Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-06/18.1-16 от 27 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-06/18.1-16

 

 

г. Якутск                                                   резолютивная часть оглашена «22» января 2016 г.

                                                                    изготовлено в полном объеме «26» января 2016 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии,

Емельяновой Л.В. – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля УФАС по РС (Я), члена Комиссии;

Прокопьевой Е.М. – старшего специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля УФАС по РС (Я), члена Комиссии.

При участии:

От заявителя  - АО «ГИПРОЗДРАВ» - научно-проектный центр по объектам здравоохранения и отдыха (далее – АО «ГИПРОЗДРАВ») (ИНН 7718149338 ОГРН 1037739347227), представитель по доверенности №3 от 12.01.2016г. <…>

От ответчика – АО «РИК Плюс» (ИНН 1435270798 ОГРН 1131447012047),  представители по доверенности:

- доверенность №11-Д от 18.01.2016г. <…>,

- доверенность №12-Д от 20.01.2016г. <…>,

- доверенность №7-Д от 14.01.2016г. <…>,

- доверенность №8-Д от 14.01.2016г. <…>,

рассмотрев жалобу АО «ГИПРОЗДРАВ» на действия Заказчика АО «РИК Плюс» при проведении открытого конкурса с наименованием закупки «Открытый конкурс по отбору исполнителя на разработку проектной документации объекта: «Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)» (на сайте Российской Федерации в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru извещение №31503098920 от 31.12.2015г.)

 

УСТАНОВИЛА:

 

19 января  2016 г. поступила перенаправленная ФАС России жалоба   (вх. №37э)  от АО «ГИПРОЗДРАВ» на действия Заказчика АО «РИК Плюс» при проведении открытого конкурса с наименованием закупки «Открытый конкурс по отбору исполнителя на разработку проектной документации объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)» (на сайте Российской Федерации в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru извещение №31503098920 от 31.12.2015г.).

Заявитель полагает, что организатором Заказчиком допущены следующие нарушения:

  1. В п.12 Информационной карты Конкурсной документации установлены дополнительные требования к Участникам размещения заказа: Наличие допуска СРО к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:

1.1. Создание опорных геодезических сетей

1.2. Геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами

1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений

1.4. Трассирование линейных объектов

1.5. Инженерно-гидрографические работы

1.6. Специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений

2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000

2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод

2.3. Изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории

2.4. Гидрогеологические исследования

2.5. Инженерно-геофизические исследования

2.6. Инженерно-геокриологические исследования

2.7. Сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории, сейсмическое микрорайонирование

3.1. Метеорологические наблюдения и изучение гидрологического режима водных объектов

3.2. Изучение опасных гидрометеорологических процессов и явлений с расчетами их характеристик

4.1. Инженерно-экологическая съемка территории

4.2. Исследования химического загрязнения почвогрунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения

4.3. Лабораторные химико-аналитические и газохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды

4.4. Исследования и оценка физических воздействий и радиационной обстановки на территории

4.5. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории

5.1. Проходка горных выработок с их опробованием и лабораторные исследования механических свойств грунтов с определением характеристик для конкретных схем расчета оснований фундаментов

5.2. Полевые испытания грунтов с определением их стандартных прочностных и деформационных характеристик (штамповые, сдвиговые, прессиометрические, срезные). Испытания эталонных и натурных свай

5.3. Определение стандартных механических характеристик грунтов методами статического, динамического и бурового зондирования

5.4. Физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой

5.5. Специальные исследования характеристик грунтов по отдельным программам для нестандартных, в том числе нелинейных методов расчета оснований фундаментов и конструкций зданий и сооружений

5.6. Геотехнический контроль строительства зданий, сооружений и прилегающих территорий

1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:

1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка

1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта

1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения

2. Работы по подготовке архитектурных решений

3. Работы по подготовке конструктивных решений

4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:

4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения

4.2. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации

5.1. Работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений

5.2. Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений

5.3. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений

5.6. Работы по подготовке проектов наружных сетей слаботочных систем

6.2. Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов

6.9. Работы по подготовке технологических решений объектов сбора, обработки, хранения, переработки и утилизации отходов и их комплексов

6.12. Работы по подготовке технологических решений объектов очистных сооружений и их комплексов

7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне

7.2. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды

10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

11. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения

12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений

13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Пунктом 15 Информационной карты Конкурсной документации установлены требования к составу заявки на участие в конкурсе, в т.ч. одним из требований является: нотариально заверенная копия свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (вышеуказанные виды работ).

В соотв. с Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «РИК Плюс» (далее – Положение) требования к участникам закупки Заказчиком устанавливаются в соотв. с требованиями раздела 5 Положения, в котором указан закрытый перечень возможных требований.

Объектом закупки в соответствии с Конкурсной документацией, в т.ч. заданием на проектирование, является выполнение проектно-изыскательских работ.

В соотв. с п.1 ст.3 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ) Законодательство о градостроительной деятельности, в понятие которой входит архитектурно-строительное проектирование, состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, ГрК РФ является основополагающим документом (законодательством), регулирующим деятельность по осуществлению работ по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации.

Заявитель полагает, что в соотв. с ч.5.2 ст.48 ГрК РФ физическое или юридическое лицо осуществляет организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

Т.о, в случае объединения работ по осуществлению инженерных изысканий и подготовке проектной документации лицо, осуществляющее работы по организации подготовки проектной документации и обладающее допуском к соотв. виду работ также вправе осуществлять организацию и координацию работ по инженерным изысканиям, осуществляемым лицами, обладающими допусками к конкретным видам работ по инженерным изысканиям.

Следовательно, единственным законным требованием к участникам Конкурса в соотв. с п.5.1.1 Положения является требование о наличии у участников допуска к работам по организации подготовки проектной документации, подтверждаемого свидетельством, выданным саморегулируемой организацией.

2) Заявитель полагает, что объекты проектирования являются объектами использования атомной энергии. В связи с этим, согласно Приказу Федеральному службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011г. №356, участник закупки должен обладать свидетельством на выполнение проектных работ в отношении объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты, объекты использования атомной энергии, а также лицензией в соотв. со ст.12 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. №278 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения» на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.

Таких требований в отношении участников закупки не установлено.

На рассмотрении дела представитель заявителя поддержал доводы, указанные в жалобе.

21 января 2016г. АО «РИК Плюс» (вх.№255 на исх.№46/05 от 21.01.2016г.) представил возражение на жалобу, в котором сообщается следующее.

Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 г. №278 «О лицензировании
деятельности в области использования источников ионизирующего излучения
(генерирующих)» устанавливает порядок лицензирования за исключением случаев, если
эти источники используются в медицинской деятельности.

В соответствии со статьей 26 Федерального Закона №170-ФЗ от 21.11.1995 г. «Об
использовании атомной энергии» лицензированию подлежат виды деятельности в области
использования атомной энергии - размещение, сооружение эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие
пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и
радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при
производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных
материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их
хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных
материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских
опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок
радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление
оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов,
проведение экспертиз безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов

 

использования атомной энергии и (или) видов деятельности использования атомной энергии.

Предметом выполнения работ является проектирование здания онкологического
диспансера, а не поименованных в вышеуказанном законе объектов. Следовательно,
Заказчик не вправе устанавливать требования о наличии соответствующей лицензии в
отношении участников конкурса. Данный довод подтверждается выводами
антимонопольного органа, изложенными в решении УФАС по РС (Я) от 07.06.2013г.
дело №06-256112т, принятом при рассмотрении жалобы по делу со схожими
обстоятельствами, в соответствии с которым наличие требования заказчика,
установленного в конкурсной документации о необходимости представления участником
конкурса на проектирование онкологического диспансера, лицензий в области
использования атомной энергии, признано неправомерным.

На рассмотрении дела, ответчиком представлены также дополнения к возражению на жалобу АО «ГИПРОЗДРАВ» (исх.№50/05 от 22.01.2016г., исх.б/н от 22.01.2016г.).

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и сведения, пришла к следующим выводам.

16 декабря 2015 АО «РИК Плюс» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru размещено Извещение № 31503098920 о проведении открытого конкурса по отбору исполнителя на разработку проектной документации объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)".

Начальная (максимальная) цена договора 92 670 363 (девяносто два миллиона шестьсот семьдесят тысяч триста шестьдесят три) рубля 23 копейки.

Дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке: с 9.00 (время местное) следующего дня c момента публикации извещения до 10.00 (время местное) «18» января 2016 г.

На момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Якутским УФАС России процедура подачи заявок на участие в закупке приостановлена.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

АО «РИК Плюс» при осуществлении данной закупки руководствуется нормами Закона о закупках и принятым в соответствии с ним Положением о закупках АО «РИК Плюс», утвержденный решением Советом директоров АО «РИК Плюс» (Протокол от 15 декабря 2015 г. № 25-15), а также Конкурсной документацией на проведение открытого конкурса по отбору исполнителя на разработку проектной документации объекта  «Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: Онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)».

1) Относительно довода жалобы о незаконности установления требования о наличии у участников конкурса действующего свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям в п.15 Информационной карты Конкурсной документации, Комиссия УФАС по РС(Я) отмечает следующее.

 21 января 2016г. Якутским УФАС России вынесено решение и предписание по результатам рассмотрения жалобы №02-05/18.1-16 ООО Агентство конкурентных закупок «ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ» (изготовлено в полном объеме 26.01.2016г.), по которому установлено, что действия АО «РИК Плюс» нарушают порядок организации и проведения торгов путем установления в п.15 Информационной карты Конкурсной документации обязательных требований к оформлению заявки на участие в закупке (о предоставлении в составе заявки нотариально заверенных копий свидетельств СРО о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), нарушающих ч.5 и ч. 5.2 ст.48 ГрК РФ.

 2)  В соотв. с пп.9 п.15 «Требования к системам инженерного обеспечения» Задания на проектирование объекта, победитель конкурса разрабатывает проекты по размещению следующего медицинского оборудования:

- Специализированный мультиспиральный компьютерный томограф, не менее 64 срезов,

- Рентгенангиографическая установка.   

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются соответствующие лицензии.

Согласно частям 2 и 3 той же статьи того же Федерального закона положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами и введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Из изложенного следует, что в Российской Федерации лицензированию подлежат только те виды деятельности, которые прямо поименованы в части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и  в отношении которых приняты положения и лицензировании конкретных видов деятельности.

Заявитель в своей жалобе в качестве нормативно – правового акта, который предусматривает обязательное наличие лицензии для осуществления деятельности по проектированию объектов с использованием  источников ионизирующего излучения  указывает на положения Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 г. N278«О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)».

Однако, как следует из наименования самого нормативно-правового акта, указанное Постановление Правительства РФ регулирует лицензирование детальности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) за исключением случаев, если эти источники используются в медицинской деятельности.

В перечне лицензируемых видов деятельности, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) в медицинской деятельности не предусмотрена.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 N 40 «Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» (вместе с "СП 2.6.1.2612-10. ОСПОРБ-99/2010. Санитарные правила и нормативы..."» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2010 N 18115) утверждены санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» (далее – СП 2.6.1.2612-10).

Согласно пункту 1.3 СП 2.6.1.2612-10 установленные правила распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих:

- проектирование, добычу, производство, хранение, использование, транспортирование радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения (ИИИ);

- сбор, хранение, переработку, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;

- монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

- радиационный контроль техногенных ИИИ.

В соответствии с пунктом 1.8.1. СП 2.6.1.2612-10лицензия на право осуществления деятельности в области использования техногенных ИИИ не требуется, если установки, генерирующие ионизирующее излучение, используются для медицинской диагностики или лечения пациентов организациями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, включающую рентгенологию;

На основании вышеизложенного, в связи с тем, что оборудование в пп.9 п.15 Задания на проектирование объекта Конкурсной документации является источниками ионизирующего излучения,  используемыми в медицинской деятельности, лицензирование которого прямо не предусмотрено ч.1 ст.12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, а также на основании пункта 1.8.1СП 2.6.1.2612-10 Комиссия приходит к выводу, что деятельность по проектированию размещения медицинского оборудования:  специализированный мультиспиральный компьютерный томограф, не менее 64 срезов и рентгенангиографическая установка лицензированию в соответствии с действующим законодательством не подлежит, в связи с чем жалоба в этой части является необоснованной.

3) Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Согласно части 4 той же статьи Градостроительного кодекса РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 N 16902).

В данном перечне определены виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и на осуществление которых необходимо наличие выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам в обязательном порядке.

Также в данном перечне приведены виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и для выполнения  которых требуется наличие выданного саморегулируемой организацией специальных свидетельств,  в том случае, когда работы выполняются на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии  с пунктом 1 части 1 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся: объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов).

Согласно статьи  4 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ  «Об использовании атомной энергии» (далее - Закон об атомной энергии)  Федеральный закон распространяется на следующие виды деятельности в области использования атомной энергии: размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Согласно статье 3 Закона об атомной энергии объектами использования атомной энергии являются:

ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) - стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

тепловыделяющая сборка ядерного реактора - машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции;

облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора - облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо;

ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.

Отнесение указанных в части первой настоящей статьи объектов к перечисленным категориям, состав и границы указанных объектов определяются в зависимости от категории объекта организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Далее, в той же статье 3 Закона об атомной энергии приведено, что для целей Федерального закона под полным жизненным циклом объекта использования атомной энергии в зависимости от категории объекта применения настоящего Федерального закона понимаются размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии.

Согласно последнему абзацу статьи 3 Закона об атомной энергии действие Федерального закона не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности (далее - органы государственного регулирования безопасности) при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» определяет, что санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47 утвержден СанПиН 2.6.1.2523-09 (вместе с "НРБ-99/2009. СанПиН 2.6.1.2523-09. Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы") (далее - СанПиН 2.6.1.2523-09), устанавливающий основные пределы доз, допустимые уровни воздействия ионизирующего излучения по ограничению облучения населения в соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения" (п.1.2 СанПиНа 2.6.1.2523-09).

Согласно  пунктам 1.3-1.4 СанПиНа 2.6.1.2523-09 нормы распространяются на следующие источники ионизирующего излучения:

- техногенные источники за счет нормальной эксплуатации техногенных источников излучения;

- техногенные источники в результате радиационной аварии;

- природные источники;

- медицинские источники.

Требования норм не распространяются на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними:

- индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв; и

- коллективную эффективную годовую дозу не более 1 чел.-Зв, либо когда при коллективной дозе более 1 чел.-Зв оценка по принципу оптимизации показывает нецелесообразность снижения коллективной дозы;

- индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике глаза не более 15 мЗв.

Согласно пункту 2 СанПиН 2.6.1.2523-09 в условиях нормальной эксплуатации источников ионизирующего излучения пределы доз облучения в течение года устанавливаются исходя из следующих значений индивидуального пожизненного риска:

- для персонала - 1,0* 10-3зиверта;

- для населения - 5,0*10-5зиверта.

Уровень пренебрежимо малого риска составляет 10-6.

Согласно представленному Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) заключению к жалобе АО «ГИПРОЗДРАВ»  (вх.№288 от 22.01.2016г. на исх.№И-01-22/52 от 22.01.2016г.), содержащиеся в Задании на проектирование оборудования являются источниками ионизирующего (генерирующего) излучения:

- специализированный мультиспиральный компьютерный томограф (не менее 64 среза): эффективная доза составит 0,4-11 мЗв;

- рентгенангиографическая  установка: эффективная доза составит 1-15 мЗв.

            Представитель АО «РИК Плюс» <…> на рассмотрении дела в своем устном пояснении по обстоятельствам дела сообщил, что показатели «0,4-11 мЗв» и «1-15 мЗв» являются  минимальным и максимальным дозами облучения медицинских оборудований: специализированный мультиспиральный компьютерный томограф (не менее 64 среза), ретгенангиографическая установка.

                Таким образом установлено, что доза облучения специализированного мультиспирального компьютерного томографа (не менее 64 среза) до 11* 10-3зиверта(Зв); рентгенангиографической  установки до 15* 10-3зиверта.

   Комиссия УФАС по РС(Я) на основании вышеизложенного приходит к выводу, что максимальная эффективная доза указанных оборудований превышает установленные нормы и пределы доз облучения в результате использования источников ионизирующего излучения, предусмотренных Федеральным законом от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» и СанПиН 2.6.1.2523-09, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47.

В связи с чем, для  проектирования объекта «Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)», в т.ч. проектирования размещения вышеуказанных медицинских оборудований, испускающих ионизирующее излучение с интенсивностью  более установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, и являющихся объектами использования атомной энергии,  в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»,  необходимо наличие выданных саморегулируемой организацией специальных свидетельств о допуске к работам, отмеченных в качестве работ, которые выполняются на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

                Таким образом, жалоба АО «ГИПРОЗДРАВ» в части несоответствия Конкурсной документации действующему законодательству в связи с отсутствием требований специальных допусков СРО на особо опасные и технически сложные объекты является обоснованной.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1,  пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

решила:

 

1. Признать жалобу АО «ГИПРОЗДРАВ» обоснованной в части несоответствия Конкурсной документации действующему законодательству в связи с отсутствием требований специальных допусков СРО на особо опасные и технически сложные объекты;

 

2. Выдать АО «РИК Плюс» предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства путем внесения изменений в Конкурсную документацию на проведение открытого конкурса с наименованием закупки «Открытый конкурс по отбору исполнителя на разработку проектной документации объекта: "Якутский республиканский онкологический диспансер на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком (2-ая очередь первого пускового комплекса: онкоклинический центр с поликлиникой на 210 посещений в смену, стационаром на 180 коек и хозблоком)».

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                О.А. Ярыгина

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                             Л.В. Емельянова

 

 

 

                                                                                                           Е.М.Прокопьева

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны