Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-121/18.1-18 от 17 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-121/18.1-18

 

г. Якутск                                             резолютивная часть оглашена «14» января 2019 г.

                                                             изготовлено в полном объеме «17» января 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<.....> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<.....> – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<.....> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

От ответчика АК «АЛРОСА» (ПАО) извещены надлежащим образом, явился представитель по доверенности №А02-2102/14-54 от  30.05.2018 г. <.....>

От заявителя ЗАО «ЧелябКранСбыт» извещены надлежащим образом, представитель не явился;

От заинтересованного лица ПАО «Севералмаз» явился представитель по доверенности №0901/19 от 11.01.2019 г. <.....>

 

рассмотрев жалобу ЗАО «ЧелябКранСбыт» на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на поставку крана автомобильного грузоподъемностью 25т «Галичанин» на шасси КАМАЗ-43118 для Автобазы ЛГОКа,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» «20» декабря 2018 г. поступила жалоба Закрытого Акционерного Общества «ЧелябКранСбыт» (далее по тексту – Заявитель) на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на поставку крана автомобильного грузоподъемностью 25т «Галичанин» на шасси КАМАЗ-43118 для Автобазы ЛГОКа. (Извещение №31807231032 на официальном сайте zakupki.gov.ru).

Заявитель в своей жалобе указывает следующее:

«Пунктами 1.2.4 (п. 2) и 1.2.34 Документации о закупке установлены условия о невозможности подачи альтернативных положений и о недопущении поставки «аналогичной/эквивалентной» продукции.

В п. 1.9. Технического задания указан один конкретный производитель – АО «Галичский автокрановый завод»

Считаем, что установление указанных условий нарушает требование действующего законодательства, права и законные интересы потенциальных участников (ограничение количества участников закупки) и может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с п. 6.1 ст.3 223-ФЗ  при описании в документации о конкретной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Причина установления в Документации о закупке условия о невозможности подачи заявки на эквивалент закупаемого товара, а в Техническом задании одного конкретного производителя – АО «Галичский автокрановый завод» - Заказчиком и Организатором закупки юридически не обоснована, следовательно, нельзя назвать ее законной.

Указанные положения ограничивают для ЗАО «ЧелябКранСбыт», как основного поставщика в РФ кранов автомобильных грузоподъемностью 25 тонн торговой марки «Челябинец», так и для поставщиков других производителей автомобильных кранов, возможность принять участие в данной закупке, что нарушает наши законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности».

В адрес Якутского УФАС России от АК «АЛРОСА» (ПАО) направлено возражение (вх.№ 11308 от 26.12.2018 г.) где сообщается, что заказчик ПАО «Севералмаз» сам установил требование к качеству и техническим характеристикам товара. Также, со стороны АК «АЛРОСА» (ПАО) были направлены документы, связанные с вышеуказанным запросом предложений.

В адрес Якутского УФАС России от ПАО «Севералмаз» поступило возражение (вх.№252 от 14.01.2019 г.) в котором ПАО «Севералмаз» просит признать жалобу ООО «ЧелябКранСбыт» необоснованной.

Учитывая вышеизложенное, Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалобы о нарушении процедуры торгов, выслушав доводы привлеченных лиц, изучив представленные документы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Жалоба ЗАО «ЧелябКранСбыт» подана в отношении организатора закупки АК «АЛРОСА» (ПАО), место нахождения которого по адресу: РС (Я), г. Мирный, ул. Ленина, д. 39, таким образом, жалоба подлежит рассмотрению.

В соответствии с ч. 9 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

30.11.2018 на официальном сайте (zakupki.gov.ru) было размещено извещение о закупке № 31807231032 на право заключения договора на предмет «Поставка крана автомобильного грузоподъёмностью 25 тонн «Галичанин» на шасси КамАЗ-43118 для Автобазы ЛГОКа ПАО «Севералмаз» на 2019 г.».

Заказчиком является ПАО «Севералмаз».

Организатором закупки является АК «АЛРОСА» (ПАО).

Дата и время окончания подачи заявок: 14.12.2018 в 11:30 (МСК)

Место рассмотрения заявок           : РС (Я), г. Мирный, ул. Ленина, д. 6

Дата и время подведения итогов: 22.01.2019 в 09:00 (МСК)

Наименование электронной площадки в сети Интернет: ЭТП «АЛРОСА»

Адрес электронной площадки в сети Интернет: http://zakupki.alrosa.ru

Дата размещения извещения: 30.11.2018 (МСК )

Дата размещения текущей редакции извещения (по местному времени заказчика): 30.11.2018 (МСК)

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Севералмаз» (далее - Положение о закупке, Положение), размещено 21 декабря 2018г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).

Под контрактной службой в Положение о закупке понимается контрактная служба АК «АЛРОСА» (ПАО) – подразделение АК «АЛРОСА» (ПАО), выполняющее функции по вопросам организации закупочной деятельности Группы АЛРОСА согласно п. 5.3. и в соответствии с ВНД и ОРД АК «АЛРОСА» (ПАО).

ВНД – внутренний нормативный документ Заказчика, утвержденный им в соответствии с установленным порядком.

ОРД – организационно-распорядительный документ Заказчика, утвержденный им в соответствии с установленным порядком.

Заказчик – ПАО «Севералмаз», для удовлетворения потребностей которого осуществляется закупочная деятельность.

В соответствии с п. 5.3 Положения о закупках, заказчик взаимодействует с Контрактной службой АК «АЛРОСА» (ПАО) по вопросам организации и проведения закупок Группы АЛРОСА в порядке, установленном ВНД и ОРД, в том числе формирует и предоставляет в Контрактную службу АК «АЛРОСА» (ПАО):

1) проекты ПЗ и ПЗ инновационной продукции Заказчика на согласование;

2) перечень предлагаемых для проведения ЗКС;

3) документы для проведения ЗКС;

4) иные документы, материалы и сведения по запросу Контрактной службы АК «АЛРОСА» (ПАО) в соответствии с Положением, ВНД и ОРД.

Между ПАО «Севералмаз» и АК «АЛРОСА» (ПАО) заключен Агентский договор №808 на предоставление интересов в процессе организации и проведении закупок от 15.08.2017 г. 

В соответствии с п. 2.1.2 Агентского договора, принципал обязан для проведения закупки заблаговременно обеспечить Агента необходимыми для подготовки извещения и документации о закупке документами и информацией.

На рассмотрении настоящего дела представитель АК «АЛРОСА» (ПАО) пояснил, что в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы и иные требования связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, Организатором закупки размешена информация о запросе предложений руководствовался заключенным между сторонами Агентским договором и Положением о закупках.

Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов ЗАО «ЧелябКранСбыт» действиями АК «АЛРОСА» (ПАО).

Исходя из фактических обстоятельств дела, комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях АК «АЛРОСА» (ПАО) нарушения антимонопольного законодательства.

Якутским УФАС России было установлено, что в п. 1.9. Техническом задании на поставку крана автомобильного грузоподъёмностью 25 тонн «Галичанин» на шасси КамАЗ-43118 для Автобазы ЛГОКа ПАО «Севералмаз» на 2019 г. Заказчиком установлено требование о конкретном производителей товара – АО «Галический автокрановый завод».

Пунктами 1.2.4 (п. 2) и 1.2.34 Документации о закупке установлены условия о невозможности подачи альтернативных положений и о недопущении поставки «аналогичной/эквивалентной» продукции.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России считает, что в действиях ПАО «Севералмаз» имеются признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что ПАО «Севералмаз» (ИНН 2901038518) зарегистрировано по адресу: 163000, обл. Архангельская, г. Архангельск, ул. Карла Маркса, дом 15, материалы настоящего дела передаются в Архангельское УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «ЧелябКранСбыт» (ИНН/КПП 7453182792/744901001 ОГРН 1091435010941) на действия АК «АЛРОСА» (ПАО) (ИНН/КПП 1433000147 / 143301001 ОГРН 1077453012042) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на поставку крана автомобильного грузоподъемностью 25т «Галичанин» на шасси КАМАЗ-43118 для Автобазы ЛГОКа. (Извещение №31807231032 на официальном сайте zakupki.gov.ru),  необоснованной;

2. Направить материалы настоящего дела в Архангельское УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела в порядке части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны