Решение №036/01/11-773/2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 14 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу №036/01/11-773/2020 о нарушении антимонопольного законодательства
14.08.2020г.                                                                                                     г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена: 14.08.2020г.
Решение в полном объёме изготовлено: 14.08.2020г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Михин С.В. – заместитель руководителя Управления - начальник отдела.
Рощупкина Ю.В. – начальник отдела контроля закупок.
Панкратьева Е.В. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля.
Мелкумян Г.М. – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля.
рассмотрела дело №036/01/11-773/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения  Обществом с ограниченной ответственностью «ПК-СТРОЙ» (ИНН: 3662994705, ОГРН: 1153668017535, КПП: 366401001, ул. Бакунина, д.45, г. Воронеж, 394030) и Обществом с ограниченной ответственностью «Карусель» (ИНН: 3662141785, ОГРН: 1093668009665, КПП: 366201001, бульвар Победы, 50 В, г. Воронеж, 394088) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цены в ходе проведения электронных аукционов №0144200002418001067, №0144200002418001090, №0144200002418001088 в присутствии от ООО «Карусель» - <…>, от ООО «ПК-СТРОЙ – <…>,

У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила информация о возможном наличии ограничивающего конкуренцию соглашения между участниками закупок: ООО «ПК-СТРОЙ» и ООО «Карусель» в ходе проведения электронных аукционов №0144200002418001067 (предмет закупки: поставка оборудования для аэрокванта детского технопарка «Кванториум» в г. Железногорске Курской области), №0144200002418001090 (предмет закупки: поставка оборудования для кванта VR (виртуальная реальность) детского технопарка «Кванториум» в г. Железногорске Курской области), №0144200002418001088 (предмет закупки: Поставка образовательного комплекса для изготовления и последующей обработки инженерных деталей для Хай-тек цеха детского технопарка «Кванториум» в г. Железногорске Курской области).
Общая сумма начальной (максимальной) цены указанных контрактов составляет – 19 875 314 руб.
В результате изучения полученных материалов в действиях участников аукциона были установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (соглашение, которое привело к поддержанию цены на торгах).
Согласно информации, размещенной в единой информационной системе, в аукционах участвовало 2 участника - ООО «ПК-СТРОЙ» и ООО «Карусель». Указанные электронные аукционы прошли с незначительным снижением цены контракта (от 0,00% до 0,5%). Подача заявок на участие в аукционе, а также подача ценовых предложений осуществлялась участниками с одного IP адреса. Победителем в электронных аукционах №0144200002418001067 и №0144200002418001090 стало ООО «Карусель», а в аукционе №0144200002418001088 – ООО «ПК-СТРОЙ».
Данные обстоятельства свидетельствуют о возможном наличии между ООО «ПК-СТРОЙ» и ООО «Карусель» ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах. Запрет на подобные соглашения установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите кон6куренции.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок.
В силу ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В пункте 18 данной статьи определено, что под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Признаками ограничения конкуренции в Законе о защите конкуренции названы, кроме прочего, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В связи с этим, 03.07.2020г. Управлением в отношении ООО «Карусель» и ООО «ПК-СТРОЙ» возбуждено дело №036/01/11-773/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цены в ходе проведения электронных аукционов №0144200002418001067, №0144200002418001090, №0144200002418001088.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 28.07.2020г. в 14 час. 00 мин. (мск).
28.07.2020г. в рассмотрении настоящего дела объявлялся перерыв до 04.08.2020г. в 14 час. 00 мин. (мск).
В ходе рассмотрения дела №036/01/11-773/2020 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.
24.07.2020г. в Управление от ООО «ПК-СТРОЙ» поступили следующие документы: заявление об отказе от дальнейшего участия в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО «Карусель» и письменные объяснения по факту заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении. Согласно данным пояснениям с целью реализации устного ограничивающего конкуренцию соглашения директор ООО «ПК-СТРОЙ» <…> по устной договоренности с <…>, которая является единоличным исполнительным органом и учредителем ООО «Карусель», были совершены действия по подготовке и подаче заявок на участие в электронных аукционах №0144200002418001067, №0144200002418001090, №0144200002418001088.
В ходе электронного аукциона №0144200002418001067 ООО «ПК-СТРОЙ» сделало один шаг в 0,5% победителем было объявлено ООО «Карусель», снизившее цену на 1%, поскольку ООО «ПК-СТРОЙ» не участвовало далее в конкурентной борьбе, с ООО «Карусель» был заключен контракт.
В ходе электронного аукциона №0144200002418001088 ООО «ПК-СТРОЙ» снизило цену на один шаг в 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта. Поскольку ООО «Карусель» не участвовало в конкурентной борьбе, победителем аукциона было признано ООО «ПК-СТРОЙ», с которым был заключен контракт.
Несмотря на разное местонахождение обществ ООО «ПК-СТРОЙ» и ООО «Карусель» по устной договорённости заявки были направлены из офиса ООО «Карусель» с одного IP адреса.
Арендодателем помещения, которое для ООО «Карусель» является адресатом места нахождения, является <…> – единственный учредитель ООО «ПК-СТРОЙ». <…>, которая является директором и учредителем ООО «Карусель» и <…>, который является учредителем ООО «ПК-СТРОЙ» состоят в зарегистрированном браке и являются между собой супругами.
При этом указанные Общества не распоряжаются долями друг друга.
Совокупность вышеперечисленных обстоятельств позволила ООО «ПК-СТРОЙ» и ООО «Карусель» осуществлять единую стратегию поведения при участии в электронных аукционах. В связи с этим, заявки ООО «ПК-СТРОЙ» и ООО «Карусель» являются идентичными как по наименованию, так и по содержанию.
В своем заявлении (вхд. от 24.07.2020 №01-11/2949) директор ООО «ПК-СТРОЙ» <…> на основании пункта 1 примечания к статье 14.32 КоАП РФ подтверждает и отказывается от дальнейшего участия в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО «Карусель» при участии в аналогичных аукционах, а также от участия в картельных соглашениях с иными третьими организациями.
31.07.2020г. от ООО «Карусель» также поступило заявление об отказе от дальнейшего участия в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО «ПК-СТРОЙ» и письменные объяснения по факту заключения и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении. Согласно данным пояснениям с целью реализации устного ограничивающего конкуренцию соглашения директор ООО «Карусель» <…>, являясь директором ООО «Карусель» добровольно заявила в Управление о заключении и участии в недопустимом в соответствии с антимонопольным законодательством устном соглашении с ООО «ПК-СТРОЙ» при участии в электронных аукционах №0144200002418001067, №0144200002418001090, №0144200002418001088.
В соответствии с указанными пояснениями, целью заключения указанного соглашения между ООО «Карусель» и ООО «ПК-СТРОЙ» являлось обеспечение участия более чем одного участника, обеспечение победы в электронных аукционах №0144200002418001067, №0144200002418001090, - ООО «Карусель», в электронном аукционе №0144200002418001088 – ООО «ПК-СТРОЙ» без какой-либо конкурентной борьбы путем поддержания начальной (максимальной) цены контракта.
Так, по устной договоренности с <…>, которая является единоличным исполнительным органом ООО «ПК-СТРОЙ», были совершены действия по подготовке и подаче заявок на участие в спорных электронных аукционах.
На момент проведения электронных аукционов №0144200002418001067, №0144200002418001090, №0144200002418001088 в обществах работали одни и те же сотрудники, а именно: <…>, которая являлась на дату проведения указанных электронных аукционов одновременно главным бухгалтером в ООО «Карусель» и главным бухгалтером в ООО «ПК-СТРОЙ» на ¼ ставки в каждом. <…>, которая до 31.12.2019г. работала в ООО «ПК-СТРОЙ» и ООО «Карусель» менеджером по кадрам.
По причине осознания противозаконности картельного соглашении ООО «Карусель» расторгло с ООО «ПК-СТРОЙ» данное устное соглашение, письменно уведомив (уведомление об отказе от 30.07.2020г. №53) ООО «ПК-СТРОЙ» о своем решении, тем самым отказалось от дальнейшего осуществления согласованных действий при участии в аналогичных электронных аукционах.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела №036/01/11-773/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, оценив предоставленные по делу доказательства Комиссия Управления приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
ООО «ПК-СТРОЙ» и ООО «Карусель» являются конкурентами осуществляющими свою деятельность на одном товарном рынке – услуги по поставке приборов, аппаратуры и устройства учебные демонстрационные.
Факт наличия устной договоренности между директорами указанных обществ, одних и тех же сотрудников в обеих организациях, полная идентичность заявок, подача заявок с одного IP адреса - 109.195.50.58 позволил ООО «ПК-СТРОЙ» и ООО «Карусель» осуществлять единую стратегию поведения при участии в электронных аукционах.
Установленные обстоятельства, а также собранные по настоящему делу доказательства полностью подтверждают факт наличия в действиях ООО «ПК-СТРОЙ» (ИНН: 3662994705) и ООО «Карусель» (ИНН: 3662141705) нарушения п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при участии в электронных аукционах №0144200002418001067, №0144200002418001090, №0144200002418001088, выразившееся в заключении и участия в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к поддержанию цены при проведении электронных аукционов.
Начальная стоимость предмета электронных аукционов №0144200002418001067, №0144200002418001090, №0144200002418001088 составила – 19 875 314 рублей.
В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одними из основных функций антимонопольного органа являются принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности ООО «ПК-СТРОЙ» и ООО «Карусель», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:
1. Признать действия ООО «ПК-СТРОЙ (ИНН: 3662994705, ОГРН: 1153668017535, КПП: 366401001, ул. Бакунина, д.45, г. Воронеж, 394030) и ООО «Карусель» (ИНН: 3662141785, ОГРН: 1093668009665, КПП: 366201001, бульвар Победы, 50 В, г. Воронеж, 394088) по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к поддержанию цены при проведении электронных аукционов №0144200002418001067, №0144200002418001090, №0144200002418001088, а равно участие в нем нарушением требования п.2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ООО «ПК-СТРОЙ» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
3. Выдать ООО «Карусель» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии                                                                С.В. Михин
Члены Комиссии:                                                                           Ю.В. Рощупкина
                                                                                                      Е.В. Панкратьева
                                                              (в отпуске)                        Г.М. Мелкумян

Связанные организации

Связанные организации не указаны