Предупреждение б/н Предупреждение Министерству сельского хозяйства и продовольс... от 19 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 30 марта 2018 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление от главы фермерского хозяйства <***>, указывающее на признаки нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении конкурса «Начинающий фермер-2018».

10.04.2018 г. поступило обращение Прокуратуры Республики Саха (Якутия) о рассмотрении заявлений глав фермерских хозяйств <***> и <***>

Рассмотрев доводы представленных заявлений, а также нормативные правовые документы, регулирующие порядок проведения конкурса «Начинающий фермер-2018», Якутское УФАС России приходит к следующим выводам.

Направление грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) производится в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», в целях реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. № 934.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2018 года №9 утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров (далее – Порядок)

В настоящее время извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте Министерства. Срок подачи заявок установлен с 5марта 2018 г. по 20 марта 2018 г. Между тем, на сайте Министерства https://minsel.sakha.gov.ru не имеется информации о дате опубликования документов.

В соответствии с журналом заявок, на конкурсный отбор получателей грантов поступило 276 заявок (с учетом заявки №256.1).

Протоколом совещания конкурсной комиссии по отбору получателей грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров от 28.03.2018 г. №73, установлено следующее:

- не допущены к рассмотрению конкурсной комиссией 37 заявок, несоответствующих установленным требованиям.

В том числе и участнику, которые не состоят в Едином реестре субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

- 81 участник конкурса признан получателем субсидии – на общую сумму 174 406,77 руб.

Сумма гранта составила у большинства получателей субсидии максимально возможную сумму, предусмотренную положениями конкурса – 3000 тыс. руб. для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений и 1500 тыс.руб. для иных видов деятельности.

2 победителя конкурса указали в своей заявке сумму – <***> - 2474,18 тыс.руб. и <***> - 2582,59 тыс.руб.

- заявки 158 участников отклонены в связи с набором наименьшего количества совокупного показателя.

В соответствии с п.2.17 Порядка, не позднее 3 рабочих дней со дня окончания предварительной экспертизы на предмет соответствия требованиям пункта 1.6 и пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.6 и 2.7 настоящего Порядка перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии, размещается на официальном сайте Министерства и передается в Конкурсную комиссию.

Перечень заявлений, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии на официальном сайте Министерства не размещен.

В соответствии с п.2.18.3 Порядка, Критерии оценки отбора получателей гранта устанавливаются в Положении о Конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства.

Согласно п.2.18.5, Оценка заявлений и документов (бизнес-плана) осуществляется в соответствии с критериями оценки отбора получателей гранта, установленными в Положении о Конкурсной комиссии, утвержденной приказом Министерства

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2018 года №190 «Об утверждении состава конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров», критерии оценки отбора получателей гранта не установлены.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2018 года №200 «Об утверждении формы листа голосования членов конкурсной комиссии по предоставлению грантов в форме субсидий на поддержку начинающих фермеров» установлен следующий лист голосования.

№ заявки

ФИО Главы КФХ

Улус

Оценка

Защита бизнес плана (от 1 до 5 баллов)

Презентация (от 1 до 5 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что участники до подачи заявок не информированы о критериях и порядке оценки заявок.

Рассмотрев материалы оценки, а также нормативно-правовое обоснование предоставления грантов, Якутским УФАС России установлено, что Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) установлен субъективный порядок критериев оценки отбора получателей гранта.

Так, исходя из смысла критериев оценки, установленных листом голосования, оценка производится членами конкурсной комиссии субъективно – «защита бизнес плана» оценивается от 1 до 5 баллов, «презентация» оценивается от1 до 5ти баллов. При этом не установлено, какие именно параметры и как оцениваются.

Согласно положениям извещения о проведении конкурса, презентация бизнес плана отражает основные экономические показатели бизнес плана и этапы его реализации.

По мнению Якутского УФАС России «презентация проекта» и «защита бизнес плана» являются тождественными понятиями, высокая оценка по одному критерию в целом предполагает такую же оценку по другому критерию.

Выборочной проверкой заявок участников и их оценок установлено, что членами комиссии не рассматривались показатели бизнес планов (прибыль, доходность, срок окупаемости, объем сельскохозяйственной продукции и пр.), показатели планируемых новых рабочих мест. Зависимость оценки и показателей бизнес плана не установлена.

В соответствии с п. 2.22.Порядка, показателем результативности предоставления гранта является: 1) количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянском (фермерском) хозяйстве; 2) прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

В соответствии с Паспортом подпрограммы №12 «Развитие кооперации и малых форм хозяйствования на селе», задачами подпрограммы на период 2018-2020 гг. являются:

- увеличение количества и объемов производства продукции малых форм хозяйствования на селе;

- увеличение объемов сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Целевыми индикаторами подпрограммы на период 2017-2020 гг. являются:

- количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидий;

- прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году предоставления субсидий.

Исходя из вышеизложенного, критерии оценки заявок по конкурсному отбору «Начинающий фермер – 2018» не соответствуют программам развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), а также не соответствуют показателем результативности предоставления гранта.

 

Одним из требований к участнику конкурса является включение начинающего фермера в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

Данное требование установлено Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 1619-З N 791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)".

Так, согласно ст.2 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 1619-З N 791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)", единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве - перечень субъектов деятельности в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия), претендующих на получение государственной поддержки, имеющих в фактическом пользовании основные средства из числа объектов деятельности в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия).

Ст.10 вышеуказанного закона установлено, что государственная поддержка предоставляется субъектам деятельности в сельском хозяйстве, включенным в заявительном (добровольном) порядке в единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве. Порядок ведения указанного реестра утверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) от 21.09.2017 N 679 (ред. от 25.10.2017) "О порядке ведения Единого реестра субъектов деятельности в сельском хозяйстве" (вместе с "Перечнем показателей, включаемых в электронную базу данных единого реестра субъектов деятельности в сельском хозяйстве", "Графиком представления пакетов документов заявителей для включения в Единый реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве") установлен порядок ведения Единого реестр субъектов деятельности в сельском хозяйстве.

Якутское УФАС России считает, что данное положение создает дополнительные барьеры участникам конкурсов Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), а также приводит и может привести к ограничению конкуренции.

           

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установление в конкурсной документации «Начинающий фермер – 2018» Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики субъективных критериев оценки заявок приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в связи отсутствием конкретных критериев, которыми руководствуются члены комиссии при оценке заявок, а также участники при подаче заявок, а также в связи с невозможностью объективной оценки заявок участников конкурса.

Данное приводит к снижению прозрачности проводимого конкурса, отсутствию объективно качественного результата конкурса.

Таким образом, в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) по установлению субъективных критериев оценки заявок получателей гранта «Начинающий фермер -2018», содержатся признаки нарушения ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Достаточным основание для выдачи предупреждения антимонопольным органом является установление признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) нарушения антимонопольного  законодательства,  предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О  защите  конкуренции»,  Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»  предупреждает о необходимости принятия мер о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем аннулирования конкурса по отбору начинающих фермеров на 2018 год, а именно :

  1. Отменить Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2018 года №116 «Об утверждении извещения о конкурсе по отбору начинающих фермеров на 2018 год» и всех протоколов, иных документов, составленных в ходе проведения данного отбора.

Настоящее Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению в срок, не превышающий 12 календарных дней с момента его получения. 

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Обращаем Ваше внимание, что согласно частям 7,  8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»  при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением, а в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны