Решение №РК/5633/24 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 036/... от 9 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 036/01/17-685/2024

 

                                                                                                                                 г. Воронеж

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.08.2024

Решение в полном объеме изготовлено 09.08.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Воронежское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

- Колмаков Р.В. – председатель Комиссии, заместитель руководителя;

- Качкин И.В. – заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;

- Субботин С.Г. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № 036/01/17-685/2024 возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Россошанские коммунальные системы» (ИНН 3627029646, ОГРН 1163668088980 ) (далее — ООО «РКС») по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившееся в злоупотреблении правом на самостоятельное установление в положении о закупках случаев осуществления закупки у единственного поставщика, запрос цен, позволяющих осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур независимо от наличия конкурентного рынка, руководствуясь статьей 49 Закона о защите конкуренции,


 

УСТАНОВИЛА:

 

УУправлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) в рамках обеспечения государственного контроль за соблюдением антимонопольного законодательства изучено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд общества с ограниченной ответственностью «Россошанские коммунальные системы» (ИНН 3627029646) (далее — ООО «РКС») в части правомерности установления оснований закупки у единственного поставщика. По результатам рассмотрения установлено следующее.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «РКС» является забор, очистка и распределение воды.

Таким образом, ООО «РКС» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с указанной нормой, приказом ООО «РКС» от 03.06.2022 № 537-П утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «РКС» (далее — Положение о закупке).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В силу ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Частью 3.2 ст. 3 Закона о закупках предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В силу ст. 3.6 Закона о закупках, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Пунктом 1.4.3. Положения о закупке предусмотрено осуществление закупки у единственного поставщика.

Пунктом 7.3. Положения о закупке, установлен перечень оснований для закупки у единственного поставщика, в частности:

10) закупаются услуги по техническому и санитарному содержанию помещений заказчика;

20) заключается договор управления по передаче полномочий единоличного исполнительного органа;

23) заключается договор аренды транспортного средства с работником заказчика;

24) заключается соглашение о предоставлении независимой банковской гарантии;

27) приобретение услуг поверенных, комиссионеров, агентов, управляющих организаций;

28) приобретение материалов и оборудования для проведения опытно-промышленных испытаний и работ;

31) осуществляется закупка услуг СМИ и иной способ закупки невозможен;

32) заключается договор на оказание юридических услуг и иной способ закупки невозможен;

34) закупаются услуги по проведению анализа сточных вод;

35) закупаются услуги по аренде транспортных средств с экипажем и без экипажа;

41) заключение договоров финансовой аренды (лизинга) в рамках Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

43) осуществляется закупка услуг по проверке средств измерения;

Таким образом, Положение о закупке позволяет ООО «РКС» осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

Относительно иных выявленных Комиссией оснований для закупки у единственного поставщика ООО «РКС» в своих письменных пояснениях указало следующее.

Касаемо пп. 10 п. 7.3 Положения, включение в перечень закупки услуг по техническому и санитарному содержанию помещений Заказчика, поясняем следующее. Данное положение было принято от ранее действующей до момента заключения концессионного соглашения № 1 от 29 декабря 2016 года организации, обуславливалась тем, что уборка некоторых помещений на закрытого типа территории АО «Минудобрения» осуществлялось силами предприятия АО «Минудобрения» и была включена в положение ООО «РКС», однако данного рода закупок ООО «РКС» ни когда не осуществляло, так как приняло в штат сотрудников которые занимаются данными видами работ. Данное положение будет пересмотрено и исключено из положения о закупках.

Комиссия указывает, что данный довод объективно не обосновывает необходимость закупки у единственного поставщика услуги по техническому и санитарному содержанию помещений заказчика поскольку пункт в указанной редакции позволяет заключать договоры на указанные услуги независимо от необходимости и с любым лицом.

В связи с этим, данное основание для закупки у единственного поставщика является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо пп. 20 п. 7.3 Положения, включение в перечень закупки по заключению договора управления по передаче полномочий единоличного исполнительного органа, обусловлено проведения корпоративных процедур предусмотренных Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и не относится к закупочной деятельности ООО «РКС», а определяется его исполнительными органами (участниками Общества). Данный пункт добавлен для ясности при осуществлении коммерческой деятельности.

Комиссия отмечает, что пп. 20 п. 7.3 Положения устанавливает именного основание для закупки у единственного поставщика, в связи с этим данная норма относится к закупочной деятельности ООО «РКС». При этом ООО «РКС» не представило объективных обоснований необходимости закупки по заключению договора управления по передаче полномочий единоличного исполнительного органа именно у единственного поставщика. В связи с этим, данное основание для закупки у единственного поставщика является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо пп. 23 п. 7.3 Положения, включение в перечень закупки по заключению договора аренды транспортного средства с работником Заказчика, обусловлен требованиями трудового законодательства когда работодатель дает поручение работнику, а при его исполнении работник использует личный транспорт. Данный пункт добавлен для разграничения случаев аренды транспортного средства.

Комиссия отмечает, что данный пункт даёт возможность ООО «РКС» заключать договоры аренды транспортного средства работника при любых условиях, а не только при исполнении работником поручения работодателя. При условии, что рынок аренды транспортных средств является конкурентным, п. 23 Положения действующей редакции позволяет ООО «РКС» необоснованно уклоняться олт конкурентной закупке на аренду транспортных средств. В связи с этим, данное основание для закупки у единственного поставщика является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо пп. 24 п. 7.3 Положения, включение в перечень закупки по заключению соглашения о предоставлении независимой гарантии. Обусловлен тем фактом, что в силу требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Концессионер обязан предоставлять в адрес Концедента обеспечение исполнения обязательств по Концессионному соглашению, путем предоставления либо депозита или предоставления независимой банковской гарантии.

Ввиду специфики по предоставлению данной банковской гарантии, а также узкий круг банков которые данные банковские гарантии предоставляет, а также ввиду того, что деятельность ООО «РКС» за 2017-2020 года была убыточна и не покрывалась тарифами на услуги холодного водоснабжения и водоотведения определить конкурентным способом банк который может дать такую банковскую гарантию не представлялось возможным.

Изучив данный довод Комиссия приходит к выводу о том, что финансовое положение ООО «РКС» не может являться безусловный основанием для осуществления закупки у единственного поставщика, ввиду того что ООО «РКС» является хозяйствующим субъектом, осуществляет предпринимательскую деятельность, которая связана с риском, в том числе и убытков. Также Комиссия отмечает, что редакция пп. 24 п. 7.3 Положения позволяет приобретать услуги по получению банковской гарантии у единственного поставщика при любых условиях, а не только в случаях указанных ООО «РКС». Более того, исходя из пояснений ООО «РКС», обстоятельства, указанные как необходимость осуществления закупки у единственного поставщика, перестали быть актуальными с 2021 г. В связи с этим, данное основание для закупки у единственного поставщика является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо пп. 27 п. 7.3 Положения, включение в перечень закупки по приобретению услуг поверенных, коммисионеров, агентов, управляющих организаций, обусловлено необходимостью оказания квалифицированных услуг по представлению интересов в организациях органах, аудиторских услуг, нотариальных услуг, где услуги оказываются на основании установленных ставок, корпоративных процедур предусмотренных законодательством РФ, от качества которых зависит дальнейшее существование ООО «РКС».

Комиссия обращает внимание на тот факт, что пп. 27 п. 7.3 Положения не предусматривает закупку аудиторских услуг и нотариальных услуг. Помимо этого, Комиссия отмечает, что ООО «РКС» не представлено сведений об отнесении общества к организациям, обязанным проводить обязательный аудит. Также ООО «РКС» не обосновало невозможность закупки услуг поверенных, коммисионеров, агентов, управляющих организаций конкурентным способом. В связи с этим, данное основание для закупки у единственного поставщика является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо пп. 28 п. 7.3 Положения, включение в перечень закупки по приобретению материалов и оборудования для проведения опытно-промышленных испытаний и работ, обусловлено необходимостью проведения испытаний участков трубопроводов подвергнутых замене ремонту и иного характера воздействия при выполнении работ силами и средствами ООО «РКС», а также при поставке нового оборудования (насосных агрегатов), где требуется срочность в проведении работ для обеспечения населения города Россошь качественными услугами холодного водоснабжения и водоотведения.

При оценке данного довода Комиссия обращает внимание на тот факт, что пп. 28 Положения предусматривает возможность закупки и в случаях, не требующих срочности. При этом пп. 6 п. 7.3 Положение предусматривает закупки товаров, работ, услуг при наличии срочной потребности. В связи с этим, пп. 28 п. 7.3 Положения является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо пп. 31 п. 7.3 Положения, включение в перечень закупки осуществление закупки услуг СМИ и иной способ закупки не возможен, обусловлен необходимостью соблюдения ООО «РКС» требований стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения. Однако данным пунктом ООО «РКС» не пользовалось, ввиду наличия в штате пресс-секретаря ООО «РКС», который освещает на интернет порталах информацию об авариях, плановых отключениях, инвестиционных программах, тарифах и др. Данный пункт опять же указывается с оговоркой, при отсутствии возможности применения иного способа закупки.

Комиссия обращает внимание на тот факт, что ООО «РКС» фактически указывает на тот факт, что объективная потребность для осуществления закупки услуг СМИ у единственного поставщика в настоящий момент отсутствует. Между тем, наличия такого основания в Положении позволяет ООО «РКС» в любой момент закупить услуги СМИ без проведения конкурентных процедур. При этом законодательство не обязывает ООО «РКС» публиковать информацию о своей деятельности в конкретном СМИ. В связи с этим, пп. 31 п. 7.3 Положения является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо п. 32 п. 73 Положения, включение в перечень закупки по заключению договор на оказание юридических услуг, и иной способ закупки не возможен, в данном пункте идет речь, о заключении договоров с адвокатами по представлению интересов ООО «РКС», при невозможности проведения иного способа определения исполнителя, например при возбуждении в отношении ООО «РКС» административных или уголовных дел, где представлять интересы подзащитного может только адвокат.

При анализе данного довода Комиссия приходит к выводу, что п. 32 п. 73 Положения позволяет приобретать без проведения конкурентных процедур не только услуги адвокатов, но и юридические услуги, оказываемыми лицами, не имеющими статус адвоката. При этом рынок юридических услуг (без учёта лиц имеющих статус адвоката) является конкурентным.

В связи с этим, пп. 32 п. 7.3 Положения является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо п. 34 п. 7.3 Положения, включение в перечень закупки услуг по проведению анализов сточных вод ООО «РКС» поясняет следующее. В рамках производственного контроля, ООО «РКС» осуществляет отборы сточных вод на биологических очистных сооружениях, а также в рамках производственного контроля. Ввиду того, что данный вид закупок является малозначительным, т.е. до 100 000 рублей, конкурентным способом данная закупка не осуществляется.

Комиссией установлено, что пп. 1 п. 7.3 Положения позволяет закупать услуги стоимостью не более 600 000 руб. Таким образом, при стоимости услуг п по поверке средств измерения менее 100 000 руб., причины для установления отдельного основания для закупки у единственного данной услуги отсутствуют. Наличие же такого основания позволяет ООО «РКС» закупать услуги по проведению анализов сточных вод стоимостью и более 600 000 руб. при любых основаниях.

В связи с этим, пп. 34 п. 7.3 Положения является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо пункта 35 Положения, включение в перечень закупки по приобретению услуг по аренде транспортных средств с экипажем и без экипажа осуществлялась ООО «РКС» ввиду отсутствия собственного транспортного парка в 2017-2018 гг. необходимого для осуществления деятельности при оказании услуг холодного водоснабжения и водоотведения.

Комиссия отмечает, что согласно пояснениям ООО «РКС» основание для случая закупки услуг по аренде транспортных средств с экипажем и без экипажа у единственного поставщика утратило свою актуальность после 2018 г. При этом рынок услуг по аренде транспортных средств является конкурентным. Иного обоснования наличия основания для закупки услуг по аренде транспортных средств с экипажем и без экипажа без проведения конкурентных процедур ООО «РКС» не предоставлено.

В связи с этим, пп. 35 п. 7.3 Положения является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо пункта 41 Положения, включение в перечень закупки по заключению договоров финансовой аренды (лизинга) в рамках ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ, обусловлено тем, что финансовое положение ООО «РКС» не позволяет участвовать в определении лизинговых компаний, ввиду участия их на основании бухгалтерской отчетности и ввиду наличия убытков в отчетных периодах.

Изучив данный довод Комиссия приходит к выводу о том, что финансовое положение ООО «РКС» не может являться безусловный основанием для осуществления закупки у единственного поставщика, ввиду того что ООО «РКС» является хозяйствующим субъектом, осуществляет предпринимательскую деятельность, которая связана с риском, в том числе и убытков. При этом рынок финансовой аренды (лизинга) является конкурентным.

В связи с этим, пп. 41 п. 7.3 Положения является ограничивающим конкуренцию.

Касаемо пункта 43 Положения, включение в перечень закупки по закупке услуг по поверке средств измерения обусловлено тем, что закупка такого рода осуществляется на сумму менее 100 000 рублей в год и проведении иного способа считаем не целесообразным.

Комиссией установлено, что пп. 1 п. 7.3 Положения позволяет закупать услуги стоимостью не более 600 000 руб. Таким образом, при стоимости услуг п по поверке средств измерения менее 100 000 руб., причины для установления отдельного основания для закупки у единственного данной услуги отсутствуют. Наличие же такого основания позволяет ООО «РКС» закупать услуги по проведению анализов сточных вод стоимостью и более 600 000 руб. при любых основаниях.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. В то же время при размещении заказа неконкурентным способом заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

В свою очередь, необеспечение проведения конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение договора.

Упомянутые нормы Положения о закупке могут привести к злоупотреблению со стороны Заказчика при осуществлении закупок неконкурентным способом.

При этом, следует отметить, что п. 1.4.2 Положения о закупке предусмотрены конкурентные способы проведения закупки, а именно:

- конкурс;

- аукцион;

- запрос предложений;

- запрос котировок.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ («О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Включение в Положение о закупке случаев закупок у единственного поставщика, может повлечь ограничение конкуренции (необоснованное ограничение конкурентных закупок расширенным перечнем неконкурентных закупок), что напрямую относится к ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Отсутствие конкурентных процедур также препятствует достижению цели предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в данной сфере, чем нарушается требования пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В Законе о закупках установлено, что закупка товаров, работ, услуг для юридических лиц, названных в части 2 статьи 1 данного закона, может осуществляться конкурентными и неконкурентными способами.

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона о закупках).

Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе. Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция).

В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (позиция Верховного Суда Российской Федерации по делу № А57-6792/2020).

Пунктами 1 и 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не проведение торгов, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и, как следствие, о соглашениях, направленных на ограничение конкуренции.

Несмотря на то, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Иными словами, праву заказчика на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности корреспондирует его обязанность обеспечить возможность участия юридических лиц и физических лиц в закупке, стимулировать такое участие, развитие добросовестной конкуренции, обеспечить гласность и прозрачность закупки, что следует из требований Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 1 Закона о закупках.

Вместе с тем, закрепленные в Положении о закупке условия позволяют осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки. Также нельзя говорить об экономически эффективном расходовании денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. В то же время при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Положение о закупке ООО «РКС» позволяет проводить закупки определённого перечня товаров, работ, услуг у единственного поставщика при отсутствии объективных на то причин, что ограничивает конкуренцию на соответствующих рынках.

Положения о закупках ООО «РКС», содержит положения, ограничивающие конкуренцию, что образует признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Данный вывод подтверждается соответствующей судебной практикой (решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2022, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу № А70-18212/2022).

Решая вопрос, выдаче предписания, направленного на устранение допущенных нарушений Комиссия учитывает тот факт, что основания Положения о закупке ООО «РКС» ограничивают конкуренцию. При этом на момент вынесения настоящего решения, внесения в Положение о закупке ООО «РКС» не вносились. С учётом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать ООО «РКС» предписание об устранении допущенных нарушений.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Россошанские коммунальные системы» по утверждению Положения о закупке товаров, работ, услуг, устанавливающего обширный перечень оснований для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика при отсутствии объективных на то причин, что ограничивает конкуренцию на соответствующих рынках, нарушением требований ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «РКС» предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Настоящее решение размещено на официальном сайте Воронежского УФАС России в разделе «Решения».

Связанные организации

Связанные организации не указаны