Решение №036/07/3-1207/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Транс-сервис» на дей... от 1 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-1207/2021
по результатам рассмотрения жалобы на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме
01.12.2021                                                      г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 26.11.2021
Решение в полном объеме изготовлено 01.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции») на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Колмаков Р.В.- член Комиссии, начальник отдела контроля органов власти;
Субботин С.Г. – член Комиссии, специалист-эксперт,
в присутствии представителей ОАО «РЖД» <…>, <…>, <…>, <…>;
в отсутствие представителей ООО «Транс-сервис»,
в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

у с т а н о в и л а:
17.11.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы, из ФАС России, поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Транс-сервис» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) заказчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги»  при проведении открытого аукциона в электронной форме № 5585/ОАЭ-Ю-ВОСТ/21 на право заключения договора на сопровождение в пути следования служебных и служебно-технических, специально-технических вагонов и их обслуживание в парке отстоя проводниками с начальной ценой договора 14 052 282,84 рублей (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок № 32110754925) (далее – Аукцион).
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению. О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения при организации и проведении торгов проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. К числу таких торгов относится аукцион, проводимый в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
1) документацией установлено приведение ценовых предложений участников закупки к единому базису, путём вычета сумм НДС из цен, предлагаемых участниками закупки, являющимися плательщиками НДС, что ставит участников закупки в неравные условия при формировании ценовых предложений;
2) документацией установлены две начальные (максимальные) цены договора, в нарушение п.п. 5, 7 и 10 ст. 4 Закона о закупках;
3) отдельные нормы Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» нарушает требования Закона о закупках.
Представитель Заказчика выразил несогласие с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в ходе заседания Комиссии, а также в письменном возражении, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя просит отказать.
В результате рассмотрения настоящего дела и исследования всех имеющихся доказательств и материалов Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.    
Заказчик является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона о закупках.  
При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» (утверждено Советом директоров ОАО «РЖД» 28 июня 2018 г.) (далее – Положение о закупке).
Положением о закупке предусмотрена возможность проведения Заказчиком аукциона.
22.10.2021 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Дата начала подачи заявок - с момента опубликования извещения и документации на сайтах «22» октября 2021 г.
Дата окончания срока подачи заявок - «12» ноября 2021 г. в 11:00 ч. московского времени.
Рассмотрение заявок осуществляется «29» ноября 2021 г.
Проведение аукциона и подведение итогов осуществляется «02» декабря 2021 г. в 11:00 ч. московского времени на ЭТЗП (на странице данного открытого аукциона на сайте ЭТЗП), в электронной форме в личном кабинете участника электронных процедур.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).
В соответствии с п. 32 Положения о закупке, Заказчик обязан при проведении закупки руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливает как общие режимы налогообложения, так и упрощённую схему налогообложения.
Пунктом 3.8.1. Аукционной документации аукцион в электронной форме проводится в личном кабинете участника электронных процедур на ЭТЗП путем снижения на «шаг аукциона» начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС.
Согласно, п. 3.18.13. Аукционной документации, участник аукциона, с которым заключается договор, в случаях, установленных аукционной документацией, обязан заключить договор на условиях аукционной документации и своей аукционной заявки. Договор заключается по цене, предложенной победителем аукциона при проведении аукциона без учета НДС, с учетом применяемой им системы налогообложения.
Таким образом, участники Аукциона подают заявку с ценой, сформированной без учёта НДС.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, а так же устным пояснениям представителя Заказчика, документация изложена в такой редакции, что в равной степени оценить заявки как участников, использующий общую систему налогообложения (с оплатой НДС) так и упрощённую (без оплаты НДС).
Комиссия, при изучении положений Аукционной документации обращает на тот факт, что документация не предусматривает каких-либо вычетов, при оценки поданных заявок, из цены предложения участников Аукциона. Оценка заявки осуществляется строго исходя из цены, предложенной участником, без каких-либо вычетов.
Таким образом, довод Заявителя о вычете суммы НДС из цен, предлагаемых участниками закупки, являющимися плательщиками НДС, не нашёл своего подтверждения при рассмотрении жалобы.
2. Относительно довода жалобы об установлении в документации двух начальных (максимальных) цен, Комиссия установила следующее.
Согласно п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Пунктом 70 Положения о закупке установлено, что начальная (максимальная) цена договора (цена лота), цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), может указываться как с учетом, так и без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В соответствии с п. 72 Положения о закупке условиями закупки может быть предусмотрено, что при проведении оценки и сопоставлении заявок комиссия производит оценку по цене, предложенной участниками, но без учета НДС (и иных видов налогов).
Пунктом 73 Положения о закупке установлено, что в случае если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) указывается с учетом НДС, стоимость договора, заключаемого с участником, в том числе с победителем, не являющимся плательщиком НДС, определяется без учета НДС, но с учетом применяемой таким участником системы налогообложения.
Согласно п. 74 Положения о закупке условиями конкурентной закупки может быть предусмотрено, что аукцион, переторжка проводятся по цене без учета НДС.
Анализируя нормы Закона о закупках и Положения о закупке, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену либо с учётом, либо без учёта НДС. При этом Заказчик должен установит одно значение начальной (максимальной) цены. Данный вывод подтверждается письмом ФАС России от 22.08.2018 № АД/66562/18 «По вопросу установления требований, к участникам, применяющим различные системы налогообложения (уменьшение или увеличение предложенной максимальной начальной цены на сумму НДС)».
Согласно приложению 1.1 к Аукционной документации техническое задание Аукциона изложено следующим образом:

1. Наименование закупаемых услуг, их количество (объем), цены за единицу услуги и начальная (максимальная) цена договора

Наименование услуги

Ед. изм.

Кол-во (объем)

Кол-во вагоно-суток

Цена за обслуживание 1 вагона в 1 вагоно-сутки без учета НДС, руб.

Всего без учета НДС, руб.

Всего с учетом НДС, руб.

Оказание услуг по обслуживанию квалифицированными проводниками пассажирских и служебно – технических вагонов, в том числе:

Обслуживание проводниками служебно – технического вагона № 05878038

ВГС

1

365

9360,70

3 416 655,50

4 099 986.60

Обслуживание проводниками служебно – технического вагона № 05872148

ВГС

1

365

9360,70

3 416 655,50

4 099 986.60

Обслуживание проводниками служебно – технического вагона № 05878020

ВГС

1

31

9360,70

290 181,70

348 218,04

Обслуживание проводниками служебно – технического вагона № 05878046

ВГС

1

365

9360,70

3 416 655,50

4 099 986.60

Обслуживание проводниками специально но – технического вагона № 37805603

ВГС

1

125

9360,70

1 170 087,50

1 404 105,00

ИТОГО начальная (максимальная) цена

ВГС

5

1251

-

11 710 235,70

14 052 282,84

Как видно из содержания технического задания, Заказчиком установлено две начальные (максимальные) цены – без учёта НДС и с учётом НДС.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении двух начальных (максимальных) цен.
3. Довод жалобы Заявителя о нарушении пунктами 72-74 Положения о закупках норм закона о закупках не рассматривается Комиссией, поскольку ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не предусматривает возможность рассмотрения жалоб на положения о закупках антимонопольным органом.
При таких обстоятельствах, Комиссия делает вывод об нарушении Заказчиком п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, выразившееся в установлении двух начальных (максимальных) цен в Аукционной документации.
Решая вопрос о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, Комиссия учитывает тот факт, что Заявитель не является участником Аукциона (доказательств обратного не представлено), жалоб от участников торгов по аналогичным доводам в Воронежское УФАС России на момент вынесения настоящего решения не поступало. В связи с этим у Комиссии Воронежского УФАС России отсутствуют фактические основания для выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Транс-сервис» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) заказчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги»  при проведении открытого аукциона в электронной форме № 5585/ОАЭ-Ю-ВОСТ/21 на право заключения договора на сопровождение в пути следования служебных и служебно-технических, специально-технических вагонов и их обслуживание в парке отстоя проводниками с начальной ценой договора 14 052 282,84 рублей (извещение в единой информационной системе в сфере закупок № 32110754925) обоснованной.
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
3. Направить настоящее решение и материалы рассмотрения ответственному должностному лицу Воронежского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту выявленного нарушения.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии                                А.В. Логошин
Члены Комиссии                                            Р.В. Колмаков
                                                                      С.Г. Субботин

Связанные организации

Связанные организации не указаны