Решение №02-16/16А РЕШЕНИЕ о нарушении антимонопольного законодательства от 7 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Окружная администрация Города Якутска

 

Ассоциация перевозчиков бытовых отходов города Якутска

(ООО «Новые экологические технологии»)

 

ООО «Якутскэкосети»

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства

 

  • Якутск                                                                                                                                                                        резолютивная часть оглашена «04» апреля 2017

                                                                                                                                                                                               изготовлено в полном объеме «07» апреля 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

"***" – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

"***" – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

"***" – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

 

 

При участии:

От заявителя:

- Ассоциация перевозчиков бытовых отходов города Якутска (ООО «Новые экологические технологии») не явились, извещены должным образом;

От ответчика:

- Окружную Администрацию Городского округа «Город Якутска» явились, представитель по доверенности "***" (№ "***" от "***" г.);

От заинтересованного лица:

- ООО «Якутскэкосети» явились, представитель "***" (Приказ № "***" от "***" г.),

 

рассмотрев материалы дела № 02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Ассоциации перевозчиков бытовых отходов города Якутска (вхд. № "***" от  "***" г.) (далее – Заявитель), в котором указывается, что в нарушение норм действующего законодательства Администрацией Городского округа «город Якутск» определен единый региональный оператор по обращению с бытовыми отходами – ООО «Якутскэкосети».

Кроме того, заявитель указывает, что органы исполнительной власти города Якутска направляют письма хозяйствующим субъектам о необходимости заключения договора на сбор и транспортировку коммунальных отходов с конкретной организацией, с указанием ее адреса реквизитов. В указанных письмах должностные лица исполнительных органов ссылаются на проведенный в декабре прошлого года конкурса по выбору регионального оператора и утверждению его Распоряжением Окружной администрации г. Якутска № "***" от "***" г.

Вместе в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок еще не утвержден Правительством Российской Федерации. В полномочия муниципальных органов власти не входит не определение порядка проведения конкурсного отбора, не определение критериев оценки конкурсантов. Кроме того, регулирование деятельности региональных операторов, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) также не входит в компетенцию органов местного самоуправления.

Таким образом, заявитель считает, что со стороны Окружной администрации нарушены нормы действующего законодательства.

Якутским УФАС России установлено, что 29 октября 2015 года вынесено Постановление №285п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск».

19.11.2015 г. внесены изменения в вышеуказанное Постановление и признано утратившим силу, и утверждена новая редакция Порядка.

19 ноября 2015 года Постановлением № "***" и.о. главы Окружной Администрации города Якутска Д.Д. Садовниковым, утвержден Порядок отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город «Якутск» (далее – Порядок).

23 ноября 2015 года на официальном сайте www.якутск.рф. размещено Извещение о проведении отбора единого оператора.

Наименование отбора: Отбор единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск».

Отбор проводит: Окружная администрация города Якутска.

Организатор отбора: Управление муниципальных закупок Окружной администрации города Якутска.

Целью отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» является присвоение статуса единого оператора и определение зоны его деятельности.

Статус единого оператора присваивается на срок не менее чем 10 (десять) лет.

Согласно Журналу регистрации заявок на отбор единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» поступило две заявки:

  1. ООО «Якутскэкосети» от "***";
  2. ИП "***" от "***".

 

Также, согласно Журналу регистрации участников на процедуре вскрытия по отбору единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» присутствовал участник ООО «Якутскэкосети» в лице "***" (Приказ № "***" от "***").

Комиссия по отбору единого оператора утверждена Приложением №2 Постановления Окружной администрации от 19.11.2015 г. №298п «Об утверждении в новой редакции порядка отбора единого оператора по обращению с отходами на территории городского округа «город Якутск».

В соответствии с Протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в отборе единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа на территории Городского округа «город Якутск» от 30.11.2015 г. по окончании срока подачи заявок на участие в отборе единого оператора подано заявок – 2 (две) шт.:

  1. ООО «Якутскэкосети» 
  2. ИП "***"

 

Комиссия по отбору единого оператора проведет рассмотрение и оценку заявок на участие в срок, указанный в документации.

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в отборе единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» от 01.12.2015 г.

По окончании срока подачи заявок на участие в отборе единого оператора подано заявок – 2 (две) шт., из них соответствуют требованиям – 2 (две) шт., отклонено заявок – 0 (ноль) шт.

В соответствии с вышеуказанным Протоколом рассмотрения и оценки заявок - Комиссия Организатора торгов осуществила оценку заявок на участие в отборе единого оператора для выявления победителя отбора на основе критериев, указанных в документации и победителем признан участник с номером заявки №1 – ООО «Якутскэкосети».

По итогам отбора между Окружной администрацией города Якутска и ООО «Якутскэкосети» заключено Соглашение №1-15/ОА от 23.12.2015 г. на присвоение статуса единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск»:

- п. 1.1 Соглашения – по настоящему Соглашению ООО «Якутскэкосети» присваивается статус Единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск»;

- п. 6.2 Соглашения – Соглашение заключено на 10 лет;

- п. 1.2 Соглашения - Единый оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании проведенного отбора, в течение установленного в п. 2.1.5. настоящего Соглашения срока обязуется осуществлять возложенные на него полномочия по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск».

Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В обеспечение надлежащей конкурентной среды, единства экономического пространства законодатель устанавливает требования, направленные на недопущение со стороны указанных органов (организаций) действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Пунктом 1.2 Порядка определено, что единый оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» (далее по тексту - Единый оператор) – это юридическое лицо, которое обязано заключить публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне деятельности Единого оператора.

Также пункт 1.2 Порядка определяет иные понятия, применяющиеся в Порядке:

обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым принят Порядок не содержит норм, предусматривающих понятие и статус единого оператора на уровне муниципального образования.

Согласно действующему федеральному законодательству единственным требованием к осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является наличие лицензии, предусмотренное пунктом 30 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Между тем, принятый Порядок, определивший статус единого оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» и его полномочия, имеет прямое влияние на состояние конкуренции на товарном рынке по сбору, накоплению, транспортированию коммунальных отходов на территории ГО «город Якутск», так как фактически определяет преимущественное положение определенного субъекта – единого оператора, который единственный будет иметь право осуществлять деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на территории ГО «город Якутск» в течение 10 лет.

При условиях отсутствия прямых норм федерального законодательства, предусматривающего возможность органа местного самоуправления определять статус, полномочия и возможность выбора единого оператора с предусмотренными Порядком полномочиями и статусом, и прямого влияния определения единого оператора на территории ГО «город Якутск» на соответствующий товарный рынок, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришла к выводу о наличии в акте Окружной Администрации города Якутска – Постановление от 19.11.2015 года №298п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город «Якутск» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи чем, 11 апреля 2016 года исх.№02/1781 Якутское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Главы ГО «Город Якутск» было направлено предупреждение о необходимости:

1. принять меры по отмене постановления от 19.11.2015 года №298п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город «Якутск»:

2. принять меры по устранению последствий нарушения путем расторжения соглашения №1-15/ОА на присвоение статуса единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» от 23 декабря 2015 года.

 

Предупреждение поступило в Окружную Администрацию города Якутска 11 апреля 2016 года (вх.№5020) и подлежало обязательному рассмотрению ГО «город Якутск» в срок, не превышающий 12 дней с момента его получения.

Однако по состоянию на 10 мая 2016 года выданное предупреждение не было исполнено.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом ВрИО руководителя УФАС по РС (Я) от 10.05.2016 г. № 38 возбуждено дело №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Окружной администрации Города Якутска по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

13.05.2016 г. Якутским УФАС России вынесено определение о назначении дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в связи с обнаружением признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответчик – Окружная администрация города Якутска не согласен с доводами заявителя и сообщает следующее:

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. П. 3 ст. 8 Закона №89-ФЗ установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, полномочия органом местного самоуправления городских округов по изданию нормативным правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании вышеизложенного, органы местного самоуправления вправе решат вопросы по организации и переработке бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с Законом №89-ФЗ, а также Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Генеральной схемой обращения с отходами производства, потребления на территории городского округа «город Якутск», утвержденного Постановлением Окружной администрации города Якутска от 19.11.2015 ш. №298п на официальном сайте Окружной администрации города Якутска www.якутск.рф. 23.11.2015 г. было размещено Извещение о проведении отбора единого оператора по обращению отходами на территории городского округа «город Якутск». Порядок отбора разработан и утвержден в соответствии с требованиями законодательства, прошел правовую экспертизу, необходимую для нормативно-правовых актов органов местного самоуправления на факт выявления ограничивающих конкуренцию положений.

Целью отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» является присвоение статуса единого оператора и определение зоны его деятельности, что также соответствует требованиям положений ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полномочия в сфере обращения с отходами производства и потребления закреплены также в ст. 14-16 Федерального закона №131-ФЗ и различаются по отдельным видам муниципальных образований: поселения осуществляют сбор и вывоз; муниципальные районы уже осуществляют утилизацию и переработку как бытовых, так и промышленных отходов; органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по всем стадиям обращения с бытовыми и промышленными отходами. Условием отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» является соглашение, заключенное между Окружной администрацией города Якутска и единым оператором на осуществление деятельности по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживанию, твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Якутск». Критерии оценки заявок составлены в соответствии с требованиями законодательства, не ограничивают участие любого индивидуального предпринимателя, юридического лица, изъявившего желание участвовать в отборе. Все требования к оформлению заявок, критерии оценок представлены в Порядке.

По вопросу открытости, Ответчик поясняет, что Постановление Окружной администрации города Якутска от 19.11.2015 г. №295п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» было утверждено 29.10.2015 г. и размещено на официальном издании «Эхо столицы», 19.11.2015 г. было утверждено Постановление с внесением изменений в данный акт, которое также было опубликовано в официальном издании и на официальном сайте Окружной администрации. Извещение согласно данного Постановления было размещено 23.11.2015 г. Таким образом, у потенциальных участников было достаточно времени для подачи заявок на участие в отборе единого оператора.

Ответчик сообщил, что отбор был проведен и выявлен победитель и подписано Соглашение.

Дополнительно к отзыву представитель Ответчика указал, что согласно п. 1.2 Порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» единый оператора это юридическое лицо, которое обязано заключить публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне деятельности Единого оператора, при этом целью отбора единого оператора является присвоение статуса единого оператора и определение зоны его деятельности, при этом в Порядке единого оператора является присвоение статуса единого оператора и определение зоны его деятельности, при этом в Порядке отсутствует положения которые указал УФАС по РС (Я) в определении о том, что единый оператора единственный будет иметь право осуществлять деятельность по сбору, накоплению транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на территории ГО «Город Якутск» в течение 10 лет.

Ограничение в осуществлении деятельности по сбору, накоплению транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на территории ГО «город Якутск» Окружная администрация города Якутска не устанавливала. Согласно раздела № Порядка - единый оператор определяется путем отбора, который и обеспечивает конкуренцию на данном рынке услуг.

Окружная администрация города Якутска приняла указанный правовой акт в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии с Законом №89-ФЗ, Законом №131-ФЗ согласно которым правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно морфологического и синтаксического слова под «организацией» понимается действие по значению гл. организовать; инициирование какой-либо деятельности и руководство ею с целью согласования и упорядочения.

На основании изложенного, Ответчик считает, что имеются основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства по причине того, что отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Окружной администрации города Якутска.

Заинтересованное лицо – ООО «Якутскэкосети», при рассмотрении дела генеральным директором поддержаны доводы отзыва Окружной администрации города Якутска об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, и в материалах дела представлены 4 договора на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с ООО «Буревестник», ООО «Ильинка», ТСЖ Ломоносов, д. 31 и ИП "***".Договоры представлены с указанием на то обстоятельство, что ООО «Якутскэкосети» не навязывает свои услуги управляющим компаниям и ТСЖ, а заключила договора лишь с 4-мя обратившимися лицами.

В материалах дела имеются письма Руководителя МКУ «Управа Октябрьского округа» города Якутска от 19.01.2016 г. №24, адресованное УК и ТСЖ и письмо и.о. главы "***" от 28.12.2015 г. №01-1509-ГО «О заключении договоров с Единым оператором» адресованное руководителям Управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, товарищества собственников жилья.

В обоих письмах указано о необходимости заключения договоров с Единым оператором по обращению с отходами на территории городского округа «город Якутск» - ООО «Якутскэкосети».

Определением Якутское УФАС России от 20.05.2016 г. по рассмотрению дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия УФАС по РС (Я) отложило дело.

Окружной администрацией города Якутска обжаловано Предупреждение Якутского УФАС России в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), судебное дело №А58-2174/2016.

30 июня 2016 года вынесена резолютивная часть решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-2174/2016 об отмене предупреждения УФАС по РС (Я) от 11 апреля 2016 года (исх.№02/1781), выданного Окружной Администрации города Якутска на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассматриваемых по настоящему делу.

Согласно части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 в статье 180 АПК РФ, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции - Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства на срок рассмотрения судом другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением УФАС по РС (Я) от 30.06.2016 г. по рассмотрению дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия УФАС по РС (Я) приостановила дело в связи с рассмотрением судом дела №А58-2174/2016, имеющего значение для рассмотрения дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства.

Не согласившись с Решением Арбитражного суда РС (Я), Якутское УФАС России подала апелляционную жалобу. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда вынесено 27.09.2016 г. (изготовлено в полном объеме 29.09.2016 г.).

Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа также рассмотрена кассационная жалоба Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2016 года по делу № А58-2174/2016, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2016 года по тому же делу и принято решение об отмене вышеуказанных судебных актов и принятии нового судебного акта (резолютивная часть объявлена 08.02.2017 г., изготовлено в полном объеме 13.02.2017 г.).

Согласно части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 в статье 180 АПК РФ, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. В соответствии со ст. 275 АПК РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение. Постановление Восточно-Сибирского округа вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Определением по рассмотрению дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства от 01.03.2017 г. Комиссия УФАС по РС (Я) возобновила рассмотрение дела.

На рассмотрении по существу дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства представитель Ответчика – Окружной администрации ГО «Город Якутск» представил дополнительный отзыв (исх. №б/н от 16.03.2017 г.) и поясняет следующее:

Окружная администрация города Якутска полностью поддерживает доводы, изложенные в отзыве от 19.05.2016 г. и дополнении к нему от 20.05.2016 г.

Дополнительно Ответчик сообщает о том, что Постановление Окружной администрации города Якутска от 27.02.2017 г. №56п – признано утратившим силу Постановление Окружной администрации от 19.11.2015 г. №298п «Об утверждении Порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории городского округа «Город Якутск» и просить прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и сведения, пришла к следующему выводу по делу №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства.

Якутским УФАС России установлено, что 19.11.2015 г. Постановлением Окружной администрации №298п, утвержден Порядок отбора единого оператора по обращению твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск».

В Порядке указано на утверждение и разработку данного Порядка в соответствии с Законом №89-ФЗ.

П. 1.2 Порядка определено, что единый оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» (далее по тексту - Единый оператор) – это юридическое лицо, которое обязано заключить публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне деятельности Единого оператора.

Статьей 24.6 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Также пункт 1.2 Порядка определяет иные понятия, применяющиеся в Порядке:

обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым принят Порядок не содержит норм, предусматривающих понятие и статус единого оператора на уровне муниципального образования.

Согласно действующему федеральному законодательству единственным требованием к осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является наличие лицензии, предусмотренное пунктом 30 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Между тем, принятый Порядок, определивший статус единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа «город Якутск» и его полномочия, имеет прямое влияние на состояние конкуренции на товарном рынке по сбору, накоплению, транспортированию коммунальных отходов на территории ГО «город Якутск», так как фактически определяет преимущественное положение определенного субъекта – единого оператора, который единственный будет иметь право осуществлять деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов на территории ГО «город Якутск» в течение 10 лет.

При условиях отсутствия прямых норм федерального законодательства, предусматривающего возможность органа местного самоуправления определять статус, полномочия и возможность выбора единого оператора с предусмотренными Порядком полномочиями и статусом, и прямого влияния определения единого оператора на территории ГО «город Якутск» на соответствующий товарный рынок.

Таким образом, отсутствует федеральное законодательство, предусматривающих возможность органа местного самоуправления определять статус, полномочия и возможность выбора Единого оператора на уровне муниципального образования с предусмотренными в Порядке полномочиями и статусом.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции - устанавливает запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика – Окружной администрации ГО «город Якутск» при вынесении Постановления № 298п и.о. главы Окружной Администрации города Якутска "***", утвержден Порядок отбора единого оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город «Якутск» и определением единого регионального оператора по обращению с бытовыми отходами – ООО «Якутскэкосети» противоречит и нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции при организации и проведении открытого конкурса.

Так как, на рассмотрении дела №02-16/16А о нарушении антимонопольного законодательства Ответчик – Окружная администрация ГО «Город Якутск» сообщил и представил в материалы дела документ, подтверждающий о расторжении Соглашения №1-15/ОА от 23.12.2015 г. на основании Постановления Окружной администрации ГО «Город Якутск» от 27.02.2017 г. №56п «О признании утратившим силу Постановления Окружной администрации города Якутска от 19.11.2015 г. №298п «Об утверждении порядка отбора единого оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории городского округа «город Якутск», предписание решено не выдавать.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-48/16А, руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Окружную администрацию Городского округа «город Якутск» нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об администравтиных правонарушениях.

 

Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии: ________________ "***"

 

 

Члены Комиссии: ________________ "***"

 

 

                                ________________  "***"

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны