Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий, которые содержат приз... от 31 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий, которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление СПК «Эргистэр», указывающее на действия Администрации МР «Хангаласский улус» РС (Я) при предоставлении в марте 2018 года земельного участка в безвозмездное пользование ИП КФХ <…> и содержащее признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения заявление, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено следующее:

Глава крестьянского фермерского хозяйства <…> обратилась в адрес Администрации МР «Хангаласский улус» РС (Я) с заявлением без номера от 01.02.2018 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу МО «Бестяхский наслег», с. Чаран, ур. Амбар-Кюрюе, с кадастровым номером 14:32:090202:5, площадью 2 297 500 кв.м. в целях выращивания кормовых культур, заготовки растительных кормов и ведения КФХ, в безвозмездное пользование.

На основании поступившего заявления Администрация МР «Хангаласский улус» РС (Я) 30 марта 2018 года утвердила распоряжение №342-р о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которую не разграничена.

Согласно указанному распоряжению, подписанному главой <…>, на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.10, ст. 39.14 и ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ, ст. 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), главе крестьянского фермерского хозяйства <…>, зарегистрированной по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, г. Покровск, ул. Орджоникидзе, д. 20, кв. 21, согласовано предоставление земельного участка, государственная собственность на которую не разграничена, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Бестяхский наслег, ур. Амбар-Кюрюе, с кадастровым номером 14:32:090202:5, площадью 2 297 500 кв.м, для сельскохозяйственного использования.

12 апреля 2018 года на основании распоряжения главы МР «Хангаласский улус» №342-р от 30.03.2018 МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» МР «Хангаласский улус» РС (Я) и ИП КФХ <…> заключили договор №024 безвозмездного пользования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Предметом указанного договора является передача в безвозмездное пользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:32:090202:5 находящегося по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Бестяхский наслег, ур. Амбар-Кюрюе, для сельскохозяйственного использования.

Срок действия указанного договора установлен с 12 апреля 2018 года по 11 апреля 2024 года.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Пунктом 6 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

Часть 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-З N 673-IV устанавливает, что договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, с гражданином для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на территории муниципального района, за исключением территорий муниципальных образований, являющихся административными центрами муниципальных районов.

Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) установлена возможность предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Вместе с тем, согласно части 8 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статья 39.18 ЗК РФ устанавливает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Согласно части 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

В соответствии с частью 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании изложенного, орган местного самоуправления (уполномоченный орган) при предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности обязан руководствоваться положениями статьи 39.18 ЗК РФ.

Согласно письму Администрации МР «Хангаласский улус» РС (Я) №1528 от 30.05.2018 извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 14:32:090202:5, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ, Администрацией МР «Хангаласский улус» РС (Я) на официальном сайте, а также на официальном сайте Администрацией МР «Хангаласский улус» РС (Я) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не публиковалось.

Таким образом, Администрация МР «Хангаласский улус» РС (Я) приняло решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка без учета особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Исходя из анализа приведенной информации, Администрация МР «Хангаласский улус» РС (Я) не соблюла обязательных требований статьи 39.18 ЗК РФ при предоставлении главе крестьянского фермерского хозяйства <…> земельного участка, государственная собственность на которую не разграничена, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Бестяхский наслег, ур. Амбар-Кюрюе, с кадастровым номером 14:32:090202:5, площадью 2 297 500 кв.м, для сельскохозяйственного использования.

На основании изложенного, действия Администрации МР «Хангаласский улус» РС (Я), выразившиеся в вынесении распоряжения от 30.03.2018 №342-р без соблюдения требований статьи 39.18 ЗК РФ при рассмотрении заявления главы крестьянского фермерского хозяйства <…> от 01.02.2018 о предоставлении земельного участка, содержат в себе признаки ограничения конкуренции и нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно согласование и предоставление главе крестьянского фермерского хозяйства <…> земельного участка, государственная собственность на которую не разграничена, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, Бестяхский наслег, ур. Амбар-Кюрюе, с кадастровым номером 14:32:090202:5, площадью 2 297 500 кв.м, для сельскохозяйственного использования без выполнения действий, предусмотренных частями 1, 2, 5 и 7 статьи 39.18 ЗК РФ.

Указанные действия Администрации МР «Хангаласский улус» РС (Я) ограничили права на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе тех хозяйствующих субъектов, которые могут действовать или действуют в территориальных границах муниципального района «Хангаласский улус» и заинтересованы в приобретении прав на рассматриваемый земельный участок.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдается предупреждение в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

В связи с наличием в действиях Администрации МР «Хангаласский улус» РС (Я) (678000, РС (Я), Хангаласский улус, г. Покровск, ул. Орджоникидзе, д. 26) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости устранения последствий нарушения путем:

  • Отмены Распоряжения главы МР «Хангаласский улус» №342-р от 30.03.2018 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которую не разграничена» в срок не более чем пятнадцать рабочих дней с момента получения настоящего предупреждения;

О  выполнении  настоящего предупреждения  сообщить  в  Якутское УФАС России (адрес: г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 213) не позднее трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частями 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Административная ответственность за нарушение статьи 15 установлена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

Заместитель руководителя

Управления                                                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны