Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-28/18.1-15 от 22 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 


РЕШЕНИЕ
по делу № 02-28/18.1-15

г. Якутск                                                                                                                     «19» мая 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:
Ярыгиной О.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;
Халдеевой А.С. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;
Мандаровой А.Е. – старшего  специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
При участии:
От заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «ВИД-2000» (далее по тексту ООО «ВИД-2000») <...>  -  представитель по доверенности;
От организатора закупки – Открытого акционерного общества «Энерготрансснаб» (далее по тексту ОАО «Энерготрансснаб») – <...> – доверенности представлены.
Рассмотрев жалобу ООО «ВИД-2000» на действия конкурсной комиссии – ОАО «Энерготрансснаб» по открытому конкурсу без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на оказание услуг по перевозке каменного угля для нужд ОАО «Энерготранснаб» лот №75.1 «Перевозка каменного угля в п.Усть-Нера, п.Артык, п.Терють Оймяконского филиала» (реестровый номер запроса предложений на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 31502241890 от 10.04.2015 г.)

УСТАНОВИЛА:

08 мая 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «ВИД-2000» (юридический адрес: 677013, РС(Я), г.Якутск, Сергеляхское шоссе, дом 1, оф.103) (вх. № 2490э) на действия заказчика и закупочной комиссии ОАО «Энерготрансснаб» при проведении открытого конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на оказание услуг по перевозке каменного угля для нужд ОАО «Энерготранснаб» лот №75.1 «Перевозка каменного угля в п.Усть-Нера, п.Артык, п.Терють Оймяконского филиала».

Заявитель в жалобе указывает на то, что изменения в извещении и конкурсной документации на официальном сайте http://zakupki.gov.ru не размещены, а также заявитель считает необоснованным требование документа – справки о цепочке собственников в бумажном виде, в то время как конкурс проводился в электронной форме.
Организатор закупки представил возражение на жалобу ООО «ВИД-2000» (исх.№1130 от 13.05.2015 г.), в которой указывает следующее: «Фактически предложение поступило от 2 участников – ООО «Артыкская автобаза», ООО «Стройтранслогистик», так как документация ООО «ВИД-2000» не была размещена. При внесении изменений в извещение на ЭТП www.b2b-esv.ru происходит автоматическая рассылка сообщения всем участникам, скачавшим Конкурсную документацию на ЭТП, также данные изменения должны интегрироваться на официальный сайт www.zakupki.gov.ru, но по причине технического сбоя (неполадок) не произошла интеграция на официальный сайт. По поводу справки о цепочке собственников, включая бенефициаров, сообщаем, что данные документы должны быть предоставлены вместе с заявкой Участника в бумажном виде и на электронном носителе в отдельно запечатанном конверте с надписью «Документы Участника о цепочке собственников», без размещения на электронной торговой площадке согласно п.п. 2.4.1 «Н», по адресу указанным Организатором, данное требование предусмотрено а Альбомах типовых форм, разработанное ОАО РАО «Энергетические системы востока» и направлено дочерним Обществам для адаптации и утверждения Советом директоров общества. При рассмотрении жалобы просим учесть, что итоги процедуры не подведены, интересы участников не ущемлены, жалоба на наш адрес поступает впервые, готовы закрыть данную конкурсную процедуру и объявить новую с учетом замечаний». 
14 мая 2015 года на рассмотрении жалобы по существу, заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе. Об изменениях в извещении и конкурсной документации заявитель узнал только в последний день подачи заявок – 04.05.2015 г.
Представители ответчика пояснили следующее: 16.04.2015 г. были внесены изменения в извещение и конкурсную документацию, которая была размещена на сайте www.b2b-esv.ru. Автоматическая рассылка участникам закупки, скачавшим конкурсную документацию  произошла, но изменения автоматически не были размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по причине технической ошибки. ООО «ВИД-2000» была представлена справка о цепочке собственников в бумажном виде, о чем имеется расписка о получении конверта от 04.05.2015 г. 12:00. По рассматриваемому конкурсы договор не заключен, имеется возможность аннулировать закупку. Касательно представления документа в бумажном виде, представители ответчика пояснили, что у участников есть возможность обратиться за разъяснениями закупочной документации. Данное требование о представлении справки собственников предусмотрено в альбомах типовых форм, разработанного ОАО РАО «Энергетические системы Востока» и было направлено дочерним обществам для адаптации. 
10 апреля 2015 г. на официальном интернет-сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: www.zakupki.gov.ru  было размещено извещение о проведении закупки №873. Реестровый номер закупки 31502241890. Запрос предложений проводится согласно требованиям Федерального закона РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011. Претенденты запроса должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, Положению о закупках товаров, работ, услуг для осуществления деятельности ОАО «Энерготрансснаб» (далее по тексту – Положение).
Комиссия УФАС по РС (Я) по рассмотрению дела №02-28/18.1-15, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
1. На официальном сайте www.zakupki.gov.ru ОАО «Энерготрансснаб» было опубликовано извещение о проведении закупки №873 от 10.04.2015 г. Дата, время и место вскрытия конвертов с Заявками на участие в закупке: 15:00 (время местное Якутское) 04.05.2015 г. на электронной торговой площадке www.b2b-esv.ru. Дата, время и место рассмотрения заявок: 14:00 (время местное Якутское) 05.05.2015 г.
В извещении под п.9 указана начальная (максимальная) цена договора по лоту 75.1:
- 81 661 016 (восемьдесят один миллион шестьсот шестьдесят одна тысяча шестнадцать) рублей 95 коп. без учета НДС;
- 96 360 000 (девяноста шесть миллионов триста шестьдесят тысяч) рублей 00 коп. с учетом НДС.
16.04.2015 г. в извещении произошла корректировка в части изменения цены лота. С учетом изменений цена составила:
- 96 360 000 (девяноста шесть миллионов триста шестьдесят тысяч) рублей 00 коп. без учета НДС.;
- 113 704 800 (сто тринадцать миллионов семьсот четыре тысячи восемьсот) рублей 00 коп. с учетом НДС.
Таким образом, в извещении и конкурсной документации открытого конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на оказание услуг по перевозке каменного угля для нужд ОАО «Энерготранснаб» лот №75.1 «Перевозка каменного угля в п.Усть-Нера, п.Артык, п.Терють Оймяконского филиала» произошли изменения. При этом, данные изменения не были размещены на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru, на сайте www.b2b-esv.ru конкурсная документация была заменена с учетом изменений 16.04.2015 г.
2. В конкурсной документации закупки содержатся требования к представлению документов к заявке на участие в закупке. В соответствии с п.  2.4.1. конкурсной документации, участник конкурса должен подготовить Конкурсную заявку, включающую:
а)    Опись документов (форма 1) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации (подраздел 5.1);
б)    Письмо о подаче оферты (форма 2)  по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации (подраздел 5.2);
в)    Техническое предложение на оказание услуг (форма 3)  по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации (подраздел 5.3);
г)    График оказания услуг (форма 4)  по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации (подраздел 5.4);
д)    Сводная таблица стоимости услуг (форма 5)  в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации (подраздел 5.5);
е)    График оплаты оказанных услуг (форма 6)  по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации (подраздел 5.6);
ж)    Протокол разногласий по проекту Договора (форма 7) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации (подраздел 5.7);
з)    Анкета Участника конкурса (форма 8) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Конкурсной документации (подраздел 5.8);
и)    документы, подтверждающие соответствие Участника конкурса требованиям настоящей Конкурсной документации (подраздел 2.5);
к)    заверенный Участником документ, подтверждающий наличие решения (одобрения) со стороны установленного законодательством РФ органа о заключении крупной сделки, оформленный в соответствии с законодательством РФ, или (в случае если сделка согласно законодательству не является для Участника крупной) – справку, фиксирующую основания неприменения к заключаемой сделке вышеуказанных требований (при этом в справке должны быть указаны лица, являющиеся ее сторонами, цена и предмет сделки); 
л)    заверенный Участником документ, подтверждающий наличие решения (одобрения) со стороны установленного законодательством РФ органа о заключении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, оформленный в соответствии с законодательством РФ, или (в случае если сделка согласно законодательству не является для Участника сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность) – справку, фиксирующую основания неприменения к заключаемой сделке вышеуказанных требований (при этом в справке должны быть указаны лица, являющиеся ее сторонами, цена и предмет сделки);
м)    Гарантийное письмо (форма 16)  с обязательством не привлекать и не допускать привлечения к исполнению обязательств по договору, на право заключения которого подается заявка, организаций, отвечающих признакам «фирм-однодневок», согласно форме, приложенной к настоящей Конкурсной документации (если стоимость предложения Участника составляет более 500 тыс.руб. без учета НДС и, одновременно, срок действия предполагаемого к заключению договора составляет более 3 месяцев);
н)    Справку о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), по форме в соответствии с подразделом 5.17  с подтверждением соответствующими документами, заверенными нотариально. Данные документы должны быть предоставлены вместе с заявкой Участника в бумажном виде и на электронном носителе в отдельном запечатанном конверте с надписью «Документы Участника о цепочке собственников», без размещения на электронной торговой площадке.
В случае если Участник конкурса зарегистрирован вне Российской Федерации, он обязан представить: выписку из торгового реестра страны инкорпорации; предусмотренные законодательством иностранного государства документы обо всех лицах, способных прямо или косвенно контролировать деятельность юридического лица; для всех организаций независимо от страны инкорпорации и при  наличии в составе учредителей, участников или иных владельцев доверительных управляющих, номинальных держателей, трастов или иных лиц, не являющихся собственниками – документы, служащие основанием прав таких лиц.
Пункт 2.4.1.2 - заявка должна быть подготовлена в электронной форме с использованием функционала ЭТП.
Таким образом, организатор закупки выставил требования о представлении документа – справка о цепочке собственников (пункт н.) в бумажном виде, при проведении закупки в электронной форме. Данное требование может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке. 
Согласно ч.11 ст.5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. 
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц",  участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, также иным лицом (заявителем) права или законные интересы которого могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации проведения торгов.
Согласно п. 6.4.14 Положения копия уведомления о внесении изменений (с содержанием самих изменений) в извещение о закупке, а также в закупочную документацию, в течение 1 рабочего дня после ее подписания в обязательном порядке публикуется в тех же источниках, что и официальная публикация извещения о закупке, а также его обязательные копии. Кроме того, одновременно с публикацией копия указанного уведомления направляется всем Участникам закупки, получившим закупочную документацию.
Комиссией ФАС России на заседании установлено, что изменения в извещении и конкурсной документации закупки по состоянию на 04.05.2015 на официальном сайте не размещено.
Пунктом  6.3.6 Положения установлено, что участник закупки должен раскрыть информацию (по форме, установленной в документации о закупке) в отношении всей цепочки собственников (учредителей, участников, а также бенефициаров, в том числе конечных в цепочке) с подтверждением соответствующими документами. В случае изменения вышеуказанных сведений до даты завершения закупочной процедуры Участник должен в течение 5 (пяти) дней с даты таких изменений представить актуализированные сведения. Случаи применения данного пункта, а также последствия его несоблюдения могут определяться локальными нормативными актами Общества.
Правовым основанием для включения в документацию о запросе предложений вышеуказанного положения является Поручение Председателя Правительства Российской Федерации № ВП-П13-9308  от 28  декабря 2011  года. В соответствии с п.  4  Поручения, поручено при проведении предконтрактной работы,  включать в договоры условия о раскрытии контрагентом информации в отношении всей цепочки собственников,  включая бенефициаров. На основании этой нормы можно требовать раскрытия соответствующей информации только от контрагента, т.е. от победителя закупки, с которым заказчик планирует заключить договор. Распространение этого требования на остальных участников закупки по мнению Якутского УФАС является избыточным. 
При этом, требование о раскрытии участниками аукциона информации о цепочке собственников, включая бенефициаров, и предоставлении подтверждающих раскрываемую информацию документов прямо предусмотрено конкурсной документацией.
    Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению, устранению конкуренции.
    ООО «ВИД-2000» представило данную информацию в отношении всей цепочки собственников (учредителей, участников, а также бенефициаров, в том числе конечных в цепочке) в бумажном виде по адресу заказчика.  Тем самым, действия ОАО «Энерготрансснаб» в части установления требования представления документа - информации о цепочке собственников, включая бенефициаров не привели к ограничению конкуренции.

Таким образом, Комиссия УФАС по РС (Я) приходит к выводу, что закупочная комиссия ОАО «Энерготрансснаб» при проведении открытого конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на оказание услуг по перевозке каменного угля для нужд ОАО «Энерготранснаб» лот №75.1 «Перевозка каменного угля в п.Усть-Нера, п.Артык, п.Терють Оймяконского филиала» нарушила часть 11 ст.5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 6.4.14 Положения о закупках ОАО «Энерготрансснаб».
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.23, ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.    Признать жалобу ООО «ВИД-2000» на действия закупочной комиссии открытого акционерного общества «Энерготрансснаб» при проведении открытого конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на оказание услуг по перевозке каменного угля для нужд ОАО «Энерготранснаб» лот №75.1 «Перевозка каменного угля в п.Усть-Нера, п.Артык, п.Терють Оймяконского филиала» обоснованной;
2.    Признать закупочную комиссию открытого акционерного общества «Энерготрансснаб» нарушившей часть 11 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
3.    Выдать открытому акционерному обществу «Энерготрансснаб» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; 
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.


Председатель Комиссии:  ________________                                                О.А. Ярыгина
                                                  


Члены Комиссии:             ________________                                                 А.С.Халдеева
                                                    
                                      
                                        
                                                                    ________________                                              А.Е.Мандарова
                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны