Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении дела №02-11/18А в отношении Министе... от 15 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении дела №02-11/18А о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

«15» июня 2018 г.                                                                                                      г. Якутск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:

<.......>– заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Членов комиссии:                      

<.......> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<.......> - ведущий специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии:

От ответчика:

 -  Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) извещены должным образом, явились, представители по доверенности <.......>;

рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании Приказа № 17 от 29.05.2018 г. о возбуждении дела № 02-11/18А по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) проведена внеплановая проверка №02-01/18ВП в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), находящегося по адресу: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ленина 22; ИНН 1435245343.

По результатам проведенной проверки, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) выявлены действия проверяемого лица, расцениваемые как «уход» от конкурентных процедур органами власти, предусмотренных законодательством Российской Федерации, посредством совершения действий, сделок и принятия актов, внешне не противоречащих законодательству, но имеющих своей целью прикрыть сделку, которая должна быть заключена на торгах.

Так же выявлены действия проверяемого лица, препятствующие деятельности хозяйствующих субъектов на рынке выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия).

Инспекцией Якутского УФАС России было установлено следующее.

I. Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) утвержден Порядок предоставления из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям затрат на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в связи с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны Республики Саха (Якутия) (далее – Порядок) №13-110 от 23.05.2016г.

На основании данного Порядка №13-110 от 23.05.2016г., Министерством транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) 24 июня 2016 года было опубликовано извещение о начале конкурсного отбора на предоставление субсидии из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям затрат на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в связи с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия).

Согласно Протоколу заседания конкурсной комиссии №пр-03/1-89 от 26.07.2016г. по рассмотрению заявок на предоставление из Дорожного фонда субсидии, комиссия признала КП РС (Я) «Дороги Арктики» победителем конкурсного отбора, в связи с поступлением одной заявки КП РС (Я) «Дороги Арктики».

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) №13-325 от 27 декабря 2016 г., соглашением №1 от 13.01.2017г., дополнительными соглашениями №63, 64, 94, 98 к соглашению №1, Министерством транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) была выделена субсидия КП РС (Я) «Дороги Арктики» на осуществление дорожной деятельности в размере 700 126 807 (семьсот миллионов сто двадцать шесть тысяч восемьсот семь) рублей.

Якутское УФАС России проанализировав вышеуказанные обстоятельства, приходит к следующем выводам:

1. в приказе № 13-110 от 23.05.2016 г. отсутствует информация об автомобильных дорогах, которые необходимо отремонтировать и составить по ним дефектную ведомость, что является ограничением конкуренции, т.к. любой потенциальный участник отбора не обладает информацией по автомобильным дорогам подлежащих ремонту;

2. в приказе № 13-110 от 23.05.2016 г. установлены ограничения по кругу участников, а именно, субсидия выдается в связи с осуществлением дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны РС (Я). Следовательно, для участия в отборе хозяйствующему субъекту необходимо осуществлять деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог именно на территории Арктической зоны РС (Я).

Согласно сведениям Росстат №04-02-028/638, в период за 2016-2017гг. осуществляли дорожную деятельность на территории Республики Саха (Якутия) и иные хозяйствующие субъекты за 2016 год – 70 хоз. субъектов, за 2017 год – 81 хоз. субъект.

Обстоятельства свидетельствуют о том, вышеуказанные хозяйствующие субъекты являются потенциальными участниками для осуществления ремонта  автомобильных дорог на территории Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия).

Ремонт автомобильных дорог является государственной нуждой, следовательно, Министерство обязано было объявить торги в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, Инспекция Якутского УФАС России приходит к выводу, что не применение процедуры торгов Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), в соответствии с Федеральными законами № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», привело к ограничению, устранению, прекращению конкуренции, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

II. Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) утверждены Правила предоставления из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям затрат, связанных с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), а также с приобретением специализированной техники (далее – Правила) № 13-289 от 29.11.2016г.

В соответствии с данными правилами, осуществлялся конкурсный отбор на предоставлении субсидии на финансовое обеспечение юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям затрат, связанных с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), а также с приобретением специализированной техники.

26 декабря 2016 года Протоколом № 11-1106 заседания конкурсной комиссии установлено, что КП РС (Я) «Дороги Арктики» признано победителем конкурсного отбора, в связи с поступлением одной заявки КП РС (Я) «Дороги Арктики».

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) № 13-183 от 26 июля 2016 г., соглашением № 539 от 03.08.2016г., дополнительным соглашением № 591 от 24.11.2016г. к соглашению № 539, Министерством транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) была выделена субсидия КП РС (Я) «Дороги Арктики» на осуществление дорожной деятельности в размере 9 748 305 (девять миллионов семьсот сорок восемь тысяч триста) рублей.

Якутское УФАС России проанализировав вышеуказанные обстоятельства, приходит к следующем выводам:

1. Согласно пп. 5 п. 2.1 Приказа № 13-289 от 29.11.2016, получатели субсидий не должны получать средства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), из которого планируется предоставление субсидии на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.1 настоящих Правил.

Учитывая, что КП РС (Я) «Дороги Арктики» уже была выделена субсидия из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке Приказа №13-110 от 23.05.2016, действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) по повторному выделению субсидии, не соблюдая пп. 5 п. 2.1 Приказа №13-289, расцениваются как нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2. Как было отмечено выше, дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Следовательно, в приказе № 13-289 от 29.11.2016 г. установлены ограничения по кругу участников, а именно, участвовать могут только хозяйствующие субъекты, которые уже осуществляют деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия) и составить проект производства работ, что является ограничением конкуренции, т.к. иные потенциальные хозяйствующие субъекты не могут войти на рассматриваемый рынок.

Как было отмечено выше, потенциальных участников, которые могут осуществлять дорожную деятельность на территории Республики Саха (Якутия), имелось в 2016 год – 70 хоз. субъектов, за 2017 год – 81 хоз. субъект. 

3. Осуществление дорожной деятельности является государственной нуждой, следовательно, Министерство обязано было объявить торги в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, отсутствие конкурентных процедур при предоставлении субсидий Министерством транспорта и дорожного хозяйства РС (Я), создает необоснованные барьеры и препятствия входа другим хозяйствующим субъектам на рынок дорожной деятельности, а также необоснованно препятствует осуществлению ими деятельности на этом рынке, ставит КП РС (Я) «Дороги Арктики» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления дорожной деятельности в отдельных северных и арктических улусах Республики Саха (Якутия), а также необоснованно препятствует деятельности хозяйствующих субъектов на рынке выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в расположенных в северных и арктических улусах (районах) Республики Саха (Якутия) и содержат нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Якутским УФАС России было выдано предупреждение № 02/1880 от 08.05.2018г. в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) о необходимости прекратить действия, имеющие признаки нарушения антимонопольного законодательства путем:

- Отменить Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) об утверждении порядка предоставления из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям затрат на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в связи с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны Республики Саха (Якутия) № 13-110 от 23.05.2016г., без обратной силы (без возврата денежных средств);

- Отменить Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) об утверждении правил предоставления из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям затрат, связанных с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), а также с приобретением специализированной техники № 13-289 от 29.11.2016г., без обратной силы (без возврата денежных средств).

Предупреждение подлежало обязательному рассмотрению лицом, которому оно было выдано, в течение 15 календарных дней с момента его получения.

По состоянию на 31 мая 2018 года предупреждение не исполнено.

В силу ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Вышеуказанные действия содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В ходе рассмотрения дела представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства с нарушением не согласны.

Комиссия, выслушав лиц, участвующих в деле и изучив материалы дела, приходит к выводу, что рассмотрение дела подлежит отложению в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 43, 47 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Рассмотрение дела № 02-11/18А отложить.
  2. Назначить дело к рассмотрению на «30» июля 2018 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 213.
  3. Министерству транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) представить в антимонопольный орган в срок до «02» июля 2018г:

1) информацию о разделе официального сайта (с указанием прямой ссылки и разделов), где публикуется извещение о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидии на финансовое обеспечение юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям затрат, связанных с осуществлением ими дорожной деятельности в отдельных муниципальных образованиях Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), а также с приобретением специализированной техники;

2) перечень федеральных автомобильных дорог, расположенных на территории  Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), с указанием органов исполнительной власти, местного самоуправления или хозяйствующего субъекта, осуществляющих оперативное управление или хозяйственное ведение автомобильными дорогами;

3)  перечень региональных автомобильных дорог, расположенных на территории  Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), с указанием органов исполнительной власти, местного самоуправления или хозяйствующего субъекта, осуществляющих оперативное управление или хозяйственное ведение автомобильными дорогами;

4)  перечень муниципальных автомобильных дорог, расположенных на территории  Арктической зоны и Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия), с указанием органов исполнительной власти, местного самоуправления или хозяйствующего субъекта, осуществляющих оперативное управление или хозяйственное ведение автомобильными дорогами;

5) сумму всех субсидий полученных КП РС (Я) «Дороги Арктики» с дорожного фонда, отдельно по годам, с указанием целей предоставления и нормативно-правовые акты, на основании которых предоставлялись субсидии.

 

Обращаем ваше внимание, за непредставление в антимонопольный орган сведений и (или) предоставление недостоверных сведений или предоставление информации в неполном объеме предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В случае невозможности явки лиц участвующих в деле, направить ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

 

 

 

Председатель Комиссии                       _____________________             <.......>

 

 

Члены комиссии:                                  _____________________          <.......>

 

 

                                                                 ____________________                <.......>

Связанные организации

Связанные организации не указаны