовлено 06.08.2020                                       г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела;
Капранчиков А.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
Сисева Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,
посредством проведения интернет-видеоконференции с использованием плагина VideoMost ActiveX control или VideoMost plugin, с участием представителей заявителя: <…> – <…> и <…>, с участием представителей заказчика: <…> и <…>,
в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
28.07.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) из Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба ООО «КИ ФАУНДЕЙШН» на действия заказчика - АО КБХА при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку фрезерно-обрабатывающих центров с ЧПУ (извещение в ЕИС № 32009307865, далее - конкурс).
Рассмотрение жалобы было назначено на 15 часов 00 минут 03.08.2020.
В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 04.08.2020.
Заявитель считает, что заказчиком в пункте 3.1 приложения № 1 к информационной карте неправомерно установлено требование к участникам о наличии в штате участника конкурса не менее 10 (десяти) специалистов с высшим профессиональным образованием по общероссийскому классификатору ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017) по специальностям, входящим в укрупненную группу «Машиностроение» (коды ОКСО 2.15.03.ХХ, 2.15.04.ХХ, 2.15.05.ХХ) или с высшим профессиональным образованием по общероссийскому классификатору ОК 009-2003 (утратил силу с 01.07.2017) по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки «Металлургия, машиностроение и металлообработка» (коды ОКСО 151ХХХ), или с высшим профессиональным образование по ОК 009-93 (утратил силу с 01.01.2004) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу «Машиностроение и металлообработка» (Коды ОКСО 1201 003, 1202 003), что может привести к необоснованному ограничению конкуренции.
Заявитель полагает, что заказчик установив такое требование исключает возможность участия в закупке иным лиц, имеющим подготовленный кадровый состав, но не всегда с высшим профессиональным образованием.
Представители заказчика и организатора торгов с доводами жалобы не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Изучив материалы дела, руководствуясь требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), ч.ч. 16, 17, 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, указанным законом установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
АО КБХА является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона № 223-ФЗ.
При осуществлении закупочной деятельности АО КБХА руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорации по космической деятельности «РОСКОСМОС» (в редакции с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Госкорпорации «Роскосмос» от 27 мая 2019 г. № 28-НС).
В соответствии с пунктом 10.4.5 вышеуказанного Положения о закупках АО «КБХА», в документации о закупке к участникам процедуры закупки также могут быть установлены следующие квалификационные требования при осуществлении квалификационного отбора:
- наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;
- наличие опыта поставки продукции сопоставимого характера и объема;
- наличие кадровых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору;
- наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору.
Как следует из закупочной документации, заказчиком в приложении № 1 к информационной карте установлено требование к участникам о наличии в штате участника конкурса не менее 10 (десяти) специалистов с высшим профессиональным образованием по общероссийскому классификатору ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017) по специальностям, входящим в укрупненную группу «Машиностроение» (коды ОКСО 2.15.03.ХХ, 2.15.04.ХХ, 2.15.05.ХХ) или с высшим профессиональным образованием по общероссийскому классификатору ОК 009-2003 (утратил силу с 01.07.2017) по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки «Металлургия, машиностроение и металлообработка» (коды ОКСО 151ХХХ), или с высшим профессиональным образование по ОК 009-93 (утратил силу с 01.01.2004) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу «Машиностроение и металлообработка» (Коды ОКСО 1201 003, 1202 003).
Часть 16 статьи 3.2 определяет, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из изложенных норм следует, что заказчиком в документации о закупке могут быть установлены требования к участникам, предусмотренные положением о закупке.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон № 223-ФЗ не содержат закрытого перечня требований, которые могут устанавливаться заказчиком при проведении конкурса, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона.
Согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
В рассматриваемой ситуации, соответствие участников закупки квалификационным требованиям измеримо по условиям, содержащимся в закупочной документации: наличие в штате участника конкурса не менее 10 (десяти) специалистов с высшим профессиональным образованием по общероссийскому классификатору ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017) по специальностям, входящим в укрупненную группу «Машиностроение» (коды ОКСО 2.15.03.ХХ, 2.15.04.ХХ, 2.15.05.ХХ) или с высшим профессиональным образованием по общероссийскому классификатору ОК 009-2003 (утратил силу с 01.07.2017) по укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки «Металлургия, машиностроение и металлообработка» (коды ОКСО 151ХХХ), или с высшим профессиональным образование по ОК 009-93 (утратил силу с 01.01.2004) по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу «Машиностроение и металлообработка» (Коды ОКСО 1201 003, 1202 003).
Таким образом, исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют целям закупки. Поэтому включение в документацию о торгах требований, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Довод заявителя о том, что для осуществления данной закупки не обязательно наличие в штате специалистов с высшим профессиональным образованием по вышеуказанным специальностям не может рассматриваться как ограничение конкуренции, в связи с тем, что заявитель не смог документально подтвердить данный факт.
Доказательств того, что требование к участникам о наличии в штате не менее 10 специалистов с высшим профессиональным образованием по вышеуказанным специальностям создает преимущество какому-то определенному хозяйствующему субъекту и препятствует подаче заявок лицам, способным сформировать кадровый состав с привлечением специалистов с высшим профессиональным образованием, заявителем не представлено.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика - АО КБХА нарушений Закона № 223-ФЗ и Положения о закупках в части установления квалификационных требований к участникам рассматриваемого конкурса.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

р е ш и л а:
Признать жалобу ООО «КИ ФАУНДЕЙШН» на действия заказчика - АО КБХА при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку фрезерно-обрабатывающих центров с ЧПУ (извещение в ЕИС № 32009307865), необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                       А.В. Логошин
Члены Комиссии                                                   А.В. Капранчиков
                                                                            Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны