Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-05/18.1-16 от 26 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-05/18.1-16

 

 

г. Якутск                                                   резолютивная часть оглашена «21» января 2016 г.

                                                                    изготовлено в полном объеме «26» января 2016 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии,

Емельяновой Л.В. – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля УФАС по РС (Я), члена Комиссии;

Прокопьевой Е.М. – старшего специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля УФАС по РС (Я), члена Комиссии.

При участии:

От заявителя  - ООО Агентство конкурентных закупок «ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ» (ИНН 7705350254, ОГРН 1157746028725), генеральный директор <…>

От ответчика – АО «РИК Плюс» (ИНН 1435270798 ОГРН 1131447012047),  представители по доверенности:

- доверенность №11-Д от 18.01.2016г. <…>,

- доверенность №7-Д от 14.01.2016г. <…>

- доверенность №8-Д от 14.01.2016г. <…>,

- доверенность №12-Д от 20.01.2016г. <…>,

рассмотрев жалобу ООО Агентство конкурентных закупок «ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ» (ООО АКЗ «ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ») на действия Заказчика АО «РИК Плюс» при проведении открытого конкурса с наименованием закупки «Открытый конкурс по отбору исполнителя на разработку проектной документации объекта: «Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)» (на сайте Российской Федерации в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru извещение №31503098920 от 31.12.2015г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

19 января  2016 г. поступила перенаправленная ФАС России жалоба   (вх. №37э)  от ООО АКЗ «ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ» на действия Заказчика АО «РИК Плюс» при проведении открытого конкурса с наименованием закупки «Открытый конкурс по отбору исполнителя на разработку проектной документации объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)» (на сайте Российской Федерации в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru извещение №31503098920 от 31.12.2015г.).

Заявитель полагает, что организатором Заказчиком допущены следующие нарушения:

  1. В п.12 Информационной карты Конкурсной документации установлены дополнительные требования к Участникам размещения заказа: Наличие допуска СРО к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:

1.1. Создание опорных геодезических сетей

1.2. Геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами

1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений

1.4. Трассирование линейных объектов

1.5. Инженерно-гидрографические работы

1.6. Специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений

2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000

2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод

2.3. Изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории

2.4. Гидрогеологические исследования

2.5. Инженерно-геофизические исследования

2.6. Инженерно-геокриологические исследования

2.7. Сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории, сейсмическое микрорайонирование

3.1. Метеорологические наблюдения и изучение гидрологического режима водных объектов

3.2. Изучение опасных гидрометеорологических процессов и явлений с расчетами их характеристик

4.1. Инженерно-экологическая съемка территории

4.2. Исследования химического загрязнения почвогрунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения

4.3. Лабораторные химико-аналитические и газохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды

4.4. Исследования и оценка физических воздействий и радиационной обстановки на территории

4.5. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории

5.1. Проходка горных выработок с их опробованием и лабораторные исследования механических свойств грунтов с определением характеристик для конкретных схем расчета оснований фундаментов

5.2. Полевые испытания грунтов с определением их стандартных прочностных и деформационных характеристик (штамповые, сдвиговые, прессиометрические, срезные). Испытания эталонных и натурных свай

5.3. Определение стандартных механических характеристик грунтов методами статического, динамического и бурового зондирования

5.4. Физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой

5.5. Специальные исследования характеристик грунтов по отдельным программам для нестандартных, в том числе нелинейных методов расчета оснований фундаментов и конструкций зданий и сооружений

5.6. Геотехнический контроль строительства зданий, сооружений и прилегающих территорий

1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:

1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка

1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта

1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения

2. Работы по подготовке архитектурных решений

3. Работы по подготовке конструктивных решений

4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:

4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения

4.2. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации

5.1. Работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений

5.2. Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений

5.3. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений

5.6. Работы по подготовке проектов наружных сетей слаботочных систем

6.2. Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов

6.9. Работы по подготовке технологических решений объектов сбора, обработки, хранения, переработки и утилизации отходов и их комплексов

6.12. Работы по подготовке технологических решений объектов очистных сооружений и их комплексов

7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне

7.2. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды

10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

11. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения

12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений

13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)

Пунктом 15 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования к составу заявки на участие в конкурсе, в т.ч. одним из требований является: нотариально заверенная копия свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (вышеуказанные виды работ).

В соотв. с Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «РИК Плюс» (далее – Положение) требования к участникам закупки Заказчиком устанавливаются в соотв. с требованиями раздела 5 Положения, в котором указан закрытый перечень возможных требований.

Объектом закупки в соответствии с Конкурсной документацией, в т.ч. заданием на проектирование, является выполнение проектно-изыскательских работ.

В соотв. с п.1 ст.3 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ) Законодательство о градостроительной деятельности, в понятие которой входит архитектурно-строительное проектирование, состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ГрК РФ является основополагающим документом (законодательством), регулирующим деятельность по осуществлению работ по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации.

Заявитель полагает, что в соотв. с ч.5.2 ст.48 ГрК РФ физическое или юридическое лицо осуществляет организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

Т.о, в случае объединения работ по осуществлению инженерных изысканий и подготовке проектной документации лицо, осуществляющее работы по организации подготовки проектной документации и обладающее допуском к соотв. виду работ также вправе осуществлять организацию и координацию работ по инженерным изысканиям, осуществляемым лицами, обладающими допусками к конкретным видам работ по инженерным изысканиям.

Следовательно, единственным законным требованием к участникам Конкурса в соотв. с п.5.1.1 Положения является требование о наличии у участников допуска к работам по организации подготовки проектной документации, подтверждаемого свидетельством, выданным саморегулируемой организацией (пп.1.1 – 5.6)

Также ООО АКЗ «ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ» отмечает, что п.14 Информационной карты Заказчик предусмотрел право исполнителя привлечь к исполнению своих обязательств по договору для выполнения работ субподрядные организации.

На рассмотрении дела представитель заявителя поддержал доводы, указанные в жалобе.

21 января 2016г. АО «РИК Плюс» (вх.№254 на исх.№48/05 от 21.01.2016г.) сообщил, что по доводу заявителя, считающего незаконным установление требования о наличии у участников конкурса действующего свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям в п.15 Информационной карты Конкурсной документации, ответчик возражений не имеет.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и сведения, пришла к следующим выводам.

16 декабря 2015г. ОАО «РИК Плюс» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru размещено Извещение № 31503098920 о проведении открытого конкурса по отбору исполнителя на разработку проектной документации объекта: «Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)".

Начальная (максимальная) цена договора 92 670 363 (девяносто два миллиона шестьсот семьдесят тысяч триста шестьдесят три) рубля 23 копейки.

Дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке: с 9.00 (время местное) следующего дня c момента публикации извещения до 10.00 (время местное) «18» января 2016 г.

На момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Якутским УФАС России процедура подачи заявок на участие в закупке приостановлена.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

АО «РИК Плюс» при осуществлении данной закупки руководствуется нормами Закона о закупках и принятым в соответствии с ним Положением о закупках АО «РИК Плюс», утвержденный решением Советом директоров АО «РИК Плюс» (Протокол от 15 декабря 2015 г. № 25-15), а также Конкурсной документацией на проведение открытого конкурса по отбору исполнителя на разработку проектной документации объекта  «Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)».

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень видов работ).

Предметом проводимой закупки является разработка проектной документации объекта: «Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)».

Разделом II Перечня видов работ, установлен исчерпывающий перечень видов работ по подготовке проектной документации.

Согласно п.10 «Состав проекта» Информационной карты, 1 этап – выполнение инженерных изысканий состоит из следующих видов работ:

-инженерно-геодезические изыскания;

-инженерно-геологические изыскания;

-инженерно-экологические изыскания.

Данный перечень работ предусмотрен разделом I Перечня видов работ.

В п.15 Информационной карты Конкурсной документации содержатся требования к оформлению заявки на участие в закупке. Согласно пп.3.3 данных требований, участникам необходимо представить в составе заявки нотариально заверенные копии свидетельств СРО о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе допуск на работы по инженерным изысканиям:

1.1. Создание опорных геодезических сетей

1.2. Геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами

1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений

1.4. Трассирование линейных объектов

1.5. Инженерно-гидрографические работы

1.6. Специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений

2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000

2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод

2.3. Изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории

2.4. Гидрогеологические исследования

2.5. Инженерно-геофизические исследования

2.6. Инженерно-геокриологические исследования

2.7. Сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории, сейсмическое микрорайонирование

3.1. Метеорологические наблюдения и изучение гидрологического режима водных объектов

3.2. Изучение опасных гидрометеорологических процессов и явлений с расчетами их характеристик

4.1. Инженерно-экологическая съемка территории

4.2. Исследования химического загрязнения почвогрунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения

4.3. Лабораторные химико-аналитические и газохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды

4.4. Исследования и оценка физических воздействий и радиационной обстановки на территории

4.5. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории

5.1. Проходка горных выработок с их опробованием и лабораторные исследования механических свойств грунтов с определением характеристик для конкретных схем расчета оснований фундаментов

5.2. Полевые испытания грунтов с определением их стандартных прочностных и деформационных характеристик (штамповые, сдвиговые, прессиометрические, срезные). Испытания эталонных и натурных свай

5.3. Определение стандартных механических характеристик грунтов методами статического, динамического и бурового зондирования

5.4. Физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой

5.5. Специальные исследования характеристик грунтов по отдельным программам для нестандартных, в том числе нелинейных методов расчета оснований фундаментов и конструкций зданий и сооружений

5.6. Геотехнический контроль строительства зданий, сооружений и прилегающих территорий.

Вышеуказанные виды работ являются работами по инженерным изысканиям, предусмотренными Разделом I Перечня видов работ.

Согласно ч. 5 ст. 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

В силу ч.4 ст.48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (Перечень видов работ, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соотв. с ч.5.1.- 5.2 ст.48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации,  в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 настоящего Кодекса перечень, (Перечень видов работ утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624) лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации. Договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

Исходя из вышеприведенных норм ГрК РФ, комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что условием допуска к участию в Закупке должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

При этом лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, в случае необходимости вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации и работ по инженерным изысканиям самостоятельно или с привлечением других лиц.

В п.14 Информационной карты Конкурсной документации установлена возможность привлечения участниками размещения заказа субподрядных организаций для выполнения работ, указанных в п.12 Информационной карты.

При этом закрепление   Заказчиком в пп.3.3 п.15 Информационной карты требований к оформлению заявки на участие в закупке, о наличии нотариально заверенной копии свидетельства СРО у участника закупки о допуске к видам работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, является недопустимым и несоответствующим положениям Градостроительного Кодекса Российской Федерации в связи с тем, что победитель торгов вправе осуществлять данные работы лично либо с привлечением иных лиц.

Таким образом, в соответствии с положениями ГрК РФ только в случае выполнения победителем конкурса указанных работ лично, данное лицо должно обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ: по подготовке проектной документации и работ по инженерным изысканиям.

Таким образом, Заказчик установил требование о наличии у участников конкурса свидетельств СРО о допуске к работам по инженерным изысканиям в противоречие с требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления ФАС по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу о нарушении АО «РИК Плюс» порядка организации и проведения торгов, в частности несоответствия содержащихся в п.15 Информационной карты Конкурсной документации обязательных требований к оформлению заявки на участие в закупке (о предоставлении в составе заявки нотариально заверенных копий свидетельств СРО о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства) ч.5 и ч. 5.2 ст.48 ГрК РФ.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1,  пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

решила:

 

1. Признать жалобу ООО Агентство конкурентных закупок «ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ» на действия Заказчика АО «РИК Плюс» при проведении открытого конкурса с наименованием закупки «Открытый конкурс по отбору исполнителя на разработку проектной документации объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)» обоснованной;

 

2. Выдать АО «РИК Плюс» предписание о внесении изменений в Конкурсную документацию, направленных на устранение допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                О.А. Ярыгина

 

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                             Л.В. Емельянова

 

 

 

 

                                                                                                           Е.М.Прокопьева

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны