Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 02-07/18.1-17 ООО «Восток Капитал» от 23 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 02-07/18.1-17

г. Якутск                                                                                                                                             «19» января 2017 г.                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), начальник отдела антимонопольного контроля, председателя Комиссии;

Халдеевой А.С. – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.

Мандаровой А.Е. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.

При участии:

От заявителя - ООО «Восток Капитал» - <***>, <***>

От организатора - АО «Якутоптторг», представители по доверенности – <***>

Рассмотрев жалобу ООО «Восток Капитал» на действия АО «Якутоптторг» при проведении запроса котировок на перевозку автомобильным транспортом социально-значимых продовольственных товаров, в труднодоступные и отдаленные населенные пункты Республики Саха (Якутия), включая выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах отправления и назначения в автозимник 2016-2017 гг. (№31604560528 от 23.12.2016 г.)

УСТАНОВИЛА:

09 января 2017 года в адрес Якутского УФАС России поступила жалоба вх. № 0063 ООО «Восток Капитал» на действия АО «Якутоптторг» при проведении запроса котировок на перевозку автомобильным транспортом социально-значимых продовольственных товаров, в труднодоступные и отдаленные населенные пункты Республики Саха (Якутия), включая выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах отправления и назначения в автозимник 2016-2017 гг. (№31604560528 от 23.12.2016 г.)

Заявитель полагает, что действия организатора торгов нарушают установленные нормативными правовыми актами порядок и организацию проведения предварительного отбора по следующим основаниям:

Согласно закупочной документации, дата и время рассмотрения документов должно быть 29.12.2016 г. в 16-00 ч. по местному времени. Между тем, Заказчиком не было проведено вскрытие поступивших заявок в присутствии участников закупки, а также заявки не были рассмотрены и оценены в день, указанный в закупочной документации, что подтверждается Протоколом от 30.12.2016 г. заседания закупочной комиссии АО «Якутоптторг» по рассмотрению заявок на участие в процедуре запроса ценовых котировок на оказание услуг перевозок автомобильным транспортом социально-значимых продовольственных товаров, в труднодоступные и отдаленные населенные пункты Республики Саха (Якутия), включая выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах отправления и назначения в автозимник 2016-2017 гг.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить определение поставщика и приостановить заключение контракта, провести повторную процедуру определения поставщика.

17.01.2017 г. в адрес Якутского УФАС России поступило возражение на жалобу №02-07/18.1-17 АО «Якутоптторг», согласно которой, общество считает жалобу необоснованной и не согласно с доводами заявителя по следующим основаниям.

В извещении о проведении закупки №31604560528 от 23.12.2016 г. дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок указано 29.12.2016 в 16 часов 00 минут.

К окончанию срока подачи котировочных заявок 29.12.2016 г. в 12 час 00 минут на закупку было подано 8 заявок в запечатанных конвертах.

Заседание закупочной комиссии АО «Якутоптторг» по рассмотрению и оценке котировочных заявок по закупке проведено в день и время, указанные в извещении (т.е. 29.12.2016 г. в 16 час.00 мин.). Закупочная комиссия, на основании п.5.1. ч.5 ст.13 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Якутоптторг», согласно которому рассмотрение котировочных заявок осуществляется закупочной комиссией в срок, не превышающий 5 рабочих дней, для подробной и объективной оценки поданных заявок провело рассмотрение и оценку котировочных заявок 30.12.2016 г. в 16 час.00 мин.

На указание в жалобе ООО «Восток-Капитал» на то, что заказчиком не было проведено вскрытие поступивших заявок в присутствии участников закупки, необходимо отметить, что сам заявитель жалобы не воспользовался своим правом на присутствие при вскрытии и оценке заявок.

По итогам рассмотрения и оценки котировочных заявок закупочной комиссией АО «Якутоптторг» 30.12.2016 г. вынесен протокол, которым определены победители лотов. Договоры с победителями лотов заключены АО «Якутоптторг» 10.01.2017 г. т.е. на 11 день после подписания и опубликования протокола. Согласно п.6.1. ч.6 ст.13 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Якутоптторг», договор заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола. Исполнение договоров (перевозка социально-значимых продовольственных товаров) уже ведется. Кроме этого, необходимо указать на то, что задержка исполнения указанных договор влечет за собой сбои в обеспечении жизненно важными продовольственными товарами населения и социальных учреждений населенных пунктов, что в свою очередь в условиях Крайнего Севера может являться основанием для объявления чрезвычайной ситуации. Указанная задержка исполнения договоров также влечет дополнительные финансовые затраты для АО «Якутоптторг» за хранение контейнеров на территории Якутского речного порта.

 

Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, приходит к следующим выводам:

 

23.12.2016 г. в ЕИС было размещено извещение №31604560528, заказчик АО «Якутоптторг» о проведении запроса котировок на перевозку автомобильным транспортом социально-значимых продовольственных товаров, в труднодоступные и отдаленные населённые пункты Республики Саха (Якутия), включая выполнение погрузо-разгрузочных работ в пунктах отправления и назначения в автозимник 2016-2017 гг.

В соответствии с правилами статьи 18.1 антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ООО «Восток Капитал» является участником рассматриваемых торгов.

В соответствии с ч. 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, срок на обжалование действий субъектов, указанных в ч. 1 статьи, составляет 10 дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных в Законе о защите конкуренции. Таким образом, указанным порядком обжалования действий не предусмотрено специального ограничения обжалования действий (бездействия) соответствующих субъектов, совершенных до момента окончания срока подачи заявок (в связи с утверждением документации по торгам), как в случае с порядком рассмотрения жалоб, установленным законодательством РФ о контрактной системе в сфере государственных (муниципальных) закупок.

Жалоба подана с соблюдением требований положений статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Конкурсная документация подготавливается в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Якутпотторг» (далее – Положение).

Согласно статьи 13 положения АО «Якутоптторг», запрос ценовых котировок – конкурентный способ закупки, при котором информация о потребностях Заказчика в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, и победителем, в котором признается участник процедуры закупки, предложивший наиболее низкую цену договора. (п. 1.1 ст.13)

Пунктом 1.2. Статьи 13 установлено, что запрос цен применяется Заказчиком при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам Заказчика, а стандартно (серийно), и для которых есть сложившийся рынок. Решением закупочной комиссии может быть установлен предельный уровень цены договора для применения данного способа закупки товаров, работ, услуг.

           

1 . В соответствии с пунктом 5.1 Положения, рассмотрение поданных котировочных заявок осуществляется закупочной комиссией в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи котировочных заявок. Закупочная комиссия определяет соответствие котировочных заявок требованиям, установленным настоящим Положением и извещением о проведении запроса котировок, и проводит оценку котировочных заявок.

Конкурсная документация содержит следующие положения:

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени) 29.12.2016 г.

Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок (местному времени) 29.12.2016 г

Место рассмотрения г.Якутск, пер.Базовый, 5.

Лот 1. Перевозка по районам РС(Я) - Среднеколымский, Верхнеколымский, Верхоянский, Усть-Янский.

Начальная максимальная цена – 21 484 376,80 руб.

Лот 2. Перевозка по районам РС(Я) – Олекминский, Верхневилюйский, Вилюйский, Нюрбинский, Сунтарский, Анабарский)

Начальная максимальная цена – 9 966 358,23 руб.

Протокол №31604560528/01 заседания закупочной комиссии АО «Якутоптторг» по рассмотрению заявок на участие в процедуре запроса ценовых котировок на оказание услуг по перевозке автомобильным транспортом социально-значимых продовольственных товаров в труднодоступные и отдаленные населенные пункты РС(Я) включая выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах отправления и назначения в автозимник 2016-2017 г. от 30.12.2016 г. размещен на ЕИС 30 декабря 2016 года.

            Исходя из вышеизложенного следует, что конкурсной документацией устанавливается дата рассмотрения и оценки поступивших заявок. Установив в конкурсной документации такую дату, а именно 29.12.2016 г. закупочная комиссия должна была рассмотреть и оценить поступившие заявки именно 29.12.2016 г.

            Рассмотрев и оценив заявки 30.12.2016 г., а не 29.12.2016 г., как указано в извещении, фактически закупочная комиссия внесла изменения в конкурсную документацию, что является нарушением ч.5 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Таким образом, Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу, что довод ООО «Восток-капитал» о нарушении сроков рассмотрения заявок АО «Якутоптторг» при проведении запроса котировок на перевозку автомобильным транспортом социально-значимых продовольственных товаров, в труднодоступные и отдаленные населенные пункты Республики Саха (Якутия), включая выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах отправления и назначения в автозимник 2016-2017 гг. (№31604560528 от 23.12.2016 г.) обоснован.

 

2.  Пунктом 3.1.2. Положения о закупках АО «Якутоптторг» установлено следующее.

Документация о закупке должна содержать сведения, определенные настоящим Положением, в том числе:

1) установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

14) иные сведения, необходимые для осуществления выбранного способа закупки.

В конкурсной документации рассматриваемой закупки (п.3.2.1) , установлены следующие требования к содержанию и составу заявки.

В подтверждение требований, установленных в части 3.1. настоящей документации, Участник обязан включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие его соответствие вышеуказанным требованиям:

1.Заявка на участие в запросе ценовых котировок (форма №1), заверенная печатью и подписью руководителя или уполномоченного лица.

2.Таблица ценовых предложений (форма №2), заверенная печатью и подписью руководителя или уполномоченного лица.

3.Копия свидетельства о включении участника закупки в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

4.Копия свидетельства о постановке участника закупки на налоговый учет.

5.Выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), выданная не позднее чем за 3 месяца.

6.Копии паспортов технических средств (ПТС), пригодных для исполнения услуг по предмету закупки.

7.Декларация (письмо) о не проведении ликвидации участника закупки и отсутствии решения арбитражного суда о признании участника закупки банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства.

8.Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа:

            - копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности. В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.

8. Подтверждение об оплате обеспечения заявки (п. 3.4 Документации).

9. Иные документы которые, по мнению Участника, подтверждают его соответствие установленным требованиям, с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов (в т.ч. письмо, объясняющее причину отсутствия документов, а также содержащее заверение Заказчику в соответствии Участника указанному в недостающем документе требованию и гарантию предоставления недостающего документа до даты заседания закупочной комиссии).

Пунктом 3.2.3. установлено, что победитель закупочной процедуры обязан предоставить заказчику пакет документов, указанных в п. 3.2.1, в полном объеме, на бумажном носителе, заверенный синей печатью и подписью уполномоченного лица, по адресу, указанному в п. 2 извещения в сроки, указанные в пп. 10 и 11 извещения

Пунктом 3.4. установлен размер обеспечения заявки – 300 000 руб., а также следующие условия: обеспечение заявки на участие в закупке должно предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств на расчетный счет заказчика, указаны реквизиты счета. Также определено, что подача заявки возможна только при предъявлении участником закупки подтверждения перечисления обеспечения заявки.

Исходя из вышеизложенного, другие способы обеспечения заявки положением и конкурсной документацией не установлены.

            При этом, участник закупки ООО «БалтТранс»             в составе заявки представил письмо о том, что в связи с имеющейся задолженностью на 29.12.2016 г. АО «Якутоптторг» перед ООО «Балттранс» в размере 3 110 917,35, прошу указанную дебиторскую задолженность учесть, как обеспечение данной заявки. Участник ООО «БалтТранс» признан победителем запроса ценовых котировок по лоту №1, предложив цену 19 711 257, 00 руб.

            Статьей 5 конкурсной документации установлено, что основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсной процедуре является: а) непредставление сведений и документов, определенных п.3.2.1 закупочной документации либо наличия в таких документах недостоверных сведений; б) не соответствие участника закупки требованиям, установленным в закупочной документации; в) не соответствие заявки на участие в запросе ценовых котировок требованиям закупочной документации.

            Положениями конкурсной документации, АО «Якутоптторг» не установлено, каким образом должно быть предоставлено обеспечение заявки – 1 обеспечение в сумме 300 тысяч рублей по каждому лоту, или за 2 лота.

Таким образом, АО «Якутоптторг» приняв к рассмотрению заявку ООО «БалтТранс», нарушил пункт 3.4.3 Конкурсной документации, пункт 5.2 статьи 13 Положения о  закупках АО «Якутоптторг», в соответствии с которым, победителем в проведении запроса ценовых котировок признается участник процедуры закупки, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в настоящем Положении и в извещении о проведении запроса ценовых котировок и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

           

В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Соответственно, Комиссией УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения.

В соответствии с п.10 ч. 10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Пунктом 3.6.1 конкурсной документации установлено, что разъяснения участникам не предоставляются.

Таким образом, АО «Якутоптторг» установив в конкурсной документации положение о том, что участникам запроса ценовых котировок не даются разъяснения, нарушило п.10 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

 

В соответствии с 5.6. Положения о закупках АО «Якутоптторг», протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок должен содержать:

1)         сведения о Заказчике; 

2)         информацию о существенных условиях договора;

3)         сведения обо всех участниках процедуры закупки, подавших котировочные заявки;

4)         сведения об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения;

5)         предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг; 

6)         сведения о победителе в проведении запроса ценовых котировок;

7)         сведения об участнике процедуры закупки, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса ценовых котировок;

8)         сведения об участнике процедуры закупки, предложение о цене договора которого, содержит лучшие условия по цене договора, следующие после условий, предложенных победителем в проведении запроса ценовых котировок.

            В протоколе №31604560528/01 заседания закупочной комиссии АО «Якутоптторг» по рассмотрению заявок на участие в процедуре запроса ценовых котировок на оказание услуг по перевозке автомобильным транспортом социально-значимых продовольственных товаров в труднодоступные и отдаленные населенные пункты РС(Я) включая выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах отправления и назначения в автозимник 2016-2017 г. от 30.12.2016 г. содержится следующее.

Закупочная комиссия, руководствуясь п.5.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Якутоптторг», рассмотрела поступившие заявки на участие в процедуре запроса ценовых котировок на соответствие требованиями, установленным документацией, и приняла решение:

- по лоту №1. Заявка ООО «Уус Байдам» не допускается к дальнейшему рассмотрению и оценке по причине несоответствия заявки требованиям документации.

- по лоту №2. Заявки ООО «МТС «Верхневилюйск», ООО «Уус Байдам», ООО «Техсервис», ООО «Вилюй Автотранс» не допускаются к дальнейшему рассмотрению и оценке по причине несоответствия заявок требованиям документации.

Таким образом, закупочная комиссия, не указав в протоколе обоснование причин отклонения заявок без ссылки на соответствующие пункты документации (не только формулировка «несоответствия заявок требованиям документации») нарушила 5.6. Положения о закупках АО «Якутоптторг».

По результатам проведения процедуры запроса ценовых котировок на оказание услуг по перевозке автомобильным транспортом социально значимых продовольственных товаров в труднодоступные и отдаленные населенные пункты РС(Я) определены победители: по лоту №1 - ООО «БалтТранс», №2 – ООО «Регион-Север». Договора с победителями заключены 10.01.2017 г. в связи с чем, Комиссией УФАС по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1, предписание об аннулировании торгов не может быть выдано.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Восток Капитал» на действия АО «Якутоптторг» при проведении запроса котировок на перевозку автомобильным транспортом социально-значимых продовольственных товаров, в труднодоступные и отдаленные населенные пункты Республики Саха (Якутия), включая выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах отправления и назначения в автозимник 2016-2017 гг. (№31604560528 от 23.12.2016 г.) обоснованной;
  2. Признать АО «Якутоптторг» нарушившим п.10 ч.10 ст.4, ч.5 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны