Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 02-22/16А О НАРУШЕНИИ АНТИМ... от 22 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 02-22/16А О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

 

«21»

 

июня

 

2016

г.

г. Якутск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела № 02-22/16А о нарушении антимонопольного законодательства <…> на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия) от 06.06.2016 года № 49 о возбуждении дела и создании Комиссии о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

у с т а н о в и л:

«08» февраля 2016 года (вх. № 674) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление от гр. <…> (далее по тексту – заявитель, гражданин), переданное Прокуратурой города Якутска, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск» (МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск», ИНН 1435242617; далее по тексту – МУП «Жилкомсервис», Предприятие) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, которое выразилось в направлении МУП «Жилкомсервис» на имя заявителя необоснованных счет-квитанций на оплату услуг вывоза и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее по тексту – ТБО) физического лица с зоны его индивидуальной жилой застройки (далее по тексту – ИЖЗ), в том числе в навязывании МУП «Жилкомсервис» заявителю обязанности заключить договор на оказание вышеуказанных услуг, представленного публичной офертой на официальном сайте сети «Интернет» Предприятия http://mupgks.ru/.

Так, в ходе рассмотрения настоящего заявления, Якутским УФАС России было установлено нижеследующее.

Гражданин обратился в адрес МУП «Жилкомсервис» с просьбой произвести перерасчет («обнуление» суммы) задолженности по услугам вывоза и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (вх. МУП «Жилкомсервис» № 291 от 03.11.2015г. и № 314 от 07.12.2015г.), так как гражданин не состоит в договорных отношениях с МУП «Жилкомсервис» и данной услугой не пользовался (не пользуется).

В соответствии с письмами МУП «Жилкомсервис» на вышеуказанное обращение (Исх. № 196 от 17.11.2015г. и № 1198-1 от 28.12.2015г.) заявителю был дан ответ в том, что на официальном сайте МУП «Жилкомсервис» http://mupgks.ru/ размещена публичная оферта в виде договора на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов с санитарной точки (контейнерным способом) (далее по тексту – Договор) с собственниками микрорайона Марха, города Якутска. МУП «Жилкомсервис» в настоящих информационных письмах обязывает заявителя заключить вышеуказанный Договор и оплачивать за предоставляемые ему услуги по вывозу и утилизации (захоронению) ТБО с санитарной точки.

По обстоятельствам настоящего заявления МУП «Жилкомсервис» предоставил в Якутское УФАС России разъяснения о нижеследующем (вх. Якутского УФАС России № 1081 от 24.02.2016г., исх. МУП «Жилкомсервис» № 195 от 20.02.2016г.):

  • Предварительный отбор или назначение МУП «Жилкомсервис» для оказания услуг по транспортированию и захоронению ТБО физических лиц с зоны ИЖЗ ГО «город Якутск» никем не производились.

Указанная деятельность осуществляется специализированным предприятием в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Правилами благоустройства городского округа «город Якутск», принятыми решением Якутской городской Думы от 16.06.2011 № РЯГД-35-10 (далее по тексту – Правила благоустройства ГО «город Якутск»), а также постановлением Окружной администрации г.Якутска от 08.10.2015 № 261п «Об организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с зоны индивидуальной жилой застройки городского округа «город Якутск».

  • МУП «Жилкомсервис» осуществляет транспортирование и захоронение ТБО физических лиц с зоны ИЖЗ ГО «город Якутск» на основании договоров, заключаемых с лицами, которые имеют жилые дома в этой зоне.

Вместе с этим МУП «Жилкомсервис» ежедневно осуществляет вывоз и захоронение ТБО с объектов ИЖЗ микрорайона Марха специализированным транспортом.

  • Договора на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО с зоны ИЖЗ ГО «город Якутск» заключаются с населением путем его оформления в письменном виде и на основании публичной оферты, размещенной на сайте Предприятия http://mupgks.ru/.
  • Тариф на вывоз ТБО по микрорайону Марха для МУП «Жилкомсервис» утвержден постановлением Окружной администрации г.Якутска № 374р от 27.12.2013г. без учета подбора.
  • Начисление за услуги по вывозу ТБО осуществляется с 01.05.2014 года из расчета 250 рублей с объекта ИЖЗ. Начисление и сбор платежей осуществляется централизовано по агентскому договору с ПАО «Якутскэнерго».

Вместе с этим, в настоящем письме МУП «Жилкомсерис» выразил свое мнение в том, что оформление письменного договора с владельцами ИЖЗ не является обязательным условием для выставления счета.

Стоит отметить, что в своем заявлении гр. <…> указал на то (с приложением скан-копии бланка такого договора), что МУП «Жилкомсервис» дает на подпись Договор с датой начала действия 01.05.2014 года, т.е. начиная с периода за который услуги по факту не предоставлялись.

Кроме того, были получены разъяснения по обстоятельствам настоящего заявления от ПАО «Якутскэнерго» (вх. № 3055 от 27.04.2016г.) о нижеследующем:

  • Согласно Агентскому договору с МУП «Жилкомсервис» от 01.04.2014 года, ПАО «Якутскэнерго» осуществляет свою деятельность по приему платежей и пеней за просрочку оплаты с физических лиц за вывоз сухого мусора с частных секторов.

Вместе с этим, по Агентскому договору МУП «Жилкомсервис» предоставляет программное обеспечение и необходимые для выполнения своих поручений ПАО «Якутскэнерго» достоверные сведения об условиях обслуживания физических лиц. Также, настоящее специализированное предприятие несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в программном обеспечении, за корректность вложенных в программу формул расчета стоимости услуг, оказываемых им, формул расчета пеней.

  • Согласно Агентскому договору от 01.04.2014г. и письму МУП «Жилкомсервис» от 01.04.2014г. (прилагаются копии к ответу ПАО «Якутскэнерго»), порядок начисления и сбора платежей с физических лиц, которые заключили Договор на услуги вывоза ТБО с зон ИЖЗ на территории ГО «город Якутск» (в т.ч. мкр. Марха) – осуществляется из расчета 250 рублей с одного двора в месяц, в том числе НДС;
  • Порядок начисления и сбора платежей с физических лиц, которые НЕ заключали Договор на услуги вывоза ТБО с зон ИЖЗ на территории ГО «город Якутск» (в т.ч. мкр. Марха) – осуществляется в том же порядке, как и с физическими лицами, которые заключили вышеуказанный Договор.

Вместе с этим, в своем письме ПАО «Якутскэнерго» сообщает, что для заключения договора на вывоз мусора, а также оформления заявления на перерасчет и прекращение действий такой услуги – специалисты ПАО «Якутскэнерго» направляют потребителей в МУП «Жилкомсервис».

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего заявления, в результате полного и всестороннего изучения представленных сведений (информации) и документов, Якутским УФАС России установлено нижеследующее.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Однако органы местного самоуправления городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют лишь организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований (пункт 24 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Непосредственно бремя утилизации отходов (заключения договоров с лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, несения расходов по оплате их услуг) возлагается на их собственника, то есть лицо, в результате деятельности которого эти отходы образовались.

На территории Якутского городского округа, в том числе микрорайона Марха, где проживает заявитель, действуют «Правила благоустройства ГО «город Якутск» (нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 16.06.2011 № 2-НПА), принятые решением Якутской городской Думы от 16.06.2011 № РЯГД-35-10 (далее по тексту – Решение Якутской городско Думы № РЯГД-35-10). В соответствии с пунктом 3.7.8 Правил благоустройства ГО «город Якутск» вывоз отходов с территории индивидуальных жилых домов осуществляется по договору между владельцем индивидуального жилого дома и специализированной организацией либо самостоятельно владельцем индивидуального жилого дома в случае приобретения им талонов для самостоятельной утилизации отходов на полигоне.

Также, на территории Якутского городского округа, в том числе микрорайона Марха, с октября 2015 года вступило в силу Постановление Окружной администрации г.Якутска от 08.10.2015 № 261п «Об организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов с зоны индивидуальной жилой застройки городского округа «город Якутск» (далее по тексту – Постановление № 261п). Согласно пункту 4.1 Постановления № 261п сбор и транспортирование отходов из зоны ИЖЗ производится на основании заключенного договора за счет средств физических лиц, проживающих в зоне ИЖЗ. При этом заключение договора на сбор и транспортирование отходов возможно на основании публичной оферты.

Таким образом, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, физические лица или организации по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно удалять ТБО (образующиеся от приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, в результате утраты потребительских свойств крупногабаритных предметов домашнего обихода и др.) в места санкционированного размещения или же заключать договора на вывоз (транспортировку) отходов со специализированной организацией.

При сложившемся положении вещей, Якутское УФАС России приходит к выводу, что деятельность специализированного предприятия по обращению с отходами, которые образуются в процессе жизнедеятельности граждан, проживающими в частных жилых домах, должна осуществляться на основании заключенного между ними договора в соответствии с главой 39 ГК РФ (Возмездное оказание услуг) и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 (далее по тексту – Правила вывоза ТБО).

При этом необходимо отметить, что названные нормативные акты не предусматривают обязанность потребителя заключать договор на вывоз ТБО с исполнителем, напротив, такая обязанность предусмотрена для исполнителя, который в соответствии с пунктом 6 Правил вывоза ТБО не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. Следовательно, у исполнителя данной услуги отсутствует возможность обязать потребителя принудительно, в том числе и в судебном порядке, заключить договор на оказание услуг по вывозу ТБО, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ (Свобода договора) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Таким образом, договор на вывоз ТБО с гражданином не мог заключаться, если за заключением такого договора гражданин не обращался сам или договор не был возвращен гражданином в подписанном виде. Поэтому основания для оказания гражданину соответствующих услуг и предъявления требований об их оплате отсутствовали. Кроме того, согласно пункта 9 Правил вывоза ТБО – исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату; потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы; а также убытки, причиненные потребителю вследствие нарушений его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.

Учитывая правовое обоснование, данное МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» – а именно: ссылка на публичность оферты, опубликованной на официальном сайте Предприятия сети «Интернет» http://mupgks.ru/ Договора на вывоз ТБО, а также ссылка на то, что отсутствие у собственников индивидуальных жилых домов Договора со специализированным предприятием на вывоз ТБО приводит к экономической нецелесообразности работы Предприятия по вывозу ТБО с зоны ИЖЗ в связи с растущей задолженностью населения, которое происходит из-за отсутствия административных мер воздействия при выявлении правонарушений нормативных актов по благоустройству городского округа «город Якутск» (вх. письмо № 2593 от 13.04.2016г.; исх. № 395 от 13.04.2016г.) – ниже Якутским УФАС России приведены действия МУП «Жилкомсервис» на рынке предоставления услуг по вывозу (транспортировке) и утилизации ТБО с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства.

В соответствии с положениями статьи 426 ГК РФ (Публичный договор) раскрываются понятие, порядок заключения, признаки и условия обязательные для признания договора публичным, а также условия, нарушение которых влечет его ничтожность. В указанной статье приводится перечень договоров, которые признаются публичными, однако данный перечень не является закрытым, публичными могут быть признаны и другие договора, которые по своей правовой структуре и обязательным признакам являются публичными. Договор на оказание услуг по вывозу ТБО не входит в перечень, приводимый ГК РФ и поэтому может считаться публичным только при обязательном наличии в условиях данного договора признаков публичности, а именно:

• Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность (коммерческой организацией) и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится;

• Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

По общему правилу предложения о заключении договоров, обращенные к неопределенному кругу лиц, офертами не считаются. Эта норма корреспондирует с нормой, содержащейся в пункте 1 статьи 435 ГК РФ (Оферта), в силу которой офертой признается предложение, адресованное одному или нескольким конкретным лицам.

Предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, квалифицируются, как приглашение делать оферту. Отклик на такое предложение, содержащий согласие заключить договор, есть оферта, он отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (п. 1 ст. 435 ГК).

Публичная оферта должна отвечать всем признакам оферты, указанным в статьи 435 ГК РФ. Единственное ее отличие в том, что она обращена к неопределенному кругу лиц. Соответственно в ней выражается воля оферента заключить договор с любым, кто отзовется.

Статья 438 ГК РФ (Акцепт) посвящена требованиям к акцепту, который должен быть совершен лицом, которому адресована оферта. Акцепт должен быть полным, безоговорочным и направленным в срок, установленный в оферте, содержащим ответ о принятии оферты.

В соответствии с ГК РФ отсутствие акцепта не является согласием с условиями предлагаемого договора; молчание не может считаться акцептом.

Заключение любого договора, в том числе и публичного (если он таковым является), предполагает наличие согласия обеих сторон. Условия публичного договора публикуются на официальных и общедоступных площадках (в СМИ, на официальных сайтах и пр.) и договор считается заключенным с момента, когда вторая сторона (в данном случае собственники домовладений) на него откликнутся: либо подпишет соответствующие бумаги, чем подтвердит готовность исполнять условия договора. Это значит, что если по каким-либо причинам собственник не соглашается с условиями данного договора, он вправе не оплачивать счета – автоматически договор будет считаться незаключенным. Другими словами, принудить гражданина к заключению договора МУП «Жилкомсервис» пользуясь законодательными уловками права не имело.

Стоит учесть, что именно пунктом 4 статьи 426 ГК РФ (Публичный договор) установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). В данном случае такими обязательными правилами являются Правила вывоза ТБО утвержденные Постановлением Правительства РФ № 155 от 10.02.1997 года.

В части 1 статьи 8 ГК РФ (Основания возникновения гражданских прав и обязанностей) указано, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Договор по общему правилу статьи 432 ГК РФ (Основные положения о заключении договора) считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. То есть договор не может признаваться заключенным до того момента пока лицом, направившим оферту, не будет получена ее акцепта.

Кроме того, как следует из пункта 7 Правил вывоза ТБО заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, соглашение, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации Исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также должна указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. В силу статьи 779 ГК РФ (Договор возмездного оказания услуг) также предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг, коим является договор на вывоз ТБО, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, услуга по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должна осуществляться на основания договора, заключенного между организацией и потребителем данной услуги (иного документа обусловленного волеизъявлением потребителя). Цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма доплата определяются соглашением между исполнителем и потребителем, путем инициативы исходящей от потребителя. Согласно статье 421 ГК РФ (Свобода договра), заключение договора также устанавливает возможность заключения договора только с согласия потребителя, понуждение к заключению договора по общему правилу не допускается.

В силу пункта общих правил гражданского законодательства договор считается заключенным с даты подписания контрагентами договора. Рассматриваемый случай свидетельствует, что между гражданином и МУП «Жилкомсервис» отсутствует договорная связь относительно осуществления каких либо услуг, следовательно, речь о выполнении или невыполнении каких-либо обязательств в силу статьи 309 ГК РФ (Общие положения) не усматривается.

При этом МУП «Жилкомсервис» при оказании услуг по вывозу (транспортировке) ТБО жителям Якутского городского округа, как этого требуют Правила вывоза ТБО, Решение Якутской городско Думы № РЯГД-35-10 и Постановление № 261п – не оформляет заказ на такие услуги (данный вывод следует из письма специализированного предприятия в адрес заявителя и вышеупомянутых пояснений МУП «Жилкомсервис» в рамках рассмотрения настоящего заявления).

Как следует из сложившихся обстоятельств, в адрес граждан направляются квитанции об оплате услуг, которые по своей сути не являются заказом, а отвечают признакам финансового документа, используемого при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин, то есть, приравнены к кассовому чеку (информационное письмо Министерства финансов РФ от 22.08.2008 года «О порядке утверждения бланков строгой отчетности»), и выдаются после оказания услуг в подтверждение их оплаты. При этом термин «заказ» подразумевает предварительное предложение потребителя об оказании ему услуги, в то время как указанная квитанция оформляется уже после оказания услуги, то есть по общему правилу не может являться заказом.

Таким образом, данное условие противоречит части 1 статьи 432 (Основные положения о заключении договора) ГК РФ, пункту 7 Правил вывоза ТБО, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ущемляет права (интересы) потенциальных потребителей, поскольку в настоящее время начисление платы МУП «Жилкомсервис» за оказание данного вида услуг производится жителям городского округа «город Якутск» без соблюдения указанной в законе формы. Тем самым жители лишены возможности расторгнуть договор и заключить договор с другой организацией, и вынуждены в обязательном порядке оплачивать услугу по вывозу твердых бытовых отходов именно МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск». Нарушение права на свободный выбор услуг для контрагентов в целом может привести (приводит) к созданию препятствий для доступа на рынок по вывозу (транспортировке) ТБО в географических границах Якутского городского округа для других хозяйствующих субъектов.

Учитывая то обстоятельство, что заявителю в отсутствие договорных отношений поступали (поступают) платежные документы и как следует из пояснения и информационных писем МУП «Жилкомсервис» и ПАО «Якутскэнерго» – аналогичные действия МУП «Жилкомсервис» осуществлялись (осуществляются) по отношению к другим физическим лицам, являющихся владельцами (пользователями) частных домовладений, расположенных на территории городского округа «город Якутск», в том числе микрорайона Марха – также можно прийти к следующим выводам относительно использования персональных данных физических лиц, проживающих на территории Якутского городского округа, применяемых в целях формирования счет-квитанций.

Персональные данные это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон «О персональных данных») субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено Законом «О персональных данных». В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

В отсутствие заключенного с гражданином договора использование организацией персональных данных гражданина (фамилии, имени, отчества, адреса) при выставлении ему квитанций об оплате услуг по вывозу бытовых отходов, а также обмен такими данными между двумя юридическими лицами (передача данных для начисления и сбора платежей и пеней по неуплате платежей ПАО «Якутскэнерго») без согласия гражданина противоречит требованиям статьи 15 Закона «О персональных данных», в соответствии с которой обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. В силу Закона «О персональных данных» обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

В рамках рассмотрения настоящего заявления факт получения МУП «Жилкомсервисом» согласия заявителя на обработку его персональных данных в коммерческих целях не представлен, что свидетельствует о неправомерности действий специализированного предприятия. Неправомерное использование МУП «Жилкомсервис» персональных данных гражданина в своих коммерческих целях привело к ущемлению интересов заявителя, что и стало основанием для обращения с заявлением в Прокуратуру города Якутска и в дальнейшем передаче этого заявления в Якутское УФАС России.

По предварительным данным, в соответствии с информацией ТО Федеральной службы Государственной статистики по РС(Я) (вх. № 2176э от 31.03.2016г.), МКУ «Расчетный-биллинговый центр» ГО «город Якутск» (вх. № 2195э от 01.04.2016г. и вх. № 3030э от 26.04.2016г.), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РС(Я) (вх. № 3228э от 05.05.2016г.), иных органов, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами – МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» является единственной специализированной организацией на территории Якутского городского округа, оказывающей полный комплекс услуг в области вывоза (транспортировки) и утилизации ТБО (в соответствии с договорными обязательствами, взятыми на себя специализированным предприятием в рамках заключаемых им договоров – потребителям оказывается комплекс услуг на вывоз и захоронение ТБО). Деятельность названного хозяйствующего субъекта является специализированной, направленной на получение прибыли от своей деятельности.

Предварительно (в настоящий момент Якутским УФАС России проводится анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг вывоза (сбор, транспортировка) и обработки (размещение, захоронение) твердых бытовых отходов физических лиц с зон индивидуальной жилой застройки на территории городского округа «город Якутск – МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» занимает доминирующее положение на рынке по вывозу (транспортировке) ТБО с зон индивидуальной жилой застройки физических лиц в географических границах Якутского городского округа, в том числе в микрорайоне Марха.

Как следует из статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закона «О защите конкуренции») – доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Как следует из статьи 4 Закона «О защите конкуренции» монополистическая деятельность – это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Исходя из системного толкования статьи 10 ГК РФ (Пределы осуществления гражданских прав) и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия), как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Стоит отметить, что действия МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» по пренебрежению Правилами по вывозу ТБО не являются законодательно регламентированными к потенциальным потребителям и гражданам, и содержат признаки монопольного воздействия на определенную потребительскую группу путем сужения выбора потенциальных контрагентов, способных оказать аналогичные услуги.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу, что действия связанные с неоправданной договорной политикой, проводимой МУП «Жилкомсервис» по обращению с ТБО, направлены на сохранение или укрепление его положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных в соответствии с антимонопольным законодательством методов, наносят ущерб основе формирования и функционирования конкурентного товарного рынка по вывозу (транспортировке) ТБО в географических границах городского округа «город Якутск». Данные действия, связанные с умалением волеизъявления контрагентов и недопущением конкуренции на рынке, ставят МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» в преимущественное положение при реализации данной услуги и обеспечивает его сто процентное воздействие (присутствие) на рынок (-е) сбыта, в нарушение конкурентных основ функционирования рынка услуг по вывозу (транспортировке) ТБО.

На основании всего вышеизложенного Якутское УФАС России приходит к выводу, что действия МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск», выраженные в навязывании невыгодных гражданину <…> условий договора, в том числе в выставлении в его адрес необоснованных счет-квитанций и нарушения его права на свободный выбор услуг по вывозу и утилизация ТБО, приводят к ущемлению интересов заявителя и содержат признаки нарушения пункта 3 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с этим, множественность проявления и системность аналогичных действий МУП «Жилкомсервис» в отношении потенциальных потребителей (физических лиц) в рамках опубликованного публичного договора на вывоз и захоронение ТБО на территории городского округа «город Якутск» (в том числе на территории микрорайона Марха), свидетельствует о том, что вышеуказанные действия хозяйствующего субъекта приводят (могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по вывозу (транспортировке) и утилизации ТБО в географических границах Якутского городского округа.

Форма вины МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» выражена в неосторожном поведении на товарном рынке услуг по вывозу (транспортировке) и утилизации ТБО. Небрежность специализированного предприятия, связанная с выстраиванием неосмотрительной преддоговорной политики, при пренебрежении принципами гражданского законодательства и одновременном игнорировании правил, регулирующих отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу и утилизации ТБО, своим итогом привело МУП «Жилкомсервис» к нарушению антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в действиях МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» (ИНН 1435242617, находящегося по адресу: г. Якутск, пер. Базовый, 4) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» – Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», МУП «Жилкомсервис» было выдано предупреждение о необходимости принятия мер о прекращении действий, об устранении причин и условий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в ущемлении интересов граждан городского округа «город Якутск» на свободный выбор услуг, в выстраивании преддоговорной политики с населением Якутского городского округа при несоблюдении принципов гражданского законодательства и правил в сфере обращения бытовых отходов, путем:

  • прекращения навязывания МУП «Жилкомсервис» населению городского округа «город Якутск», в том числе гражданину <…>, обязанности заключать договора на оказание услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов с их частных домовладений (с санитарных точек, контейнерным способом), представленного публичной офертой на официальном сайте сети «Интернет» Предприятия http://mupgks.ru/, иной другой публичной площадки (СМИ, рекламы на телевидение, официальный сайт сети «Интернет» администрации городского округа «город Якутск» или иных хозяйствующих субъектов и пр.);
  • прекращения необоснованного выставления в адрес граждан, в том числе гражданину <…>, владеющих объектами индивидуальной жилой застройки на территории городского округа «город Якутск», счет-квитанций на оплату услуг по вывозу и утилизации бытовых отходов с их частных домовладений (с санитарных точек, контейнерным способом).

Предупреждение за исходящим Якутского УФАС России № 02/2431 от 10.05.2016 года поступило в адрес МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» 11 мая 2016 года (вх. МУП «Жилкомсервис» № 965) и подлежало обязательному рассмотрению Предприятием в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента его получения.

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен был быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, однако в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) сообщений от МУП «Жилкомсервис» о выполнении вышеуказанного предупреждения или ходатайств о продлении сроков рассмотрения предупреждения Предприятием – не поступало.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В связи с вышеизложенным, приказом № 49 от «06» июня 2016 года, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) возбуждено дело № 02-22/16А о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск», по признакам нарушения пункта 3 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, Председатель Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела № 02-22/16А о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции»

о п р е д е л и л:

1). Назначить дело № 02-22/16А к рассмотрению на «  01  »      июля  2016 г.

в   10   часов               00   минут, по адресу г. Якутск, ул. Аммосова, д. 18, каб. 407.

2). Привлечь к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве ответчика: Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск» (ИНН 1435242617), находящегося по адресу – 677008, г. Якутск, пер. Базовый, д. 4).

3). Привлечь к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве заявителя: гражданина <…>

4). Явка ответчика, заявителя или представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. В случае невозможности обеспечить явку в адрес Комиссии Якутского УФАС России направить соответствующее ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

5). Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск» предоставить, в срок не позднее «29» июня 2016 года, следующие сведения (информацию) и документы:

  • Мотивированный нормами права отзыв по существу обнаруженных антимонопольным органом признаков нарушения, с приложением подтверждающих документов;

Связанные организации

Связанные организации не указаны