Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-165/18.1-16 ... от 1 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-165/18.1-16

 

г. Якутск                                                      резолютивная часть оглашена «29» ноября 2016 г.

                                                                      изготовлено в полном объеме «1» декабря 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Ярыгина Ольга Александровна – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

Мандарова Айталина Егоровна – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Николаева Айыына Валентиновна – старший специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

При участии:

От ответчика – государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины»:

- представитель по доверенности <***>;

От заявителя представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РИАГРАНД» на действия государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» при проведении запроса цен в электронной форме на поставку прибора для аудиологического скрининга для новорожденных (извещение № 31604303507 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

16 ноября 2016 года в Якутское УФАС России поступила жалоба (вх. № 9179э) от ООО «РИАГРАНД» на действия государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» при проведении запроса цен в электронной форме на поставку прибора для аудиологического скрининга для новорожденных.

Первый довод заявителя, изложенный  в жалобе, сводится к следующему.

09.11.2016 г. На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении запроса цен в электронной форме на поставку прибора для аудиологического скрининга для новорожденных.

В техническом задании на поставку прибора для аудиологического скрининга для новорожденных к назначению прибора заявлены следующие характеристики: анализ слуховых вызванных потенциалов мозга, исследование задержанной вызванной отоакустической эмиссии и отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения (СВП, ЗВОАЭ, ПИОАЭ).

В соответствии с методическими рекомендациями «Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни» разработанными Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-клинический центр отоларингологии ФМБА России» и на кафедре отоларингологии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» аудиологический скрининг осуществляется следующим образом.

Современный алгоритм скрининга новорожденных является двухэтапным и состоит из проведения объективных аудиологических исследований – регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ) – 1-й этап и регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – 2-й этап.

В соответствии с данными рекомендациями на первом этапе скрининга в первые дни жизни ребенка (на 3-4 сутки жизни) проводится исследование отоакустической эмиссии. Обследованию подлежат все новорожденные в учреждениях родовспоможения, а так же дети, не прошедшие (положительный результат, т.е. ОАЭ не регистрируется) в учреждениях родовспоможения , первый этап скрининга проходят в детской поликлинике. В случае получения отрицательного результата (ОАЭ регистрируется), дальнейшее тестирование не требуется.

Исследование проводят: врач-неонатолог, врач-педиатр, врач-отоларинголог, медицинская сестра.

Регистрация отоакустической эмиссии является скрининговым методом, он основан на регистрации специфических сигналов, которые генерируют неповреждаемые (интактные) волосковые клетки в ответ на импульс определенной громкости. Выполняется это исследование очень быстро, в течение 30 секунд с каждой стороны, и никаких специальных условий не требует. Если эмиссия прошла, со слухом все в порядке. Если же тест не пройден – вероятно, есть какие-то проблемы в среднем  или внутреннем ухе, и необходимо делать более углубленное исследование.

Такое углубленное исследование относится ко второму этапу и называется регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), являющих наиболее информативным тестом для определения эквивалентов порогов слышимости.

Второй этап скрининга проводят центрах реабилитации слуха (сурдологических центрах, кабинетах), оснащенных соответствующей аппаратурой, в помещениях имеющих контур заземления. Исследование проводит врач сурдолог-оториноларинголог, прошедший специальное обучение (первичную специализацию, общее усовершенствование, тематическое усовершенствование). Обследование проводится детям,  не прошедшим первый этап (в том числе повторное тестирование в детской поликлинике), а также детям из группы риска.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.04.2015 г. № 178н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология» тест слуховых вызванных потенциалов осуществляется только в рамках специализированных крупных сурдологических центров.

Однако заказчик включил в требования к оборудованию «проведение исследования слуховых вызванных потенциалов», что противоречит рекомендациям авторитетных медицинских учреждений Российской Федерации и сложившейся практики: указание в техническом задании требований по наличию на первом этапе аудиологического скрининга теста КСВП ведет к прямому нарушению порядка, сформированного Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Второй довод, изложенный в жалобе, сводится  к следующему.

На рынке имеются несколько производителей систем регистрации отоакустической эмиссии, однако, заказчик искусственным образом ограничил конкуренцию, сформулировав техническое задание под конкретное оборудование конкретной компании – ООО «Нейрософт».

Указанные выше сведения были представлены заказчику в виде запроса на разъяснения Положений документации, в котором ООО «РИАГРАНД» просил исключить из технического задания требования к анализу слуховых вызванных потенциалов, поскольку анализ аукционов с идентичным техническим заданием показал, что в 100 % случаев на аукцион выходит единственная компания, соответственно, снижения и экономии бюджетных средств не происходит.

В своем ответе на запрос заказчик указал, что «закупка прибора Нейро-Аудио-Скрин (ОАЭ+КСВП) полностью удовлетворяет потребностям Заказчика».

Таким образом, по мнению заявителя, Техническое задание содержит требование к заявленному к поставке оборудованию, единственной целью которого является ограничение количества участников. Отсутствует возможность принять участие в данном запросе цен в электронной форме другими участниками, как производителями, так и поставщиками, предлагающими к поставке иное медицинское оборудование для сурдологического скрининга новорожденных, за исключением прибора Нейро-Аудио-Скрин (ОАЭ+КСВП) производителя ООО «Нейрософт».

Таким образом, такие действия приводят к устранению конкуренции и обеспечению участия в запросе цен только тех участников размещения заказа, которые вне процедуры размещения государственного заказа заранее уведомлены о конкретном предмете торгов, что недопустимо в соответствии с законодательством о размещении заказов.

В ходатайстве о рассмотрении жалобы № 02-165/18.1-16 в отсутствие заявителя заявитель указал, что поддерживает доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.

 

Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» в возражении на жалобу от 21 ноября 2016 года (вх.  № 9211) пояснило следующее.

ГАУ РС (Я) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» считает жалобу ООО «РИАГРАНД» не обоснованной.

Указание в тексте жалобы на отсутствие у заказчика фактической возможности проведения 2 этапа скрининга называемой – регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) по причине того, что 2 этап скрининга проводится только исключительно в рамках специализированных крупных сурдологических центров не состоятельно.

Республиканский сурдологический центр является структурным подразделением консультативно-диагностического центра ГАУ РС (Я) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины». Республиканский сурдологический центр является головным учреждением по оказанию сурдологической и слухопротезной медицинской помощи в системе  лечебно-профилактических учреждений республики.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

Проведение аудиологического скрининга новорожденных детей 1-го года жизни регламентировано приказом Минздравмедпрома РФ от 29.03.1996 № 108 "О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни", а также письмами Минздравсоцразвития России от 30.12.2008 № 10329-ВС "О проведении аудиологического скрининга" и от 01.04.2008 № 2383-РХ «О проведении универсального аудилогического скрининга детей первого года жизни». Данными документами предусмотрено внедрение единой двухэтапной системы раннего выявления нарушений слуха у детей.

В соответствии с методическими рекомендациями «Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни», допущенными к использованию на территории России на первом и втором этапе скрининга приборами являются пять аппаратов:

Аппаратура для проведения 1-го и 2-го этапов аудиологического скрининга, зарегистрированная в Российской Федерации:

  1. GN Otometrics A/S. Дания: Первый этап: AccuScreen Pro T; Второй этап: CHARTR EP-2/ASSR. Capelin Madsen OTOflex 100;

  2. Interacoustics A/S, Дания: Первый этап: Oto-Read; Второй этап: ЕР-25;

  3. Нейрософт, Иваново, РФ: Первый этап: Нейро-Аудио-Скрин ОАЭ; Второй этап: Нейро-аудио (компьютерный комплекс);

  4. < >, Германия: Первый этап: ERO-SCAN TEOAE-screener; Второй этап: МВ 22, ERO-Scan PRO Tymp, MB 11 (с БЕРАфоном);< > Viasys, США: Первый этап: AUDIOScreener+; Второй этап: AUDERA.

    Таким образом, по мнению заказчика, данное обстоятельство является обоснованным ограничением конкуренции и не может быть истолковано как нарушение законодательства о конкуренции.

    На рассмотрении дела ответчик поддержал свои возражения.

     

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, заслушав объяснения лиц, участвующих в процедуре рассмотрения жалобы, изучив и рассмотрев представленные заявителем и ответчиком документы и сведения, установила следующее.

    09 ноября 2016 г. ГАУ РС (Я) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» размещено извещение № 31604303507 о проведении запроса цен в электронной форме на поставку прибора для аудиологического скрининга для новорожденных на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов (www.zakupki.gov.ru). Наименование электронной площадки в сети интернет: РТС-тендер. Адрес электронной площадки: 223.rts-tender.ru.

    Извещением № 31604303507 установлены следующие основные положения.

    Согласно извещению, дата начала приема заявок на участие в запросе цен в электронной форме – 09.11.2016 11:00 (по московскому времени), дата окончания приема заявок на участие в запросе цен в электронной форме – 17.11.2016 11:00 (по московскому времени).

    Дата и время рассмотрения заявок – 18.11.2016 11:00 (по московскому времени).

    Дата  и время подведения итогов – 18.11.2016 11:00 (по московскому времени).

    В отношении первого довода заявителя, изложенного в жалобе, Комиссия Якутского УФАС России пришла к следующему выводу.

    В соответствии  с письмом Минздравсоцразвития России от 30.121.2008 № 10329-ВС "О проведении аудиологического скрининга" Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей 1-го года жизни проводится в два этапа.

    Первый этап аудиологического скрининга (регистрация отоакустической эмиссии) проводится новорожденным на 3-4 сутки жизни в родовспомогательном учреждении.

    В случае отсутствия в документации новорожденного отметки о проведении аудиологического скрининга при его поступлении под наблюдение в детскую поликлинику по месту жительства или переводе по медицинским показаниям в больничное учреждение аудиологический скрининг проводится в детской поликлинике.

    Новорожденные, у которых при обследовании не зарегистрирована отоакустическая эмиссия, а также дети с факторами риска по тугоухости и глухоте, подлежат направлению в центр реабилитации слуха для последующего углубленного диагностического обследования (второй этап аудиологического скрининга).

    В соответствии с пунктом 2 Правил организации деятельности центра реабилитации слуха (сурдологического центра), утвержденными Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.04.2015 № 178н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология-оториноларингология", центр реабилитации слуха (сурдологический центр) является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, оказывающей первичную специализированную медико-санитарную помощь и (или) специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь пациентам с нарушением слуха по профилю "сурдология-оториноларингология".

    Согласно пункту 1 Положения о республиканском сурдологопедическом центре консультативно-диагностического центра Республиканской больницы № 1 Национальный центр медицины РС (Я), утвержденного Генеральным директором Республиканской больницы № 1 Национальный центр медицины, сурдологопедический центр является структурным подразделением консультативно-диагностического центра Республиканской больницы № 1 Национальный центр медицины Республики Саха (Якутия).

    В соответствии с пунктом 7 Положения о республиканском сурдологопедическом центре консультативно-диагностического центра Республиканская больница № 1 Национальный центр медицины РС (Я) сурдологопедический центр является головным учреждением по оказанию сурдологической и слухопротезной медицинской помощи в системе лечебно-профилактических учреждений республики.

    Таким образом, ГАУ РС (Я) Республиканская больница № 1 Национальный центр медицины имеет структурное подразделение – центр реабилитации слуха (сурдологический центр), имеющий возможность проводить углубленное диагностическое обследование (второй этап аудиологического скрининга).

    На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что данный довод заявителя не нашел подтверждения.

    В связи с чем, комиссия по рассмотрению дела № 02-165/18.1-16 приходит к выводу, что жалоба Общества с ограниченной ответственностью «РИАГРАНД» на действия государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» при проведении запроса цен в электронной форме на поставку прибора для аудиологического скрининга для новорожденных, не обоснована.

    В отношении довода заявителя о нарушении заказчиком требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ограничения количества участников запроса цен в электронной форме, Комиссия Якутского УФАС России сообщает следующее. Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, установлен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации". Таким образом, у Комиссии Якутского УФАС России по  рассмотрению дела № 02-165/18.1-16 отсутствуют полномочия по рассмотрению заявления на признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

    При рассмотрении Комиссией Якутского УФАС России жалобы были установлены следующие иные нарушения порядка организации торгов.

    В извещении установлено, что дата  и время подведения итогов – 18.11.2016 11:00 (по московскому времени).

    Согласно письму от электронной площадки ООО «РТС-тендер», представленному ГАУ РС (Я) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» в Якутское УФАС России (вх. № 9426э от 28.11.2016), при публикации извещения о проведении процедуры запроса цен № 28648 установлены крайняя дата и время подведения итогов: 18.11.2016 в 11:00 (по московскому времени).

    Согласно Протоколу № 02-3507 от 18.11.2016 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе процедура рассмотрения заявок на участие в запросе цен проводилась закупочной комиссией в период с 17 часов 00 минут «17» ноября 2016 года по 11 часов 00 минут «18» ноября 2016 года.

    В соответствии  с пунктом 17.5.4. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» закупочная комиссия в течение двух рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи заявок на участие  в запросе цен в электронной форме, рассматривает заявки на их соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса цен в электронной форме, и оценивает заявки в целях определения победителя закупки. Следовательно, закупочная комиссия должна была начать процедуру рассмотрения заявок на участие в запросе цен со следующего рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие  в запросе цен в электронной форме –  с 18 ноября 2016 г., а не с момента окончания срока подачи заявок – с 17 часов 00 минут «17» ноября 2016 года.

    Таким образом, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что ГАУ РС (Я) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» нарушен пункт 17.5.4. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины».

    В связи с тем, что данное нарушение не повлекло существенных нарушений прав и законных интересов участников запроса цен в электронной форме, Комиссия Якутского УФАС России приняла решение предписание ГАУ РС (Я) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» не выдавать.

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции»,

    РЕШИЛА:

     

    1. Признать жалобу на действия государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница № 1 – Национальный центр медицины» при проведении запроса цен в электронной форме на поставку прибора для аудиологического скрининга для новорожденныхнеобоснованной.

    Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

     

    Председатель Комиссии                                                                                        О.А. Ярыгина

     

         

     

     Члены Комиссии:                                                                                            А.Е. Мандарова

     

    А.В. Николаева

Связанные организации

Связанные организации не указаны