Предупреждение №036/01/15-118/2019 администрации городского округа город Воронеж от 28 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 036/01/15-118/2019
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

28 февраля 2019 года                                        г. Воронеж
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Воронежское УФАС России) по результатам рассмотрения заявления оператора связи ЗАО «Квант-Телеком» установило признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») в действиях администрации городского округа город Воронеж по принятию постановления от 27.12.2017 № 728 «Об предельных минимальных тарифах на услуги, предоставляемые муниципальным казенным предприятием городского округа город Воронеж «Воронежгорсвет», которым установлен тариф за использование одной точки крепления (один кабель, один подвес) на опоре (кронштейне) для размещения линий электропередач, линий ВОЛС, которые выразились в следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон и лишь в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, и только в целях решения вопросов местного значения.
Согласно статье 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно пункту 6 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон «О связи») определен порядок организации деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи. Вышеуказанной статьей определено, что организации связи по договору с собственниками или иными владельцами опор линий электропередачи могут осуществлять на них строительство и эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной законный владелец указанного недвижимого имущества праве требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законам.
Согласно части 3 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.
Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284, (далее – Правила недискриминационного доступа) в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением требований, определенных Правилами недискриминационного доступа, в пределах установленных полномочий по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.
Правила недискриминационного доступа делят инфраструктуру для размещения сетей электросвязи на специальные объекты инфраструктуры и сопряженные объекты инфраструктуры. Специальные объекты инфраструктуры — специально созданные или приспособленные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) объекты инфраструктуры; сопряженные объекты инфраструктуры - объекты инфраструктуры, в том числе созданные для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, к которым относятся, в том числе, воздушные линии электропередачи и столбовые опоры. Опоры наружного освещения – сопряженные объекты инфраструктуры.
Правила недискриминационного доступа устанавливают не право, а обязанность владельца инфраструктуры обеспечить доступ к ней, если имеется технологическая и экономическая возможность для этого и такое размещение не препятствует использованию объектов по их прямому назначению и не влияет на безопасность функционирования самих объектов (пункт 18 Правила недискриминационного доступа).
Согласно пункту 38 Правил недискриминационного доступа тарифы на доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются владельцем инфраструктуры. Владельцем инфраструктуры в рассматриваемом случае является муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж «Воронежгорсвет».
Опоры наружного освещения не являются недвижимым имуществом и МКП «Воронежгорсвет» вправе самостоятельно им распоряжаться. Аналогичное право закреплено в статье 18 Федерального закона от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Таким образом, Правилами недискриминационного доступа, принятыми в развитие Закона «О связи» и Закона «О защите конкуренции», определено, что тарифы на доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи не подлежат государственному регулированию или регулированию органами местного самоуправления, поскольку являются тем исключением, на которое указывает пункт 6 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ, и есть прямая норма, предусматривающая самостоятельное ценообразование владельцем инфраструктуры (пункт 38 Правила недискриминационного доступа).
Согласно пункту 38 Правил недискриминационного доступа тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры и на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. Согласно пункту 18 Правила недискриминационного доступа владелец инфраструктуры не вправе обуславливать получение доступа к инфраструктуре получением иных платных услуг.
МКП «Воронежгорсвет» предоставляет пользователям доступ к одному определенному виду объектов инфраструктуры – опорам наружного освещения, следовательно, тарифы должны быть равными для всех при пользовании этим видом объектов инфраструктуры.
Согласно пункту 30 Правил недискриминационного доступа в состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 вышеуказанных Правил, т.е. следующих обязанностей:
- по обеспечению соответствия объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил недискриминационного доступа;
- по информированию пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
- по обеспечению на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.
Пункт 6 Правил недискриминационного доступа содержит указание на возможность установления федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требований к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе технологических норм и требований к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры, и иные требования, обеспечивающие возможность размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры.
Согласно письму Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.02.2016 № 1119-1-1661 требования в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа не установлены.
Правила недискриминационного доступа определяют тариф на доступ к инфраструктуре не как плату за пользование инфраструктурой, а как плату за работы по обеспечению возможности размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры.
Как следует из калькуляции, тариф на услугу по предоставлению места на опоре наружного освещения для одной точки крепления ВОЛС – 254,13 руб. (без НДС)/1 опора/1 месяц складывается из следующих трудозатрат:
- Открепить и снять неисправный светильник;
- Установить и закрепить светильник;
- Заменить по типам светильников закрытый зарядный провод от воздушной линии;
- Заменить по типам светильников: лампу, закрытый патрон;
- Заменить по типам светильника: пускорегулирующую аппаратуру;
- Очистить сети от веток и набросов. Проверить состояние и крепление: проводов в местах вязки, траверсов и изоляторов, бандажей, крюков и кронштейнов, натяжной муфты-стяжки;
- Отсоединить провод от источника питания;
- Натянуть провод, закрепить;
- Заменить участок провода;
- Присоединить провод к источнику питания;
- Выправить опору;
- Очистить кронштейн светильника от ржавчины и загрязнений;
- Грунтовать кронштейн, сушить;
- Окрасить кронштейн в два слоя, сушить;
- Открепить и снять неисправный;
- Установить и закрепить новый кронштейн светильника на опору, отрегулировать его положение;
- Автотранспортные расходы 18м подъемника на базе а/м ГАЗ.
МКП «Воронежгорсвет» является исполнителем услуг наружного освещения. На МКП «Воронежгорсвет» возложены обязательства по содержанию сети и объектов наружного освещения в соответствии с требованиями по эксплуатации электроустановок, определенных нормативными документами. На МКП «Воронежгорсвет» возложены обязательства по обеспечению надлежащей эксплуатации сети наружного освещения таким образом, чтобы эта сеть отвечала всем требованиям, предъявляемым при эксплуатации сетей, в том числе, требования к периодичности, содержанию и объему обслуживания сети наружного освещения.
Стоимость услуг по обеспечению наружного освещения складывается из стоимости обслуживания светоточек наружного освещения города Воронежа и стоимости затрат на оплату электрической энергии. Стоимость обслуживания одной светоточки (одной опоры) складывается из себестоимости обслуживания сетей наружного освещения в целом и ее рентабельности. В свою очередь, как следует из статей калькуляции, трудозатраты на выполняемые работы, включенные в тариф на услугу по предоставлению места на опоре наружного освещения для крепления ВОЛС аналогичны тем затратам, которые несет МКП «Воронежгорсвет» при обеспечении надлежащей эксплуатации сети наружного освещения.
Затраты на оплату труда производственного персонала, затраты на эксплуатацию автотранспорта учитываются при утверждении стоимости обслуживания сетей наружного освещения, которые оплачиваются МКП «Воронежгорсвет».
Представленные администрацией города округа город Воронеж и МКП «Воронежгорсвет» материалы свидетельствуют о том, что величина тарифа на услугу по предоставлению места на опоре наружного освещения для крепления ВОЛС 254,13 руб. (без НДС)/1 опора/1 месяц превышает или равна стоимости работ по содержанию сетей наружного освещения (т.е. общего бремени затрат по содержанию сетей наружного освещения) и элемента сети – опоры наружного освещения.
Таким образом, утвержденный постановлением администрации городского округа город Воронеж от 27.12.2017 № 728 тариф на доступ к инфраструктуре превышает или равен стоимости обслуживания всей инфраструктуры, и не может при вышеуказанных обстоятельствах быть признан экономически обоснованным, установленным на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, соответствующим требованиям Правилам недискриминационного доступа.
Согласно части 1 статье 15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
В связи с наличием в действиях администрации городского округа город Воронеж, утвердившей постановлением от 27.12.2017 № 728 тариф на доступ к одному виду объектов инфраструктуры для размещения сетей связи, величина которых превышает уровень, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем отмены тарифа — «использование одной точки крепления (один кабель, один подвес) на опоре (кронштейне) для размещения линий электропередач, линий ВОЛС; одного пояса крепления указателей и информационных табличек (табло)» (пункт 1 Приложения к постановлению от 27.12 2017 № 728) на доступ к объектам инфраструктуры для размещения сетей связи (опорам) и его же как тарифа, величина которого превышает уровень, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, в срок до 25.03.2019.
О выполнении предупреждения сообщить в Воронежское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Примечание:
В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:
- по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом;
 - при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением;
- в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.


Зам. руководителя-начальник отдела                             А.В. Логошин

Связанные организации

Связанные организации не указаны