Постановление №036/04/14.31-354/2020 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «... от 20 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу № 036/04/14.31-354/2020 об административном правонарушении
20.11.2020 года                                                                                                  г. Воронеж
Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) Михин С.В., рассмотрев материалы дела № 036/04/14.31-354/2020 об административном правонарушении, возбужденного 12.11.2020г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, д. 12А; ОГРН: 1023601568110; ИНН: 3650004897; КПП: 366401001; дата регистрации: 02.11.1999г.; далее – ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж») на основании решения Комиссии Управления от 02.09.2020г. по делу № 036/01/10-796/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии представителя ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…>,

У С Т А Н О В И Л:
02.09.2020г. Управлением по результатам рассмотрения дела № 036/01/10-796/2019  о нарушении антимонопольного законодательства было принято решение, пунктом 2 которого действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по направлению ООО «Святогор» незаконных угроз о введении полного прекращения поставки природного газа на его объекты, что может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В связи с принятием Комиссией Управления указанного решения, которым установлен факт нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» антимонопольного законодательства, 12.11.2020 года лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» был составлен протокол № 036/04/14.31-354/2020 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения данным хозяйствующим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Рассмотрение дела № 036/04/14.31-354/2020 об административном правонарушении было назначено на 20.11.2020г.
20.11.2020г. на рассмотрении настоящего дела присутствовал ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» <…>, которому в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ разъяснены его права и обязанности.
Изучив материалы дела № 036/04/14.31-354/2020 об административном правонарушении установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
На основании указанной нормы Управлением, при рассмотрении дела № 036/01/10-796/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области, по результатам которого у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» было установлено доминирующее положение на указанном рынке, что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области от 24.08.2020 г. (имеется в материалах дела).
Из аналитического отчета установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»» занимает доминирующее положение на рынке услуг по оптовой реализации внебиржевого природного газа Воронежской области.
Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» как хозяйствующий субъект занимающий доминирующее положение обязано соблюдать запреты установленные антимонопольным законодательством, в том числе частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Отношения, связанные с прекращением поставки газа юридическим лицам регулируются законодательством в сфере газоснабжения.
Абзацем 6 статьи 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ (далее – ФЗ «О газоснабжении в РФ») при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является, в том числе полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В соответствии с пунктом 10 Правил ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 настоящих Правил.
Пунктом 11 Правил установлено, что потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Согласно пункту 12 Правил исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного «в» настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 13 Правил в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.
Таким образом, из правового смысла указанных положений Правил следует, что в отношении потребителей к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов применяется особый порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
Исчерпывающий перечень особенностей указанного порядка предусмотрен пунктами 11 – 13 Правил. При этом одной из указанных особенностей является ограничение поставки газа потребителям, имеющих подключенных абонентов-добросовестных плательщиков только до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Одновременно с этим, в уведомлении о введении в отношении таких потребителей ограничения поставки газа указывается объем газа, поставляемого в период ограничения и рассчитанного в соответствии с абзацем 1 пункта 13 Правил.
Право поставщика на полное ограничение поставки газа в отношении потребителей, к которым подключены абоненты - добросовестные плательщики пунктами 11-13 Правил не предусмотрено.
Единственным исключением является случай перерасхода газа потребителем в период ограничения до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа.
В связи с этим, учитывая положения пунктов 10 - 13 Правил, полное ограничение/прекращение поставки газа, используемого для оказания коммунальных услуг добросовестным потребителям недопустимо.
При этом поскольку сами действия по полному ограничению/прекращению поставки газа, используемого для оказания коммунальных услуг добросовестным потребителям недопустимы, то и любая угроза в том или ином виде совершения указанных действий также недопустима в соответствии с Правилами, поскольку может привести к нарушению прав добросовестных потребителей на бесперебойное получение коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Правилам к категориям потребителей газа ограничение режима потребления которым может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям относятся государственные органы Российской Федерации, в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, медицинские учреждения, государственные учреждения ветеринарии.
Пунктом 2 указанного приложения установлено, что к категориям потребителей газа ограничение режима потребления, которым может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям относятся также и организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Однако в нарушение пункта 13 Правил ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» неоднократно, а именно: 08.05.2019г. (исх. № 17/1395), 30.05.2019г. (исх. 17/1643), 21.06.2019г. (исх. № 16/1877), 15.07.2019г. (исх. № 16/2119), 01.08.2019г. (исх. № 17/2341), 06.08.2019г. (исх. № 17/2387), 27.08.2019г. (исх. №17/2696), 02.09.2019г. (исх. № 17/2741), 25.09.2019г. (исх. 17/3058), 16.10.2019г. (исх. № 17/3228) направляло уведомления содержащие угрозы полного прекращения поставки газа ООО «Святогор» к тепловым сетям которого технологически присоединены потребители не имеющие задолженности по оплате за коммунальный ресурс, что могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, которые должны бесперебойно снабжаться коммунальным ресурсом (теплоснабжение и горячее водоснабжение).
С учетом этого, направление ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в ООО «Святогор» незаконных угроз полного ограничения поставки газа несет в себе возможность в указанные в них даты произведения поставщиком газа полного прекращения поставки газа, а значит невозможности выработки ООО «Святогор» своим потребителям коммунального ресурса.
В связи с этим, направленные ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в  ООО «Святогор» угрозы полного ограничения поставки газа являются незаконными, поскольку последний приобретает у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» газ не для собственных нужд, а для производства коммунального ресурса другим потребителям (жильцы многоквартирных домов, медицинские, дошкольные учреждения и иные организации), в связи с чем введение полного ограничения поставки газа либо угроза ведения такого ограничения недопустимы в соответствии с действующим законодательством и могут привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Кроме того, согласно предоставленной ООО «Святогор» информации у него отсутствует экономическая и техническая возможность перейти на альтернативный вид топлива в целях обеспечения беспрерывного оказания услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Как следует из материалов рассматриваемого дела в общем количестве потребителей, которым ООО «Святогор» оказывает услуги по теплоснабжению/горячему водоснабжению имеются добросовестные потребители (ООО УК «Жилдом сервис» - 16 жилых домов; ТСЖ «Павловский-56; ООО УК «Эльбрус»; БУЗ ВО «ВГКБСМП № 10», а также детский сад), что подтверждается информацией последнего (имеется в материалах дела).
Одновременно установлено, что ООО «Святогор» является потребителем, ограничение режима потребления газа, которого может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям.
При указанных обстоятельствах, действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по направлению в ООО «Святогор» незаконных угроз о введении полного ограничения поставки газа на его объекты, что может привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, решением Комиссии Управления от 02.09.2020г. по делу № 036/01/10-796/2019 о нарушении антимонопольного законодательства признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, корректировке подлежит время совершения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно: временем совершения рассматриваемого административного правонарушения является период с 08.05.2019г. по 17.09.2020г.
В соответствии частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Оценка всех в совокупности обстоятельств и доказательств по делу позволяет сделать вывод о том, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж», признанные злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, по направлению ООО «Святогор»  незаконных угроз о введении полного ограничения поставки газа на объекты последнего, что могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, содержат в себе событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» имелась фактическая возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), в частности не допускать действий по направлению ООО «Святогор» незаконных угроз о введении полного ограничения поставки газа на объекты последнего.
Однако ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований антимонопольного законодательства.
С учетом указанных обстоятельств, вина ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в результате совершения им действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, по направлению ООО «Святогор»  незаконных угроз о введении полного ограничения поставки газа на объекты последнего, что могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей при рассмотрении настоящего дела находит свое подтверждение.
Административное правонарушение, совершенное ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в нарушении прав неопределенного круга добросовестных потребителей, среди которых имеются объекты социальной инфраструктуры: многоквартирные жилые дома; БУЗ ВО «ВГКБСМП № 10», детский сад на гарантированное получение коммунального ресурса, вырабатываемого ООО «Святогор» (теплоснабжение/горячее водоснабжение).
Также ООО «Святогор» является потребителем, ограничение режима потребления газа, которого может привести к экономическим, экологически, социальным последствиям.
Кроме того, высокая общественная опасность ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» административного правонарушения выражается в пренебрежительном отношении данного лица к требованиям Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» от административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 4 цитируемой статьи установлено, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в силу статей 4.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, оценить его последствия, причины и условия совершения правонарушения, обстоятельства, являющиеся основанием для смягчения или освобождения от ответственности.
При назначении административного наказания, учитываются в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельств, что ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» добровольно исполнило до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписание об устранении допущенного нарушения, а также совершение ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ впервые.
В ходе рассмотрения настоящего дела каких-либо обстоятельств отягчающих или исключающих административную ответственность ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, д. 12А; ОГРН: 1023601568110; ИНН: 3650004897; КПП: 366401001; дата регистрации: 02.11.1999г.) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей (триста тысяч рублей) 00 копеек.
2. Направить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (394006, г. Воронеж, пер. Красноармейский, д. 12А; ОГРН: 1023601568110; ИНН: 3650004897; КПП: 366401001; дата регистрации: 02.11.1999г.) настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России)
Расчетный счет: 40101810500000010004
Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ Г.ВОРОНЕЖ
БИК 042007001
ИНН 3664022568
КПП 366601001
Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Назначение платежа – административный штраф по делу № 036/04/14.31-354/2020
УИН 16100500000000766900

Связанные организации

Связанные организации не указаны