Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 02-111/18.1-16 от 21 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 02-111/18.1-16

 

г. Якутск                                           резолютивная часть оглашена «15» июля 2016 г.

                                                          изготовлено в полном объеме «20» июля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

О.А. Ярыгина – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

А.Б. Ринчиновой – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

Е.М. Прокопьева – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.

При участии:

От заявителя ООО «Сиберит» - «…»;

От ответчика АК «Алроса» (ПАО) – «…»

Рассмотрев жалобу ООО ПКФ «Сиберит» на действия АК «Алроса» (ПАО) при организации и проведении открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения рамочного договора на поставку электромонтажных и установочных изделий кабельных систем ДКС, извещение № 31603373583,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 04.07.2016 г. потупила жалоба ООО ПКФ «Сиберит» на действия АК «Алроса» (ПАО) при организации и проведении открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения рамочного договора на поставку электромонтажных и установочных изделий кабельных систем ДКС, извещение № 31603373583.

            В жалобе ООО ПКФ «Сиберит» указывает следующее.

ОООО ПКФ «Сиберит» являлось участником закупочной процедуры по выбору поставщика электромонтажных и установочных изделий кабельных систем ДКС. Номер закупки на сайте в сети Интернет http://zakupki.gov.ru 31603373583. По результатам закупочной процедуры в форме открытого конкурентного запроса коммерческих предложений в электронной форме, согласно выписке из протокола заседания Тендерного комитета по закупкам материально-технической продукции и проектного оборудования от 09.06.2016, победителем признано ООО «Кабель Плюс Системы» (г. Красноярск).

Заявитель считает, что закупочная процедура проведена с нарушением законодательства Российской Федерации о конкуренции, а также законодательства о закупках товаров (услуг) отдельным видами юридических лиц на основании указанных ниже обстоятельств, в связи с чем полагаем результаты определения победителя подлежащими отмене.

В соответствии с подп. l ч.2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в том числе в отношении хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, к которым относится АК «АЛРОСА» (ПАО). Согласно подп.2 ч.1. ст.3 указанного закона Заказчик при осуществлении закупки обязан руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закупки данным юридическим лицом производятся на основании Положения о закупках «АЛРОСА» (ОАО), утвержденного Наблюдательным советом «АЛРОСА» (ОАО), протокол №А01/227-ПР-НС от 24.03.2015.

Вместе с тем, при осуществлении АК «АЛРОСА» (ПАО) указанной выше закупки необоснованно ограничены права участника закупки, как юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с п. 9.4.2 Документации о закупке критериями оценки заявок на участие в данной закупочной процедуре является: минимальная цена коммерческого предложения.

В соответствии с п. 9.4.3 документации о закупке оценка и сопоставление заявок российских и иностранных участников по ценовому критерию осуществляться в рублях Российской Федерации с пересчетом цены заявки иностранного участника по курсу Центрального банка Российской Федерации на указанную в документации процедуры закупки дату (вскрытия конвертов или проведения этапа оценки и сопоставления заявок или иную дату).

Согласно п. 9.4.4 документации о закупке оценка и сопоставление поступивших заявок на участие в закупке будет осуществляться закупочным органом в зависимости от степени выгодности для Компании предложений заинтересованных поставщиков по основным критериям, перечисленным в пункте 9.4.2 раздела IX документации о закупке. Победителем закупочной процедуры закупки признается участник, представивший коммерческое предложение, которое признано наилучшим по минимальной цене.

В соответствии с п. 9.6.5 документации о закупке по результатам оценки заявок на участие в закупочной процедуре закупочный орган ранжирует заявки по степени уменьшения привлекательности заявок, начиная с самой привлекательной и заканчивая наименее привлекательной.

Ранжирование заявок производится закупочным органом, с тем, чтобы при отказе (уклонении) победителя закупочной процедуры от заключения рамочного договора, либо невозможности по иной причине заключить замочный договор с победителем, была определена следующая по предпочтительности заявка без проведения новой процедуры закупки.

Согласно п. 9.6.6 документации о закупке по результатам закупочной процедуры может быть выбрано несколько победителей, среди которых объем закупаемой продукции распределяется исходя из относительной предпочтительности их коммерческих предложений, и произведена лотовая закупка продукции.

Порядок ранжирования коммерческих предложений установлен формой 2.8. «Балльная методика оценки и сопоставления коммерческих предложений (заявок) на поставку товаров» документации о закупке.

Критерии оценки коммерческих предложений:

1. Ценовое предложение участника;

2. Наличие исполненных аналогичных договоров;

3. Сроки (периоды) поставки;

4. Форма оплаты: оплата по факту поставки продукции в течение 30 календарных дней, на основании подтверждающих документов (без предоплаты);

5. Гарантийный срок на предлагаемую продукцию;

6. Отсутствие претензий (рекламаций) со стороны АК «АЛРОСА» (ПАО) к участнику закупочной процедуры;

7. Заключение договора по форме АК «АЛРОСА» (ПАО).

Согласно выписке из протокола заседания тендерной комиссии Управления капитального строительства АК «АЛРОСА» (ПАО) по децентрализованным закупкам от 12.05.2016, в нарушение установленной методики оценки коммерческих предложений, тендерной комиссией присвоено ООО ПКФ «Сиберит» 96 баллов. Вместе с тем, исходя из документов, представленных ООО ПКФ «Сиберит» для участия в закупке, подтверждающих фактические обстоятельства, ООО ПКФ «Сиберит» по итогам ранжирования должно было быть присвоено 100 баллов.

По результатам переторжки ООО ПКФ «Сиберит» предоставлена максимальная скидка по сравнению с иными участниками в размере 33 по всей номенклатуре прайс- листа завода-изготовителя АО «ДКС», кроме того, единственным из участников, ООО ПКФ «Сиберит» предоставлено рекомендательное письмо завода-изготовителя. Таким образом, именно ООО ПКФ «Сиберит» предоставлены лучшие условия для осуществления закупки по минимальной цене закупки.

Вместе с тем, исходя из приложения № l к ТК УКС АК «АЛРОСА» (ПАО) № 26 от 12.05.2016 сравниваемые цены победителя закупки ООО «Кабель Плюс Системы» (г. Красноярск) с ценами иных участников приведены с указанием цены за единицу продукции, без учета НДС, тогда как данный участник закупки является плательщиком НДС и решение о признании данного поставщика победителем содержит указание на приобретение товара по стоимости 70 млн. руб., включая НДС. Следовательно, тендерная комиссия не вправе была оценивать предложение данного поставщика без учета НДС и сопоставлять указанную им стоимость за единицу товара без НДС со стоимостью других поставщиков, искусственно создавая видимость наибольшей привлекательности данного предложения. Таким образом, предложенная данным поставщиком цена, признанным победителем закупки, значительно выше цены, предложенной ООО ПКФ «Сиберит» (59 322 033,90 руб., без НДС). ООО ПКФ «Сиберит» не является плательщиком НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, о чем сообщалось Заказчику при участии в указанной выше закупке.

Документация о закупке, равно как и Положение о закупках АЛРОСА, не содержит условие о том, что оценка предложений участников производится по цене, без учета НДС. Как указано выше, документация о закупке содержит указание по оценке предложений по предложенной участниками цене (не конкретизировано какой цене, с НДС или без НДС).

Таким образом, заявитель указывает, что АК «АЛРОСА» (ПАО), как организатором закупки по выбору поставщика электромонтажных и установочных изделий кабельных систем ДКС нарушены нормы законодательства о конкуренции, равно как и законодательства о закупках товаров отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 ФЗ N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения ДOГOBOP~ критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании п. п. 12 и 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных

ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Заказчик, которого Закон N 223-ФЗ наделяет полномочиями по закреплению порядка оценки заявок в документации о закупке, должен следовать принципу равноправия и справедливости по отношению к участникам закупки.

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что в определенных случаях лицо может не являться плательщиком НДС.

Однако по смыслу Закона N 223-ФЗ данное обстоятельство не должно влиять на порядок оценки заявок участников закупки.

В рассматриваемой ситуации оценка предложения участника закупки, являющегося плательщиком НДС, осуществлена по цене, предложенной участником, за минусом НДС.

Учитывая приведенные выше выводы, заявитель утверждает, что Заказчиком неправомерно установлено преимущество хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, поскольку по сути цена, предлагаемая участником, для целей оценки заявок уменьшается на НДС.

Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно формируют предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что в конечном итоге определяет конкуренцию при проведении закупки.

Осуществленный заказчиком фактический порядок оценки предложений участников допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными.

На основании изложенного, заявитель полагает, что вычет Заказчиком НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, создало данным участникам преимущественные условия по сравнению с участником - ООО ПКФ «Сиберит», применяющим упрощенную систему налогообложения, то есть к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит п. 2 ч, 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

            11 июля 2016 г. АК «Алроса» (ПАО) представило возражения на жалобу, указав следующее.

            Основным видом деятельности АК «АЛРОСА» (ПАО) является добыча алмазов. В

соответствии с заявлением Компании от 26.10.2006 № A01-100/0291 в МИФНС по крупнейшим налогоплательщиками по Республике Саха (Якутия) деятельность АК «АЛРОСА» (ПАО) по реализации необработанных алмазов подлежит обложению НДС.

            Последнее означает, что «входящий» НДС с приобретаемого Компанией оборудования и материалов, используемых для производства и реализации природных алмазов, принимается к вычету в соответствии со ст. 171 НК РФ. Соответственно реальная сумма, затраченная Компанией на материалы, приобретенные по спорной закупке (извещение № 31603373583), складывается из цены без НДС, т.к. сумма уплаченного НДС будет принята к вычету или возмещена из бюджета РФ.

            Таким образом, при проведении закупочных процедур, предмет которых предусматривает возврат НДС Компании, оценка ценовых предложений участников должна осуществляться по цене (общей стоимости предложения) без НДС, поскольку в противном случае, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, изначально будут находиться в более выгодном положении, чем плательщики НДС, поскольку предлагаемая ими цена всегда будет ниже, чем у плательщиков НДС.

            Компания считает, что в ее действиях отсутствуют нарушения порядка выбора победителя закупочной процедуры и норм действующего законодательства. Каких-либо действий, направленных на нарушение конкуренции, прав и интересов Заявителя, при про ведении запроса коммерческих предложений не допускалось, жалоба ООО «ПКФ «Сиберит» является не обоснованной.

  

            Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся доказательства и материалы дела, приходит к следующим выводам.

            Открытый запрос коммерческих предложений в электронной форме на право заключения рамочного договора на поставку электромонтажных и установочных изделий кабельных систем ДКС (извещение № 31603373583) проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон «О закупках») и Положением о закупках АК «Алроса» (ОАО), утвержденное Наблюдательным советом АК «Алроса» (ОАО), протокол № А01/227-ПР-НС от 24.03.2015 г. (далее – Положение о закупках).

            Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О закупках») при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

01.03.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru АК «Алроса» (ПАО) опубликовало извещение о проведении открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения рамочного договора на поставку электромонтажных и установочных изделий кабельных систем ДКС (извещение № 31603373583).

            В пункте 1.18 раздела I Информация о закупочной процедуре Документации о закупке (действующая 4 редакция размещена на официальном сайте 03.06.2016 г.) указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора: 70 000 000,00 рублей, в том числе НДС. В случае, если участник закупки применяет упрощенную систему налогообложения, то сумма договора такого участника не должна превышать вышеуказанную сумму начальной (максимальной) цены договора рассчитанную без НДС.  

            Согласно выписке из заключения заседания Тендерной комиссии Управления капитального строительства АК «Алроса» (ПАО) по децентрализованным закупкам от 12.05.2016 г. (подписан 31.05.2016 г., опубликован на официальном сайте 02.06.2016 г.) № 26 заявки на участие в закупочной процедуре получены от:

  1. ООО «НПЦ «Надежность» (г. Москва) - партнер АО «ДКС» - субъект малого

предпринимательства;

            2. ООО «Кабель Плюс Системы» (г. Красноярск) - дистрибьютор АО «ДКС» субъект малого предпринимательства;

            3. ООО «Электропрофи» (г. Новосибирск) - дистрибьютор АО «ДКС» - субъект малого предпринимательства;

            4. ООО «БЭЩ» (г. Ангарск) - официальный партнер АО «ДКС» - субъект малого предпринимательства;

            5. ООО «РОСЭК» (г. Екатеринбург) - дистрибьютор АО «ДКС» - субъект малого предпринимательства;

            6. ООО «Минимакс» (г. Санкт-Петербург) - дистрибьютор АО «ДКС»;

            7. ООО «ССК» (г. Красноярск) - посредник - субъект малого предпринимательства;

            8. ООО ПКФ «Сиберит» (г. Иркутск) - дистрибьютор АО «ДКС» - субъект малого

предпринимательства;

            9. ООО «МП» (г. Москва) - посредник - субъект малого предпринимательства.

            От ООО «РОСЭК» (г. Екатеринбург) поступил отказ от участия в закупочной процедуре (№ исх. 729 от 06.04.2016 года) в связи с тем, что п. 2.6, п. 8.3.

            Отклонить заявку ООО «МП» (г. Москва) в связи с тем, что участником указанные суммы в справке об опыте выполнения договоров не подтверждаются ТОРГ12 (акты приема-передачи, ТОРГ-12), отзывы от покупателей представлены на поставку сетевого оборудования, программного обеспечения, что не соответствует п. 3.2.1 документации о закупке. Не является дистрибьютором АО «ДКС», что не соответствует п. 3.1.3 Документации о закупке.

            По результатам ранжирования с согласно Методике оценок заявок на участие в закупочной процедуре по форме Приложения 4 к протоколу ТК УКС, места распределились следующим образом:

            1.ООО «Кабель Плюс Системы» (г. Красноярск) -100 баллов - общая сумма за единицу продукции «…» руб. без НДС. Подача заявки 21.03.2016 года 15ч42м;

            1.ООО "Минимакс" (г. Санкт-Петербург) - 100 баллов - общая сумма за единицу  продукции «…» без НДС. Подача заявки 23.03.2016 года 15ч29м;

            1.ООО «БЭЩ» (г. Ангарск) - 1 00 баллов - общая сумма за единицу продукции «…» руб. без НДС. Подача заявки 23.03.2016 года 12ч58м;

            2.ООО ПКФ "Сиберит" (г. Иркутск) - 96 баллов - общая сумма за единицу продукции «…» руб. без НДС. Подача заявки 21.03.2016 года 17ч42м;

            3.ООО «НПЦ «Надежность» (г. Москва) - 79,9 балла - общая сумма за единицу продукции «…» руб. без НДС. Подача заявки 23.03.2016 года 00ч05м;

            4.ООО "Электропрофи" (г. Новосибирск) - 75 баллов - общая сумма за единицу

продукции «…» руб. без НДС. Подача заявки 23.03.2016 года 12ч44м;

            5.ООО «ССК» (г. Красноярск) - 72 балла - общая сумма за единицу продукции

«…» руб. без НДС. Подача заявки 23.03.2016 года 16ч12м.

            Комиссия Якутского УФАС России установила, что оценка критерия «ценовое предложение участника» производилась без учета налога на добавленную стоимость на основании нижеизложенного.

            В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации АК «Алроса» (ПАО) является плательщиком налога на добавленную стоимость.

            Часть 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ гласит, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

            Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления (часть 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ).

            Заказчики, которые являются плательщиками НДС, проводят оценку ценовых предложений участников закупки без учета НДС, т.к. сумма уплаченного НДС будет принята к вычету или к возмещению из бюджета Российской Федерации. Следователь, заказчик приобретает товар по фактической стоимости без учета НДС. Также, при оценке ценовых предложений участников с учетом НДС ставит участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, в преимущественное положение по сравнению с участниками, применяющих общий режим налогообложения, т.к. цена без НДС всегда будет ниже цены с НДС.

            Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что Тендерная комиссия АК «Алроса» (ПАО) правомерно провела оценку критерия «ценовое предложение участника» без учета налога на добавленную стоимость.  

 

            Часть 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» гласит, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссией Якутского УФАС России установлены иные нарушения процедуры организации и проведения торгов.

  1. Из положений статьи 1 Федерального закона «О закупках» следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.       

            Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

            Согласно части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

            В пункте 34.6 Положения о закупках АК «Алроса» (ПАО) указано, что участник, представивший заявку на участие в закупочной процедуре, признанную лучшей (далее - Победитель закупочной процедуры), в течение срока, установленного документацией о закупке и/или в уведомлении о результатах закупочной процедуры, должен представить заказчику подписанный им текст договора в необходимом количестве экземпляров на условиях, определенных закупочным органом с учетом сведений содержащихся в документации о закупке и представленной им заявке на участие в закупочной процедуре.

             При этом срок заключения договора в документации о закупке рекомендуется определять с учетом потребности во временных периодах для согласования Ответственным исполнителем итогового проекта договора, оформления и регистрации договора в порядке, установленном внутренними документами Компании, а также для получения сторонами корпоративного одобрения следки, оформляемой договором (при необходимости).

            Пункт 10.1 Документации о закупке устанавливает, что заказчик после размещения на официальном сайте протокола по подведению итогов (выбора победителя) закупочной процедуры в течение 10 рабочих дней передает победителю закупочной процедуры проект рамочного договора, который составляется путем включения условий исполнения рамочного договора, предложенных победителем закупочной процедуры в заявке на участие в закупочной процедуре, в проект рамочного договора, прилагаемый к документации о закупке с учетом принятых разногласий, в случае если такие разногласия были согласованы с заинтересованными службами заказчика в соответствии с внутренними нормативными документами заказчика на предмет допустимости заключения рамочного договора в редакции участника, в случае признания его победителем закупки.

            Участник, представивший заявку на участие в закупочной процедуре, признанную лучшей обязан в течение 10 рабочих дней со дня направления рамочного договора, указанного в пункте 10.1 настоящей документации,  представить заказчику подписанный и заверенный печатью им текст рамочного договора в необходимом количестве экземпляров (пункт 10.3 Документации о закупке).

            В Положении о закупках АК «Алроса» (ПАО) и Документации о закупке (извещение № 31603373583) отсутствуют сроки, ограничивающие подписание договора по результатам закупки.

            Отсутствие в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Федеральном законе «О закупках» и Федеральном законе «О защите конкуренции» процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, может исключить применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, что лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

 

  1. Из положений пункта 11 части 10 статьи 4 Федерального закона «О закупках» следует, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

            В пункте 1.20 Документации о закупке указано, что отборочный этап производится в составе тендерной комиссии УКС АК «АЛРОСА» (ПАО) по децентрализованным закупкам в срок до 17:00ч. местного времени 15.04.2016г по адресу 678174, РС (Я), г. Мирный, ул. Индустриальная, д. 9. 

            Оценочная стадия (Рассмотрение поступивших коммерческих предложений) в составе тендерной комиссии УКС АК «АЛРОСА» (ПАО) по децентрализованным закупкам в срок до 17:00ч. местного времени 13.05.2016г. по адресу: 678174, РС (Я), г. Мирный, ул. Индустриальная, д. 9.

            В пункте 1.22 Документации о закупке указано, что подведение итогов закупки производится в составе тендерного комитета по закупкам материально-технической продукции и проектного оборудования АК «АЛРОСА» (ПАО) в срок до 10.06.2016 г., 17:30 (время местное) (мск +6), по адресу: 678170, Республика Саха (Якутия), гор. Мирный, ул. Ленина, 6.

            В случае закупки товаров, в том числе дополнительных товаров (независимо от предмета закупки), влекущие закупку товаров, произведенных АК «АЛРОСА» (ПАО) в течение одного календарного года у одного контрагента, на сумму свыше: a) 100 млн. рублей с НДС подведение итогов будет проведено в составе Центрального тендерного комитета по генеральным поставкам АК «АЛРОСА» (ПАО) в срок до 17:00ч. местного времени 10.06.2016г.  по адресу: 678174, Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Ленина д. 6. (Без присутствия участников закупки).

            Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев документы, опубликованные на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, установила, что выписка из протокола от 29.04.2016 г. № 24, в которой рассматривался вопрос о допуске к участию в закупке, опубликован на официальном сайте 05.05.2016 г. (подписан 05.05.2016 г.)

            Выписка из заключения заседания Тендерной комиссии Управления капитального строительства АК «Алроса» (ПАО) по децентрализованным закупкам от 12.05.2016 г. № 26 (подписан 31.05.2016 г.), согласно которой проводилась оценочная стадия, опубликована на официальном сайте 02.06.2016 г.

            Выписка из протокола от 09.06.2016 г. № 18 подведение итогов опубликовано на официальном сайте 15.06.2016 г. (подписана выписка 15.06.2016 г.). Победителем закупки признано ООО «Кабель Плюс Системы» (г. Красноярск).

            На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что в Документации о закупке запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения рамочного договора на поставку электромонтажных и установочных изделий кабельных систем ДКС (извещение № 31603373583) установлены периоды рассмотрения предложений и подведения итогов закупки, что является нарушением пункта 11 части 10 статьи 4 Федерального закона «О закупках», а именно отсутствуют даты дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

  1. В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

            На рассмотрение жалобы 15.07.2016 г. (был объявлен перерыв в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции») АК «Алроса» (ПАО) представила заявку победителя «Кабель Плюс Системы» (г. Красноярск).

            Дата начала и окончания приема заявок установлены в пункте 1.9 Документации о закупке: с момента публикации в единой информационной системе (далее – ЕИС) по 23.03.2016 г. до 17-00  местного времени.

            Пункт 3.2.1 Документации о закупке устанавливает установленные требования к участникам закупки: должен иметь не менее 3-х заключенных и исполненных договоров, предметом которых является поставка изделий ДКС, являющихся предметом настоящей закупки. Договоры должны быть исполнены не ранее 2013 года, что подтверждается заполненной «Справкой об опыте выполнения договоров» по форме согласно Приложению к настоящей документации, а так же копиями  указанных договоров, а также копии  документов, подтверждающих исполнение данных договоров (акты приема-передачи, ТОРГ-12)., письмами-отзывами от покупателей - наличие отзывов и рекомендаций

            В пункте 3.3 Документации о закупке указан перечень документов, предоставляемых участниками закупки, для подтверждения их соответствия установленным требованиям настоящей документации о закупке:  

            пункт 3.3.1 для контрагентов, зарегистрированных на территории РФ:

            -  нотариально заверенные  копии  учредительных  документов;

            - выписку либо заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей для индивидуальных предпринимателей), содержащую сведения об Участнике закупочных процедур и выданную налоговым органом не ранее чем за один месяц до предоставления  документов;

            - нотариально заверенную копию Свидетельства о постановке Участника закупочных процедур на учет в налоговом органе;

            - нотариально заверенную копию Свидетельства о присвоении Участнику закупочных процедур Основного государственного регистрационного номера (ОГРН);

            - нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации Участника в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающего регистрацию Участника на территории Российской Федерации (для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года – дополнительно свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц);

            - нотариально заверенные копии документов, подтверждающих специальную правоспособность Участника закупочных процедур (лицензия; разрешение; выданное саморегулируемой организацией свидетельство  о допуске к выполнению определенных  работ и др.);

            - надлежащим образом заверенную копию решения компетентных органов управления Участника закупочных процедур (в соответствии с уставом и требованиями действующего законодательства) о назначении на должность лица, имеющего  право  действовать от его имени без доверенности;

            - нотариально заверенную копию доверенности руководителя либо иного работника Участника закупочных процедур на совершение сделок, заверенную нотариально либо руководителем, выдавшим эту доверенность, и печатью организации (с указанием даты заверения);

            - оригинал документа, подтверждающего статус дилера, дистрибьютора или его копию, заверенную производителем продукции;

            - письменное согласие физических лиц, являющихся учредителями (участниками, акционерами) участника закупки и имеющих долю в его уставном капитале более 20%, а также физических лиц, являющихся руководителями и членами исполнительных органов участника закупки на обработку их персональных данных;

            - бухгалтерский баланс Участника закупочных процедур на последнюю дату отчетного периода и за прошедший календарный год с отметкой налогового органа;

            - акт сверки с налоговым органом о задолженности по уплате налогов за последний отчетный  период;

            - справку о балансовой стоимости активов (для определения крупности сделки в соответствии с законодательством);

            - гарантии возврата авансового платежа, в случае неисполнения Участником закупочных процедур обязательств по договору.

В пункте 3.4 Документации о закупке указан перечень оснований, при наличии которых (одного или более) претендент не допускается к участию в закупочной процедуре, в том числе, несоответствие заявки на участие в закупке требованиям закупочной документации и прайс-листа, в том числе если:

- поданная заявка участника не соответствует форме, установленной закупочной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям закупочной документации;

- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями закупочной документации);

- предложение о цене договора превышает начальную (максимальную) цену договора (если такая цена была установлена);

            Заявки на участие в закупочной процедуре должны быть поданы до истечения  срока, установленного пунктом 1.9 раздела I настоящей документации о закупке. Если участник закупочной процедуры представил свою заявку с опозданием, она не рассматривается и возвращается подавшему её участнику (в том числе почтовым отправлением) по запросу такого участника. Расходы по возврату опоздавшей заявки относятся на счет участника, подавшего такую заявку (пункт 6.2 Документации о закупке).

            Заявка на участие в закупочной процедуре должна полностью соответствовать каждому из установленных настоящей документацией требований или быть лучше, то есть установленные требования в документации о закупке являются минимально допустимыми (пункт 9.3.3 Документации о закупке).

            Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев представленную заявку победителя установила, что в ее состав входят следующие документы:

            -  нотариально заверенные копии устава, протокола № 1 от 19.08.2015 г., заявления участника ООО о выходе из общества от 17.08.2015 г., решения участника ООО от 21.08.2015 г.;

            - выписка, содержащая сведения об Участнике закупочных процедур, по состоянию на 25.03.2016 г.;

            - свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц

            - свидетельство о постановке Участника закупочных процедур на учет в налоговом органе;

            - свидетельство о регистрации Участника в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя), подтверждающего регистрацию Участника на территории Российской Федерации (для юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года – дополнительно свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц);

            - сертификат, подтверждающий, что ООО «Кабель Плюс Системы» является официальным дистрибьютором АО "ДКС" и имеет право распространять кабеленесущие

системы и низковольтное оборудование ДКС на территории Российской Федерации;

            - акт сверки с налоговым органом о задолженности по уплате налогов по состоянию на 09.02.2016 г.;

            - бухгалтерский баланс по состоянию на 30.06.2015 г., 30.09.2015 г., без отметки налогового органа;

            - анкета участника;

            - список аффилированных лиц;

            - декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства;

            - заявка на участие в закупочной процедуре;

            - техническое предложение;

            - письмо ООО «Кабель Плюс Системы» о согласии сделать доставку;

            - справка о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров, копии договоров поставки № 61-1, № 5600614/7136Д от 09.12.2014 г., № 732/8-985 от 16.10.2014 г., № 95/14 от 25.08.2014 г., № 24/01 от 16.01.2013 г., № 39/05 от 25.05.2012 г., № 161/15 от 28.09.2015 г.;

            - согласие на передачу персональных данных;

            - сведения о финансовом состоянии за последние три года и последний отчетный период текущего года.

            В ходе рассмотрения жалобу представитель АК «Алроса» (ПАО) не смог пояснить, почему выписка из ЕГРЮЛ победителя представлена по состоянию на 25.03.2016 г., в то время как заявки на участие в закупке принимались до 17 часов 00 минут 23.03.2016 г.

            Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что заявка ООО «Кабель Плюс Системы» поступила после окончания приема заявок, следовательно, Тендерная комиссия АК «Алроса» (ПАО) в соответствии с пунктом 6.2 Документации о закупке обязана была отклонить данную заявку от участия в закупке.

            Также, установлено, что в заявке победителя отсутствуют следующие обязательные документы:

            - копии документов, подтверждающих исполнение данных договоров (акты приема-передачи, ТОРГ-12)., письмами-отзывами от покупателей - наличие отзывов и рекомендаций;

            - предоставлены просто копии свидетельства без нотариального заверения;

            - выписка из ЕГРЮЛ предоставлена по состоянию на 25.03.2016 г., хотя прием заявок был окончен 17 часов 00 минут 23.03.2016 г. местного времени.

            - бухгалтерский баланс предоставлен без отметки налогового органа;

            - гарантии возврата авансового платежа, в случае неисполнения Участником закупочных процедур обязательств по договору.

            На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что Тендерная комиссия АК «Алроса» (ПАО) в соответствии с пунктом 3.4 Документации о закупке обязана было отклонить заявку победителя - ООО «Кабель Плюс Системы», как несоответствующей требованиям закупочной документации, а именно не содержит документов согласно требованиям закупочной документации.

            Тендерная комиссия АК «Алроса» (ПАО), отклонив заявку ООО «МП» (г. Москва) в связи с тем, что участником указанные суммы в справке об опыте выполнения договоров не подтверждаются ТОРГ12 (акты приема-передачи, ТОРГ-12), отзывы от покупателей представлены на поставку сетевого оборудования, программного обеспечения, что не соответствует п. 3.2.1 документации о закупке, и допустив заявку ООО «Кабель Плюс Системы», опыт которой не подтверждается  ТОРГ12 (акты приема-передачи, ТОРГ-12), отсутствуют отзывы от покупателей и документы, требуемые закупочной документацией, поставило участника закупки ООО «Кабель Плюс Системы» в преимущественное положение по сравнению с ООО «МП», что является нарушением основных принципов проведения закупки.

            Обращаем внимание АК «Алроса» (ПАО), что тендерная комиссия обязана соблюдать принципы равноправия и справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На момент рассмотрения жалобы по существу договор по итогам закупки не заключен.

Таким образом, АК «Алроса» (ПАО) допустив ООО «Кабель Плюс Системы» к участию в закупке, заявка которого поступила позже установленных сроков для подачи заявок и заявка которого не соответствует Документации о закупке, при этом отказав в участии в аукционе заявке ООО «МП», создало преимущественные условия ООО «Кабель Плюс Системы» участия в закупке, что привело к дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции, что является нарушением процедуры проведения закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров

 

р е ш и л а :

  1. Жалобу ООО ПКФ «Сиберит» на действия АК «Алроса» (ПАО) при организации и проведении открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения рамочного договора на поставку электромонтажных и установочных изделий кабельных систем ДКС, извещение № 31603373583, признать необоснованной;
  2. Признать АК «Алроса» (ПАО) нарушившим пункт 11 части 1 статьи 4 Федерального закона 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  3. Выдать предписание об устранении нарушений проведении торгов путем аннулирования открытого запроса коммерческих предложений и внесении изменений в Положение о закупках АК «Алроса» (ПАО);
  4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.32.3 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

 

 

Председатель комиссии:                                                                        О.А. Ярыгина

 

 

Члены комиссии                                                                                    А.Б. Ринчинова

 

 

Е.М. Прокопьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны