Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-112/15А о нарушении антимонопольного за... от 11 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-112/15А о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

г. Якутск                         резолютивная часть оглашена «25» февраля 2016 года

 в полном объеме изготовлено «09» марта 2016 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:

Ярыгиной О.А. – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

Ринчинова А.Б. – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Лаврентьева И.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии:

При участии:

От ответчиков:

МБУ «Единая эксплуатационная служба» МО «Усть-Янский улус (район)» – ...., по доверенности №7 от 18 декабря 2015 года;

От заявителя:

ООО «Рубеж» – не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие;

От заинтересованного лица:

ООО «Передовые противопожарные технологии» – не явился, надлежащим образом уведомлен.

рассмотрев дело №02-112/15А возбужденное в отношении МБУ «Единая эксплуатационная служба» МО «Усть-Янский улус (район)» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции»

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 10 ноября 2015 года поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Рубеж» (адрес: 678540, Республика Саха (Якутия), п. Депутатский, квартал «Арктика», д. 9, оф. 19) (далее по тексту – ООО «Рубеж», заявитель) на действия Муниципального бюджетного учреждения «Единая эксплуатационная служба МО «Усть-Янский улус (район)», адрес: 678540, РС (Я), Усть-Янский улус, п. Депутатский, мкр. Арктика, д. 28 (далее по тексту – МБУ «ЕЭС», Служба) которое указывают на признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В заявлении указывается на то, что в августе 2015 года МБУ «ЕЭС» письмом №273 от 27.08.2015 г. сообщила руководителям подведомственных учреждений о том, что договора по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации с 01.01.2016 года заключаются МБУ «ЕЭС» с ООО «Передовые противопожарные технологии». В тот же день МБУ «ЕЭС» направило письмо №275 от 27.08.2015 г. со следующим содержанием: «считать письмо № 273 от 27.08.2015 г. некорректно составленным. Содержание письма в следующей редакции: договора на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации Вашего учреждения на 2016 год будут заключаться МБУ «ЕЭС» со специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, согласно заключенных агентских соглашений. Просьба: самостоятельно договора на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации не заключать.». Между МБУ «ЕЭС» и ООО «Передовые противопожарные технологии» заключен договор №1Д-ТО/16 от 01 января 2016 года, предметом договора являются услуги по техническому обслуживанию систем пожарной-охранной сигнализации.

МБУ «ЕЭС» на рассмотрении дела представило письменный отзыв по указанным в заявлении доводам.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, доказательства, приходит к следующим выводам.

Постановлением Главы Администрации МО «Усть-Янского улуса (района)» в лице Федорова Г.Н. №30 ОДП от 27.02.2015 было создано Муниципальное бюджетное учреждение «Единая эксплуатационная служба» Муниципального образования «Усть-Янский улус (район)».

В соответствии с Уставом МБУ «ЕЭС» целью создания службы является:

-     Обеспечение комфортных условий образовательного процесса и дошкольного воспитания, эффективного управления процессом эксплуатации зданий и сооружений. Поддержание требуемого технического состояния инженерного оборудования;

-     Выполнение муниципального задания Учредителя;

-     Организация электро-, тепло- и водоснабжения зданий и сооружений переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление (либо иные виды передачи собственности, согласно ГК РФ и действующего законодательства), Службе Учредителем;

-     Содействие в создании экономических предпосылок в реализации энергосберегающих программ;

-     Организация технического обслуживания, ремонтов обеспечения функционирования зданий и сооружений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление (либо иные виды передачи собственности, согласно ГК РФ и действующего законодательства), Службе Учредителем.

Учредителем Службы является муниципальное образование «Усть-Янский улус (район)».

Для достижения своих целей Служба осуществляет следующую деятельность:

-     привлекать для осуществления своих функций на договорной основе другие предприятия, учреждения, организации;

-     приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся у него средств, предусмотренных сметой доходов и расходов;

-     получать и использовать доходы от разрешенной настоящим Уставом деятельности;

-     планировать свою деятельность и определять перспективы развития по согласованию с Учредителем;

-     осуществлять приносящую доход деятельность, не запрещенную действующим законодательством и служащую достижению уставных целей;

-     осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством.

К видам деятельности службы относятся, в том числе:

-     Организация и проведение открытых торгов (конкурсов и аукционов) в целях размещения муниципального заказа

-     Организация отбора подрядчиков для выполнения муниципального заказа без проведения торгов

-     Установление договорных отношений по результатам проведенных торгов и организованных запросов котировок.

Между МО «Усть-Янский улус (район)» и Службой 01 января 2015 года было заключено соглашение №1-БП о передаче в безвозмездное пользование зданий и сооружений и полномочий по исполнению непрофильных функций. В соответствии с настоящим соглашением Службы обязуется осуществлять организацию комплекса работ и услуг в сфере энергоснабжения, технического обслуживания, ремонта, эксплуатации зданий и сооружений.

Приложением №2  указанного соглашения установлен перечень объектов, по направлению заключаемых договоров:

-     На тепло-, электроснабжение, ГВС, ХВС, и водоотведение, техническое обслуживание 37 объектов.

-     На аутсорсинг, уборку придомовых территорий и вывоз ТБО 12 объектов.

Таким образом, Служба является органом, осуществляющим функции органа местного самоуправления, а именно Администрации МО «Усть-Янского улуса (района)»

25 августа 2015 года Службой составлен протокол рассмотрения основания размещения заказа у единственного поставщика, выбор исполнителя. Повестка дня: рассмотрение основания размещения заказа у единственного поставщика, выбор исполнителя по техническому обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации объектов бюджетных учреждений, переданных в безвозмездное пользование МБУ «ЕЭС». По итогам рассмотрения комиссия решила определить единственным подрядчиком ООО «Передовые противопожарные технологии». Из 28 объектов бюджетных и казенных учреждений 18 являются образовательными учреждениями, 7 – культурными учреждениями. Правовым основанием для определения единственного поставщика является п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) «Осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей». Для оставшихся трех муниципальных учреждений (не являющихся образовательными учреждениями или культурными учреждениями) основанием для определения единственного поставщика является п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе «Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа».

В материалах дела имеется письмо Службы от 27 августа 2015 года №275 со следующим содержанием: «Договора не техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации Вашего учреждения на 2016 год будут заключаться МБУ «Единая Эксплуатационная Служба» со специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, согласно заключенных агентских соглашений. Просьба: самостоятельно договора на технической обслуживание автоматической пожарной сигнализации не заключать».

Так же, в материалах дела имеется договор №1Д-ТО/16 от 01 января 2016 года, заключенный между МБУ «Единая Эксплуатационная служба Муниципального образования «Усть-Янский улус (район)» и ООО «Передовые противопожарные технологии». Предметом данного договора является оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарной-охранной сигнализации Службы. Стоимость работ за оказание данных услуг по договору составляет 3 455 846,26 (три миллиона четыреста пятьдесят пять тысяч восемьсот сорок шесть) рублей 26 копеек.

07 сентября 2015 года приказом №19-ОД договор №1Д-ТО/16 от 01.01.2016 г. на техническое обслуживание систем пожарно-охранной сигнализации отменен. Пунктом 2 данного приказа решено заключить трехсторонние договора (исполнитель, руководитель бюджетного/казенного учреждения Усть-Янского улуса (района), МБУ «Единая Эксплуатационная Служба») на техническое обслуживание систем ОПС на 2016 год по каждому объекту обслуживания в Усть-Янском улусе (районе).

07 сентября 2015 года приказом №19/1-ОД протокол рассмотрения основания размещения заказа у единственного поставщика, выбор исполнителя от 28 августа 2015 года утратил силу.

01 января 2016 года издано дополнительное соглашение к Соглашению №1-БП о передаче в безвозмездное пользование от 01.01.2015. Предметом данного дополнительного соглашения является:

-   Внесение дополнений в Соглашение о передаче в безвозмездное пользование №1-БП от 01.01.2015 года: раздел 1 «Предмет соглашения» п. 1.1 Предметом настоящего Соглашения является передача Собственником в безвозмездное пользование помещений, зданий и сооружений (перечень объектов Приложение №1) и полномочий по исполнению непрофильных функций. В соответствии с настоящим Соглашением Служба, по заданию Собственника, обязуется осуществлять организацию комплекса работ и услуг в сфере энергоснабжения, технического обслуживания, ремонта, эксплуатации помещений, зданий и сооружений (Приложение №1, 2, 3); Далее по тексту Соглашения добавить перед обозначением «здание» обозначение «Помещение» согласно вышеприведенного изменения редакции.

-   Внесение дополнений в Соглашение о передаче в безвозмездное пользование №1-БП от 01.01.2015: п. 2.1 Служба обязана: п.п. 2.1.19 Не использовать переданные Службе здания и находящиеся в ней помещения в коммерческих целях.

-   Внесение дополнений в Приложение № 1 к Соглашению о передаче в безвозмездное пользование №1-БП от 01.01.2015: №31 – МКУ «Медиа Яна».

20 ноября 2015 года Якутским УФАС России был сделан запрос в МБУ «ЕЭС» с требованием       дачи пояснений и указаний, исходя из каких нормативно-правовых актов договора на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации подконтрольного учреждения будут заключаться МБУ «Единая эксплуатационная служба МО «Усть-Янский улус (район)» со специализированными организациями, согласно заключенных агентских договоров (представить копии документов в обоснование доказательства); на каком основании заключен договор № 1Д-ТО/16 технического обслуживания систем пожарной-охранной сигнализации от 01 января 2016 года между МБУ «Единая эксплуатационная служба МО «Усть-Янский улус (район)» и ООО «Передовые противопожарные технологии». В соответствии с полученным ответом (вх. №7191 от 24.11.2015 г.) договор № 1Д-ТО/16 технического обслуживания систем пожарной-охранной сигнализации от 01 января 2016 года между МБУ «Единая эксплуатационная служба МО «Усть-Янский улус (район)» и ООО «Передовые противопожарные технологии» заключен, как осуществление закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Во избежание параллельного и одновременного заключения договор по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации руководителям учреждений были направлены письма (№ 273 и № 275 от 27.08.2015) с уведомлением, что на 2016 год договора на техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации учреждений будут заключаться МБУ «ЕЭС» со специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

 В соответствии с частями 3 и 7 статьи 3 Закона о контрактной системе закупкой товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Заказчиками могут выступать, в том числе муниципальные бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя в случаях, предусмотренных в статье 93 настоящего закона.

В пункте 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено осуществление закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика исполнителя) государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

МБУ «ЕЭС» не является учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, образовательной организацией, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив). Таким образом, пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не распространяется на МБУ «ЕЭС» и не подлежит применению Службой для определения закупки у единственного поставщика.

В пункте 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Между тем, согласно расчету стоимости работ по техническому обслуживанию установок пожарной сигнализации, представленному ООО «Передовые противопожарные технологии», по объекту: Администрация МО «Усть-Янский улус (район)» всего в год стоимость равна 273 888,12 (двести семьдесят три тысячи восемьсот восемьдесят восемь рублей 12 копеек). Таким образом, пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не подлежит применению Службой для определения закупки у единственного поставщика по объекту: Администрация МО «Усть-Янский улус (район)».

В пункте 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Пункт 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не распространяется на определение закупки у единственного поставщика на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарных сигнализаций.

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Исходя из изложенного, Служба, направив руководителям учреждений письма № 273 и № 275 от 27.08.2015 с уведомлением, что на 2016 год договора на техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации учреждений будут заключаться МБУ «ЕЭС» со специализированными организациями и не проведя, установленных Законом о контрактной системе, действий для определения поставщика на оказание услуг по техническому обслуживанию пожарных сигнализаций ограничила конкуренцию, и в целом нарушила требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Службы привели к ограничению конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ, в целом, действия МБУ «ЕЭС» образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от  26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела № 02-112/15А о нарушении антимонопольного законодательства, на основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать МБУ «Единая эксплуатационная служба» МО «Усть-Янский улус (район)» (адрес: 678540, РС (Я), Усть-Янский улус, п. Депутатский, мкр. Арктика, д. 28.) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Выдать МБУ «Единая эксплуатационная служба» МО «Усть-Янский улус (район)» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  3. Материалы настоящего дела передать в отдел контроля закупок Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в сфере нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Якутского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.9 КоАП РФ.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

О.А. Ярыгина

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

А.Б. Ринчинова

 

 

 

 

 

И.А. Лаврентьев

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны