Решение б/н Решение №02-126/18.1-18 по жалобе от 16 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя, начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

Тюменцевой Л.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

Попова А.А. – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

            При участии:

  От заявителя - ООО «Центр Дезинфекции» представитель ******* по доверенности №3 от 11.01.2019.

           От ответчика – ФГАУВО СВФУ:

представитель ****** по доверенности №20/2-230 от 09.01.2019;

представитель ****** по доверенности №20/2-229 от 09.01.2019.

           Рассмотрев жалобу ООО «Центр Дезинфекции» (далее – Заявитель) на действия ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (далее – СВФУ, Заказчик) при организации и проведении  запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание клининговых услуг Спортивный зал №3 УЛК (извещение №31807325032 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru).

УСТАНОВИЛА:                      

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 27 декабря 2018 г. поступила жалоба ООО «Центр Дезинфекции» на действия ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова при организации и проведении  запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание клининговых услуг Спортивный зал №3 УЛК (извещение №31807325032 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), в которой сообщается следующее.

            Обжалуемые положения закупочной документации – неустановление требования к участникам о наличии лицензии по дезинфектологии, тем самым заказчик нарушает требование законодательства об обязательности такой лицензии при закупке клининговых услуг в медицинском учреждении.

            Услуги по уборке спортивных объектов Лот 1, Лот 2, Лот 3 должны быть оказаны в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к размещению, устройству и содержанию объектов спорта и нормами 2.1.2.3304-15.

            Во всех тех. заданиях к лотам указана в том числе генеральная уборка, однако без дезинфицирующих средств.

            В соответствии с положениями №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ №291 от 16.04.2012 «О лицензировании медицинской деятельности», предоставление услуг по проведению дезинфекционных работ является деятельностью в области охраны здоровья граждан, относится к медицинской деятельности и подлежит лицензированию (в понимании ФЗ-323, подкласс 85.1 «Деятельность в области здравоохранения» в терминологии ОКВЭД).

            Основными объектами профилактической дезинфекции являются в том числе раздевалки, спортивные залы, вспомогательные помещения, места общественного пользования (санузлы, душевые) и пр.

            ЛОТ №5. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам по дезинфекции СанПин 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, обработку помещений, открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

            Деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в понятиях Федерального закона №323-ФЗ или подкласс 85.1 «Деятельность в области здравоохранения» в терминологии ОКВЭД и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ.

            Правомерность указанного подхода подтверждается судебной практикой по делам №А76-7872/2007, №309-КГ17-12073, разъяснениями ведомств в области здравоохранения: Письмо Росздравнадзора от 24.05.2013 №16и-521/13, Письмо Роспотребнадзора от 08.04.2013 №01/4000-13-32, Письмо Министерства здравоохранения от 14.10.2014 №24-1/3060814-2592, Приказом Минздрава России от 08.10.2015 №707н, от 23.07.2010 №541н.

            Невключение в аукционную документацию по оказанию клининговых услуг медицинским учреждением требования к участникам о наличии лицензии по дезинфектологии создает потенциальную угрозу здоровью граждан в результате отсутствия соответствующего контроля за качеством и безопасностью выполнения работ по дезинфектологии со стороны органов, наделенных полномочиями в данной сфере медицинской деятельности, нарушает требование действующего законодательства и указания учредителя, контролирующего органа в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я).

            11 января 2019 года поступили возражения Заказчика (без даты, без номера), СВФУ считает что жалоба Заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

            Вопросы лицензирования предусмотрены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года №99-ФЗ дезинфекционная деятельность исключена из лицензируемых видов деятельности и не подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения.

            В соответствии с п. 2.1.3 ГОСТ Р 56994-2016 «Дезинфектология и дезифекционная деятельность» «Термины и определения», дезинфектология – область науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков.

            Как видно из определения, дезинфектология включает в себя не только дезинфекционную деятельность, а все мероприятия, касающиеся неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней. Работы, услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации входят в ту часть понятия дезинфектологии, которая не относится к медицинской помощи и не подлежит лицензированию. Лицензия по дезинфектологии дает право на проведение мероприятий неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней в рамках оказания медицинской помощи (СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, СП 3.1.1381-03. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика столбняка. Санитарно-эпидемиологические правила»).

            Согласно информационного письма Министерство Здравоохранения РФ №14-5/993 от 09.06.2016 года. При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

            Министерство Здравоохранения РФ официально опубликовал проект изменения Постановления №291 в котором исключил дезинфектологию и энтомологию из лицензируемых видов медицинских услуг.

            В пояснительной записке к проекту изменений, указано следующее: - работы по «дезинфектологии», так как обеспечение предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан в рамках осуществления медицинской деятельности в части проведения санитарно-эпидемиологических правил и норм;- работы (услуги) по «энтомологии», так как энтомология занимается изучением насекомых-опылителей растений, производителей используемых человеком продуктов, почвообразователей и энтомофагов и напрямую не относится к медицинской деятельности.

            Таким образом, наличие медицинской лицензии по дезинфектологии на проведение работ по дезинфекции при оказании клининговых услуг на объектах СВФУ не требуется.

СВФУ просит признать жалобу заявителя необоснованной.

11.01.2019 на рассмотрении жалобы по существу, представитель заявителя поддерживал доводы жалобы, представители заказчика поддержали пояснения, просили признать жалобу необоснованной.

            Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению жалобы, изучив материалы дела и доказательства, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

   В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

            Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

            Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

   В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со статьей 1 названного Закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

        В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2013 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03).

Согласно пункту 3.1 СП 3.5.1378-03 дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

При этом дезинфекция определена как работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий (п. 3.6.1 СП 3.5.1378-03).

Дезинсекция предусматривает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе (п. 3.8.1 СП 3.5.1378-03).

Дератизация осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека путем устранения и (или) уменьшения вредного воздействия грызунов на человека (п. 3.9.1 СП 3.5.1378-03).

            В соответствии с п. 2.1.3 ГОСТ Р 56994-2016 «Дезинфектология и дезифекционная деятельность» «Термины и определения», дезинфектология – область науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков.

            Как видно из определения, дезинфектология включает в себя не только дезинфекционную деятельность, а все мероприятия, касающиеся неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней. Работы, услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации входят в ту часть понятия дезинфектологии, которая не относится к медицинской помощи и не подлежит лицензированию.   Лицензия по дезинфектологии дает право на проведение мероприятий неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней в рамках оказания медицинской помощи (СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, СП 3.1.1381-03. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика столбняка. Санитарно-эпидемиологические правила»).

            Наименование закупки: Оказание клининговых услуг на объектах СВФУ.

            Информация об услугах: Деятельность по общей уборке зданий (ОКВЭД 81.21).

            Согласно характеру работ, установленному п. 1 технического задания данной закупки: влажная уборка поверхностей пола, парадных входов, металлических ограждений, протирка плинтусов, удаление пыли с поверхностей предметов, удаление локальных пятен (жвачки и другие), влажная уборка с применением бытовых дезинфицирующих средств, чистка раковин, унитазов, удаление пыли с подоконников, вынос мусора и пр.

  В техническом задании как вид работ, услуг по дезинфектологии отсутствует.

  Описание данных работ и услуг является клининговыми услугами, включает в себя уборку помещений и несет исключительно бытовой характер и не относится к медицинской деятельности, не подлежит лицензированию.

  Таким образом, довод заявителя о том, что заказчик должен был включить в закупочную документацию требования к участником о наличии лицензии, отклоняется.

             В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, на основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу №02-126/18.1-18 ООО «Центр Дезинфекции» на действия ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова при организации и проведении  запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание клининговых услуг Спортивный зал №3 УЛК (извещение №31807325032 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.                        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны