Определение №СМ/8627/23 о назначении дела №036/01/10-1676/2023 о нарушении антимоноп... от 3 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о назначении дела №036/01/10-1676/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

2 ноября 2023                                                                                             г. Воронеж
 
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 02.02.2023г. №132/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛ:

24.05.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Управление) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «ТехЭнергоМонтажПоставка» (вх. № 5023/22; далее – ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка») по вопросу правомерности действий публичного акционерного общества «Россети Центр» (ОГРН: 1046900099498; ИНН: 6901067107; КПП:771501001; дата регистрации: 17.12.2004; 119017, г. Москва, ул. Ордынка М, д. 15; далее - ПАО «Россети Центр»), выразившихся в составлении акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии от 13.07.2021 № 36-057964, начислении платы за неучтенное (бездоговорное) потребление электрической энергии, а также введении режима полного ограничения потребления электрической энергии.
22.06.2022 на основании части 11 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управлением рассмотрение обращения приостановлено до вступления в законную силу решения арбитражного суда Воронежской области по делу № А14-8316/2022.
24.05.2023 арбитражным судом Воронежской области по делу № А14- 8316/2022 вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований ПАО «Россети Центр» о взыскании стоимости неучтенного (бездоговорного) потребления электрической энергии по акту № 36-057964 от 13.07.2021.
25.08.2023 постановлением девятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда Воронежской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения. 
Таким образом, факт неучтенного (бездоговорного) потребления электрической энергии в судебном порядке не был подтвержден. 
Как следует из обращения и приложенных к нему документов, 16.03.2021 ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» посредством портала ТП РФ направило в сетевую организацию заявку об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям «базовой станции/оборудования сотовой связи» по адресу: Воронежская область, Верхнехавский район, с. Углянец, ул. Пушкина (далее - Базовая станция).
В заявке об осуществлении технологического присоединения ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» указана информация о ПАО «ТНС – энерго Воронеж», как о субъекте розничного рынка, с которым планируется заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
15.04.2021 между ПАО «Россети Центр» и ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» был заключен договор № 3600/05470/21 (42084627) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по которому сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, выданы технические условия для присоединения (далее – Договор). 
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению Базовой станции к электрическим сетям должны быть исполнены в срок до 15.10.2021 включительно.
В соответствии с пунктом 11 технических условий заявитель осуществляет строительство электрических сетей от точки присоединения до энергопринимающих устройств заявителя, фактическое присоединение ЛЭП 0,4 кВ заявителя к нижним клеммам автоматического выключателя в распределительной коробке 0,4 кВ и подачу напряжения на энергопринимающие устройства. 
03.06.2021 сотрудники ПАО «Россети Центр» производили работы для выполнения своих обязательств по Договору. В связи с невыполнением ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» своей части технических условий подача электроэнергии была прекращена путем отключения коммутационного аппарата в шкафу учета, что подтверждается актом ограничения режима потребления электрической энергии от 03.06.2021.
 Письмом от 03.06.2021 № МР1-ВР/Р-15-187 сетевая организация уведомила заявителя о выполнении со своей части мероприятий, необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств Базовой станции. 
10.06.2021 ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» уведомило сетевую организацию о выполнении возложенных на него техническими условиями мероприятий, что подтверждается скриншотом с электронной почты заявителя. 
02.07.2021 заявитель самостоятельно обратился к гарантирующему поставщику - ПАО «ТНС – энерго Воронеж» за заключением договора энергоснабжения. 
08.07.2021 между ПАО «ТНС – энерго Воронеж» и ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» было заключено дополнительное соглашение № 1 к договору энергоснабжения № 82899 от 01.04.2021, которым спорная точка поставки была включена в указанный договор. 
05.07.2021 при осмотре воздушной линии 0,4 кВ № 1 ТП 10/0,4 кВ 4-4 от ВЛ10 № 4 ПС Углянец ПАО «Россети Центр» установлен факт потребления электрической энергии ответчиком в отсутствие надлежащею технологического присоединения и договора энергоснабжения. 
06.07.2021 сетевая организация повторно произвела ограничение потребления электроэнергии энергопринимающих устройств Базовой станции, что подтверждается актом ограничения режима потребления электрической энергии от 06.07.2021.
В этот же день ПАО «Россети Центр» составлены:
- акт проверки состояния схемы измерения электрической энергии и работы/замены/допуска в эксплуатацию прибора учёта № 36-507134;
- акт об осуществлении технологического присоединения № 000688.
08.07.2021 ПАО «Россети Центр» в адрес ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» направило уведомление (исх. от № МР1-ВР/Р15/41) о составлении 13.07.2021 акта бездоговорного потребления.
13.07.2021 ПАО «Россети Центр» составлен акт № 36-057964 о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии (далее – Акт).
На основании Акта сетевой организацией произведен расчет стоимости неучтенного (бездоговорного) потребления электроэнергии на сумму <...>.
ПАО «Россети Центр» письмом (МР1/ВР/Р15/19) направило в адрес ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» Акт и справку-расчёт на оплату неучтенного (бездоговорного) потребления электрической энергии. 
В связи с несогласием с указанным Актом и справкой-расчётом, с целью устранения указанной ситуации и защиты нарушенных прав ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» направило в ПАО «Россети Центр» письменными возражениями, которые оставлены ПАО «Россети Центр» без ответа.
ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» оплата бездоговорного потребления электрической энергии произведена не была.
Согласно абзацу 12 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных и Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Правила № 442). 
При этом в соответствии с абзацем 5 пункта 39(1) Основных положений, потребление электрической энергии энергопринимающими устройствами заявителя, которое началось до завершения мероприятий по технологическому присоединению, в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в случае указания заявителем в заявке на осуществление технологического присоединения информации о субъекте розничного рынка, с которым планируется заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), до момента заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) при условии соблюдения заявителем срока, предусмотренного абзацем пятым пункта 19(1) Правил технологического присоединения, не является бездоговорным потреблением. Объем такого потребления подлежит оплате заявителем после заключения соответствующего договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). 
Абзацем 1 пункта 19(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила № 861), установлено, что сетевая организация не позднее 2 рабочих дней со дня подписания заявителем и сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил) направляет в письменном или электронном виде копии указанных актов в адрес субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, либо в случае отсутствия информации у сетевой организации о заключении такого договора на дату отправления - в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). 
Сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня фактического приема (подачи) напряжения и мощности на объекты заявителя направляет в письменном или электронном виде информацию о дате фактического приема (подачи) напряжения и мощности на объекты заявителя в адрес субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, либо в случае отсутствия информации у сетевой организации о заключении такого договора на дату направления - в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). 
Таким образом, из указанных норм законодательства следует, что допускаются действия заявителя по потреблению электрической энергии до завершения мероприятий по технологическому присоединению в отсутствие договора энергоснабжения при указании в заявке на осуществление технологического присоединения, поданной в сетевую организацию, информации об организации, с которой заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения, и такие действия заявителя не является бездоговорным потреблением. 
Порядок расчета стоимости бездоговорного потребления, установлен абзацем 2 пункта 84 Основных положений и предусматривает расчет объема исходя из цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, за последний расчетный период, в отношении которого на момент составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии такая цена определена гарантирующим поставщиком и официально опубликована в соответствии с настоящим документом, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.
Согласно подпункта «г» пункта 2 Правил № 442 выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии является основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии. 
Глава II Правил № 442 содержит порядок ограничения режима потребления по обстоятельствам, не связанным с необходимостью проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики или с возникновением (угрозой возникновения) аварийных электроэнергетических режимов. 
В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Правил № 442, ограничение режима потребления вводится, в том числе, по инициативе сетевой организации либо иного лица, к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения – непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, либо сетевой организации, которая в соответствии с Основными положениями обязана принимать меры по сокращению уровня или прекращению потребления электрической энергии, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «г» пункта 2 Правил. 
Абзацем 2 пункта 5 Правил № 442 установлено, что в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «г» пункта 2 Правил (выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии), ограничение режима потребления вводится с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 24 Правил. 
Согласно абзацу 2 пункта 24 Правил № 442, введение в соответствии с настоящими Правилами полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, либо частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии и имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указана величина технологической брони, либо частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии и относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором не указана величина технологической брони, осуществляется незамедлительно по выявлении факта бездоговорного потребления. 
Между тем, как следует из заявления и приложенных к нему материалов, потребление ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» электрической энергии осуществлялось до завершения мероприятий по технологическому присоединению и после подачи в ПАО «Россети Центр» заявки на технологическое присоединение Базовой станции к электрическим сетям, в которой указана информация о субъекте розничного рынка, с которым планируется заключение договора энергоснабжения, что допускается в соответствии с абзацем 5 пункта 39(1) Основных положений и не является нарушением подпункта «г» пункта 2 Правил № 442 и абзаца 2 пункта 5 Правил № 442.
Таким образом, у ПАО «Россети Центр» не имелось законных оснований для составления Акта, начисления ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» платы за бездоговорное потребление электрической энергии и введения в отношении заявителя режима полного ограничения потребления электрической энергии.
Однако 13.07.2022 ПАО «Россети Центр» были совершены действия по составлению Акта, начислению ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» платы за бездоговорное потребление электрической энергии в размере <...> и введению в отношении объекта заявителя режима полного ограничения потребления электрической энергии.
В результате совершения ПАО «Россети Центр» указанных действий были ущемлены интересы ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» в сфере его предпринимательской деятельности, поскольку незаконное начисление платы за бездоговорное потребление электрической энергии влечет для заявителя значительную необоснованную финансовую нагрузку и создание искусственной задолженности за потреблённую электрическую энергию. 
Кроме того, ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» было незаконно лишено права на полное и бесперебойное потребление электрической энергии при осуществлении своей предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей. 
Таким образом, действия хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение на определённом товарном рынке, могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением только в том случае, если совершение указанных действий повлекло, либо могло повлечь наступление следующих негативных последствий: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей. 
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии. 
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147- ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ПАО «Россети Центр», оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке в границах территории Воронежской области (в пределах зоны деятельности ПАО «Россети Центр»), что подтверждается обзором состояния конкурентной среды на рынке услуг по передаче электрической энергии от 01.11.2023. 
Учитывая изложенное, действия ПАО «Россети Центр» по незаконному составлению Акта, начислению платы за бездоговорное потребление электрической энергии, а также введению режима полного ограничения потребления электрической энергии, что привело к ущемлению интересов ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» в сфере его предпринимательской деятельности, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 
Руководствуясь частью 14 статьи 44 Закона о защите конкуренции, 

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело №036/01/10-1676/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 12.2023 в 10 час. 00 мин. (мск.) по адресу: г. Воронеж, проспект Революции, 21, зал заседаний № 1.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 036/01/10-1676/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика филиал ПАО «Россети Центр» - «Воронежэнерго». Явка представителя филиал ПАО «Россети Центр» - «Воронежэнерго» – ответчика по делу с надлежащей доверенностью на участие в деле обязательна.
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 036/01/10-1676/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заявителя ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка». Явка представителя ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» - заявителя по делу с надлежащей доверенностью на участие в деле обязательна.
4. ПАО «Россети Центр» в срок до .11.2023 предоставить следующие информацию и документы (заверенные надлежащим образом копии):
4.1. Письменные объяснения по факту установленных в действиях ПАО «Россети Центр» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
4.2. Акт о возобновлении подачи ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» электрической энергии.
4.3. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях ПАО «Россети Центр» за 2021г.
4.2. Информацию о сумме выручки, полученной ПАО «Россети Центр» за 2021 г. от оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Воронежской области.
5. ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» в срок до .12.2023 предоставить следующие информацию и документы (заверенные надлежащим образом копии):
5.1. Информацию об основных видах деятельности ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка».
5.2. Информацию о том, каким образом ущемляются интересы ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» в сфере предпринимательской деятельности в результате действий ПАО «Россети Центр» по незаконному составлению Акта, начислению платы за бездоговорное потребление электрической энергии, а также введению режима полного ограничения потребления электрической энергии.
5.3. Информацию о дате начала потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами Базовой станции, с приложением подтверждающих документов.
5.4. Заявку на заключение договора энергоснабжения в отношении Базовой станции, поданную ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» в ПАО «ТНС энерго Воронеж».
5.5. Договор энергоснабжения, заключенный между ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» и ПАО «ТНС энерго Воронеж» в отношении Базовой станции, со всеми приложениями.
3.3. Информацию о том, оплатило ли ООО «ТехЭнергоМонтажПоставка» ПАО «ТНС энерго Воронеж» фактическое потребление обществом электрической энергии за спорный период. В случае оплаты приложить документы, подтверждающие факт оплаты. 

Запрашиваемую информацию необходимо предоставить в соответствии с каждым отдельным пунктом и строго согласно цифровой последовательности настоящего определения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны