Решение №02-08/15А РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 26 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №02-08/15А о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                                                                                                                                                               резолютивная часть оглашена «11» февраля 2015 г.

                                                                                                                                                                                               изготовлено в полном объеме «26» февраля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-08/15А о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председателя Комиссии:

"***" – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены Комиссии:

"***" – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

"***" – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии:

Со стороны ответчика – Окружная администрация Городского округа «Город Якутск» (далее – «ОА ГО «Город Якутск») - представитель по доверенности "***"

Со стороны заявителя - Прокуратура г. Якутска – не явились, извещены должным образом.

Со стороны заинтересованных лиц представитель по доверенности от ООО Р.И.К., ООО УК «Жилищный стандарт», ООО «Уран», ООО «Рекорд Якутск», ООО «Харон» - "***"

Рассмотрев дело №02-08/15А по признакам нарушения ОА ГО «Город Якутск» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

4 и 12 декабря 2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили заявления от Прокуратуры г. Якутска с указанием на нарушение главы 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОА ГО «Город Якутск» при передаче бесхозяйных септиков Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» (далее «МУП «Жилкомсервис»).

Комиссией, в ходе рассмотрения заявлений и материалов дела, установлено следующее.

Прокуратурой г. Якутска проведена проверка по обращению генерального директора ООО УК «ЖКХ Стерх», ООО УК «ЖКХ Луч» Старчикова Н.Н., жителей мкрн. Марха и руководителей организаций коммунального комплекса, предоставляющих услуги населению мкрн. Марха в сфере водоотведения, о неправомерных действиях ОА ГО «город Якутск» по передаче канализационных септиков на обслуживание в МУП «Жилкомсервис».

Распоряжением ОА ГО «Город Якутск» от 23 октября 2013 г. № 1985р «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории Городского округа «Город Якутск» (далее «Распоряжение № 1985р») канализационным септикам, расположенным в с. Табага и мкрн. Марха, придан статус бесхозяйных объектов.

Распоряжением ОА ГО «Город Якутск» от 18.12.2013 № 2416р «О внесении изменений в распоряжение ОА ГО «Город Якутск» от 23.10.2013 № 1985р «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа «Город Якутск» (далее – «Распоряжение №2416р») канализационные септики, расположенные в с. Табага переданы на ответственное хранение МКУ ГО «Город Якутск» «Администрация села Табага», а по септикам, расположенным в мкрн. Марха Департаменту имущественных и земельных отношений ОА ГО «Город Якутск» указано осуществить отбор организаций коммунального комплекса на обслуживание и содержание.

По условиям договора хранения № 16-ОТ от 18.12.2013 г. МКУ «Администрация села Табага» обязалось возвратить по первому требованию принятые на хранение канализационные септики.

По итогам конкурсного отбора согласно Приложению №2 к распоряжению от 21.02.2014 г. 192р ОА ГО «город Якутск» «О защите тарифов на водоотведение с учетом вывоза стоков на бесхозяйные объекты недвижимости, расположенные на территории ГО «город Якутск» канализационные септики, расположенные на территории мкрн. Марха переданы на обслуживание 15 организациям коммунального комплекса.

01.05.2014 с указанными организациями коммунального комплекса заключены передаточные акты на временную эксплуатацию бесхозяйных объектов, расположенных в мкрн. Марха.

В соответствии с п. 2.1. Передаточного акта на бесхозяйные объекты недвижимости от 14.01.2014, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений ОА «города Якутска» и организациями коммунального комплекса, срок действия передаточного акта установлен до момента признания права собственности ГО «город Якутск» на передаваемые бесхозяйные объекты, или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 6.3 Передаточного акта основанием для его расторжения является внесение каких-либо изменений в распоряжение Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» № 1985р от 23.10.2013 г. «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории ГО «Город Якутск» или признание права муниципальной собственности Городского округа «Город Якутск» на передаваемые объекты.

Распоряжением ОА ГО «Город Якутск» № 1692р от 30.09.2014 г. «О внесении изменений в распоряжение ОА г. Якутска от 23.10.2013 г. № 1985р» (далее – «Распоряжение №1692р») канализационные септики, расположенные на территории с. Табага и мкрн. Марха Городского округа «Город Якутск», переданы в эксплуатацию МУП «Жилкомсервис».

С учетом изложенного, Прокуратура г. Якутска указывает на признаки нарушения антимонопольного законодательства окружной Администрацией г. Якутска при принятии решения и заключении договора с МУП «Жилкомсервис» о передаче бесхозяйных объектов (септиков), расположенных в с. Табага и мкрн. Марха.

На рассмотрении дела №02-08/15А представитель заинтересованных лиц - ООО «Р.И.К.», ООО «Харон», ООО «Уран», ООО «УК Жилищный стандарт», ООО «Рекорд-Якутск» по передаче септиков, расположенных в мркн. Марха МУП «Жилкомсервис» указал на следующее.

Постановлением ОА ГО «город Якутск» от 12.12.2013 г. №342п утверждено Положение «О порядке конкурсного отбора организаций коммунального комплекса городского округа «город Якутск», на выполнение работ по техническому, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту объектов недвижимого имущества (септиков), находящихся на территории городского округа «город Якутск» (далее – «Положение»).

Распоряжением №2416р 148 объектов недвижимости – септиков, без проведения конкурсных процедур переданы коммерческой организации муниципального подчинения МУП «Жилкомсервис», и 30 объектов определены для осуществления конкурсного отбора эксплуатирующих организаций для них.

По мнению заинтересованных лиц- ООО «Р.И.К.», ООО «Харон», ООО «Уран», ООО «УК Жилищный стандарт», ООО «Рекорд-Якутск», при издании данного распоряжения усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Положения «О порядке конкурсного отбора организаций коммунального комплекса городского округа «город Якутск», на выполнение работ по техническому, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту объектов недвижимого имущества (септиков), находящихся на территории городского округа «город Якутск», утвержденное Постановлением Окружной администрации города Якутска от 12 декабря 2013 г. №342п.

В период с 23.12.2013 по 27.12.2013 г. Департаментом имущественных и земельных отношений ОА г. Якутска проводился конкурсный отбор организаций коммунального комплекса ГО «город Якутск», на выполнение работ по водоотведению, техническому, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту объектов недвижимого имущества (септиков), находящихся на территории городского округа «город Якутск».

ООО «Уран», ООО «Харон», ООО «Р.И.К», ООО «Рекорд-Якутск» и ООО УК «Жилищный стандарт» подали заявки на участие в конкурсе. 31.12.2013 за №1640 данные от ДИЗО ОА г. Якутска получили уведомления о том, что прошли конкурсный отбор по лотам: 1, 2, 6, 8, 15.

14 января 2014 г. были заключены Передаточные акты со сроком начала работ с 01.03.2014 г., однако, организации приступили к эксплуатации объектов с 01.05.2014 г., в связи с несвоевременным оформлением тарифа на водоотведение и на услуги сливной станции МУП «Жилкомсервис».

В соответствии с п. 1.1 Передаточных актов Передающая сторона обязуется передать, а принимающая сторона обязуется принять во временную эксплуатацию безхозяйственное имущество с 01.03.2014 ., а с учетом дополнительного соглашения с 01.05.2014 г., при этом срок действия передаточного акта установлен до момента признания права муниципальной собственности городского округа «город Якутск» не передаваемые на бесхозные объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. (п. 2 ст. 157 Гражданского РФ)

06.10.2014 г. в ООО «РИК, ООО «Уран» и ООО УК «Жилищный стандарт», ООО «Рекорд-Якутск» поступило уведомление о расторжении передаточного акта в соответствии с п. 6.3 Акта, согласно которого расторжение передаточного акта возможно в связи с внесением каких-либо изменений в распоряжение Окружной администрации от 23.10.2013 г. №1985р «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйственных объектов недвижимого имущества на территории городского округа «город Якутск», или признания муниципальной собственности городского округа «город Якутск» на передаваемые объекты».

Основанием для расторжения Передаточного акта было распоряжение Окружной администрации города Якутска от 30.09.2014 №1692р «О внесении изменений в распоряжение Окружной администрации от 23.10.2013 г. №1984 «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйственных объектов недвижимого имущества на территории городского округа «город Якутск», где все объекты без проведения конкурсных процедур переданы МУП «Жилкомсервис».

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. ООО «Уран», ООО «Харон», ООО «РИК», ООО «Рекорд-Якутск» и ООО УК «Жилищный стандарт» не отказывались от исполнения своих обязательств и имели возможность исполнять свои обязательства.

На основании вышеизложенного, представитель заинтересованных лиц - ООО «Уран», ООО «Харон», ООО «РИК», ООО «Рекорд-Якутск» и ООО УК «Жилищный стандарт» указывает на то, что распоряжение ОА ГО «город Якутск» от 30.09.2014 г. №1692р противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В своем отзыве ответчик указал, что не согласен с доводами заявителя и заинтересованных лиц по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Распоряжением Окружной администрации города Якутска №595р от 21 апреля 2014 г. определен порядок взаимодействия структурных подразделений Окружной администрации города Якутска и Муниципальных казенных учреждений при оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости на территории городского округа «город Якутск», в соответствии с которым Муниципальное казенное учреждение «Служба эксплуатации городского хозяйства» ГО «город Якутск» направляет собранную документацию о бесхозяйных объектах недвижимости с указанием всех технических характеристик в Департамент имущественных и земельных отношений ОА ГО «города Якутска».

Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 07 декабря 2004 г. ПГС №25-6 «Об утверждении Порядка постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества и последующей его передачи в муниципальную собственность города Якутска» регламентирована работа Комиссии Окружной администрации г. Якутска по вопросам определения бесхозяйно содержащихся объектов.

Материалы, собранные по объекту недвижимости, представляются Департаментом на рассмотрение Комиссии. На основании положительного заключения Комиссии Окружной администрацией г. Якутска выносится решение о придании Объекту недвижимости статуса бесхозяйного и принятии мер по постановке объекта недвижимости на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В решении также должен быть определен порядок дальнейшей эксплуатации и содержания объекта недвижимости.

В соответствии с протоколом совещания по вопросу вывозной канализации на территории городского округа «город Якутск» от 03 сентября 2014 года, протокол № ПР-СДД-96, председательствующим принято решение о передаче бесхозяйных септиков, расположенных в с. Табага, мкр. Марха на ответственное хранение и эксплуатацию в МУП «Жилкомсервис».

Согласно пп.4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения Городского округа.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон о водоснабжении и водоотведении) установлено:

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

Гарантирующая организация – организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Принято решение определить Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск» гарантирующей организацией в сфере централизованного водоотведения с промежуточным вывозом ЖБО на территории городского округа «город Якутск».

Ответчик просит прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения, а именно с признанием утратившим силу:

  1. Распоряжения Окружной администрации города Якутска от 23 октября 2013 года №1985р «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа «город Якутск».
  2. Распоряжения Окружной администрации города Якутска от 18 декабря 2013 года №2416р «О внесении изменений в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 23 октября 2013 года №1985р «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа «город Якутск».
  3. Распоряжения Окружной администрации города Якутска от 30 сентября 2014 года №1692р «О внесении изменений в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 23 октября 2013 года №1985р «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа «город Якутск»
  4. Распоряжения Окружной администрации города Якутска от 24 октября 2014 года №1860р «О внесении изменений в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 23 октября 2013 года №1985р «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа «город Якутск».

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле приходит к следующим выводам.

Просьба ответчика о прекращении рассмотрения дела в связи с добровольным устранением нарушения отклоняется согласно со следующим.

В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

ОА ГО «город Якутск» не устранены последствия нарушения антимонопольного законодательства.

Доводы заинтересованной стороны считаем обоснованными в части нарушения ОА ГО «город Якутск» антимонопольного законодательства при передаче МУП «Жилкомсервис» канализационных септиков без проведения конкурсных процедур.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения отбор организаций коммунального комплекса по водоотведению, техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту септиков, на территории ГО «Город Якутск» производится на основе открытого конкурса.

Согласно пункту 1.5 Положения конкурс проводится в обязательном порядке, когда: истекает срок действия передаточного акта с подрядчиком (исполнителем), осуществляющим водоотведение, санитарное содержание, техническое обслуживание и ремонт септиков, находящихся на территории ГО «Город Якутск»; передаточный акт на водоотведение, санитарное содержание техническое обслуживание и ремонт септиков, находящихся на территории ГО «Город Якутск» подлежит досрочному расторжению по вине подрядчика (исполнителя) при неисполнении или систематическом некачественном исполнении им своих обязательств по передаточному акту.

Распоряжением №2416р 148 канализационных септиков, без проведения конкурсных процедур переданы МУП «Жилкомсервис», и 30 объектов определены для осуществления конкурсного отбора эксплуатирующих организаций для них.

Действия ОА ГО «город Якутск» по вынесению указанного распоряжения и передаче МУП «Жилкомсервис» без проведения конкурсных процедур, создают преимущественные условия для МУП «Жилкомсервис».

Пунктом 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с указанной нормой, по итогам конкурсного отбора организаций коммунального комплекса городского округа на выполнение работ по техническому, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту объектов недвижимого имущества (септиков), 14 января 2014 г. с организациями коммунального комплексабыли заключены Передаточные акты на бесхозяйные объекты недвижимости.

Передаточный акт обладает признаками договора, содержит нормы о предмете, сроке действия, правах и обязанностях, ответственности сторон и должен неукоснительно соблюдаться обеими сторонами.

Пунктом 2.1 Передаточного акта на бесхозяйные объекты недвижимости от 14.01.2014 г., заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений ОА ГО «Город Якутск» и организациями коммунального комплекса установлен срок действия передаточного акта:

- до момента признания права собственности ГО «Город Якутск» на передаваемые бесхозяйные объекты,

- или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В ходе рассмотрения дела ответчиком не были представлены документы, свидетельствующие о признании права собственности ОА ГО «город Якутск» на канализационные септики. Собственник указанных бесхозяйных объектов неизвестен.

Организации коммунального комплекса надлежащим образом выполняли работы по водоотведению, техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему и капитальному ремонту объектов недвижимого имущества (септиков), находящихся на территории Городского округа «Город Якутск».

Следовательно, оснований для расторжения передаточных актов у ОА ГО «город Якутск» не имелось.

В силу распоряжения № 1692р, в нарушение пункта 2.1. Передаточного акта, с организациями коммунального комплекса расторгнуты передаточные акты, бесхозяйные септики переданы МУП «Жилкомсервис» без проведения конкурсных процедур.

ОА ГО «город Якутск» путем вынесения Распоряжения №1962р и передачи канализационных септиков МУП «Жилкомсервис» нарушил законные права и интересы организаций коммунального комплекса

Вышеуказанные действия ОА ГО «город Якутск» по расторжению передаточных актов с организациями коммунального комплекса до истечения срока передаточных актов, и передаче бесхозных септиков МУП «Жилкомсервис» без проведения конкурсных процедур, путем вынесения распоряжения №1692р и №2416р образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на принятие актов и действия органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-08/15А о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать Окружную администрацию Городского округа «Город Якутск» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии: ________________ О.А. Ярыгина

 

 

Члены Комиссии: _______________ "***"

 

                               _______________  "***"

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны