Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-116/15А о нарушении антимонопольного за... от 14 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-116/15А

о нарушении антимонопольного законодательства

 

резолютивная часть  оглашена  «03» февраля 2016 г.

изготовлено в полном объеме «16» февраля 2016 г.

    г. Якутск                                                                                                                 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в   составе:

<***> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<***> – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),  член комиссии;

<***> – старший специалист I разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член комиссии;

При участии:

От ответчика – представителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) <***>

От заинтересованных лиц:

 – представителя ОАО РИИХ «Сахамедиа» по доверенности <***>

- Руководителя Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Республике Саха (Якутия) <***>,

рассмотрев дело №02-116/15А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по  признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении Администрацией Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия),                                                                                               

УСТАНОВИЛА:

14 декабря 2015 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Приказом №171 в отношении Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по  признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи со  следующими обстоятельствами.

12 ноября 2015 года вх.№6780 в адрес УФАС по РС(Я) поступило письмо Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 ноября № 558-А5, подписанное заместителем руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) <***> «о подписке» составленное  в адрес руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

В данном документе выражена просьба в срок до 27.11.2015г. совместно с ОАО «РИИХ Сахамедиа» организовать подписку руководства и руководителей структурных подразделений ведомства на республиканские газеты «Саха Сирэ» и «Якутия» на первое полугодие 2016 года, а также провести работу по подписке с подведомственными и курируемыми предприятиями во исполнение решения рабочего совещания у Руководителя Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) от 05.11.2015г.

18 декабря 2015 года в адрес УФАС по РС(Я) поступило заявление Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Республике Саха (Якутия) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) в связи  с тем, что Администрацией нарушены требования части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» путем направления писем от 27.11.2015г. №166-А6 об организации подписки на 2016г  на «Саха Сирэ» и «Якутия» руководителям исполнительных органов  государственной власти, государственным гражданским служащим категории «руководители», с представлением в Департамент кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я)  списков подписавшихся с приложением копий квитанций.

Согласно пункту 3.99. Приказа ФАС России от 25.05.2012 N 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 N 25125)  (далее – Регламент) в качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела может быть привлечен заявитель, если по признакам, послужившим основанием для его обращения в антимонопольный орган, уже возбуждено дело.

Пункт 3.100, 3.101 Регламента определяют, что о привлечении такого лица к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица комиссия выносит определение, копия которого в срок, не превышающий трех дней со дня его вынесения, направляется лицам, участвующим в деле и заявление, материалы привлеченного заинтересованного лица приобщаются к материалам возбужденного дела.

На основании изложенного определением об отложении дела от 21 декабря 2015 года Региональное отделение Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Республике Саха (Якутия) привлечено в качестве заинтересованного лица.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС(Я) от 10.05.2012 N 1410 Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация) является государственным органом Республики Саха (Якутия), который обеспечивает деятельность Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) и осуществляет контроль исполнения решений Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).

Согласно части 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 N 759 «Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке» определены следующие понятия:

"редакции, издатели" - организации независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере изготовления периодических печатных изданий;

"периодическое печатное издание" - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже 1 раза в год;

"подписка на периодические печатные издания" - форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка.

Согласно сведениям  о юридическом лице из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности открытого акционерного общества «Республиканский информационно – издательский холдинг «Сахамедиа» является  издательская деятельность - 22.1 по ОКВЭД ОК 029-2001КДЕС ред.1., одним из дополнительных видов деятельности является издание газет – 22.12 ОКВЭД.

Согласно информации  Управления Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) от 28.10.2015г. исх.№3142-04/14 перечень печатных изданий  с территорией распространения г. Якутск, Республика Саха (Якутия) состоит из 125 хозяйствующих субъектов.

Таким образом, в действиях Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) по даче указания о подписке на республиканские газеты «Саха Сирэ», «Якутия», выпускаемых ОАО «РИИХ Сахамедиа» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с возможностью ограничения  конкуренции между периодическими печатными изданиями,

На рассмотрении дела 19.01.2016 г. представителем Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) представлены для приобщения к материалам дела следующие документы:

  1. копия письма Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.12.2015г. исх.№608-А5, адресованное руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) «Об отзыве письма» в которой выражена просьба считать недействительным письмо от 10.11.2015г. исх.№А558-А5;
  2. копия  письма от 18 января 2016г. исх.№48-А6, адресованное Руководителю Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) <***>, со следующим содержанием: «Департамент кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) сообщает, что информативное письмо о подписке на 2016 год в адрес членов Правительства Республики Саха (Якутия), руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) от 27.11.2015г. №1616-Ф6 было направлено  в целях своевременного ознакомления вышеуказанных лиц с опубликованием в официальных республиканских изданиях вновь принятых нормативных правовых актов Республики Саха «Якутия)».

Согласно представленному отзыву, поступившему 19.01.2016г. №215 Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) признаки вменяемого нарушения антимонопольного законодательства в своих  действиях не признает, указывает на отсутствие предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» нарушений.

Также ответчик в своем отзыве указывает на следующее:

в письме заместителя Руководителя Администрации <***> от 10 ноября 2015 года N558-A5 содержится ссылка на решение рабочего совещания у Руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 05.11.2015 г.  В адрес заместителя руководителя УФАС по РС (Я) направлено письмо Руководителя Секретариата Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.11.2015 г. NQ 1336- АЗ/1 о том, что протокол или иной документ, в котором отражены решения рабочего совещания у Руководителя Администрации от 05.11.2015 г.
отсутствуют.

Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) не принимала акты и (или) не осуществляло действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В Определении УФАС по РС (Я) от 15.12.2015 г. указывается на то, что признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона №135-Ф3 содержатся в действиях Администрации по даче указания о подписке на республиканские газеты.

Вместе с тем, письма адресованы руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), государственным гражданским служащим категории руководители, как физическим лицам, а не хозяйствующим субъектам.

Соответственно письма не подпадают под действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, предусмотренные пунктом 4 статьи 15 (дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории
покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров), пунктом 10 статьи 15 (дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Содержащаяся в письмах рекомендация подписаться на указанные печатные издания не ограничивает право физических лиц осуществить подписку и на иные печатные издания.

В письмах отсутствуют рекомендации об осуществлении подписки от лица исполнительного органа государственной власти как юридического лица, отсутствует рекомендация об осуществлении подписки подведомственными указанным органам учреждениями в качестве юридических лиц.

Статьей З Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 19.06.2007 458-3 N 929-III «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» исполнительные органы  государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляют свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), федерального законодательства, законодательства Республики Саха (Якутия), а также договоров и соглашений с федеральными органами исполнительной власти.

Согласно Положению об Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2012 г. NQ 1410, Администрация является государственным органом Республики Саха (Якутия), который обеспечивает деятельность Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) и осуществляет контроль исполнения решений Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).

Согласно подпунктам 4.5.12 пункта 4.5 Положения Руководитель Администрации издает распоряжения, приказы по вопросам деятельности Администрации, отнесенные к его компетенции, и дает поручения в соответствии с полномочиями структурных подразделений Администрации.

Указанным Положением к полномочиям Администрации не относится дача поручений (указаний) в адрес руководителей исполнительных органов
государственной власти Республики Саха (Якутия).

Каких либо решений Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) об организации подписки не принималось.

Таким образом, письмо заместителя руководителя Администрации, явившееся основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не является указанием для исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в том числе и на том основании, что в своей деятельности данные органы не руководствуются решениями (указаниями) Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).

При таких обстоятельствах письма заместителя Руководителя Администрации и Руководителя Департамента кадровой политики государственной и муниципальной службы Администрации по своему содержанию носят рекомендательный характер для физических лиц, не содержат не предусмотренных действующим законодательством требований к исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия), поскольку не подпадает ни под одно возможное нарушение предусмотренное пунктами 1 - 10 части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ.

19 января 2016 года Комиссией УФАС по РС(Я) принято заключение об обстоятельствах дела, которое в соответствии с требования статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» направлено лицам, участвующим в деле.

З февраля 2016 года Администрацией представлены пояснения на заключение комиссии, согласно  которыми Администрация считает необоснованными доказательства, на которых основаны выводы  Комиссии УФАС по РС(Я) о допущенном нарушении антимонопольного законодательства на основании следующего.

Антимонопольным органом не доказано негативное влияние на конкурентную среду (угрозы негативного влияния). Отсутствуют данные о том, что рекомендации должностных лиц Администрации, направленные соответствующими письмами,  каким-либо образом повлияли на количество подписок на издания ОАО РИИХ «Сахамедиа». В материалах дела отсутствуют доказательства, что рекомендации должностных лиц Администрации были приняты к исполнению адресатами.

Возможность создания угрозы на конкурентную среду Администрация также не находит в виду того, что данные письма не порождают правовых последствий, соответственно не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом  прав и свобод, в том числе, привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке субъектов массовой информации.

Исходя из полномочий Администрации, предусмотренных положением об Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденных указаом Президента Республики Саха (Якутия) от 10.05.2012г. №1410, рекомендации должностных лиц Администрации, по вопросам, не входящим в их компентенцию, не является основанием для принятия управленческих решений руководителями исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Администрация указывает, что факт направления писем рекомендательного характера не является мерой государственного принуждения, не содержит обязательных для адресатов предписаний, невыполнение которых может повлечь наступление какого-либо вида ответственности, не ограничивает право указанных физических лиц осуществить подписку и на иные печатные издания.

Ответчик считает, что наличие причинно-следственной связи между количеством подписок изданий ОАО «Сахамедиа» и спорными действиями должностных лиц Администрации и возможными последствиями для конкуренции антимонопольный орган не доказал.

Также Администрация считает, что УФАС по РС(Я) не  представлено доказательств, свидетельствующих об ухудшении положения иных средств массовой информации, а также не доказано, каким образом продолжительное увеличение подписки на отдельные издания может ухудшить положения иных хозяйствующих субъектов. Письма не содержат сведений, ограничивающих выбор хозяйствующих субъектов.

Выводу Правления, изложенные в заключении носят предположительный характер и не подтверждены документально.

Кроме того,  Администрации отмечает,  что письмо заместителя Руководителя Администрации <***> отозвано, в связи с чем, отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:

Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) письмом от 10 ноября № 558-А5, подписанным заместителем руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) <***> «о подписке», адресованным руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) выразила просьбу в срок до 27.11.2015г. совместно с ОАО «РИИХ Сахамедиа» организовать подписку руководства и руководителей структурных подразделений ведомства на республиканские газеты «Саха Сирэ» и «Якутия» на первое полугодие 2016 года, а также провести работу по подписке с подведомственными и курируемыми предприятиями во исполнение решения рабочего совещания у Руководителя Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) от 05.11.2015 г.

Также Администрацией Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) направлено письмо №166-А6 от 27.11.2015г. об организации подписки на 2016г  на «Саха Сирэ» и «Якутия» в адрес руководителей исполнительных органов  государственной власти, государственным гражданским служащим категории «руководители», с указанием о необходимости предоставить в Департамент кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я)  списки подписавшихся с приложением копий квитанций.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента РС(Я) от 10.05.2012 N 1410 Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) является государственным органом Республики Саха (Якутия), который обеспечивает деятельность Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) и осуществляет контроль исполнения решений Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).

Согласно части 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно сведениям  о юридическом лице из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности открытого акционерного общества «Республиканский информационно – издательский холдинг «Сахамедиа» является  издательская деятельность - 22.1 по ОКВЭД ОК 029-2001КДЕС ред.1., одним из дополнительных видов деятельности является издание газет – 22.12 ОКВЭД.

Согласно информации  Управления Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) от 28.10.2015г. исх.№3142-04/14 перечень печатных изданий  с территорией распространения г. Якутск, Республика Саха (Якутия) состоит из 125 хозяйствующих субъектов.

В соответствии  с информацией Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) от 16.12.2015г. №08-01-028/241 на территории Республики Саха (Якутия) перечень хозяйствующих субъектов с основным видом экономической деятельности ОКВЭД 22.1 «Издательская деятельность» и ОКВЭД 22.21 «Издание Газет» по состоянию на 1 декабря 2015 года составляет 96 хозяйствующих субъекта.

Таким образом, установлено, что на товарных рынках издательской деятельности и издания газет на территории Республики Саха (Якутия) зарегистрировано  более 90 хозяйствующих субъектов.

Согласно сообщения ОАО РИИХ «Сахамедиа» от 18.12.2015г. б/н Управление Федеральной почтовой связи РС(Я) не представляет данные по подписке с разграничением по видам лиц подписавшихся на издание.

Из чего следует, что количество  подписок органов государственной власти и подведомственных органам власти республики Саха (Якутия) учреждений и государственных служащих категории «руководитель» учитывается в общем количестве подписавшихся лиц.

Комиссией Якутского УФАС  России доводы ответчика, изложенные в отзыве вх.№215 от 19.01.2016г. не принимается в связи со следующим.

Пункты 1-10 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» не составляют исчерпывающий перечень возможных действий (бездействий), последствий действий (бездействий) исполнительных органов государственной власти.

В связи с чем, нарушением антимонопольного законодательства может быть признано и не поименованное прямо в пунктах 1-10 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» действие, последствие действия. Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» нарушением антимонопольного законодательства может быть признано любое действие исполнительного органа государственной власти, которое привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Действия Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) по даче указаний о подписке на республиканские газеты «Саха Сирэ», «Якутия», выпускаемых ОАО «РИИХ Сахамедиа», выраженные  в письмах №166-А6 от 27.11.2015г. и  № 558-А5 от 10 ноября 2015г нарушают  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с тем, что данными действиями создана возможность ограничения  конкуренции между периодическими печатными изданиями, и фактически созданы преимущественные условия деятельности для ОАО «РИИХ Сахамедиа» на  рынке издания и распространения периодических  печатных изданий путем обеспечения подписки на республиканские газеты  «Саха Сирэ», «Якутия» посредством направления писем с рекомендациями и поручениями об организации подписки органами государственной исполнительной власти Республики Саха (Якутия), подведомственными учреждениями, государственными гражданскими служащими категории «руководитель».

Тот факт, что согласно представленному отзыву письма носили рекомендательный характер, и что в качестве основания их отправления не имелось ни распоряжения Главы Республики Саха (Якутия), ни Правительства Республики Саха (Якутия), и в связи с чем нарушение антимонопольного законодательства отсутствует, Комиссия УФАС не принимается ввиду следующего.

Нарушение антимонопольного законодательства установлены Якутским УФАС России непосредственно в факте направлении писем рекомендательного характера за подписью должностных лиц государственного органа – Администрация главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) вне зависимости от обстоятельств, послужившим основанием для их направления, так как нарушение антимонопольного законодательства составляет сам факт направления рекомендаций об организации подписки на продукцию ОАО РИИХ «Сахамедиа» - газеты «Саха Сирэ» и «Якутия».

Часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» не устанавливает каких - либо критериев, условий  к осуществляемым действиям, в частности, не содержит требования о том, что действие органа исполнительной власти может быть признано нарушающим антимонопольное законодательство  только в том случае, если оно совершено в соответствии с установленным регламентом, предусмотренными полномочиями и т.п.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30  «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, Пленум ВАС РФ подтверждает, что нарушением антимонопольного законодательства являются также те действия, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а не только те, которые имеют конкретные  последствия  материального и фактического характера.

При этом Администрацией не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая Администрации осуществить действия по составлению и направлению писем с рекомендацией организовать подписку и подписаться на газеты Саха Сирэ», «Якутия», выпускаемых ОАО РИИХ «Сахамедиа».

Более того, Администрация в своем отзыве и пояснениях на заключения об обстоятельствах дела №02-116/15А о нарушении антимонопольного законодательства подтверждает факт того, что ни нормативно-правого акта, ни какого-либо регламента, определяющего деятельность, функции, права и обязанности Администрации, как органа государственной власти,  определяющего возможность государственного органа – Администрации главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) осуществлять действия по направлению писем рекомендательного характера об осуществлении действий, направленных на обеспечение подписки на те или иные печатные издания, не имеется.

В соответствии с пунктом 7 статьи  4 Федерального закона «О защите конкуренции»  конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Наличие конкретных фактов негативного влияния на конкуренцию не является обязательным и необходимым доказательством для применения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», так как сама юридическая конструкция данной статьи запрещает органам государственной власти осуществлять в том числе действия, которые могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.   В рассматриваемых Комиссией УФАС по РС(Я) обстоятельствах существенное значение для определения наличия нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» имеет сам факт направления писем с рекомендациями об организации подписки на печатные издания «Саха Сирэ», «Якутия», издаваемых ОАО РИИХ «Саха Сирэ». Так как именно этими действиями органа исполнительной государственной власти – Администрации главы  Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия)  обеспечивается и может обеспечиваться как сохранение либо увеличение количества подписок на указанные издания, так и обеспечение подписки на определенное количество изданий, относительно соотносимое с количеством органов государственной исполнительной власти, и их должностных лиц категории «руководитель», подведомственных учреждений изданий в целом.

Оперативная информация о принятой подписке на республиканские издания по подписке на первое полугодие 2016 года по состоянию на 14.12.2015г., представленная «Сахамедиа» 18.12.2015г. является подтверждением того, сбор сведений о количестве подписавшихся лиц проводится обезличенно.

При этом, тот факт, что Почта России предоставляет сведения о подписавшихся на периодические печатные издания только в количественном показателе, без разделения, учета организационно-правовых форм юридических лиц в частности, а также  и без разделения на физических, должностных  лиц, а также юридических лиц в целом, не является и не может являться доказательством  того, что лицами, которые являлись адресатами направленных рекомендательных писем не была осуществлена подписка на указанные в рекомендациях издания.

Администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), осуществив действия по составлению и направлению в адрес руководителей органов государственной исполнительной власти Республики Саха (Якутия), подведомственным учреждениям, государственным гражданскими служащими категории «руководитель» писем с указаниями  об организации подписки на республиканские газеты «Саха Сирэ», «Якутия», выпускаемых ОАО «РИИХ Сахамедиа» в письмах №166-А6 от 27.11.2015г. и  № 558-А5 от 10 ноября 2015г нарушила  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с тем, что данными действиями создана возможность ограничения  конкуренции между периодическими печатными изданиями, и фактически созданы преимущественные условия деятельности для ОАО «РИИХ Сахамедиа», которые обеспечивают ему  более выгодные условия деятельности  на рынке издания и распространения периодических  печатных изданий путем обеспечения определенного количества подписки на республиканские газеты  «Саха Сирэ», «Якутия».

 Согласно  части 1 статьи 2 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Статья 1 Гражданского Кодекса РФ определяет, что  предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ОАО РИИХ «Сахамедиа»,  осуществляющий издательскую деятельность, выпуская периодические издания - газеты «Саха Сирэ»,  «Якутия» и распространяя их на платной основе  (в частности, «Саха Сирэ»,  комплект 1390 рубю за 6 мес.), осуществляет предпринимательскую деятельность.

На основании изложенного следует, что обеспечение  количества подписок является обстоятельством, имеющим непосредственное значение для ведения предпринимательской издательской деятельности, которая в понимании Гражданского Кодекса РФ является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Соответственно,  письменные рекомендации государственного органа Республики Саха (Якутия) об организации  подписки на периодические издания ОАО РИИХ «Сахамедиа» являются обстоятельством, имеющим как непосредственное так и косвенное влияние на ведение ОАО РИИХ «Сахамедиа» предпринимательской деятельности.

Непосредственное влияние или возможное влияние  на конкуренцию на товарном рынке периодических изданий Республики Саха (Якутия) и г. Якутска оказывает сам факт направления указанных писем, подписанных должностными лицами органа государственной власти Республики Саха (Якутия), так как именно этими действиями   создаются и могут создаваться  преимущественные условия деятельности для ОАО «РИИХ «Сахамедиа», которые обеспечивают ему  более выгодные условия деятельности на рынке издания и распространения периодических  печатных изданий посредством направления указанных рекомендательных писем, способных обеспечить определенное количество подписок на республиканские газеты  «Саха Сирэ», «Якутия», выпускаемых ОАО РИИХ «Сахамедиа», при этом наступление каких-либо конкретных негативных последствий  для конкурентов ОАО «РИИХ «Сахамедиа», ухудшение  положения иных хозяйствующих субъектов на указанных товарных рынках сами по себе не являются и не могут являться обязательными условиями для признания факта предоставления преимущественных условий деятельности одному их участников товарного рынка в нарушение требований  части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Факт отзыва 18.12.2015г. исх.№608-А5 письма заместителя Руководителя Администрации <***> от 10.11.2015г. №558-А5 не является обстоятельством, отменяющим либо исключающим факт составления и направления рассматриваемого письма, в связи с чем, дело о нарушении антимонопольного законодательства не подлежит прекращению. 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006г.№135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать Администрацию Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Выдать Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
  3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС по РС(Я) для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности ответственных за нарушение антимонопольного законодательства должностных лиц.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны