Определение б/н Определение об отложении дела №02-05/18А в отношении Министе... от 18 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении дела №02-05/18А о нарушении

антимонопольного законодательства

 

«14» июня 2018 г.                                                                                           г. Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе

Председателя комиссии <***> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> – заместителя начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

рассмотрев дело № 02-05/18А по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (677000, РС(Я), г. Якутск, ул. Курашова, 28, ИНН/КПП 1435003143/143501001, ОГРН 1021401068105) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции»

при участии в рассмотрении дела представителей Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) <***>

УСТАНОВИЛА:

30 марта 2018 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление от главы фермерского хозяйства <***>, указывающее на признаки нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство сельского хозяйства, Министерство) ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении конкурса «Начинающий фермер-2018».

10 апреля 2018 года поступило обращение Прокуратуры Республики Саха (Якутия) о рассмотрении заявлений глав фермерских хозяйств <***> и <***> и проведении совместной проверки.

Рассмотрев доводы представленных заявлений, а также нормативные правовые документы, регулирующие порядок проведения конкурса «Начинающий фермер-2018», Якутское УФАС России пришло к следующим выводам.

Направление грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) производится в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», в целях реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. № 934.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 года №9 утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров (далее – Порядок)

В настоящее время извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте Министерства. Срок подачи заявок установлен с 5марта 2018 г. по 20 марта 2018 г. Между тем, на сайте Министерства https://minsel.sakha.gov.ru не имеется информации о дате опубликования документов, что не дает сделать вывод о дате опубликования извещения и других документов.

В соответствии с журналом заявок, на конкурсный отбор получателей грантов поступило 276 заявок (с учетом заявки №256.1).

Протоколом совещания конкурсной комиссии по отбору получателей грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров от 28.03.2018 г. №73, установлено следующее:

- не допущены к рассмотрению конкурсной комиссией 37 заявок, несоответствующих установленным требованиям.

В том числе и участнику, которые не состоят в Едином реестре субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

- 81 участник конкурса признан получателем субсидии – на общую сумму 174 406,77 руб.

Сумма гранта составила у большинства получателей субсидии максимально возможную сумму, предусмотренную положениями конкурса – 3000 тыс. руб. для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений и 1500 тыс.руб. для иных видов деятельности.

2 победителя конкурса указали в своей заявке другую сумму: ИП ГКФХ «<***>.» - 2474,18 тыс.руб. и ИП ГКФХ «<***>.» - 2582,59 тыс.руб.

-  заявки 158 участников отклонены в связи с набором наименьшего количества совокупного показателя.

В соответствии с п.2.17 Порядка, не позднее 3 рабочих дней со дня окончания предварительной экспертизы на предмет соответствия требованиям пункта 1.6 и пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.6 и 2.7 настоящего Порядка перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии, размещается на официальном сайте Министерства и передается в Конкурсную комиссию.

Между тем, установлено, что перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии на официальном сайте Министерства не размещен.

В соответствии с п.2.18.3 Порядка, Критерии оценки отбора получателей гранта устанавливаются в Положении о Конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства.

Согласно п.2.18.5, Оценка заявлений и документов (бизнес-плана) осуществляется в соответствии с критериями оценки отбора получателей гранта, установленными в Положении о Конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2018 года №190 «Об утверждении состава конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров», критерии оценки отбора получателей гранта не установлены.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2018 года №200 «Об утверждении формы листа голосования членов конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров» установлен следующий лист голосования.

 

№ заявки

ФИО Главы КФХ

Улус

Оценка

Защита бизнес плана (от 1 до 5 баллов)

Презентация (от 1 до 5 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что участники до подачи заявок не информировались о критериях и порядке оценки заявок, Приказ Министерства от 20 марта 2018 года №200 «Об утверждении формы листа голосования членов конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров» вынесен после получения заявок от участников конкурсного отбора.

Рассмотрев материалы оценки, а также нормативно-правовое обоснование предоставления грантов, Якутским УФАС России установлено, что Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) установлен субъективный порядок критериев оценки отбора получателей гранта.

Так, исходя из смысла критериев оценки, установленных листом голосования, оценка производится членами конкурсной комиссии субъективно – «защита бизнес плана» оценивается от 1 до 5 баллов, «презентация» оценивается от 1 до 5ти баллов. При этом не установлено, какие именно параметры и как оцениваются.

Согласно положениям извещения о проведении конкурса, презентация бизнес плана отражает основные экономические показатели бизнес плана и этапы его реализации.

По мнению Якутского УФАС России «презентация проекта» и «защита бизнес плана» являются тождественными понятиями, высокая оценка по одному критерию в целом предполагает такую же оценку по другому критерию.

Данный вывод подтверждается баллами, выставленными членами комиссии.

Выборочной проверкой заявок участников и их оценок установлено, что членами комиссии не рассматривались показатели бизнес планов (прибыль, доходность, срок окупаемости, объем сельскохозяйственной продукции и пр.), показатели планируемых новых рабочих мест. Зависимость оценки и показателей бизнес плана не установлена.

В соответствии с п. 2.22.Порядка, показателем результативности предоставления гранта является: 1) количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянском (фермерском) хозяйстве; 2) прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

В соответствии с Паспортом подпрограммы №12 «Развитие кооперации и малых форм хозяйствования на селе», задачами подпрограммы на период 2018-2020 гг. являются:

- увеличение количества и объемов производства продукции малых форм хозяйствования на селе;

- увеличение объемов сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Целевыми индикаторами подпрограммы на период 2017-2020 гг. являются:

- количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидий;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидий.

Исходя из вышеизложенного, критерии оценки заявок по конкурсному отбору «Начинающий фермер – 2018» не установлены соответствующе программам развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), а также не соответствуют показателем результативности предоставления гранта.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установление в конкурсной документации «Начинающий фермер – 2018» Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики субъективных критериев оценки заявок привело и может привести к ограничению конкуренции в связи отсутствием конкретных критериев, которыми руководствуются члены комиссии при оценке заявок, а также участники при подаче заявок, а также в связи с невозможностью объективной оценки заявок участников конкурса.

Данное нарушение приводит к снижению прозрачности проводимого конкурса, отсутствию объективно качественного результата конкурса.

Таким образом, в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) по установлению субъективных критериев оценки заявок получателей гранта «Начинающий фермер -2018», содержатся признаки нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

На определение о назначении дела к рассмотрению, Министерство представило следующие возражения (исх.№И-СА-3166/06/1 от 17.05.2018 г.)

1.Перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии был размещен на официальном сайте Министерства. Имеется снимок экрана компьютера (фото) от 23.03.2018 г., подтверждающий факт того, что перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии имеется на сайте Министерства.

2. Приказом Министерства от 20 марта 2018 года №200 была утверждена форма листа голосования членов конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров в таблице которой установлены критерии (оценка и количество баллов). Согласно экономическому словарю, критерий — это показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки.

В связи с чем, Министерство считает, что установлены критерии для оценки отбора получателей гранта.

3. Согласно пунктам 2.18.5-2.18.8 Порядка предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров осуществляется в соответствии с критериями оценки отбора получателей гранта, утвержденными приказами Министерства. Бизнес-планы, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями конкурса. В случае равенства баллов, победитель определяется по очередности поданных заявлений. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который утверждается председателем Конкурсной комиссии или его заместителем и не позднее 3 рабочих дней с даты проведения конкурсного отбора направляется в Министерство. В протоколе Конкурсной комиссии помимо информации о победителях отражается информация о размерах предоставляемых грантов в соответствии с п.2.19 Порядка.

Согласно п.2.22 Порядка показателем результативности предоставления гранта является:

1) количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянском (фермерском) хозяйстве;

2) прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

При предоставлении гранта указанные показатели устанавливаются в виде обязательств получателей грантов.

Согласно п.1.3 Порядка, грант на поддержку начинающего фермера – средства, перечисляемые из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) главе К(Ф)Х для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с государственной программой, в целях создания и развития на сельских территориях РС(Я) крестьянского (фермерского) хозяйства.

Ввиду вышеизложенного, считаем, что в проведенном конкурсном отборе отсутствуют нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Между тем, Якутское УФАС России Определением запросило полную ссылку на интернет адрес, подтверждающий размещение перечня заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии с подтверждением даты размещения, а не ссылку на главную страницу сайта Министерства от 23.03.2018 г.

Данная информация до 14.06.2018 г. Министерством не представлена.

Так, во вкладке «Поддержка крестьянско-фермерских хозяйств» - «Поддержка начинающих фермеров -2018» нет информации о перечне заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии, нет информации о дате размещения документов.

Также, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 г. №9, установлены требования, которым должен соответствовать начинающий фермер на момент подачи заявления на участие в конкурсном отборе получателей гранта, требования по которому подтверждающие документы предоставляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

  1. У начинающего фермера должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в государственный бюджет РС(Я) субсидий, грантов, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед государственным бюджетом РС(Я);
  2. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является начинающий фермер, не должно находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, и начинающий фермер не должен прекращать деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
  3. Начинающий фермер должен быть зарегистрирован на сельской территории РС(Я), при этом продолжительность деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является начинающий фермер, не должна превышать 24 месяцев со дня его регистрации;
  4. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является начинающий фермер, отвечает критериям микропредприятия, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  5. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является начинающий фермер, не должно являться иностранным юридическим лицом;
  6. Начинающий фермер не должен получать средства из государственного бюджета РС(Я) на цели, указанные в настоящем Порядке;
  7. Представление начинающим фермером отчетности о финансово-экономическом состоянии за отчетный финансовый год и отчетные периоды текущего финансового года по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в сроки, устанавливаемые Министерством;
  8. Включение начинающего фермера в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

Между тем, в материалах дела не имеется документов, подтверждающих проверку Министерством соответствия заявок участников вышеуказанным требованиям.

Комиссия ввиду вышеизложенного, на основании ст.47 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Отложить рассмотрение дела № 02-05/18А о нарушении антимонопольного законодательства на 26.06.2018 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, кабинет 210;
  2. В случае невозможности обеспечить явку представителей, направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) соответствующие ходатайства;
  3. Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) в срок до 22.06.2018 г. представить следующие документы:
  1. Указать, что означает «иная просроченная задолженность перед государственным бюджетом РС(Я)» в пп.1 п.2.2 Порядка предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 г. №9;
  2. Документы, подтверждающие, Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) произведена проверка заявок на соответствие требованиям к участникам конкурса, установленным пп.1-8 п.2.2 Порядка предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 г. №9;

Документы необходимо отдельно представить по каждому пункту, а также описать, каким образом, данные требования были проверены.

  1. Учитывались ли при составлении Порядка предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 г. №9, положения Постановления Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг"?
  2. Описать, в каком случае бизнес-план участника оценивался в 1 балл, 2 балла, 3 балла, 4 балла и 5 баллов? (отдельно по баллам)
  3. Какие показатели бизнес-плана оценивались комиссией?
  4. Описать, в каком случае презентация участника оценивалась в 1 балл, 2 балла, 3 балла, 4 балла и 5 баллов? (отдельно по баллам)
  5. полную ссылку на интернет адрес, подтверждающий размещение перечня заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии с подтверждением даты размещения. В какой вкладке содержится такая информация? Укажите полный путь к документу, начиная с главной страницы сайта Министерства.
  6. В адрес Якутского УФАС представлен документ - лист голосования членов конкурсной комиссии по отбору получателей грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров. В соответствии с представленной информацией, установлено, что 28.03.2018 г. председатель комиссии <***> не поставила оценок 46 участникам конкурса. Необходимо представить пояснения по данному поводу.
  7. Имеется ли у Министерства протокол оценки заявок, в котором присутствует информация о количестве присвоенных баллов каждому участнику, в том числе и не получившим субсидии? При наличии такого документа, необходимо представить.

 

Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны