Определение б/н Определение о назначении дела №02-05/18А о нарушении антимон... от 11 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №02-05/18А О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«11» мая 2018 г.                                                                                                                                                                                                                                    г. Якутск

 

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <***> на основании Приказа от 10.05.2018 №11 о возбуждении дела № 02-05/18А по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (677000, РС(Я), г. Якутск, ул. Курашова, 28, ИНН/КПП 1435003143/143501001) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛ:

30 марта 2018 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление от главы фермерского хозяйства <***>, указывающее на признаки нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении конкурса «Начинающий фермер-2018».

10 апреля 2018 года поступило обращение Прокуратуры Республики Саха (Якутия) о рассмотрении заявлений глав фермерских хозяйств <***> и <***> и проведении совместной проверки.

Рассмотрев доводы представленных заявлений, а также нормативные правовые документы, регулирующие порядок проведения конкурса «Начинающий фермер-2018», Якутское УФАС России пришло к следующим выводам.

Направление грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) производится в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», в целях реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. № 934.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 года №9 утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров (далее – Порядок)

В настоящее время извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте Министерства. Срок подачи заявок установлен с 5марта 2018 г. по 20 марта 2018 г. Между тем, на сайте Министерства https://minsel.sakha.gov.ru не имеется информации о дате опубликования документов, что не дает сделать вывод о дате опубликования извещения и других документов.

В соответствии с журналом заявок, на конкурсный отбор получателей грантов поступило 276 заявок (с учетом заявки №256.1).

Протоколом совещания конкурсной комиссии по отбору получателей грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров от 28.03.2018 г. №73, установлено следующее:

- не допущены к рассмотрению конкурсной комиссией 37 заявок, несоответствующих установленным требованиям.

В том числе и участнику, которые не состоят в Едином реестре субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

- 81 участник конкурса признан получателем субсидии – на общую сумму 174 406,77 руб.

Сумма гранта составила у большинства получателей субсидии максимально возможную сумму, предусмотренную положениями конкурса – 3000 тыс. руб. для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений и 1500 тыс.руб. для иных видов деятельности.

2 победителя конкурса указали в своей заявке другую сумму: <***> - 2474,18 тыс.руб. и <***> - 2582,59 тыс.руб.

-  заявки 158 участников отклонены в связи с набором наименьшего количества совокупного показателя.

В соответствии с п.2.17 Порядка, не позднее 3 рабочих дней со дня окончания предварительной экспертизы на предмет соответствия требованиям пункта 1.6 и пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.6 и 2.7 настоящего Порядка перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии, размещается на официальном сайте Министерства и передается в Конкурсную комиссию.

Между тем, установлено, что перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии на официальном сайте Министерства не размещен.

В соответствии с п.2.18.3 Порядка, Критерии оценки отбора получателей гранта устанавливаются в Положении о Конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства.

Согласно п.2.18.5, Оценка заявлений и документов (бизнес-плана) осуществляется в соответствии с критериями оценки отбора получателей гранта, установленными в Положении о Конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2018 года №190 «Об утверждении состава конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров», критерии оценки отбора получателей гранта не установлены.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2018 года №200 «Об утверждении формы листа голосования членов конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров» установлен следующий лист голосования.

 

№ заявки

ФИО Главы КФХ

Улус

Оценка

Защита бизнес плана (от 1 до 5 баллов)

Презентация (от 1 до 5 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что участники до подачи заявок не информированы о критериях и порядке оценки заявок.

Рассмотрев материалы оценки, а также нормативно-правовое обоснование предоставления грантов, Якутским УФАС России установлено, что Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) установлен субъективный порядок критериев оценки отбора получателей гранта.

Так, исходя из смысла критериев оценки, установленных листом голосования, оценка производится членами конкурсной комиссии субъективно – «защита бизнес плана» оценивается от 1 до 5 баллов, «презентация» оценивается от 1 до 5ти баллов. При этом не установлено, какие именно параметры и как оцениваются.

Согласно положениям извещения о проведении конкурса, презентация бизнес плана отражает основные экономические показатели бизнес плана и этапы его реализации.

По мнению Якутского УФАС России «презентация проекта» и «защита бизнес плана» являются тождественными понятиями, высокая оценка по одному критерию в целом предполагает такую же оценку по другому критерию.

Данный вывод подтверждается баллами, выставленными членами комиссии.

Выборочной проверкой заявок участников и их оценок установлено, что членами комиссии не рассматривались показатели бизнес планов (прибыль, доходность, срок окупаемости, объем сельскохозяйственной продукции и пр.), показатели планируемых новых рабочих мест. Зависимость оценки и показателей бизнес плана не установлена.

В соответствии с п. 2.22.Порядка, показателем результативности предоставления гранта является: 1) количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянском (фермерском) хозяйстве; 2) прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

В соответствии с Паспортом подпрограммы №12 «Развитие кооперации и малых форм хозяйствования на селе», задачами подпрограммы на период 2018-2020 гг. являются:

- увеличение количества и объемов производства продукции малых форм хозяйствования на селе;

- увеличение объемов сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Целевыми индикаторами подпрограммы на период 2017-2020 гг. являются:

- количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидий;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидий.

Исходя из вышеизложенного, критерии оценки заявок по конкурсному отбору «Начинающий фермер – 2018» не соответствуют программам развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), а также не соответствуют показателем результативности предоставления гранта.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установление в конкурсной документации «Начинающий фермер – 2018» Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики субъективных критериев оценки заявок привело и может привести к ограничению конкуренции в связи отсутствием конкретных критериев, которыми руководствуются члены комиссии при оценке заявок, а также участники при подаче заявок, а также в связи с невозможностью объективной оценки заявок участников конкурса.

Данное нарушение приводит к снижению прозрачности проводимого конкурса, отсутствию объективно качественного результата конкурса.

Таким образом, в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) по установлению субъективных критериев оценки заявок получателей гранта «Начинающий фермер -2018», содержатся признаки нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) нарушения антимонопольного  законодательства,  предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О  защите  конкуренции»,  Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»  выдало предупреждение о необходимости принятия мер о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем аннулирования конкурса по отбору начинающих фермеров на 2018 год, а именно :

  1. Отменить Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2018 года №116 «Об утверждении извещения о конкурсе по отбору начинающих фермеров на 2018 год» и все протокола, иные документы, составленные в ходе проведения данного отбора.

Данное предупреждение получено Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) 18.04.2018 г., и подлежит обязательному рассмотрению в срок до 03.05.2018 г., в срок до 07.05.2018 г. Министерству необходимо сообщить об исполнении предупреждения.

Согласно ч. 7,  ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»  при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением, а в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Министерством в адрес Якутского УФАС России направлено письмо о несогласии с выводами антимонопольного органа о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение исполнено не было, в судебном порядке не оспорено.

В связи с вышеуказанным, в связи с невыполнением предупреждения Якутского УФАС России в установленный срок, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 02-05/18А к рассмотрению на 24 мая 2018 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, кабинет 213;
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 02-05/18А следующих лиц:

- в качестве ответчика: Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия);

- в качестве заявителя: граждан <***>, <***>.

  1. Ответчику в срок до 17.05.2018 г. представить мотивированные нормами права дополнительные пояснения по вменяемому нарушению (при наличии), а также следующие документы и информацию:

- полную ссылку на интернет адрес, подтверждающий размещение перечня заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии с подтверждением даты размещения;

- согласно п.2.18.5, оценка заявлений и документов (бизнес-плана) осуществляется в соответствии с критериями оценки отбора получателей гранта, установленными в Положении о Конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства. Укажите причины и нормативное правовое обоснование, по которым критерии оценки отбора получателей гранта установлены другим документом, а также после получения заявок;

 - на какие критерии конкурсная комиссия при проведении отбора претендентов на получение грантов обратило внимание? Учитывая, что показатели количества новых постоянных рабочих мест и прирост объема сельскохозяйственной продукции установлены в виде обязательств получателей гранта. Соответственно, такие критерии не рассматривались при оценке.

- каким образом установлено обязательство получателей гранта о приросте объема сельскохозяйственной продукции?

 

В случае невозможности обеспечить явку представителей, направить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) соответствующие ходатайства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны