Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-14/18.1-18 от 24 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-14/18.1-18

 

г. Якутск                                резолютивная часть оглашена «23» января 2018 года                                                       

изготовлено в полном объеме «24» января 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<…> – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

От ответчика МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» представитель не явился, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;

От заявителя ООО «Карьерные машины» представитель не явился, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя;

Рассмотрев жалобу ООО «Карьерные машины» на действия заказчика МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» при организации и проведении запроса котировок

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 15 января 2018 года поступила жалоба от ООО «Карьерные машины» на действия заказчика МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» при организации и проведении запроса котировок на поставку экскаватора-погрузчика марки «CASE» модель 570ST (извещение № 31805994115 на официальном сайте: zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

ООО «Карьерные машины» обнаружено, что установленные условия закупочной документации не соответствуют Положению о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в частности Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Заказчик данную закупку проводит способ размещения закупки «Запрос котировок».

Заявитель считает условия данного пункта не правомерными, в связи с тем, что в Положении о закупках Заказчика, которое размещено на сайте http://zakupki.gov.ru в редакции от «01» января 2015 г., а так же приказ № 74-О от «13» декабря 2016 г., который вносит изменения в Положении о закупках товаров, работ, услуг Заказчика, отсутствует описание регламента проведения процедуры «Запрос котировок», соответственно Заказчик не имеет право проводить данный вид закупки.

Своими действиями, Заказчик нарушает часть 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), согласно которому, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с Постановлением Правительства № 925 от 16 сентября 2016 г. «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925), в документацию о закупке Заказчиком должны быть включены соответствующие требования, которые подробно описаны в Постановление № 925, однако такая информация не включена в Положении о закупке товаров, работ, услуг Заказчика, и так же отсутствует в закупочной документации.

МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» представило письменный отзыв по доводам, изложенным в жалобе.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 10 января 2018 года опубликована закупка №31805994115 о проведении запроса котировок на поставку экскаватора-погрузчика марки «CASE» модель 570ST и ее Документация (далее – Документация запроса котировок).

Согласно Документации запроса котировок МУП «Переработчик» (далее – Заказчик) в соответствии с ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Переработчик» сообщает всем заинтересованным лицам (далее – Участники закупки) о наличии потребности в товарах (работах, услугах) и предлагает принять участие в настоящем запросе котировок.

Пунктом 1 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ).

Согласно извещению №31805994115 Заказчик определил способом закупки «Запрос котировок».

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Частью 1 статьи 4 Закона о закупках установлено, что положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Согласно сведениям о положении МУП «Переработчик» №1150077599 на официальном сайте: zakupki.gov.ru на момент рассмотрения настоящей жалобы по существу размещена версия 7 Положения о закупке товаров, работ, услуг Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Нерюнгринский район" "Переработчик" (далее – Положение о закупках 7-ой версии). Версия 7 изменений в положение о закупках утверждена 29 декабря 2017 года и размещена на официальном сайте 22 января 2018 года (проект изменения положения о закупке размещен позднее чем через 15 дней после даты утверждения).

На 10 января 2018 года – дату публикации извещения №31805994115 о проведении запроса котировок на официальном сайте размещалась 6 версия Положения о закупке товаров, работ, услуг Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Нерюнгринский район" "Переработчик" (далее – Положение о закупках 6-ой версии) с учетом изменений согласно Приказу МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» №74-О от 13.12.2016 (версия 6 размещена на официальном сайте 14 декабря 2016 года).

Пункт 11 Положения о закупках 6-ой версии включал в себя следующие способы закупки и условия их использования:

Неконкурентные способы:

  1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  2. Экстренная закупка;

Конкурентные способы:

  1. Запрос цен;
  2. Запрос предложений;
  3. Аукцион;
  4. Конкурс.

Иные способы закупки Положением о закупках 6-ой версии не установлены.

29 декабря 2017 года МУП МО «Нерюнгринский район» издало приказ №98 о внесении изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП «Переработчик».

Согласно указанному приказу в пункт 11 Положения о закупках товаров, работ, услуг МУП «Переработчик» добавлен «запрос котировок» как конкурентный способ закупки.

Таким образом, способ закупки «Запрос котировок» был внесен приказом №98 от 29.12.2017 и Положение о закупках 7-ой версии, содержащее данный способ, было опубликовано на официальном сайте 22 января 2018 года.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 утверждено Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке (далее – Положение о размещении информации). Указанное Положение определяет порядок размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Пунктом 12 Положения о размещении информации установлено, что для размещения информации о внесении изменений в положение о закупке представитель заказчика в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения размещает измененный электронный вид положения о закупке и при необходимости вносит изменения в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Положения.

Согласно пункту 13 Положения о размещении информации изменения в положение о закупке считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.

На основании изложенных норм Закона о закупках и Положения о размещении информации, заказчик обязан проводить закупки в соответствии со способами, которые установлены положением о закупках, размещенным надлежащим образом в единой информационной системе.

Вместе с тем, МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» разместил извещение №31805994115 о проведении запроса котировок в то время, когда в единой информационной системе размещалась 6-ая версия Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП МО "Нерюнгринский район" "Переработчик", не предусматривающая проведение закупки способом «Запрос котировок».

Таким образом, заказчик МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» не мог определять способ определения закупки «Запрос котировок» до момента размещения Положения о закупках 7-ой версии.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Указанный приоритет установлен Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление №925).

Согласно пункту 1 Постановления №925 в Российской Федерации установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пунктом 5 Постановления №925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, определенных положением о закупке.

Таким образом, Постановлением №925 определена обязанность заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг устанавливать приоритет товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, и определить в положении о закупках сведения, необходимые для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными товарами (работами, услугами).

Вместе с тем, в Положении о закупках МУП МО «Нерюнгринский район» «Перерабочик» 7-ой версии (размещенной в единой информационной системе на момент рассмотрения жалобы по существу) отсутствуют сведения, необходимые для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными товарами (работами, услугами).

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалобы №02-14/18.1-18 установила, что заказчик МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» в закупке № 31805994115 на поставку экскаватора-погрузчика марки «CASE» модель 570ST на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: zakupki.gov.ru) необоснованно и неправомерно определил способом закупки «Запрос котировок» и Положение о закупках МУП МО «Нерюнгринский район», размещенное в единой информационной системе на момент рассмотрения жалобы по существу, не содержит сведения, необходимые для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными товарами (работами, услугами), в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» нарушили процедуру проведения закупок, порядок проведения которых установлен 3 Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом выявленных нарушений проведения рассматриваемой процедуры закупки, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений процедуры проведения закупок.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Карьерные машины» на действия заказчика МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» при организации и проведении запроса котировок на поставку экскаватора-погрузчика марки «CASE» модель 570ST (извещение № 31805994115 на официальном сайте: zakupki.gov.ru) – обоснованной;
  2. Выдать заказчику МУП МО «Нерюнгринский район» «Переработчик» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупок;
  3. Материалы настоящей жалобы передать должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренному статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны