Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-18/16А о нарушении антимонопольного зак... от 21 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №02-18/16А о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                                                      резолютивная часть оглашена «27» июня 2016 г.

                                                                      изготовлено в полном объеме «30» июня 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<***> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

<***>  – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

<***>  - ведущий специалист 1 разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

При участии:

От заявителя: Региональное отделение Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Республике Саха (Якутия) представитель по доверенности <***> 

От ответчика: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский наркологический диспансер» представитель по доверенности <***> 

От заинтересованных лиц:

надлежащим образом уведомлены,  не явились,

рассмотрев материалы дела №02-18/16А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский наркологический диспансер» (далее – ГБУ РС(Я) «ЯРНД») по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального  закона  от  26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

13.04.2016 г. в адрес отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России поступило заявление Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Республике Саха (Якутия), направленное Прокуратурой Республики Саха (Якутия), служебной запиской отдела контроля закупок Якутского УФАС России на действия ГБУ РС(Я) «ЯРПНД» при проведении ряда открытых конкурсов.

- по извещению №0116200007915009966 на оказание услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольное и наркотическое опьянение от 20.11.2015 г.;

-  по извещению №0316200054415000055 на оказание услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольное и наркотическое опьянение от 20.11.2015 г.;

-   по извещению №0316200054415000056 на оказание услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольное и наркотическое опьянение от 23.11.2015 г.;

1. Заявитель указывает, что в вышеуказанных закупках предусмотрен идентичный по содержанию раздел «Технические особенности прибора». В пункте 3.1 раздела указан диапазон измерений массовой концентрации этанола и пределы допускаемой основной погрешности анализаторов. Данные показатели идентичны техническим характеристикам именно модели Lion Alcometer SD-400.

Диапазон измерений массовой концентрации этанола, мг/л

Пределы допускаемой основной погрешности

абсолютной

относительной

0-0,48

+-0,05

-

0,48-0,95

-

+-10%

Примечания.

1.на лицевой панели прибора единицы измерений массовой концентрации этанола «мг/л» обозначены как «mg/L BrAC»

2.при анализе воздуха с содержанием этанола меньше 0,02 мг/л на дисплей анализаторов выводятся нулевые показания.

Согласно п.3.3 дополнительная погрешность от влияния содержания неизмеряемых компонентов в анализируемой пробе не превышает значений указанных в таблице 2.

Неизмеряемый компонент

Содержание

Дополнительная погрешность, мг/л

Ацетон

Не более 0,5 мг/л

отсутствует

Метанол

Не более 0,1 мг/л

+0,16

Изопропанол

Не более 0,1 мг/л

+0,05

Толуол

Не более 0,2 мг/л

отсутствует

Оксид углерода

Не более 0,2 мг/л

+0,02

Этилацетат

Не более 0,15 мг/л

+0,01

Метан

Не более 0,3 мг/л

отсутствует

Диоксид углерода

Не более 10% (об.)

+0,01

 

Согласно пункту 16 Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 №475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Приказ Минздрава России от 14.07.2003 №308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» при освидетельствовании могут использоваться зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения и медицинские технологии, разрешенные к применению.

Согласно пункту 8 Приказа Минздрава России от 14.07.2003 №308 для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя в биологических объектах используются технические средства, поверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений, и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке.

Согласно сведению, об утвержденных типах средств измерений Росреестра, доступным в сети интернет, с регистрационным номером №16622-08 и сроком действия свидетельства до 01.04.2013 значится «Анализатор паров этанола» Lion Alcometer мод.SD-400, SD-400P, S-D2. Фирма «Lion laboratories ltd», Великобритания.

Согласно разделу описания указанного средства «основные технические характеристики» в таблице 1 «Диапазоны измерений и пределы допускаемой погрешности анализаторов» приведены диапазоны измерений массовой концентрации  этанола, мг/л и пределы допускаемой погрешности именно для модели Lion Alcometer мод.SD-400, которые идентичны с показателями документации всех трех закупок в части 2 «Описание объекта закупки» открытого конкурса «0116200007915009966, в приложениях №1 «техническое задание» к извещениям о запросе котировок №№0316200054415000055, 316200054415000056 предусмотрен раздел «Технические особенности прибора».

Например, для сравнения, в наиболее распространенных в России приборах «Алктестер-01» модификации М 012.000.00-12, М 012.000.00.13 производства России; Alcotest 6810, производства Германии, «Алкотектор» в исполнениях Юпитер, Юпитер –П, Юпитер-К, производства России, Алкотектор PRO-100 combi производства Китая содержат иные индивидуальные показатели, чем в документации рассматриваемых закупок.

Согласно пункту 11 Приказа Минздрава РФ от 21.02.2014 №81н о перечне измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при осуществлении деятельности в области здравоохранения и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений массовой концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе в пределах обязательных метрологических требований к измерениям допускается от 0 до 0,5 мг/л включительно.

Таким образом, включение Заказчиком пределов измерений массовой концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе в пределах 0-0,48, 0,48-0,95 мг/л, в соответствии возможностям модели Lion Alcometer мод. SD-400, SD-400P, с действующим законодательством Росреестра до 01.04.2013 допустил условия в проведении рассматриваемых закупок, влияющих на количество его потенциальных участников.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, услугам при условии, что такие требования ведут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более четкое описание характеристик объекта закупки.

Доказательств того, что другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки не имеется.

Следовательно, Заказчик, применив в описании в части 2 «Описание объекта закупки» открытого конкурса №0116200007915009966, в приложениях №1 «Техническое задание» к извещениям о запросе котировок №№0316200054415000055, 316200054415000056 предусмотрен раздел «Технические особенности прибора» показатели технических особенностей прибора модели Lion Alcometr мод.SD-400, SD-400P допустил действия по ограничению конкуренции, сокращению числа потенциальных участников закупок.

2. Заказчиком в части 2 «Описание объекта закупки» открытого конкурса №0116200007915009966, в приложениях №1 «Техническое задание» к извещениям о запросе котировок №№0316200054415000055, 316200054415000056 предусмотрен раздел «Технические особенности диагностических тестов» где применяется описание:

1. набор полосок для одновременного выявления 5-ти видов наркотиков в моче (дезоморфин, марихуана, амфетамин, барбитураты, бензодиазепин);

2. набор полосок для одновременного выявления 3-х видов наркотиков в моче (дезморфин, марихуана, бензодиазепин).

Согласно п.6 Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человеке при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 26.06.2008 №475 Порядок проведения химико-токсикологических исследований, определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Так, согласно письму Минздрава РФ от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» рекомендуемый перечень для одновременного выявления в моче состоит из веществ:

  1. Опиатов, каннабиноидов (марихуаны);
  2. Опиатов, каннабиноидов (марихуаны), амфетамина;
  3. Опиатов, каннабиноидов (марихуаны), амфетамина, амфетамина, кокаина, бензодиазепинов.

Таким образом, изложенное допускает заключить установленное заказчиком излишних требований в технических особенностям диагностических тестов, что повлекло ограничение числа потенциальных участников закупок, в нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

Исходящим письмом №249 от 04.05.2016 года ответчик представил следующую информацию.

Проведенные открытые конкурсы по извещениям №0116200007915009966, №0316200054415000055, №0316200054415000056 на оказание услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольного и наркотическое опьянение от 20.11.2015г. и от 23.11.2015 г. носят объективный характер, не влекущее за собой ограничение количества участников закупки. При описании объекта закупки необходимо было указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, так как не имелось другого способа, обеспечивающего более четкого описания характеристик объекта закупки при оказании услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольное и наркотическое опьянение.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится согласно Постановлению Правительства РФ от 26.06.2008 года №475 «Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и его результатов…» и приказу Минздрава РФ от 14.07.2003 г. №308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянении».

При составлении описания объекта закупки учитывались технические особенности приборов, которые доступны всем медицинским организациям на территории Российской Федерации и имеются в продаже. В качестве примера по данному диапазону измерений массовой концентрации этанола подходят следующие анализаторы:Alcotest 6510, Alcotest 6810, Lion Alcometer 500, Alcometer PRO-100 combi и т.пр.

При описании технических особенностей диагностических тестов, наборы полосок сформированы с учетом общеизвестных наркотических средств, при этом указанные наборы полосок одновременно выявления 5-ти и 3-х видов наркотических средств в моче, которые доступны всем медицинским организациям на территории Российской Федерации и имеются в продаже, и не могло повлиять на ограничение числа потенциальных  участников закупок. Следует учесть, что заявителем указана ссылка на письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств», не относящийся к вопросам проведения медицинского освидетельствования граждан на алкогольное и наркотическое опьянения по предмету закупки.

Таким образом, ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер не нарушило п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и сведения, пришла к следующим выводам.

 

По доводу заявителя касательно установления требований к характеристикам прибора Комиссия приходит к следующим выводам.

  1. Открытый конкурс. Извещение №0116200007915009966.

Наименование объекта закупки

Оказание услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольное и наркотическое опьянение

1

Способ

Открытый конкурс

2

Начальная (максимальная) цена контракта

4 099 932,00 руб.

3

Срок оказания услуг

С 01.01.2016 366 календарных дней

4

Дата публикации извещения

20.11.2015 г.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 14.12.2015 г. открытый конкурс признан несостоявшимся. Была подана единственная заявка ООО «Кэскил» по предлагаемой цене 3 999 900 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 16.12.2015 г.по результатам конкурса заключен контракт с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ.

  1. Запрос котировок. Извещение №0316200054415000056.

 

Наименование объекта закупки

Оказание услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольное и наркотическое опьянение

1

Способ

Запрос котировок

2

Начальная (максимальная) цена контракта

499 991,04 руб.

3

Срок оказания услуг

В течение 48 календарных дней

4

Дата публикации извещения

23.11.2015 г.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 03.12.2015 №П1 от 03.12.2015 г. поступила единственная заявка от участника ООО «Кэскил» с предлагаемой ценой 499 991,04 рублей. Запрос котировок признан несостоявшимся.

 

  1. Запрос котировок. Извещение №0316200054415000055.

 

Наименование объекта закупки

Оказание услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольное и наркотическое опьянение

1

Способ

Запрос котировок

2

Начальная (максимальная) цена контракта

499 986,00 руб.

3

Срок оказания услуг

В течение 47 суток

4

Дата публикации извещения

20.11.2015 г.

 

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 02.12.2015 №П1 поступила единственная заявка от участника ООО «Кэскил» с предлагаемой ценой 499 986,00 рублей. Запрос котировок признан несостоявшимся.

 

Часть 2. Описание объекта закупки по извещению №0116200007915009966, технические задания к извещениям №№0316200054415000055, №0316200054415000056 содержат идентичные требования, указанные ниже.

Характеристика услуги. Исполнитель за свой счет обеспечивает комплектацию кабинета медицинского освидетельствования квалифицированными кадрами, а именно: лица, имеющие высшее медицинское образование, т.е. врачи, имеющие действующие сертификаты и/или свидетельства (повышения квалификации и/или переподготовки, если иное не предусмотрено законодательством) и сертификат по:

1.«Подготовке             врачей (фельдшеров) по вопросам проведения   медицинского

освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами».

Исполнитель обеспечивает бесперебойное круглосуточное освидетельствование, которое проводится на основании протокола о направлении на освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении о направлении на медицинское свидетельствование.

Порядок приема врача на медицинское освидетельствование граждан на алкогольное

опьянение:

1.Осмотр;

2.Анамнез

3.Клинические исследования (неврологические тесты)

4.Лабораторные исследования

• Исследование выдыхаемого воздуха на наличие паров этанола прибором Алкометр;

• Исследование тест-индикаторами через 20 минут после первого исследования;

5.Работа с документами (регистрация, составление акта/протокола)

6.Выдача акта с результатом медицинского освидетельствования.

При освидетельствовании используются зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения и медицинские технологии, разрешенные к применению.

Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя в биологических объектах используются технические средства, поверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений, и проверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке.

При освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование 2 методами:

1.Исследование выдыхаемого воздуха на наличие паров этанола прибором Алкометр

2.Алкотесты (индикатор-тесты)

Исполнитель за свой счет обеспечивает комплектацию кабинета медицинского освидетельствования расходными материалами, спец одеждой кадров, и оборудованием.

Обязательное наличие у исполнителя (собственность или аренда) кабинета медицинского (наркологического) освидетельствования - не менее 12 кв. метров согласно Своду правил СП 158 133300 2014 «Здания и помещения медицинских организаций «Правила проектирования» (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 февраля 2014 г N58/пр).

 

Технические особенности прибора:

3.1. Диапазон измерений массовой концентрации этанола и пределы допускаемой основной погрешности анализаторов приведены в таблице 1.

Диапазон измерений массовой концентрации этанола, мг/л

Пределы допускаемой основной погрешности

абсолютной

относительной

0-0,48

+-0,05

-

0,48-0,95

-

+-10%

Примечания.

1.на лицевой панели прибора единицы измерений массовой концентрации этанола «мг/л» обозначены как «mg/L BrAC»

2.при анализе воздуха с содержанием этанола меньше 0,02 мг/л на дисплей анализаторов выводятся нулевые показания.

 

3.2.Диапазон показаний: от 0,00 до 2,00 мг/л.

При показаниях анализатора, превышающих верхний предел диапазона измерений, содержание этанола в выдыхаемом воздухе составляет более 0,85 мг/л.

3.3.Дополнительная погрешность от влияния содержания неизмеряемых компонентов в анализируемой пробе не превышает значений, указанных в таблице 2.

 

Неизмеряемый компонент

Содержание

Дополнительная погрешность, мг/л

Ацетон

Не более 0,5 мг/л

отсутствует

Метанол

Не более 0,1 мг/л

+0,16

Изопропанол

Не более 0,1 мг/л

+0,05

Толуол

Не более 0,2 мг/л

отсутствует

Оксид углерода

Не более 0,2 мг/л

+0,02

Этилацетат

Не более 0,15 мг/л

+0,01

Метан

Не более 0,3 мг/л

отсутствует

Диоксид углерода

Не более 10% (об.)

+0,01

 

3.4. Режимы определения содержания этанола в выдыхаемом воздухе:
- режим сигнализации (Р),

- измерительный режим (А),

- режим сигнализации с включением измерительного режима при превышении установленного

порога (РА).

3.5.  Режимы отбора пробы:

- активный,

- пассивный (ручной забор).

3.6. Показания анализатора отображаются на дисплее в виде 3-х цифр.

3.7. Датчик для измерения массовой концентрации паров этанола в анализируемой пробе воздуха

- электрохимический.

3.8. Время установления показаний анализатора: не более 30 с.

3.9. Продолжительность подготовки анализатора к отбору пробы с момента включения: не более 20 с.

3.10. Время очистки датчика после анализа пробы с массовой концентрацией этанола:

- 0,30 мг/л не более 60 с,

- 2,00 мг/л не более 4 мин.

3.11. Параметры дыхательной пробы, необходимые для автоматического отбора:

 - объем пробы анализируемой смеси: не менее 1,2 л/мин.

- расход анализируемой газовой смеси: не менее 20 л/мин.

3.12. Предел допускаемого интервала времени работы анализа -
торов без регулировки: не менее 12 мес.

3.13. средний срок службы анализатора: не менее 5 лет.

Технические особенности диагностических тестов:

Набор полосок для одновременного выявления 5-ти видов наркотиков в моче (дезоморфин, марихуана, амфетамин, барбитураты, бензодиазепин). Набор полосок для одновременного выявления 3-х видов наркотиков в моче (дезоморфин,
марихуана, бензодиазепин).

Срок годности данных расходных материалов должен составлять не менее 90% от общего срока годности, а также соответствовать сертификату соответствия.

Исполнитель гарантирует качество поставляемых услуг в соответствии с требованиями, предъявляемыми при медицинском освидетельствовании граждан на алкогольное и наркотическое опьянение - Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" и иными приказами Минздравсоцразвития РФ, инструкциям о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, санитарными иными правилами и нормами.

Исполнитель несет расходы по коммунальным услугам (теплоснабжение, электроэнергия, водоснабжение, водоотведение), услуги по охране кабинета медицинского освидетельствования, имущества и оборудования.

 

Рассматриваемые закупки были проведены в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 8 вышеуказанного закона определен принцип обеспечения конкуренции.

1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Статьей 33 Закона о контрактной системе закупок установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

 

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

 

Согласно техническому заданию закупок, при освидетельствовании используются зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения и медицинские технологии, разрешенные к применению.

Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя в биологических объектах используются технические средства, поверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений, и проверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 21.02.2014 N 81н "Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при осуществлении деятельности в области здравоохранения, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений", для измерения массовой концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе обязательными метрологическими требованиями к измерениям являются диапазон измерений и предельно допустимая погрешность (пункт 11).

Представлено в следующей таблице.

 

Диапазон измерений

Предельно допустимая погрешность

от 0 до 0,5 мг/л включ.

 0,05 мг/л

свыше 0,5 до 0, 95 мг/л

 10%

 

 

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" установлено следующее.

Пункт 13. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

15. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом указанное освидетельствование проводится фельдшером), прошедшим подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей транспортных средств.

16. Определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) установлен Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н.

Пунктом 2 установлено, что целью медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Пункт 4. Медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования:

а) осмотр врачом-специалистом (фельдшером);

б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;

в) определение наличия психоактивных веществ в моче;

г) исследование уровня психоактивных веществ в моче;

д) исследование уровня психоактивных веществ в крови.

Пунктом 9 установлено, что после указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку.

Пунктов 10 установлено - для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений <1>, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Также, пунктом 11 установлено, что при проведении исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя результаты измерения концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе указываются в Акте в миллиграммах на один литр выдыхаемого воздуха на основании показаний используемого технического средства измерения.

Форма акта утверждена Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)"  в следующем виде.

 

____________________________________

______________________________________

______________________________________

(наименование медицинской организации, адрес местонахождения, номер и дата получения лицензии на право проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

 

Медицинская документация

Учетная форма N 307/у-05

Утверждена приказом Министерства

здравоохранения Российской Федерации

от 18 декабря 2015 г. N 933н

 

 

Акт

          медицинского освидетельствования на состояние опьянения

           (алкогольного, наркотического или иного токсического)

N __________                                                                                        "__" _______ 20__ г.

 

1. Сведения об освидетельствуемом лице:

Фамилия, имя, отчество (при наличии) ______________________________________

Дата рождения …

Адрес места жительства …

Сведения об освидетельствуемом лице заполнены на основании …

2. Основание для медицинского освидетельствования

(протокол  о  направлении  на  медицинское  освидетельствование, письменное

направление  работодателя,  личное  заявление,  фамилия, имя, отчество (при

наличии)     должностного     лица,     направившего     на     медицинское

освидетельствование) …

3.  Наименование  структурного  подразделения  медицинской  организации,  в

котором проводится медицинское освидетельствование …

4. Дата и точное время начала медицинского освидетельствования …

5.  Кем освидетельствован (должность, фамилия и инициалы врача (фельдшера),

сведения  о  прохождении  подготовки  по  вопросам  проведения медицинского

освидетельствования:   наименование  медицинской  организации, дата  выдачи

документа) …

6.  Внешний вид освидетельствуемого (наличие видимых повреждений, следов от

инъекций) …

7. Жалобы освидетельствуемого на свое состояние …

8. Изменения психической деятельности освидетельствуемого …

результат пробы Шульте …

9. Вегетативно-сосудистые реакции освидетельствуемого…

зрачки (сужены, расширены, в норме)

реакция на свет (живая, вялая)

склеры

нистагм

10. Двигательная сфера освидетельствуемого…

речь

походка

устойчивость в позе Ромберга (устойчив, неустойчив) …

точность выполнения координационных проб …

результат пробы Ташена …

11.   Наличие   заболеваний   нервной   системы,  психических  расстройств,

перенесенных травм (со слов освидетельствуемого) …

12.  Сведения  о  последнем  употреблении  алкоголя, лекарственных средств,

наркотических средств и психотропных веществ (со слов  освидетельствуемого)

13. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе освидетельствуемого

13.1.   Время  первого  исследования,  наименование  технического  средства

измерения,   его  заводской  номер,  дата  последней  поверки,  погрешность

технического средства измерения, результат исследования

13.2.  Второе  исследование  через  15  -  20  минут:  время  исследования,

результат  исследования  (наименование технического средства измерения, его

заводской  номер <...> дата последней поверки, погрешность технического средства

измерения  указываются в случае использования другого технического средства

измерения)

14. Время отбора биологического объекта у освидетельствуемого

Результаты  химико-токсикологических  исследований  биологических  объектов

(название  лаборатории, методы исследований, результаты исследований, номер

справки о результатах химико-токсикологических исследований) …

15.  Другие  данные  медицинского  осмотра  или  представленных  документов

(указать, какие, дату проведенных медицинских вмешательств)…

16. Дата и точное время окончания медицинского освидетельствования …

17. Медицинское заключение, дата его вынесения …

18. Подпись врача (фельдшера)

 

   Якутским УФАС России был проведен анализ технических показателей (алкометров) технических средств измерения выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и поверенных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

   В соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методиках (методах) измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений образуют Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.

   Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.06.2004 N 294  "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.

            На официальном сайте Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений Росстандарт http://www.fundmetrology.ru (полная ссылка http://www.fundmetrology.ru/10_tipy_si/7list.aspx?w1=Анализаторы&w2=паров&w3=этанола&w4=в&w5=выдыхаемом&w6=воздухе) опубликован список Анализаторов паров этанола в выдыхаемом воздухе – утвержденных типов средств измерений.

            Список из девяти анализаторов представлен в виде следующей таблицы.

 

Номер в 

Наименование СИ

Обозначение типа СИ

Изготовитель

Срок свидетельства

госреестре

или заводской номер

58033-14

Анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе

Alcotest 7510

Фирма `Drager Safety AG & Co. KGaA`, Германия

05.08.2019

56632-14

Анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе

АЛКОТЕКТОР PRO-100 touch-M

Фирма `Shenzhen Well Electric Co., Ltd.`, Китай

26.02.2019

54185-13

Анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе

АЛКОТЕКТОР Mark V

Фирма `Shenzhen Well Electric Co., Ltd.`, Китай

12.07.2018

53725-13

Анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе

Lion Alcolmeter мод. SD-400, SD-400P

Фирма `Lion Laboratories Ltd.`, Великобритания

06.06.2018

53543-13

Анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе

Drivesafe II

Фирма `Alcohol Countermeasure Systems Corp.`, Канада

17.05.2018

50041-12

Анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе

АЛКОТЕКТОР, исп. Юпитер, Юпитер-К, Юпитер-П

ООО `АЛКОТЕКТОР`, г.С.-Петербург

31.05.2017

49449-12

Анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе

Динго В-01

Фирма `Sentech Korea Corp.`, Корея

10.04.2017

46002-10

Анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе

АЛКОТЕКТОР PRO-100 touch, АЛКОТЕКТОР PRO-100 touch-K

Фирма `Shenzhen Well Electric Co., Ltd.`, Китай

01.11.2015

43271-09

Анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе

Кобра

Фирма `Keyun Technology (ShenZhen) Co., Ltd.`, Китай

01.01.2015

 

            При этом, исследовав технические характеристики вышеуказанных анализаторов (при переходе на соответствующую ссылку на вышеуказанном сайте), антимонопольный орган пришел к следующим выводам.

 

Наименование

Диапазон измерений массовой концентрации этанола, мг/л

Пределы допускаемой основной погрешности, абс.

Пределы допускаемой основной погрешности, отн.%

Диапазон показаний

Неизмеряемые компоненты

1

Alcotest 7510

0-1,5

0,02

10

0-2,5

Не указано

2

АЛКОТЕКТОР PRO-100 touch-M

0-0,95

0,05

10

0-3,0

Не указано

3

АЛКОТЕКТОР Mark V

 

0-0,95

0,05

10

0-2

Ацетон

не более 0,50 мг/л

Отсут-т

Метан

не более 0,30 мг/л

Отсут-т

Оксид углерода

не более 0,20 мг/л

Отсут-т

Диоксид углерода

не более 10 % (об.)

Отсут-т

 

4

Lion Alcolmeter мод. SD-400, SD-400P

 

0-0,95

0,05

10

0-2

Ацетон

не более 0,50 мг/л

Отсут-т

Метан

не более 0,30 мг/л

Отсут-т

Оксид углерода

не более 0,20 мг/л

Отсут-т

Диоксид углерода

не более 10 % (об.)

Отсут-т

 

5

Drivesafe II

 

0-0,95

0,03

10

0-9,99

Ацетон

не более 0,50 мг/л

Отсут-т

Метан

не более 0,30 мг/л

Отсут-т

Оксид углерода

не более 0,20 мг/л

Отсут-т

Диоксид углерода

не более 10 % (об.)

Отсут-т

 

6

АЛКОТЕКТОР, исп. Юпитер, Юпитер-К, Юпитер-П

0-1,20

0,02

10

0-2,5

Ацетон

не более 0,50 мг/л

Отсут-т

Метан

не более 0,30 мг/л

Отсут-т

Оксид углерода

не более 0,20 мг/л

Отсут-т

Диоксид углерода

не более 10 % (об.)

Отсут-т

 

7

Динго В-01

Стационарный прибор

8

АЛКОТЕКТОР PRO-100 touch, АЛКОТЕКТОР PRO-100 touch-K

0-1,2

0,02

10

0-2,5

Ацетон

не более 0,50 мг/л

Отсут-т

Метан

не более 0,30 мг/л

Отсут-т

Оксид углерода

не более 0,20 мг/л

Отсут-т

Диоксид углерода

не более 10 % (об.)

Отсут-т

 

9

Кобра

0-1,5

0,048

20

0-2

Ацетон

не более 0,50 мг/л

Отсут-т

Метан

не более 0,30 мг/л

Отсут-т

Оксид углерода

не более 0,20 мг/л

Отсут-т

Диоксид углерода

не более 10 % (об.)

Отсут-т

Метанол

Не более 0,10 мг/л

+0,08

Изопропанол

Не более 0,10 мг/л

+0,03

Толуол

Не более 0,20 мг/л

Отсут.

Этилацетат

Не более 0,15 мг/л

Отсут.

 

 

Таким образом, согласно требованиям, установленным  Заказчиком, а именно техническими особенностями прибора анализатора можно сделать вывод о том, что участнику закупки (при условии соответствия по другим критериям), а в частности техническому прибору участника закупки необходимо соответствовать всем перечисленным критериям - пунктам 3.1-3.13 технического задания.

Например, согласно таблице 1 технического задания, прибор не может измерять массовую концентрацию этанола более чем 0,95 мг/л. диапазон показаний прибора не может выходить за рамки 0,00-2,00 мг/л. Дополнительная погрешность от влияния содержания неизмеряемых компонентов не должно превышать значений, указанных в таблице.

Неизмеряемый компонент

Содержание

Дополнительная погрешность, мг/л

Ацетон

Не более 0,5 мг/л

отсутствует

Метанол

Не более 0,1 мг/л

+0,16

Изопропанол

Не более 0,1 мг/л

+0,05

Толуол

Не более 0,2 мг/л

отсутствует

Оксид углерода

Не более 0,2 мг/л

+0,02

Этилацетат

Не более 0,15 мг/л

+0,01

Метан

Не более 0,3 мг/л

отсутствует

Диоксид углерода

Не более 10% (об.)

+0,01

 

Таким образом, требуемые Заказчиком показатели неизмеряемых компонентов указанные в техническом задании под пунктом 3.3 являются избыточными. В соответствии с имеющимися инструкциями и руководствами по эксплуатации приборов невозможно установить дополнительную погрешность анализатора паров этанола от влияния содержания неизмеряемых компонентов. Под установленные конкретные показатели дополнительной погрешности и другие основные показатели в полной мере не соответствует ни один из анализаторов паров этанола.

Возможно, при установлении требуемых технических характеристик прибора Заказчиком использовались технические характеристики прибора Lion Alcometer SD-400 (SD-400Р), но при этом использовались данные (руководство по применению) от 2008 года. В действующем описании прибора не обозначены характеристики дополнительной погрешности.

   Исходя из вышеизложенного, законодательно установлено требование для измерения массовой концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе это - диапазон измерений и предельно допустимая погрешность. При рассмотрении дела Ответчик также подтвердил то, что данные показатели являются наиболее значимыми.

В соответствии с законодательно установленной формой акта медицинского освидетельствования, в обязательном порядке указывается наименование технического средства, его заводской номер <...> дата последней поверки, погрешность средства измерения, результат исследования.

Теоретически, все технические средства измерения выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и поверенных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений подходят для осуществления медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Установление требований к техническим характеристикам прибора является необоснованным. Ответчик при рассмотрении дела не представил информацию о том, каким образом такие требования были установлены, цели и необходимость установления таких требований.

Пунктом 2 Правил описания объекта закупки установлено, что при возможности необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;

Установленные Заказчиком требования к характеристикам анализаторов выдыхаемого воздуха (приборов) не являются стандартными. В документации о закупке не содержится обоснований необходимости использования установленных показателей, требований.

Таким образом, требования Заказчика, установленные пунктами 3.3-3.13 являются избыточными, не соответствуют пункту 2 правил описания объекта закупки.

           По доводу заявителя касательно установления технических особенностей диагностических тестов Комиссия приходит к следующим выводам.

Техническим заданием (Описанием объекта закупки) Заказчиком определены следующие технические особенности диагностических тестов.     

1. набор полосок для одновременного выявления 5-ти видов наркотиков в моче (дезоморфин, марихуана, амфетамин, барбитураты, бензодиазепин);

2. набор полосок для одновременного выявления 3-х видов наркотиков в моче (дезморфин, марихуана, бензодиазепин).

   В соответствии с Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования:

а) осмотр врачом-специалистом (фельдшером);

б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;

в) определение наличия психоактивных веществ в моче;

г) исследование уровня психоактивных веществ в моче;

д) исследование уровня психоактивных веществ в крови.

Пунктом 12 Порядка установлено, что при медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

   При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпунктах 2 - 10 пункта 5 настоящего Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение.

   Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" установлено, что  определение наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека проводится на основании направления на химико-токсикологические исследования, выданного медицинским работником, осуществляющим медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством.

Порядок проведения химико-токсикологических исследований, формы отчетности, сроки проведения химико-токсикологических исследований, а также порядок организационно-методического обеспечения проведения химико-токсикологических исследований определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации - Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)".

Вышеуказанным порядком установлено следующее.

Химико-токсикологические исследования пробы биологического объекта при медицинском освидетельствовании в обязательном порядке проводятся на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, этанол и его суррогаты.

Химико-токсикологические исследования проводятся на иные вещества, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Таким образом, в рассматриваемом случае, при предварительном исследовании пробы биологического объекта на наличие наркотических средств или психотропных веществ, требование наличия у участника набора полосок (тест-индикаторов) для одновременного выявления 5-ти видов наркотиков в моче (дезоморфин, марихуана, амфетамин, барбитураты, бензодиазепин), для одновременного выявления 3-х видов наркотиков в моче можно определить как обоснованное.

 

Была исследована конкурсная документация Заказчика. В соответствии с порядком взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года №2425. 1. Уполномоченным органом разрабатывается и утверждается: Часть 1. Информационная карта, Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе. Заказчиком разрабатывается и утверждается: Часть 2. Описание объекта закупки; Часть 3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта; Часть 4. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе; Часть 5. Образцы форм документов для заполнения участниками закупки; Часть 6. Проект государственного контракта.

Требования к составу заявки на участие в конкурсе. 1) Сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку, включая: а)наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона (Форма 2 части 5 «Образцы форм для заполнения участниками закупки»);

б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе (официальном сайте) извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей документации - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица. Рекомендуемая форма доверенности приведена в Форме 4 части 5 «Образцы форм для заполнения участниками закупки»);

г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ (соответствие п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ необходимо декларировать в случае, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма);

д) копии учредительных документов участника конкурса (для юридических лиц);

е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой;

ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона №44-ФЗ, или заверенные копии таких документов (в случае установления в документации таких преимуществ);

з) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ, или заверенные копии таких документов (в случае установления в документации таких условий, запретов или ограничений);

и) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а также в случае закупки товара - предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения и производителе товара, оформленные в соответствии с формой «Предложение в отношении предмета закупки»

к) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к указанным товару, работе или услуге;

л) в случае, предусмотренном частью 2 статьей 37 Закона №44-ФЗ, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;

м) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);

н) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона №44-ФЗ.

В соответствии с частью 4 документации, для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, такие заявки будут оцениваться и сопоставляться по следующим критериям:

1. цена контракта;

2. качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг.

Критерий №1 - Цена контракта. Значимость данного критерия – 60 %.

Критерий №2 - Качество услуги и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг. Значимость данного критерия – 40 %.

Подкритерий 2.1. Наличие в штате квалифицированных сотрудников по профилю предмета конкурса. Коэффициент значимости данного подкритерия - 0,2.

Подкритерий 2.2. Наличие собственного или арендуемого помещения, технологического оборудования (имущества),  для обеспечения исполнения Контракта по профилю. Коэффициент значимости данного подкритерия - 0,2.

Соответствие (имущество имеется) – 100 баллов;

Частичное соответствие – 50 баллов

Не соответствие (имущество отсутствует) – 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 100.

Победителем является участник, набравший наибольшее количество баллов по рейтингу.

Согласно ст. 3  Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции. Статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них, исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Соответственно, не любое нарушение правил проведения закупки может приводить к ограничению конкуренции.

Исходя из вышеизложенного следует что, при наличии у потенциального участника закупки алкометра, технические характеристики которого не в полной мере соответствуют установленным техническим заданиям, то такой участник теоретически получил бы 50 баллов по подкритерию 2.2. Коэффициент значимости данного подкритерия установлен как 0,2. Также, как указано выше, под установленные конкретные показатели дополнительной погрешности и другие основные показатели в полной мере не соответствует ни один из анализаторов паров этанола. В рассматриваемых закупках ООО «Кэскил» являлся единственным участником. Соответственно, при наличии у другого участника закупки алкометра, который не в полном мере бы соответствовал представленным требованиям, то данное обстоятельство не привело бы к  отклонению заявки  такого участника.

Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии с действиях ГБУ РС(Я) «ЯРНД» при установлении в техническом задании извещений (по извещению №0116200007915009966 на оказание услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольное и наркотическое опьянение от 20.11.2015 г.; по извещению №0316200054415000055 на оказание услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольное и наркотическое опьянение от 20.11.2015 г.; по извещению №0316200054415000056 на оказание услуг по медицинскому освидетельствованию граждан на алкогольное и наркотическое опьянение от 23.11.2015 г.) требований к техническим характеристикам прибора, и технических особенностей диагностических приборов (тест полосок) нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский республиканский наркологический диспансер» в связи с отсутствием нарушения часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых комиссией действиях.

    Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

   Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение одного месяца со дня принятия решения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны