Решение б/н по жалобе (признана необоснованной) от 25 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №014/07/3-1032/2022

 

г. Якутск                                                                                                   «25» июля 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

*** – временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

***– заявителя;

*** – представителя Заказчика по доверенности №Юр-5433 от 22.11.2021 г.

Рассмотрев жалобу №014/07/3-1032/2022 индивидуального предпринимателя *** (далее – Заявитель) на действия (бездействие) Акционерного общества «Саханефтегазсбыт» (далее – Заказчик) на проведение состязательной закупки в электронной форме,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 14 июля 2022 года поступила жалоба индивидуального предпринимателя *** на действия заказчика АО «Саханефтегазсбыт» при проведении состязательной закупки в электронной форме на поставку расходных материалов для изготовления фасовочных канистр линии розлива светлых нефтепродуктов АО «Саханефтегазсбыт» в 2022 году (извещение №32211470180 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru) (далее – закупка), состязательная закупка), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«Заказчиком АО «Саханефтегазсбыт» 15 июня 2022 г. на официальном сайте https://zakupki.gov.ru размещено извещение №32211470180 (номер извещения на ЭП АО «ОТ С» №4597533) о проведении закупки в форме: состязательная закупка в электронной форме на право заключения договора на поставку расходных материалов для изготовления фасовочных канистр линии розлива светлых нефтепродуктов ЛО «Саханефтегазсбыт» в 2022 году (документация о закупке - приложение№1).

29 июня 2022 г. в 17:15 (МСК) я подал заявку №1676369 на участие в указанной закупке на площадке ЭП ДО «ОТС» (приложение №2).

Дата и время окончания срока подачи заявок было установлено 30.06.2022 09:00 (МСК+6). Заказчик 01.07.2022 04:46 (МСК) на площадке разместил Протокол №1 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» по открытию доступа (приложение №3).

Далее 12.07.2022 г. было опубликовано Извещение об отказе от проведения состязательной закупки в электронной форме (Приложение №4), в соответствии с которым заказчик извещает об отказе от проведения состязательной закупки в электронной форме на поставку расходных материалов для изготовления фасовочных канистр линии розлива светлых нефтепродуктов АО «Саханефтегазсбыт» в 2022 году, согласно п. 4.4.74. закупочной Документации.

Считаю, что данными действиями заказчик - АО «Саханефтегазсбыт» нарушил мои права как участника данной закупки, а также нарушил требования ч.2 ст.2 п.1 ч. 10 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лип» (далее - ФЗ-223)

Суть жалобы:

В опубликованном 12.07.2022 г. Извещении об отказе от проведения состязательной закупки в электронной форме заказчик мотивирует свой отказ ссылаясь на п. 4 4.7.4. закупочной документации. Согласно указанному пункту 4 4 7 4 опубликованной закупочной документации Заказчик вправе отменить закупку по одному и более предмету закупки (лоту) в любое время, вплоть до подведения итогов закупки, не неся при этом никакой ответственности перед Участниками закупок, в том числе по возмещению каких-либо затрат, связанных с подготовкой и подачей заявки на участие в состязательной закупке.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в гом числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в АО «Саханефтегазсбыт» принято Положение о закупке товаров, работ, услуг АО «Саханефтегазсбыт» утвержденное на основании протокола заседания Совета директоров АО «Саханефтегазсбыт» от «31» марта 2022 г. № 3-22 (далее Положение о закупках). Указанное Положение о закупках опубликовании в ЕИС, а также на официальном сайте заказчика https://aosngs.ru/ (приложение №5).

В соответствии с п. 10.8.1 Положения о закупках Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, не неся при этом никакой ответственности перед Участниками закупок, в том числе по возмещению каких-либо затрат, связанных с подготовкой и подачей заявки на участие в конкурентной закупке.

На основании п. 10.8.3 Положения о закупках Заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) по истечении срока отмены конкурентной закупки и до заключения договора только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом можно сделаю вывод, что пункт 4.4.7.4 Документации о закупке прямо противоречит требованиям Положения о закупках заказчика. При этом как было уже указано в соответствии с требованиями действующего законодательства Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать исчерпывающие требования к закупке и имеет высшую юридическую силу, но отношению к любым нормативным актам заказчика в сфере закупок» в том числе по отношению к опубликованной Документации о закупке с номером извещения 32211470180

Дата и время окончания срока подачи заявок на указанную закупку №32211470180 установлена на 30.06.2022 09:00 (МСК+6), извещение об отказе от проведения состязательной закупки в электронной форме было опубликовано 12.07.2022 г., то есть после окончания установленного срока подачи заявок. Доказательств возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с действующим гражданским законодательством заказчиком также не представлено. Таким образом, опубликованное извещение нарушает требования Положения о закупках Заказчика и нарушает мои права как участника закупки.

Суть моей жалобы заключается в том, что своими действиями заказчик нарушил мои права как участника закупок, а именно отменил закупочную процедуру руководствуясь положением Документации о закупке, которое противоречит Положению о закупках Заказчика. При этом данная жалоба не является жалобой на положения Документации о закупке, так как следует указать, что незаконные действия были допущены заказчиком уже после проведения самой конкурентной процедуры, то есть фактический победитель предложивший наиболее выгодные условия уже был известен заказчику. Такие действия заказчика указывают на то, что победителем указанной закупки стало лицо, на победу которою заказчик не рассчитывал. Данные действия заказчика следует квалифицировать как нарушение конкуренции и ограничение числа участников открытой закупочной процедуры.

Мой довод заключается в том, что заказчик применив заведомо незаконный пункт Документации о закупке допустил нарушение им же утвержденного Положения о закупках, в результате чего я понес убытки, связанные с участием в данной закупке, а именно приобрел лицензию ЭП АО «ОТС» на сумму 29880,00 (двадцать девять тысяч восемьсот восемьдесят) рублей 00 копеек (платежное поручение приложение №6).

Кроме того, следует указать, что данная закупка является открытой и в ней могло принять участие любое лицо, относящееся к субъектам малою и среднею предпринимательства. То есть после опубликования заказчиком такой закупки любой её потенциальный участник, предложивший наиболее выгодную для заказчика цену, мог рассчитывать на заключение договора по результатам конкурентной процедуры и извлечение прибыли. Иными словами, своими незаконными действиями заказчик допустил осуществление необязательных расходов и возникновение упущенной выгоды с моей стороны.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18 1 Федеральною закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, опера юра электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащеюся в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

На основании вышеизложенного прошу комиссию:

1)        Отменить Извещение об отказе от проведения состязательной закупки в электронной форме от 12.07.2022 г. по закупке на право заключения договора на поставку расходных материалов для изготовления фасовочных канистр линии розлива светлых нефтепродуктов АО «Саханефтегазсбыт» в 2022 году (№ извещения 32211470180);

2)        Вернуть закупку на право заключения договора на поставку расходных материалов для изготовления фасовочных канистр линии розлива светлых нефтепродуктов АО «Саханефтегазсбыт» в 2022 году (№ извещения 32211470180) на стадию подведения итогов закупки и определения поставщика».

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Саханефтегазсбыт» утвержденное протоколом №3-22 от 31.03.2022 г. (далее – Положение о закупке).

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 15 июня 2022 года Заказчиком опубликовано извещение №32211470180 о проведении состязательной закупки в электронной форме, на поставку расходных материалов для изготовления фасовочных канистр линии розлива светлых нефтепродуктов АО «Саханефтегазсбыт» в 2022 году и Документация по закупке.

Заказчик: Акционерное общество «Саханефтегазсбыт» (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чиряева, дом 3);

Номер извещения: 32211470180;

Предмет договора: поставка расходных материалов для изготовления фасовочных канистр линии розлива светлых нефтепродуктов АО «Саханефтегазсбыт» в 2022 году;

Начальная цена договора: 9 560 100,00 (девять миллионов пятьсот шестьдесят тысяч сто) рублей;

Дата публикации извещения: 15.06.2022;

Дата начала срока подачи заявок – 15.06.2022 00:00 (МСК);

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) -30.06.2022 09:00 (МСК+6);

Дата подведения итогов - 06.07.2022 (МСК+6).

Якутским УФАС России, установлено, что на участие в аукционе подано 2 (две) заявки:

1.           Заявка ИП ***;

2.           Заявка ООО «Сибирь-комплект»;

Согласно протоколу №1 заседания закупочной комиссии АО «Саханефтегазсбыт» по открытию доступа было принято решение, о том, что членам экспертной группы по Лоту №1 необходимо провести рассмотрение Заявок и документов, поступивших от участников состязательной закупки на предмет соответствия требованиям Документации.

Извещением от 12.07.2022 г. об отказе от проведения состязательной закупки в электронной форме, на основании пункта 4.4.7.4 Документации о закупке, АО «Саханефтегазсбыт» отказался от проведения закупки.

14.07.2022 года в Якутское УФАС России поступила жалоба ИП *** (вх. №5277).

18.07.2022 года Якутское УФАС России на электронный адрес сторон и электронной торговой площадки направило Уведомление о поступлении жалобы от 18.07.2022 исх. №02/2141.

19.07.2022 АО «ЕЭТП» направило заявки участников по закупке 32211470180 (вх. 5407э).

21.07.2022 года Заказчик представил в антимонопольный орган необходимые для рассмотрения материалы, возражение на жалобу заявителя (вх. 5480э от 21.07.2022), в своих возражениях пояснил, что Заказчик вправе отменить неконкурентную закупку вплоть до подведения итогов, не неся при этом никакой ответственности и просит признать жалобу необоснованной.

Рассмотрение жалобы состоялось посредством видеоконференцсвязи 25.07.2022 г. в 16:00.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках, предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

К конкурентным закупкам, согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках, относятся закупки, осуществляемые с соблюдением одновременно трех условий.

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Закона о закупках, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Закона о закупках).

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Неконкурентной закупкой, согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки, в том числе, условия и порядок заключения договора по результатам проведения неконкурентной закупки.

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке.

Согласно пункту 12.1 Положения о закупке неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным пунктом 8.3.1. Неконкурентная закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) в соответствии со статьями 447—449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации или публичным конкурсом, в соответствии со статьями 1057-1061 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, данная процедура не накладывает на организатора закупки соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем неконкурентной закупки или иным его участником.

В соответствии с пунктом 1.2.1. Документации о закупке данная процедура состязательной закупки является неконкурентным способом закупки. Также состязательная закупка не является разновидностью торгов и не подпадает под регулирование статьями 447—449 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Эта процедура также не является публичным конкурсом и не регулируется ст. 1057-1061 ч.2 ГК РФ. Таким образом, данная процедура не накладывает на организатора закупки соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем закупки или иным его участником.

Пунктом 12.2.1 раздела V Положения о закупке установлено, что состязательная закупка, является неконкурентным способом закупки и осуществляется в порядке, описанном в пункте 13 Положения о закупке.

Закупка путем проведения состязательной закупки может осуществляться Заказчиком для закупок любых товаров, работ, услуг, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 20 000 000,00 (двадцать миллионов) рублей включительно, с учетом НДС.

В соответствии с пунктом 13.6.1 Положения о закупке Заказчик вправе отменить состязательную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) в любое время, вплоть до подведения итогов состязательной закупки, не неся при этом никакой ответственности перед Участниками закупок, в том числе по возмещению каких-либо затрат, связанных с подготовкой и подачей заявки на участие в состязательной закупке.

Аналогичное положение закреплено в пункте 4.4.7.4 Документации о закупке.

Как было указано ранее, Закон о закупках позволяет заказчику самостоятельно определять в положении о закупке способы закупки, в том числе, условия и порядок заключения договора по результатам проведения неконкурентной закупки.

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения. Заказчик вправе отменить состязательную закупку по одному или более предмету закупки в любое время.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России, приходит к выводу, что положения Документации о закупке не противоречат Положению о закупке, а довод жалобы признает необоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу Индивидуального предпринимателя *** (ИНН ***, ОГРНИП ***, юридический адрес: ***) на действия на действия заказчика АО «Саханефтегазсбыт» (ИНН 1435115270, КПП 143501001, ОГРН 1021401050857, юридический адрес: 677000, РС (Я), г. Якутск, ул. Чиряева, дом 3) при проведении состязательной закупки в электронной форме на поставку расходных материалов для изготовления фасовочных канистр линии розлива светлых нефтепродуктов АО «Саханефтегазсбыт» в 2022 году (извещение №32211470180 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии:                                                                                     ***

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                        ***

 

                                                                                                                         ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны