Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательст... от 14 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Департамент по лесным

 отношениям Республики Саха (Якутия)

г.Якутск, пр.Ленина,22

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении

антимонопольного законодательства №02-17/17А

 

г. Якутск                                                                                                                                                                                       резолютивная часть оглашена 06 апреля 2017 года

в полном объеме изготовлено 07 апреля 2017 года

         Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-17/17А о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии: <***> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

Членов комиссии:

<***> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***> - старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

при участии представителей: не явились.

рассмотрев дело №02-17/17А по признакам нарушения Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА

           

   По результатам проверки Якутским УФАС России (акт проверки № 02-17/16ВП) Департамента по лесным отношениям РС(Я) установлено следующее.

Установлено, что нормативными правовыми актами, Департамент по Лесным отношениям РС(Я) определен как продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с частью 3 статьи 79 ЛК РФ, извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее в целях настоящей главы - официальный сайт торгов), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

   Частью 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:

1) проектную документацию лесного участка;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

2) кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений;

3) сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в размере, не превышающем пяти процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);

4) сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи;

5) сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка. При этом задаток устанавливается в размере от десяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины);

6) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.

Частью 7 вышеуказанной статьи определено, что одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации.

Так, частью 11 методических указаний установлено, что Организатор в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений осуществляет следующие функции:

а) определяет лесные участки, право аренды которых подлежит продаже, а при продаже права на заключение договора купли-продажи - местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины;

б) готовит документацию об аукционе с указанием всех сведений, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, и заблаговременно передает указанную документацию организатору аукциона;

в) готовит проекты договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений;

г) обеспечивает подписание договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений в установленный срок, а также предпринимает действия, необходимые для их государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) осуществляет иные функции в качестве продавца в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

  Исходя из анализа нормативных правовых документов, регламентирующих заключение договоров купли-продажи лесных насаждений установлено, что заключение таких договоров происходит по результатам проведения аукционов, организатором которых на территории Республики Саха (Якутия) определен Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия). Перед проведением аукционов, Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) подготавливает полную аукционную документацию, включающую извещение; проектную документацию лесного участка; кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений; сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона; сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи; сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка. При этом задаток устанавливается в размере от десяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины); проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.

Инспекцией были изучены договора и аукционная документация Департамента по Лесным отношениям РС(Я) за период с 2014 по 2016 гг.

Требованием о предоставлении информации от 08.12.2016 г. №02/6046 Якутским УФАС России была истребована информация, в том числе документация об аукционах по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, проведенных за период с 2014 по 2016 гг.

Как следует из представленных документов, Департаментом по лесным отношениям РС(Я) за период с 2014 по 2016 гг. проводились только аукционы по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных и муниципальных нужд.

Представлены протокола аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных нужд или муниципальных нужд в 2014 году -10 шт., в 2015 году – 19 шт., в 2016 году -15 шт., а также заявки на участие в аукционах.

Установлено, что Комиссией Департамента по лесным отношениям РС(Я) перед проведением аукциона проводится заседание по проведению аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных или муниципальных нужд.

Решение Комиссии типовое.

  1. В соответствии с п.2 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.2009 г. №32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статьи 21 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г.550-З №1115-III «О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)», организовать аукцион по продаже прав на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных нужд или муниципальных нужд.
    1. Организацию и проведение аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных нужд или муниципальных нужд провести в соответствии с главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации;
    2. Выставить на аукцион ____ лотов, на основании заявок от лесничеств для целей заготовки древесины согласно приложению;
    3. Назначить проведение аукциона на _________ г.;
    4. Опубликовать извещение о проведении аукциона на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
    5. Установить:
  1. Начальную цену с применением коэффициента 1,8 к минимальному размеру платы по договорам купли-продажи лесных насаждений;
  2. «Шаг аукциона» в размере 5% от начальной цены предмета аукциона;
  3. Задаток в размере 10% от стартовой стоимости аукционной единицы.

Также, за 2014 год представлены заявки участников и карточки аукционной документации.

Например, 07.08.2014 г. гр. Венедиктов Я.П. обращается с заявлением о предоставлении лесного участка для заготовки древесины для нужд муниципального значения (1000 м3). Прилагается договор поставки древесины №29 от 21.07.2014 г., заключенный между Администрацией МР «Олекминский район» РС(Я) и ООО «Маякстрой-14» (ген.директор Венедиктов Я.П.) в объеме 1000 м3.

Далее, ГКУ РС(Я) «Олекминское лесничество» 21.10.2014 г. письмом №317 направило в адрес Управления лесопользования, воспроизводства лесов, лесного реестра и земельных отношений Департамента по лесным отношениям РС(Я) данное заявление, прилагаемые к нему документы и карточку аукционной документации.

В целом, на основании поступивших карточек Департаментом по лесным отношениям РС(Я) выставляются на аукцион лоты, победителями и единственными участниками которых становятся заявители.

Также, Инспекцией Якутского УФАС России, посредством выборочной проверки публикаций конкурсной документации установлено, что Департаментом по лесным отношениям РС(Я) на сайте www.torgi.gov.ru не публикуется проектная документацию лесного участка, кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений.

В представленных протоколах аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных или муниципальных нужд отсутствуют номера аукционов (извещений). Соответственно, нет возможности сопоставить представленные протокола конкретным извещениям.

Установлено, что выставление лотов на аукцион фактически носит заявительный характер.

Также, выборочной проверкой подтверждается факт того, что в представленных соглашениях и договорах, заключенных между хозяйствующими субъектами и муниципальными образованиями не отражено в каких именно целях (из предусмотренных в 21 статье Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 550-З Т 115-III «О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)») осуществляется поставка древесины для муниципальных нужд.

 

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ установлена передача полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;

3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;

6.1) утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда;

7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;

8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.

Частью 3 статьи 83 Лесного кодекса установлено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации.

Правила заготовки древесины установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. №337 (действовали до 10.01.2017 г.)

В частности, статьей 18 вышеуказанных Правил установлено, что в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке.

При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

Разработка лесосек без предварительного отбора и отметки вырубаемых деревьев допускается при проведении выборочных рубок специально обученными машинистами лесозаготовительных машин и вальщиками леса.

Частью 19 Правил установлено, что отвод и таксация лесосек обеспечиваются:

-гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков;

-федеральными государственными учреждениями, осуществляющими заготовку древесины на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование;

-органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Исходя из вышеизложенного, отвод и таксация лесосек для заготовки древесины гражданами и юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений является функцией органов власти, обеспечиваются органами государственной власти.

Департаментом по лесным отношениям РС(Я) представлены документы таксационные описания и материалы отвода по договорам купли продажи лесных насаждений для государственных или муниципальных нужд за 2016 год.

В соответствии с представленными материалами, отвод и таксация лесосеки проводится лесничествами (филиалами ГАУ «Якутлесресурс») в соответствии с местонахождением лесного участка.

В соответствии с результатами рассмотрения материалов установлено, что ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» проводит отвод лесосеки по договорам купли продажи лесных насаждений для государственных или муниципальных нужд за плату.

Так, например, в акте предварительной передачи лесосечного фонда на 2016 год от 28.06.2016 г. лесхоза Олекминский, лесничества Олекминское участковое лесничество РС(Я), лесозаготовителем является ИП Люйден С.Г. (номер квартала 487, площадь 6 га) указывается, что ОФ ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» за отвод 6 га (1 га 3830,72 руб.) 22984 руб. Расстояние трелевки 30 метров.

Далее, 29.07.2016 г. был проведен аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для государственных и муниципальных нужд. По Олекминскому лесничеству, договор купли-продажи (по вышеуказанному участку в 6 га) был заключен с ИП Люйден С.Г. по цене 20944,80 руб.

Аналогичная ситуация прослеживается по отношению ко всем представленным актам лесосечного фонда на 2016 год по Олекминскому лесничеству.

Исходя из вышеизложенного, Инспекцией Якутского УФАС России установлено, что Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) нарушается порядок проведения аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

            Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия Якутского УФАС России установила, что при квалификации нарушения по ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции необходимо установить ограничение конкуренции (фактическое или предполагаемое).

Комиссия учитывала то, что участником аукциона становится тот хозяйствующий субъект, который заключил муниципальный контракт (соответственно, на данном рынке и при проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений не может быть установлено возможное и фактическое ограничение конкуренции, а также то, что в адрес Департамента по лесным отношениям РС(Я) направлены предупреждения по ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, по ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

            Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России решила, что в рассмотренных действиях Департамента по лесным отношениям РС(Я) отсутствуют нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела №02-17/17А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия)

            Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

   Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны