Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-20/18.1-17 от 2 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ»

677027, РС (Я), г. Якутск,

ул. Кирова, д. 18, корп. «Б»

korostelevaav@nlykt.ru

 

ООО «РАЗМАХ ГП»

Место нахождения: 192283, Санкт-Петербург,

Шипкинский пер., д.3, лит. А, пом.18-Н

Адрес для корреспонденции: 195027, Санкт-Петербург,

ул. Магнитогорская, д. 51,  литер Ж, БЦ «Магнитка», оф. 410

tender@raz-max.com

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-20/18.1-17

 

г. Якутск                                резолютивная часть оглашена «26» января 2017 года

                                                изготовлено в полном объеме «31» января 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.

При участии:

От заявителя ООО «РАЗМАХ ГП» – представитель не явился, надлежащим образом уведомлены.

От ответчика АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ» – <…> по доверенности №2024/17 от 23.01.2017.

Рассмотрев жалобу ООО «РАЗМАХ ГП» на действия заказчика АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 18 января 2017 года поступила жалоба от ООО «РАЗМАХ ГП» (место нахождения: 192283, Санкт-Петербург, Шипкинский пер., д.3, лит. А, пом.18-Н, адрес для корреспонденции: 195027, Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д. 51,  литер Ж, БЦ «Магнитка», оф. 410) на действия заказчика АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ» (677027, РС (Я), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18, корп. «Б») при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на ликвидацию вахтового поселка и промышленной зоны на участке Молодо Булунского улуса РС (Я). Лицензия ЯКУ 01935 КЭ (извещение № 31604617442 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе изложил следующие доводы:

1.    Действия Заказчика нарушают требования пункта 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

1.1. Однако Заказчик в нарушение вышеуказанного требования установил в закупочной Документации нижеследующее (п.2.2. Документации):

Одновременно с предоставлением заявки на ЭТП, необходимо заполнить и представить заполненную Анкету участника, которая является неотъемлемой частью настоящего извещения (форма анкеты прилагается) и следующие документы:

1) копии документов, подтверждающих специальную правоспособность Участника закупочных процедур, выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к выполнению:

•      земляных работ;

•      демонтажу металлических конструкций.

2) справка о наличии кадровых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг за подписью руководителя организации или лица, действующего по доверенности (с приложением копии дипломов и/или свидетельств сварщиков, стропальщиков, дизелистов, монтажников и др.; удостоверений крановщиков, машинистов бульдозера, машинистов экскаватора, водителя погрузчика и др.);  

3) справка о наличии в штате квалифицированных сотрудников для проведения экологического мониторинга, либо копия заключенного договора с организацией на оказание экологических услуг, имеющих Свидетельство о допуске к определенному виду работ;

1) Относительно Свидетельства СРО о допуске к выполнению земельных работ и работ по демонтажу металлических конструкций:

В соответствии с Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", зарег. в Минюсте РФ 15.04.2010 N 16902 (далее по тексту – Приказ «Минрегиона»), такой вид работ как «демонтаж металлических конструкций» не предусмотрен.

Следовательно, не предоставляется возможным однозначно установить на какой конкретно вид работ требуется представление Свидетельства СРО.

Кроме того, этот же Приказ Минрегиона предусматривает, несколько видов земляных работ:

3.1. Механизированная разработка грунта

3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве

3.3. Разработка грунта методом гидромеханизации

3.4. Работы по искусственному замораживанию грунтов

3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками

3.6. Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов

3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода

Исходя из содержания Документации, следует, что большая часть земляных работ (п.п. 3.2-3.6.) не предполагается к выполнению.

Конкретный вид работ, к выполнению которого необходимо получать допуск подтверждаемый Свидетельством СРО, Заказчиком не обозначен. Следовательно, не представляется возможным установить на какой вид земельных работ необходимо представление соответствующего Свидетельства.

2) относительно справки о наличии кадровых ресурсов:

Пунктом 2.2. Документации предусмотрено, что необходимо представление справки о наличии кадровых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг за подписью руководителя организации или лица, действующего по доверенности (с приложением копии дипломов и/или свидетельств сварщиков, стропальщиков, дизелистов, монтажников и др.; удостоверений крановщиков, машинистов бульдозера, машинистов экскаватора, водителя погрузчика и др.).

С учетом того обстоятельства, что перечень специалистов в отношении которых необходимо предоставить копии дипломов, удостоверений, является открытым (так как содержит слово «др.»), установить какие конкретно специалисты должны расцениваться как «ключевые» участникам закупки не представляется возможным. Расширительное значение слова «и другие» предполагает, что перечень специалистов не ограничивается перечисленными, а, следовательно, ключевыми специалистами могут быть любые иные.

Таким образом, в силу отсутствия обозначенности критерия «ключевые» данное требование Заказчика является неизмеримым и незаконно ограничивающим конкуренцию.

3) относительно справки о наличии в штате квалифицированных сотрудников для проведения экологического мониторинга, либо копия заключенного договора с организацией на оказание экологических услуг, имеющих Свидетельство о допуске к определенному виду работ:

Участники закупки, намеревающиеся привлечь к исполнению обязательств по Договору организацию, специализирующейся на оказании экологических услуг, сталкиваются с затруднением в предоставлении Свидетельства о допуске к определенному виду работ, поскольку Приказ Минрегиона регламентирует получение допусков лишь в отношении работ.

Необходимость получения допусков к оказанию экологических услуг ни Приказом Минпромторга, ни ГрК РФ ни иным нормативно-правовым документом не предусмотрено.

Таким образом, требование Заказчика не представляется возможным подтвердить документально в силу того обстоятельства, что такие документы не предусмотрены законодательством РФ.

В силу вышеизложенного требование Заказчика о предоставлении Свидетельства о допуске к определённому виду работ на организацию, которая может быть привлечена в качестве исполнителя экологических услуг, является неизмеримым.

1.2. Пунктом 13 подраздела 3.8 раздела 3 Технического задания Закупочной Документации предусмотрены Специальное требование к участнику закупки, а именно свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке опасных грузов.

В соответствии с Европейским Соглашением «О международной дорожной перевозке опасных грузов (допог)» от 30 сентября 1957 года Свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных грузов выдается в отношении конкретного транспортного средства.

Однако, ни в закупочной Документации, ни в Техническом задании не обозначается класс опасности груза, более того, не конкретизируется тип транспортного средства, не указывается количество транспортных средств, в отношении которых должны быть представлены соответствующие Свидетельства.

Таким образом, обозначенное Заказчиком требование о предоставлении Свидетельства о допуске ТС к перевозке некоторых опасных грузов носит неизмеримый характер, следовательно, ограничивает конкуренцию.

1.3. Пунктом 9 подраздела 3.8 раздела 3 Технического задания Закупочной Документации предусмотрено, что Подрядчик должен иметь квалифицированный состав работников, аттестованный в Ростехнадзоре для работ на опасных производственных объектах.

Однако, данное требование заказчика является неизмеримым, так как:

В соответствии с Приложением №1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" «к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества» (такими объектами могут являться объекты нефтяной и газовой промышленности, гидротехнические объекты промышленности и т.п.).

С учетом того обстоятельства, что Документация о закупке не содержит информации о том, что объект, на котором планируются производится работы относится к опасному производственному объекту, а равно не обозначен тип опасного производственного объекта, представить соответствующий документ, подтверждающий прохождение аттестации не представляется возможным, поскольку Заказчиком не обозначена область знаний, подлежащая подтверждению документом о прохождении аттестации.

Таким образом, требование Заказчика о подтверждении прохождения аттестации, носит неизмеримый характер, следовательно, ограничивает конкуренцию.

Вышеуказанные предъявляемые Заказчиком требования к участникам Закупки относятся к неизмеримым требованиям, то есть к таким требованиям, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требованиям, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

При таких обстоятельствах Заказчик может произвольно и субъективно ограничить состав участников закупки, а установленные требования закупочной документации не позволяют участнику четко понимать их содержание. Указанные положения документации не позволяют избежать субъективного подхода при оценке заявок со стороны закупочной комиссии, что является недопустимым.

2.    Действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

2.1. Пунктом 2.2. закупочной Документации предусмотрено, что одновременно с предоставлением заявки на ЭТП, необходимо заполнить и представить заполненную Анкету участника, которая является неотъемлемой частью настоящего извещения (форма анкеты прилагается), а также копию лицензии на осуществление маркшейдерских работ.

Считаем, что требование о предоставлении лицензии на осуществление маркшейдерских работ является необоснованным и ограничивающим конкуренцию.

Пунктом 3 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 257 предусмотрено, что лицензируемая деятельность включает в себя выполнение следующих работ и услуг:

а) пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;

б) наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ;

в) ведение горной графической документации;

г) учет и обоснование объемов горных разработок;

д) определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, проектирование маркшейдерских работ.

В соответствии с п. 2 Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утв. Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 мая 2001 г. № 18 требования Положения являются обязательными для всех организаций, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе строящихся тоннелей, метро и иных подземных горных выработок и сооружений на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Аналогичные положения о том, что маркшейдерские работы связаны лишь с работами по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов по добыче и переработке полезных ископаемых и иными работами, нарушающими недра, предусмотрены п.2  РД 07-603-03 «Инструкция по производству маркшейдерских работ».

В соответствии с п. 6 раздела 1 «Нарушение и рекультивация земель» Приказа Росстата от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" к нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.

Ведомость объемов работ (Приложение №3 к проекту Договора) предусматривает рекультвацию земель, не связанную с горно-технической рекультвацией земель, нарушенных горными работами, поскольку предполагает неглубокие рекультивационные работы (глубина рыхления 0,35 м), не нарушающие недра.

В связи с тем, что земля, подлежащая в соответствии с Документацией рекультивации, не подпадает под понятие нарушенной земли, а производимые работы по рекультивации не подподают под понятие «горно-техническая рекультивация», следовательно,  лицензии на маркшейдерские работы не требуется.

При таких обстоятельствах, требование Заказчика о предоставлении лицензии на маркшейдерские работы является незаконным и необоснованно ограничивает конкуренцию.

2.2. Пунктом 2.2. закупочной Документации предусмотрено требование о предоставлении копии страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, заверенная уполномоченным органом Участника закупки.

Такое требование Заказчика является незаконным в силу нижеследующего:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" «Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим».

В соответствии с п. 4 ст. 2 вышеуказанного Закона «владелец опасного объекта - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта».

С учетом вышеизложенного обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте должно производится лишь владельцем опасного объекта, которым участник закупки не является.

Таким образом, требование о предоставлении копии страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте является незаконным, ограничивающим конкуренцию.

АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ» представило письменный отзыв на жалобу.

Комиссия по рассмотрению дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся доказательства и материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4.2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Положения статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» положениям Закона и закупках не противоречат, что позволяет применить названные нормы, как в совокупности, так и отдельно друг от друга, в т.ч., в случае неурегулированности Законом о закупках отдельных процедурных моментов.

В части 2 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что действия (бездействие) организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган, лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Исходя из совокупного толкования части 10 статьи 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган при рассмотрении жалоб оценивает действия (бездействие) заказчиков в части организации и проведения закупки товаров, работ, услуг на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и положения о закупке.

При этом организация и проведение закупки товаров, работ, услуг не ограничивается действиями, при совершении которых могут быть допущены нарушения, перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках

Закупки товаров, работ, услуг АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ» проводит в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

На основании изложенного жалоба ООО «РАЗМАХ ГП» была принята к рассмотрению Якутским УФАС России.

Законом о закупках установлено, что закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru 29.12.2016 было размещено Положение о закупках АО «Нижне-Ленское» (далее – Положение о закупках АО «Нижне-Ленское»), утвержденное Советом директоров АО «Нижне-Ленское» (протокол №43 от 26.12.2016), которое регламентирует закупочную деятельность АО «Нижне-Ленское».

29 декабря 2016 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено извещение № 31604617442 и опубликована документация о закупке запроса предложений в электронной форме на ликвидацию вахтового поселка и промышленной зоны на участке Молодо Булунского улуса РС (Я). Лицензия ЯКУ 01935 КЭ  (далее – Документация о закупке). Заказчиком является АО «Нижне-Ленское».

Данный запрос предложений в электронной форме проводится в соответствии с Положением о закупках АО «Нижне-Ленское» и Законом о закупках.

Пунктом 2.2. Документации о закупке установлено, что необходимо представить следующие документы, в том числе:

  • копии документов, подтверждающих специальную правоспособность Участника закупочных процедур, выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к выполнению земляных работ, демонтажу металлических конструкций.
  • копию лицензии на осуществление маркшейдерских работ;
  • справка о наличии кадровых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг за подписью руководителя организации или лица, действующего по доверенности (с приложением копии дипломов и/или свидетельств сварщиков, стропальщиков, дизелистов, монтажников и др.; удостоверений крановщиков, машинистов бульдозера, машинистов экскаватора, водителя погрузчика и др.);  
  • копия страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, заверенная уполномоченным органом Участника закупки;
  • справка о наличии в штате квалифицированных сотрудников для проведения экологического мониторинга, либо копия заключенного договора с организацией на оказание экологических услуг, имеющих Свидетельство о допуске к определенному виду работ.

В подраздел 3.8 Технического задания (Приложение №1 к Документации о закупке) установлены специальные требования, в том числе:

- Пункт 9. Подрядчик должен иметь квалифицированный состав работников, аттестованный в Ростехнадзоре для работ на опасных производственных объектах.

- Пункт 13. Иметь свидетельство о допущении транспортных средств к перевозке опасных грузов.

Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ Минрегиона №624 от 30.12.2009) в разделе «III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» установлен такой вид работ как «10. Монтаж металлических конструкций», который, в том числе, включает в себя «10.1. Монтаж усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений».

Согласно п. 7.1 Документации о закупке неотъемлемыми приложениями к документации являются приложения №1-3 к проекту договора.

Приложением № 3 к проекту договора «Ведомость объемов работ» под порядковым № 2 предусмотрено - «демонтаж ограждающих конструкций стен из многослойных панелей заводской готовности при высоте здания до 50 м», под порядковым номером 61 установлено, что при рекультивации земель должны быть произведены работы по «рыхлению грунтов бульдозерами-рыхлителями».

Приказом Минрегиона №624 от 30.12.2009 предусмотрены виды земляных работ, для выполнения которых требуется получения свидетельств о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в том числе п. «3.6. Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов».

Таким образом, документацией о закупке установлены виды работ (демонтаж металлических конструкций и земляные работы), требующие свидетельства о допуске согласно Приказа Минрегиона №624 от 30.12.2009 и довод заявителя в этой части является необоснованным.

Согласно возражениям АО «Нижне-Ленское» под ключевыми сотрудниками имеются в виду сотрудники, имеющие соответствующую квалификацию необходимую для выполнения работ, связанных с предметом закупки и которая может быть подтверждена дипломами, удостоверениями или свидетельствами. Участник, как профессиональный субъект, сам определяет перечень специалистов, необходимых ему для выполнения работ. Об этом прямо указано в требовании документации (п.2.2.): «справка о наличии кадровых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг за подписью руководителя организации или лица, действующего по доверенности (с приложением копии дипломов и/или свидетельств сварщиков, стропальщиков, дизелистов, монтажников и др-, удостоверений крановщиков, машинистов бульдозера, машинистов экскаватора, водителя погрузчика и др.).

Исходя из смысла содержания требования пункта 2.2 Документации о закупке (справка о наличии кадровых ресурсов), Комиссия Якутского УФАС России делает вывод, что указанный пункт требует указание наличия кадровых ресурсов, существующих у потенциального участника закупки и предлагаемых для выполнения предмета рассматриваемой закупки. Указанное требование не ограничивает потенциальный круг участников закупки, а лишь требует предоставления доказательства квалифицированности кадров в различных областях и сферах деятельности. Таким образом, довод заявителя в данной части является необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьей 2  Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

Приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 (ред. от 17.10.2012) "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" установлено, что к опасным производственным объектам могут относится объекты, на которых организацией эксплуатируются стреловые краны (автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, прицепные, башенные), подъемники (вышки), краны железнодорожные, краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы для нужд собственного производства.

Таким образом, в случае если участник закупки планирует осуществлять работы по договору с применением стрелового крана или другого объекта, относящегося к опасным производственным объектам, ему требуется предоставить наличие квалифицированного состава работников, аттестованных в Ростехнадзоре для работ на опасных производственных объектах. Довод заявителя в данной части является необоснованным.

В соответствии с возражениями АО «Нижне-Ленское» основной целью производственного экологического мониторинга (ПЭМ) является получение достоверной информации о состоянии окружающей среды при проведении строительных работ для информационной поддержки принятия управленческих решений, касающихся природоохранной деятельности.

Проведение производственного экологического мониторинга регламентируется требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
  • Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96-ФЗ;
  • Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. №372;
  • Водный кодекс РФ от 16.10.1995 г. №167-ФЗ, статья 78;
  • Строительные нормы и правила (СНиП 11-02-96, СП 11-102-97, СП 11-103-97), а также требования санитарного законодательства Российской Федерации;
  • Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».

Деятельность по экологическому мониторингу предусматривает широкий спектр мелких подвидов работ, которые предусмотрены в саморегулируемой организации изыскателей. При этом, требования к наличию СРО для проведения экологического мониторинга приведены п. 4. главы I Приказа Минрегиона №624 от 30.12.2009, а именно:

«4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий

4.1. Инженерно-экологическая съемка территории

4.2. Исследования химического загрязнения почвогрунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения.

4.3.     Лабораторные химико-аналитические и газохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды

4.4.     Исследования и оценка физических воздействий и радиационной обстановки на территории

4.5.     Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории.».

Таким образом, свидетельства о допуске на инженерные экологические изыскания предусмотрены в пункте 4 классификатора изыскательной деятельности. Перечень довольно обширный. Существует только единственный пункт экологических изыскательных работ, проведение которых возможно без допуска саморегулируемой организации в случае, если происходит все не на опасных объектах. Такая деятельность предусматривает изучение растений и животных, территориальное биологическое исследование. Остальные виды работ можно позволить только при наличии свидетельства СРО. Довод заявителя в этой части является необоснованным.

Согласно требованиям п.2.2. Документации о закупке, Участник должен иметь минимальный набор техники, в том числе топливозаправщик для заправки технологического транспорта при производстве ликвидационных работ. Таким образом, из этого следует тип транспортного средства, а также класс опасности груза, к которому относится топливо. Водитель топливозаправщика, при транспортировке опасных грузов обязан соблюдать правила перевозки опасных грузов в Российской Федерации, Правила дорожного движения, а также специальные инструкции, регламентирующие перевозку отдельных видов опасных грузов (наличие обязательного медицинского осмотра, непрерывность стажа работы в должности водителя категории, которая позволяет водить бензовозы (топливозаправщики), не менее 3-х лет, а также только при наличии свидетельства о прохождении подготовки, осуществляемой по утвержденным программам для водителей, выходящих на рейс по перевозке опасных грузов).

Нарушение водителем, перевозящим опасные грузы, всех правил или нарушение какого-то одного пункта в списке может повлечь за собой причинение вреда здоровью окружающих людей, нарушению экологической обстановки и, как следствие, может повлечь наступление уголовной ответственности. Таким образом, довод заявителя в данной части является необоснованным.

Вид работ по рекультивации является горно-техническим и выполняется согласно проектной документации с определенным местоположением отходов горного производства (отвалов) и горно-технических сооружений (дамбы, дороги, площадки, отстойники и т.д.).

Вынос контуров по проектной документации в натуру производит маркшейдерская служба и выполняется инструментальный замер по выполнению объемов работ рекультивации. Выполняется графическая документация и передается в маркшейдерскую службу «Заказчика» (Недропользователя). Весь объем горно-технической рекультивации находится в пределах горного отвода.

Согласно п. 2..2 Лицензионного соглашения об условиях недропользования на россыпном месторождении алмазов р. Молодо (Горноотводный акт, выданный Якутским управлением Ростехнадзора России 18.08.2003 г. №1545 к лицензии на пользование недрами ЯКУ №01935 КЭ от 12.04.02г.) данный участок имеет статус горного отвода. В соответствии с п. 4.6. Лицензионного соглашения недропользователь обязан завершить рекультивацию нарушенных земель и сдать в соответствующие органы в установленном порядке геологическую, маркшейдерскую и иную документацию, а также статистическую отчетность.

В соответствии с п. 2 Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утв. Постановлением Федерального горного надзора России от 22 мая 2001 г. №18 требования положения являются обязательным для всех организаций, осуществляющих консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых.

Таким образом, довод заявителя в данной части является необоснованным.

Согласно п. 2.2 Документации о закупке, подраздела 3.8. Технического задания, являющегося неотъемлемым приложением к Документации о закупке, Заказчиком  были установлены специальные требования, а именно «наличие материально-технических ресурсов (самоходные машины, подъёмные сооружения, фронтальные погрузчики)».

Круг опасных объектов, гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию, определяется ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Закон об ОСОПО). К их числу относятся опасные производственные объекты (далее - ОПО), подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона об ОСОПО).

Собственник автокрана обязан в качестве владельца ОПО страховать свою ответственность в том случае, если он эксплуатирует кран на определенном участке (площадке, в цехе). В случае передачи крана в аренду вопрос об ответственности за вред, причиненный при его использовании третьим лицам, зависит от условий договора аренды. При передаче крана в аренду с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации ответственность за такой вред несет арендодатель (ст. 640 ГК РФ), в остальных случаях - арендатор (ст. 648 ГК РФ). В зависимости от этого соответствующее лицо и обязано заключить договор ОСОПО.

Если кран используется собственником или арендатором для выполнения работ на участке, принадлежащем другому лицу, в рамках договора подряда, без передачи его во владение заказчика, то ответственность за вред, причиненный третьим лицам при использовании крана, несет субъект, владеющий им на законном основании и фактически использующий его для выполнения работ (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). На этом лице и лежит обязанность по заключению договора ОСОПО.

Грузоподъемные механизмы подлежат учету в Ростехнадзоре, при этом владелец ОПО предоставляет Свидетельство о регистрации ОПО – документ, подтверждающий внесение сведений об ОПО с ГПМ в государственный реестр. Необходимость регистрировать ОПО в Ростехнадзоре регламентирована Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.

Пунктом 5 подраздела 3.8. Технического задания также установлено, что Подрядчик должен иметь договор (полис) страхования ответственности. При этом здесь же указаны требования по наличию у участника транспортных средств и самоходных машин в собственности или в аренде, то есть в совокупности при рассмотрении указанных условий и требований, можно однозначно сделать вывод о том, что в данном случае Заказчик не требует предоставления полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта на принадлежащий ему объект, на ликвидацию которого, были объявлены закупочные процедуры.

Таким образом, довод заявителя в данной части является необоснованным.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 27.5 Положения о закупках АО «Нижне-Ленское» Документация о закупке, если иное не предусмотрено законодательством и Положением, должна содержать следующие сведения, в том числе:

- установленные заказчиком требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с  законодательством о стандартизации, инфе требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством о техническом регулировании, законодательством о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должны содержаться требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Таким образом, требования Документации о закупке, изложенные в жалобе ООО «РАЗМАХ ГП», приняты в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках АО «Нижне-Ленское» и применяется в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими работам, к условиям исполнения договора.

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции - при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Пунктом 3.2. Документации о закупке установлены признаки (критерии), при соответствии которым (одному или более) исполнитель по решению организатора закупки может быть не допущен к участию в закупке, в том числе:

- Адрес регистрации контрагента (на момент проведения проверки) является адресом «массовой» регистрации (т.е. по нему зарегистрировано от 2 (двух)  до 9 (девяти) юридических лиц), кроме центров развития предпринимательства г. Москвы;

- Контрагент предлагает нерыночные цены или же цены по оферте выше/ниже среднерыночных на 10 % и более, либо снижает в ходе торгов цены на 10% и более.

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации – в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Комиссия считает, что вышеуказанные в документации критерий ведет к ограничению конкуренции, так как установление различных условий для рассмотрения и оценки заявок участников, а именно адрес регистрации контрагента, кроме центров развития предпринимательства г. Москвы и ограничение по территории адреса регистрации, ведет к нарушению гарантии одинаковых прав и обязанностей для субъектов, относящихся к одной категории, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» -  определено понятие «место нахождения юридического лица», которое в свою очередь определяется по месту нахождения исполнительного органа общества (директора, генерального директора).

Согласно ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации - Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства. Таким образом, центры развития предпринимательства могут создаваться и осуществлять свою деятельность на территории всей Российской Федерации.

Комиссия приходит к выводу, что критерий «Адрес регистрации контрагента (на момент проведения проверки) является адресом «массовой» регистрации (т.е. по нему зарегистрировано от 2 (двух)  до 9 (девяти) юридических лиц), кроме центров развития предпринимательства г. Москвы», предъявляемый к участникам закупки и указанный в Документации о закупке поставил участников закупки в неравное положение в зависимости от адреса их регистрации, что противоречит нормам антимонопольного законодательства.

Так же, порядок определения и сопоставления рыночных цен в Документации о закупке и в Положении о закупках АО «Нижне-Ленское» отсутствует. Отсутствие порядка определения и сопоставления рыночных цен не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не представляется возможным определить, каким образом Заказчик устанавливает размер данного признака (критерия).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, Заказчик, указав в Документации о закупке признак (критерий): «Контрагент предлагает нерыночные цены или же цены по оферте выше/ниже среднерыночных на 10 % и более, либо снижает в ходе торгов цены на 10% и более» и не определив порядок определения и сопоставления рыночных цен, осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, чем нарушил часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев жалобу ООО «РАЗМАХ ГП» на действия заказчика АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ» приходит к выводу о том, что указанные в жалобе доводы являются необоснованными. Вместе с тем, Комиссия установила, что АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на ликвидацию вахтового поселка и промышленной зоны на участке Молодо Булунского улуса РС (Я). Лицензия ЯКУ 01935 КЭ (извещение № 31604617442 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru) указав в Документации о закупке признак (критерий): «Контрагент предлагает нерыночные цены или же цены по оферте выше/ниже среднерыночных на 10 % и более, либо снижает в ходе торгов цены на 10% и более» и не определив порядок определения и сопоставления рыночных цен, нарушил часть 6 статьи 3 Закона о закупках, а также поставил участников закупки в неравное положение в зависимости от адреса их регистрации. В целом указанные действия АО «Нижне-Ленское» нарушают процедуру проведения торгов, порядок рассмотрения которых установлен ст.18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.06 «О защите конкуренции».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «РАЗМАХ ГП» (место нахождения: 192283, Санкт-Петербург, Шипкинский пер., д.3, лит. А, пом.18-Н, адрес для корреспонденции: 195027, Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д. 51,  литер Ж, БЦ «Магнитка», оф. 410) на действия заказчика АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ» (677027, РС (Я), г. Якутск, ул. Кирова, д. 18, корп. «Б») при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на ликвидацию вахтового поселка и промышленной зоны на участке Молодо Булунского улуса РС (Я). Лицензия ЯКУ 01935 КЭ (извещение № 31604617442 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru) – необоснованной;
  2. Признать АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ» нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  3. Выдать АО «НИЖНЕ-ЛЕНСКОЕ» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения процедуры организации и проведения торгов.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны