Решение №036/07/3-658/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Снабсибэлектро» на д... от 1 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 036/07/3-658/2021
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Снабсибэлектро» на нарушение процедуры торгов
01.07.2021                                                      г. Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2021
Решение в полном объеме изготовлено 01.07.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон «О защите конкуренции»), на нарушение процедуры торгов (далее – Комиссия) в составе: <…>,
При дистанционном участии в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции представителя Уполномоченного органа – Управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж <…>, очном участии представителя заказчика МКП «Воронежгорсвет» <…>, в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного заявителя ООО «Снабсибэлектро», рассмотрев жалобу ООО «Снабсибэлектро» на действия заказчика – МКП «Воронежгорсвет» и Уполномоченного органа – Управление муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж при проведении закупки в форме электронного конкурса по отбору организаций на поставку светильников (идентификационный номер закупки 32110298218), в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:
18.06.2021г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО «Снабсибэлектро» (далее — Заявитель) на действия Организатора торгов и Уполномоченного органа при проведении закупки в форме электронного конкурса по отбору организаций на поставку светильников (далее — Закупка).
Существо жалобы с которой обратился заявитель состоит в следующем. Имея намерение принять участие в Закупке, Заявитель ознакомился с документацией о Закупке, сформировал и подал заявку на участие в Закупке. В дальнейшем данная заявка была отклонена как несоответствующая требованиям технического задания. Не согласившись с установленными Заказчиком требованиями к характеристикам закупаемого товара и действиями Уполномоченного органа по отклонению заявки, Заявитель обратился с рассматриваемой жалобой в антимонопольный орган.
В соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Заявитель является лицом, осуществившим исчерпывающие действия для участия в Закупке, следовательно, относится к тому субъектному составу лиц, которые наделены правом обжалования.
Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» и принята к рассмотрению по существу.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и электронной почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте Воронежского УФАС России в сети Интернет.
Заказчик и Уполномоченный орган не согласились с доводами жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении требований, указанных в жалобе Заявителя, просит отказать и указывает, что предложенный Заявителем к поставке товар не соответствует установленному техническому заданию.
Изучив имеющиеся материалы дела, позиции сторон, информацию, находящуюся в свободном доступе в Единой информационной системе в сфере закупок, судебную и административную практику, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции», Комиссия установила следующее.
МКП «Воронежгорсвет» является лицом которое, в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) обязано осуществлять закупку товаров, работ и услуг преимущественно по итогам проведенных конкурентных процедур, руководствуясь в том числе Положением о закупках товаров, работ, услуг муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж «Воронежгорсвет», утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж № 457 от 04.06.2015г.
Положение о закупке товаров, работ, услуг МКП «Воронежгорсвет» (далее – Положение о закупке МКП «Воронежгорсвет») разработано на основании Типового положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 04.06.2015 № 457 «О мерах по реализации Федерального закона от 18.07.201 1 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в городском округе город Воронеж».
Основными целями названного Закона № 223-ФЗ являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия потенциальных поставщиков, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и предотвращение коррупции.
20.05.2021г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на поставку светильников (извещение в ЕИС № 32110298218). Начальная (максимальная) цена договора - 9 070 000,00 рублей.
В соответствии с информационной картой документации о Закупке предметом заключения договора, заключаемого по итогам процедуры закупки является поставка для нужд заказчика светильников в количестве 1000 (одна тысяча) шт.
На этапе рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия отклонила заявку ООО «Снабсибэлектро» поскольку показатели, предложенные участником закупки, частично не соответствовали показателям товара, указанным в Приложении №3 (Показатели товара) к документации о проведении конкурса в электронной форме.
Характеристика предлагаемого к поставке светильника ООО «СНАБСИБЭЛЕКТРО» «Класс защиты от поражения электрическим током - II» не соответствует требованиям конкурсной документации, поскольку конкурсной документацией предусмотрено неизменяемое значение показателя «Класс защиты от поражения электрическим током - 1».
Заявитель считает предложенный класс защиты II поставляемого товара обеспечивает более высокую защиту от поражения электрическим током и такой товар является более безопасным при эксплуатации и обслуживании.
Комиссия Воронежского УФАС России рассмотрев обстоятельства дела считает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 названной статьи (далее – Заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона №223-Ф3 и подпунктами 2 и 3 пункта 9.2.9 Положения о закупке МКП «Воронежгорсвет» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара.
Пунктом 4 Части I документации о проведении конкурса в электронной форме установлены требования к содержанию, в том числе составу, форме заявки на участие в конкурсе в электронной форме.
При рассмотрении заявок на участие в конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение заявок согласно требованиям, установленным пунктом 8 Части I документации о проведении конкурса в электронной форме и пунктом 9.6.3 Положения о закупке МКП «Воронежгорсвет».
В силу ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Из указанных нормативных положений следует, что заказчику предоставлено право самостоятельно определять свою потребность в товарах (работах, услугах), установив при этом функциональные и технические характеристики закупаемого товара (работ, услуг) таким образом, который позволяет участникам закупки сформировать свои предложения и не влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Закон N 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Согласно п. 9.6.3.6 Положения о закупке МКП «Воронежгорсвет» и п. 8.2 Части I документации о проведении конкурса в электронной форме, если заявка участника не соответствует указанным в документации требованиям, в том числе к участнику закупки, предмету закупки, условиям договора, к оформлению заявки, такая заявка подлежит отклонению от участия в конкурсе.
Таким образом, в случае если участник закупки предлагает к поставке товар, характеристики которого не соответствуют требованиям документации о проведении конкурса в электронной форме, установленные в документации о проведении конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия обязана отказать такому участнику в допуске к участию в конкурсе электронной форме.
Установленные в документации о Закупке оспариваемые Заявителем требования к классу защиты от поражения электрическим током обусловлены потребностью Заказчика в определенных условиях использования и дальнейшей эксплуатации закупаемого товара, не противоречат требованиям законодательства, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
На участие в закупке было подано 6 (шесть) заявок, 5 (пять) из которых были допущены к участию в Закупке.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям к закупаемому товару, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение доступа к участию в торгах.
Дополнительно представитель заказчика пояснила Комисси следующие обстоятельства.
При формировании закупочной документации для проведения конкурса на поставку светильников МКП «Воронежгорсвет» руководствовалось в том числе ГОСТ 58698-2019 «Защита от поражения электрическим током. Общие положения для электроустановок и оборудования» и Правилами Устройства Электоустановок (ПУЭ).
Понятие «класса защиты светильников» имеет ввиду обеспечение электробезопасности при контакте частей тела человека и инструментов с токопроводящими частями регламентируется международным ГОСТ 58698- 2019 с общими положениями о безопасности установок, Правилами Устройства Электроустановок. Здесь изложены требования к изоляции частей, которые могут быть под напряжением и корпус светильника должен обеспечить полную защиту от механических повреждений, внутреннего и внешнего влияния. Эта классификация приводится для проведения мероприятий по осуществлению безопасности поражения электрическим током.
Согласно Правил Устройства Электроустановок заземление - это преднамеренное электрическое соединение какой-либо точки сети, электроустановки или оборудования с заземляющим устройством. Заземление разделяется на защитное - выполняемое в целях электробезопасности, и рабочее (функциональное) – выполняемое для обеспечения работы электроустановок, т.е., чтобы избежать поражения нужен заземляющий проводник. Исходя из таких обстоятельств заказчиком было сформировано требование этого требование к классу защиты I.
Светильник, в котором защита от поражения электрическим током обеспечивается не только основной изоляцией, но и путём присоединения доступных для прикосновения проводящих деталей к защитному (заземлённому) проводу стационарной проводки, чтобы доступные для прикосновения детали не могли стать токоведущими даже в случае повреждения основной изоляции. Причём проводящими деталями будут считаться не только участки металла без покрытия, но и окрашенные части. Все промышленные, уличные светильники, любые другие приборы в металлических корпусах относятся к I классу защиты.
К типам светильников, в которых защита от поражения электрическим током обеспечивается не только основной изоляцией, но и путём применения двойной или усиленной изоляции и которые не имеют устройства для защитного заземления или специальных средств защиты в электрической установке, относятся многие офисные светильники в пластиковых корпусах, которые сами по себе являются изоляторами для тока.
При использовании наружного освещения на опорах защитное заземление играет одну из ключевых ролей в обеспечении безопасности светильника. Согласно Правилам эксплуатации электроустановок на всех видах светильников, применяемых в системе наружного освещения, защитное заземление является обязательным требованием. Помимо защиты от возможных неисправностей в источнике питания светильника, защитное заземление защищает от грозовых перенапряжений. При применении источников питания с классом защиты 2 в металлическом корпусе, не имеющем защитного заземления, возможно возникновение таких опасных для жизни ситуаций.
На момент рассмотрения Воронежским УФАС России жалобы Заявителя по существу установление Заказчиком оспариваемого требования к поставляемому товару – светильникам не повлияло на количество участников и, соответственно, не ограничивает конкуренцию при проведении Закупки, однако позволяет Заказчику выбрать наиболее полно отвечающего своим потребностям контрагента, способного качественно и в установленные сроки поставить необходимый Заказчику товар. Заявитель не обеспечил участие в рассмотрении жалобы своего полномочного представителя, что не позволило Комиссии задать вопросы и получить исчерпывающие пояснения Заявителя по существу заявленных в жалобе доводов.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами, Комиссия Воронежского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона 223-ФЗ, на основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции»,

р е ш и л а:
Признать жалобу ООО «Снабсибэлектро» на действия действия заказчика МКП «Воронежгорсвет» и уполномоченного органа Управление муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж при проведении закупки в форме электронного конкурса по отбору организаций на поставку светильников (идентификационный номер закупки 32110298218), необоснованной.
Настоящее решение размещено на сайте Воронежского УФАС России в сети «Интернет»: voronezh.fas.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны