Постановление №СМ/10122/23 по делу № 036/04/9.21-1848/2023 об административном правонар... от 28 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление
по делу № 036/04/9.21-1848/2023 об административном правонарушении

28.12.2023г. г. Воронеж

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела №036/04/9.21-1848/2023 об административном правонарушении, возбужденное 05.12.2023г. в отношении индивидуального предпринимателя <...> (далее — ИП <...>) по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с окончанием срока проведения административного расследования,

УСТАНОВИЛ:

09.10.2023г. из прокуратуры Советского района г. Воронежа в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) поступило обращение <...> ЗАО «Мясо – молочный комбинат» <...> (вх. № 9336/23) по вопросу правомерности направления ИП <...> в ЗАО «Мясо – молочный комбинат» уведомления о намерении демонтажа объектов электросетевого хозяйства, используемых для осуществления перетока электрической энергии для ЗАО «Мясо – молочный комбинат».
Как установлено из обращения и приложенных к нему документов, 12.07.2017г. сетевой организацией ООО «Восток 1» осуществило технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств ЗАО «Мясо – молочный комбинат», расположенных по адресу: г. Воронеж, проспект Патриотов, 61 (далее – Объект), о чем составлен акт об осуществлении технологического присоединения № 197 (далее - Акт ТП).
Согласно Акту ТП, источником питания Объекта является трансформаторная подстанция ТП 6/0,4кВ № 1459 с точкой присоединения в ячейке В КЛ-6-1 ТП-6/0,4 кВ № 1459.
При этом, в соответствии с однолинейной схемой присоединения электропринимающих устройств, отраженной в Акте ТП, кабельная линия электропередачи до границ ЗАО «Мясо – молочный комбинат» и и ячейка В КЛ-6-1 ТП-6/0,4 кВ № 1459 находится в зоне балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации.
В границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ЗАО «Мясо – молочный комбинат», согласно схеме, находится кабельная линия электропередачи в пределах территории комбината.
15.08.2023 в ЗАО «Мясо – молочный комбинат» поступило письмо ИП <...> (исх. № 1508/1), содержащее требование о переносе и демонтаже в срок до 01.09.2023г. принадлежащего ЗАО «Мясо – молочный комбинат» кабеля, проходящего по территории, принадлежащей ИП <...> по адресу: г. <...>, а также принадлежащей ЗАО «Мясо – молочный комбинат» ячейки, установленной без договора аренды в помещении, принадлежащем ИП <...>.
В случае неисполнения ЗАО «Мясо – молочный комбинат» указанных требований демонтаж вышеуказанных кабеля и ячейки будет осуществлен ИП <...> с последующей компенсацией ЗАО «Мясо – молочный комбинат» понесенных ИП <...> затрат.
По результатам рассмотрения фактов, изложенных в обращении <...> ЗАО «Мясо – молочный комбинат» <...>, было установлено, что ИП <...> в нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), направил незаконную угрозу прекращения перетока электрической энергии на энергопринимающие устройства ЗАО «Мясо – молочный комбинат».
05.12.2023г. в связи с поступившими материалами из правоохранительных органов, содержащими достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, было вынесено определение о возбуждении в отношении ИП <...> дела № 036/04/9.21-1848/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
06.12.2023г. Управлением вынесено определение о привлечении лица в качестве потерпевшего по делу № 036/04/9.21-1848/2023 об административном правонарушении, которым ЗАО «Мясо – молочный комбинат» было привлечено к участию в настоящем деле.
Кроме того, 21.11.2023г., 11.12.2023г., 14.12.2023г. Управлением были вынесены определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела №036/04/9.21-1848/2023 об административном правонарушении. Указанные определения были направлены ООО «Восток-1», АО «Воронежская горэлектросеть», ПАО «ТНС энерго Воронеж».
12.12.2023г. в Управление от ИП <...> поступили информации и документы, согласно которым в феврале 2023г. на принадлежащей ему территории был обнаружен кабель. При этом кому принадлежит кабель ИП <...> не было известно, в связи с чем предположил, что данный кабель принадлежит ЗАО «Мясо – молочный комбинат».
По устной договоренности между ЗАО «Мясо – молочный комбинат» и ИП <...> было обговорено о переносе кабеля с территории, принадлежащей предпринимателю.
Однако до августа 2023г. от ЗАО «Мясо – молочный комбинат» каких-либо действий не последовало, в связи с чем 15.08.2023г. ИП <...> направил письмо (исх. № 1508/1) в ЗАО «Мясо – молочный комбинат» о демонтаже кабеля.
17.08.2023г. ЗАО «Мясо – молочный комбинат» направило ИП <...> письмо о том, что подключено к его электрическим сетям и демонтаж приведет к прекращению электрической энергии.
18.12.2023г. в Управление от ЗАО «Мясо – молочный комбинат» поступили информации и документы, согласно которым Общество получает электрическую энергию на основании договора энергоснабжения № 3631013 от 26.05.2022г., заключенного с ООО «Новая энергетическая компания».
Также ЗАО «Мясо – молочный комбинат» сообщило, что фактического прекращения электроснабжения со стороны ИП <...> произведено не было.
По информации ЗАО «Мясо – молочный комбинат» в настоящее время разногласия с ИП <...> в части услуг по передаче электрической энергии урегулированы.
19.12.2023г. в Управление от ПАО «ТНС энерго Воронеж» поступили информации и документы, согласно которым ЗАО «Мясо – молочный комбинат» до 01.08.204г. получало электрическую энергию на основании договора № 11872 от 01.02.2014г., заключенного с ООО «Восток-1». Указанный договор был заключен на основании акта разграничения балансовой принадлежности № 367 от 23.12.2013г.
Объекты, которые ранее принадлежали ООО «Восток-1» в настоящее принадлежат ИП <...>.
Информация об опосредованно присоединенных потребителях через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащих ИП <...> к электрическим сетям сетевой организации у ПАО «ТНС энерго Воронеж» отсутствует.
26.12.2023г. в Управление от АО «Воронежская горэлектросеть» поступили информации и документы, согласно которым 18.04.2023г. ИП <...> был направлен переоформленный акт об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Общества.
Ранее к электрическим сетям АО «Воронежская горэлектросеть» было подключено ЗАО «Восток» (позже ООО «Восток-1»).
По результатам проведения административного расследования по делу № 036/04/9.21-1848/2023 об административном правонарушении установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также
объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Указанный договор является публичным.
В соответствии с абзацем 3 пунктом 4 статьи 24 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 40(4) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила ТП) владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (далее - владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств), по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение).
Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если  присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г.
Пункт 40(5) Правил ТП закрепляет, что при опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица.
При технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями настоящих Правил, предусмотренными в отношении сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 40(6) Правил ТП для согласования с сетевой организацией опосредованного присоединения владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств и лицо, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, являющиеся сторонами опосредованного присоединения, направляют подписанное ими уведомление об опосредованном присоединении сетевой организации, содержащее следующие сведения о сторонах опосредованного присоединения:
а) для юридических лиц - основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц и дата внесения в реестр, для индивидуальных предпринимателей - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата внесения в реестр, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) наименование и местонахождение энергопринимающих устройств сторон опосредованного присоединения.
Вместе с тем, к данном заявлению, в соответствии с пунктом 40(7) Правил ТП прилагаются:
а) копия технических условий, выданных владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
б) копия технических условий, выданных владельцем ранее присоединенных энергопринимающих устройств лицу, энергопринимающие устройства которого планируется присоединить к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
в) копия заключенного между сторонами опосредованного присоединения соглашения о перераспределении мощности между принадлежащими им энергопринимающими устройствами в рамках опосредованного присоединения.
Согласно пункту 40(8) Правил ТП в соглашении, указанном в подпункте «в» пункта 40.7 настоящих Правил ТП, предусматриваются следующие условия:
а) величина мощности, перераспределяемой в рамках опосредованного присоединения между принадлежащими сторонам энергопринимающими устройствами;
б) порядок компенсации сторонами опосредованного присоединения потерь электрической энергии в электрических сетях владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Пунктом 40(9) Правил ТП установлено, что уведомление об опосредованном присоединении и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 40.7 настоящих Правил ТП, направляются в сетевую организацию не позднее чем за 30 дней до планируемой даты фактического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства способом, позволяющим установить дату отправки и получения уведомления.
Сетевая организация осуществляет согласование опосредованного присоединения в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об опосредованном присоединении и документов.
Сетевая организация отказывает в согласовании опосредованного присоединения в случае, если выданные владельцем ранее присоединенных энергопринимающих устройств технические условия в рамках опосредованного присоединения приводят к нарушению ранее выданных сетевой организацией технических условий владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, в частности к превышению величины максимальной мощности, указанной в технических условиях, выданных владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Сетевая организация в случае принятия решения об отказе в согласовании опосредованного присоединения направляет сторонам опосредованного присоединения уведомление о принятом решении.
В соответствии с пунктом 40(10) Правил ТП владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств в течение 7 дней со дня фактическогоприсоединения энергопринимающих устройств иных лиц направляет в сетевую организацию копии документов о технологическом присоединении к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц в рамках опосредованного присоединения, а также заявление на переоформление документов о технологическом присоединении в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Сетевая организация в течение 7 дней со дня получения от владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств документов о технологическом присоединении к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных лиц в рамках опосредованного присоединения направляет владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств переоформленные документы о технологическом присоединении.
Порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг устанавливается Правилами.
В соответствии с пунктом 4 Правил потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно), субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком).
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
Пунктом 5 Правил определено, что в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
На основании пункта 6 Правил, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Таким образом, для квалификации действий в качестве нарушения пункта 6 Правил необходимо установить одновременное выполнение четырех условий:
1) наличие у конкретного лица документально подтверждённого статуса собственника либо иного законного владельца объекта электросетевого хозяйства, через который опосредовано присоединено энергопринимающее устройство потребителя к электрическим сетям сетевой организации;
2) наличие подтверждённого документально факта надлежащего опосредованного технологического присоединения потребителя к электрическим сетям конкретной сетевой организации (согласно требованиям раздела IV «Особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии посредством перераспределения максимальной мощности, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации» Правил);
3) наличие подтвержденного документально факта препятствования перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства конкретного собственника либо иного законного владельца для потребителя;
4) наличие у потребителя, заключенного с какой-либо энергосбытовой организацией и действующего договора энергоснабжения.
Ответственность за нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил.
При этом в ходе проведения административного расследования по настоящему делу ЗАО «Мясо – молочный комбинат» не были предоставлены документы, подтверждающие соблюдение последним процедуры, установленной пунктами 40(4)-40(10) Правил ТП и Управлением не установлено.
Напротив, согласно акту № 197 от 12.07.2017г. об осуществлении технологического присоединения ЗАО «Мясо – молочный комбинат» было подключено к ООО «Восток-1».
При этом с 15.12.2022г. ИП <...> является собственником объектов электросетевого хозяйства, ранее принадлежавших ООО «Восток-1».
Таким образом, ЗАО «Мясо – молочный комбинат» имеет непосредственное подключение к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим ИП <...>.
При этом переток электрической энергии представляет собой её перемещениепо линиям электропередачи и другим объектам электросетевого хозяйства.
Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определённых условиях, установленных Правилами. Осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электрической энергии в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике и Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Кроме того, Управлением установлено, что направленное ИП <...> письмо (исх. № 1508/1 от 15.08.2023г.) в ЗАО «Мясо – молочный комбинат» комбинат» о демонтаже кабеля и дальнейшие правоотношения по указанному вопросу должны рассматриваться в рамках гражданских правоотношений (в судебном порядке) либо в рамках 19.1 КоАП РФ (самоуправство).
При этом антимонопольный орган не наделён полномочиями по рассмотрению указанных правоотношений.
С учетом этого, признаки нарушении ИП <...> требований пункта 6 Правил при проведении административного расследования по настоящему делу не находят своего подтверждения, в связи с чем в действиях указанного лица отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 29.9 и статьёй 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1.
Производство по делу №036/04/9.21-1848/2023 об административном правонарушении об административном правонарушении, возбужденному в отношении <...> прекратить, в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
2. Направить настоящее постановление ИП <...> для сведения.
3. Направить копию настоящего постановления в ЗАО «Мясо – молочный комбинат» для сведения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны