Решение б/н Решение по результатам рассмотрения жалобы от 4 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 014/07/18.1-60/2019

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск                                                                                                           04 апреля 2019 г.                                                                                                   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...>

в отсутствие представителей заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Геотехнокад», надлежаще уведомленного.

в присутствии представителей заказчика, государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», <...>, представителя по доверенности №178 от 12.03.2019 г., <...>, представителя по доверенности №207 от 01.04.2019 г.

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Геотехнокад» (далее – ООО «Геотехнокад», заявитель) на действия (бездействие) заказчика государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС(Я)», заказчик), при проведении запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по оформлению технических и кадастровых документов на объекты недвижимого имущества (извещение № 31907666707), нарушающие законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

28 марта 2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Геотехнокад» на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по оформлению технических и кадастровых документов на объекты недвижимого имущества (извещение № 31907666707), нарушающие законодательство о закупках.

Из содержания жалобы следует, что заказчиком были преднамеренно приняты меры по ограничению конкуренции, путем установления коэффициента значимости квалификации участника закупки – 55% с крайне завышенными подкритериями, при том, что стоимостные критерии оценки установлены в размере – 45%. Требование о наличии у участника закупки опыта работы в размере не менее 1 договора суммой не менее 10 000 000 руб., а также завышенные баллы на наличие 16 и более кадастровых инженеров, является неправомерным и ограничивает количество участников закупки, поскольку участнику закупки обладающему опытом работы менее 4 договоров каждый на сумму не менее 10 000 000 руб. и менее 16 сотрудников, будет невозможно получить максимальное количество баллов по не стоимостным критериям, при этом заказчиком не подтверждена невозможность исполнения таким участником надлежащим образом обязательств по договору.

На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика доводы жалобы не признали и огласили представленные ранее письменные возражения на доводы жалобы.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ГУП «ЖКХ РС(Я)» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», утвержденным генеральным директором ГУП «ЖКХ РС(Я)» приказом №996-п от 28.12.2018 года (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Как следует из материалов дела, 21.03.2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение          31907666707, документация открытого запроса предложений на оказание услуг по оформлению кадастровых и правоустанавливающих документов по 8 лотам и проект договора.

Предмет заключаемого по результатам закупки договора - оказание услуг по оформлению технических и кадастровых документов на объекты недвижимого имущества. Общая стоимость многолотовой закупки составляет 22 139 955,85 рублей с учетом НДС.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами:

  1. информационной открытости закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные требования установлены и в Положении (пункт 1.1.8).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупах в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Положением ГУП «ЖКХ РС (Я)», регламентирующим закупочную деятельность заказчика, предусмотрен способ закупки путем проведения запроса предложений (подпункт 3 пункта 1.2.2 Положения). Пунктом 4 Положения определен порядок закупки путем проведения открытого запроса предложений.

Согласно пункту 4.1.3 Положения отбор предложений осуществляется на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений.

Пунктом 4.3.4 Положения определено, что порядок оценки заявок по критериям, методика оценки предложений, порядок расчета итогового количества баллов устанавливаются в документации о проведении запроса предложений в соответствии с пунктами 2.4.3-2.4.10 настоящего Положения и должны позволять однозначно и объективно выявить лучшие условия исполнения договора из предложенных участниками.

Согласно подпункту 9 пункта 2.4.2 Положения критериями оценки заявок могут быть, в том числе, квалификация участника закупки.

Согласно разделу IV документации о закупке заявки на участие в запросе предложений участников оцениваются и сопоставляются исходя из следующих критериев:

1) Стоимостные критерии оценки (цена договора) – 45% (коэффициент значимости);

2) Нестоимостной критерий оценки: Квалификация участника закупки - 55% (коэффициент значимости).

В качестве подкритериев к нестоимостному критерию установлены:

  1. Наличие у Участника закупки опыта работы за последние 3 года (2016, 2017, 2018 года) в области выполнения работ (оказания услуг) по выполнению кадастровых работ на объекты недвижимого имущества без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника на сумму не менее 10 000 000,00 руб. (каждый контракт);
  2. Наличие у  Участника закупки в штате  действующих кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой  организации кадастровых инженеров (ч.1 ст.29 221-ФЗ) с опытом работы не менее 3 лет.

Баллы по нестоимостным критериям присваиваются в следующем порядке:

Таблица №1

Наличие у Участника закупки опыта работы за последние 3 года (2016, 2017, 2018 года) в области выполнения работ (оказания услуг) по выполнению кадастровых работ на объекты недвижимого имущества без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника не менее 10 000 000,00 руб. (каждый контракт)

Количество

баллов

Отсутствие (не предоставление) вышеуказанных договоров

0

Наличие от одного до трех договоров с актами

25

Наличие четырех и более договоров с актами

50

 

Таблица №2

Наличие у  Участника закупки в штате  действующих кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой  организации кадастровых инженеров (ч.1 ст.29 221-ФЗ):

Количество

баллов

Наличие действующих кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой  организации кадастровых инженеров  от 1  до 7 (включительно) 

5

Наличие действующих кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой  организации кадастровых инженеров  от 8 до 15 (включительно) 

25

Наличие действующих кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой  организации кадастровых инженеров  от 16 и более  сотрудников

50

 

Из письменных возражений заказчика следует, что в связи предстоящим акционированием ГУП «ЖКХ РС(Я)» в 2019 году планируется оформить кадастровые и правоустанавливающие документы на 1869 объектов недвижимого имущества жилищно-коммунального хозяйств, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). Объектами ГУП «ЖКХ РС(Я)» являются здания котельных, цехов, насосных станций, гаражи, склады, резервуары, емкости, канализационные сборники, очистные сооружения, сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газопроводы, нефтепроводы, которые отличаются сложностью и технической спецификой оформления документов в отличие от типовых и стандартных административных зданий и помещений. Большинство объектов находится в населенных пунктах со сложной транспортной схемой.

В целях совершенствования системы управления объектами недвижимости, имущество ГУП «ЖКХ РС(Я)», находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия), используется в целях стимулирования инвестиционной деятельности. Регистрация права государственной собственности Республики Саха (Якутия) и права хозяйственного ведения ГУП «ЖКХ РС(Я)» в установленном порядке послужит основой для формирования обоснованного источника амортизации в тарифах ГУП «ЖКХ РС(Я)», достаточного для осуществления капитальных вложений в основные производственные фонды, для формирования пакета документов для передачи в концессию, а также для полноценного использования в качестве залогового инструмента в целях осуществления опережающего завоза и накопления топливно-энергетических ресурсов.

Таким образом, процентное соотношение критериев оценки обусловлено тем, что заказчик ориентируется в большей степени на качество и результат оказанных услуг по оформлению кадастровых и правоустанавливающих документов.

Пунктом 1.1.2 документации о закупке установлено, что к участию в запросе предложений допускаются участники, соответствующие требованиям пункта 1.1.1 настоящей документации, предъявляемым обязательным и квалификационным требованиям, заявки которых соответствуют требованиям описания объекта закупки, документации запроса предложений, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные документацией запроса предложений.

Пунктом 2.3.3 документации о закупке определено, что закупочная комиссия при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, документации о проведении запроса предложений обязана отказать участнику в допуске в следующих случаях:

- выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 1.2.1 настоящего раздела документации;

- участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или Положения о закупках заказчика;

- участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

- в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

-  участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Следовательно, отсутствие у участника закупки опыта работы за последние 3 года в области выполнения работ (оказания услуг) по выполнению кадастровых работ на объекты недвижимого имущества и отсутствие в штате действующих кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров, не являются критерием допуска к участию в закупке.

Из пояснений заказчика следует, что установление подкритерия «Наличие у Участника закупки опыта работы за последние 3 года (2016, 2017, 2018 года) в области выполнения работ (оказания услуг) по выполнению кадастровых работ на объекты недвижимого имущества без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника не менее 10 000 000,00 руб. (каждый контракт)» обусловлено тем, что общая стоимость многолотовой закупки составляет 22 139 955,85 рублей по 281 объекту. Целью установления подкритерия «Наличие у  Участника закупки в штате  действующих кадастровых инженеров, являющихся членами саморегулируемой  организации кадастровых инженеров» является выявление наиболее надежных и опытных участников, способных охватить большой объем работ.

Принимая решение об участии в закупке, участник заранее должен знать, что он несет риск определенных последствий, в том числе и риск не быть признанным победителем. Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС от 28.12.2010 № 11017/10 по делу А06-6611/2009 основная задача законодателя, устанавливающего порядок проведения торгов, состоит в том, чтобы не столько обеспечить максимально широкий круг участников размещения заказов, сколько выявить в результате торгов лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращая злоупотребления.

Судами установлено, что само по себе включение в документацию условий и признаков, которые в конечном итоге приводят к исключению из числа участников лиц, не отвечающих этим условиям и признакам, не является ограничением доступа к участию в закупке и ограничением конкуренции, а представляет собой механизм выбора наиболее подходящего под требования заказчика поставщика (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.02.2019 N Ф03-287/2019 по делу N А24-4314/2018).

Таким образом, поскольку критерии оценки, установленные заказчиком в целях выявления наиболее подходящего заказчику поставщика, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «Геотехнокад» на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении запроса предложений на право заключения договора оказания услуг по оформлению технических и кадастровых документов на объекты недвижимого имущества (извещение № 31907666707) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны