Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы № 02-28/18.1-17 от 7 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АК «АЛРОСА» (ПАО)

678170, РС (Я), г. Мирный,

ул. Ленина, д. 6

chelishkovaln@alrosa.ru

info@alrosa.ru

 

ООО «Модуль-Групп»

630071 г. Новосибирск, ул. Станционная. 10/60 оф.205

m.grupp@mail.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 02-28/18.1-17

 

г. Якутск                    резолютивная часть оглашена «02» февраля 2017 года

                                    изготовлено в полном объеме «07» февраля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.

При участии:

От заявителя ООО «Модуль-Групп» – представитель не явился, надлежащим образом уведомлены.

От ответчика АК «АЛРОСА» (ПАО) – представитель не явился, надлежащим образом уведомлены.

Рассмотрев жалобу ООО «Модуль-Групп» на действия заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 27 января 2017 года поступила жалоба от ООО «Модуль-Групп» (630071 г. Новосибирск, ул. Станционная. 10/60 оф.205) на действия заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) (678170, РС (Я), г. Мирный, ул. Ленина, д. 6) при организации и проведении открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме на поставку комбикорма  (извещение № 31604270262 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе изложил следующие доводы:

В соответствии с п. 1.9. Документации о закупке Участник закупки ООО «Модуль-Групп» 24.11.2016 г. направил Заказчику заявку на участие в запросе коммерческих предложений через электронную торговую площадку в форме электронного с приложением всех документов, перечисленных в п. 5.9. Документации о закупке.

23.01.2017 г. на торговой площадке был размещён протокол заседания закупочной комиссии УМТС АК «АЛРОСА» (ПАО) № 05 от 23.01.2017 г. решением которой была отклонена заявка Участника по лоту №2 (комбикорм птичий).

Как указано в протоколе причиной отклонения заявки ООО «Модуль-Групп» явилось несоответствие предоставленного предложения заявленным техническим требованиям Заказчика, а именно, в составе рецепта ПК-1 на 20% превышено содержание фосфора, а также включена соль и сода, которые не предусмотрены в Технических условиях.

Участник не может согласиться с таким решением закупочной комиссии УМТС АК «АЛРОСА» (ПАО) (Заказчика), как противоречащему законодательству Российской Федерации в области производства комбикормов для сельскохозяйственной птицы и нарушают права и законные интересы Участника ООО «Модуль-Групп» согласно нижеуказанному.

Рецепт ООО «Модуль-Групп» ПК-1 (17-40 недель) утвержден в соответствии с внутренним регламентом изготовителя ООО «Титан-Агро» и рассчитан с применением нормативных документов по программе Корм Оптима эксперт согласно ГОСТ-18221-99, но и с учетом требований ТУ. Убеждённость в этом Заявителя основана на нижеследующем.

Согласно п.п 15) ст. 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.07.2015 г. № 162-ФЗ технические условия – вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги,

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о стандартизации технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.

В силу п. 4.5. и 4.6. ГОСТ Р 1.4.-2005 «Стандарты организаций», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 г. № I54-ст стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов. В стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам.

Таким образом, требования ТУ не должны противоречить требованиям технических регламентов, национальных стандартов и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

Условия Документации о закупке Заказчика весьма противоречивы.

Так, в п. 9.3.5 Документации о закупке установлены критериями отбора, которыми являются в т.ч. соответствие предлагаемой продукции ГОСТ 9268-90, Р52254-2004, ТУ 9296-001-00196977, техническому заданию.

ГОСТ 9268-90 это Технические условия Комбикорма-концентраты для крупною рогатого скота, а ГОСТ Р 52254-2004 – Номенклатура показателей Комбикорма для крупного рогатого скота, т.е. это требования по Лоту №1.  Тогда как ГОСТ-18221-99 - «Комбикорма полнорационные для сельскохозяйственной птицы» и ГОСТ Р 51851-2001 «Комбикорма для сельскохозяйственной птицы. Номенклатура показателей» в качестве критерия соответствия по Лоту №2 указаны не были. Хотя в п. 2.1. ТУ 9296-001-00196977-2016 прописано, что корма концентрированные для птицы должны соответствовать требованиям ГОСТ 18221-99.

Эта противоречивость видимо сказалась на работе закупочной комиссии УМТС АК «АЛРОСА» (ПАО) в ходе закупки № 3160427062.

 Согласно ГОСТ Р 51851-2001 «Комбикорма для сельскохозяйственной птицы. Номенклатура показателей» (не указанного в качестве критерия отбора в Документации о закупке) настоящий стандарт распространяется на комбикорма для сельскохозяйственной птицы и устанавливает номенклатуру показателей качества.

Так вот, в соответствии с п. 3.2. ГОСТ Р 51851-2001 номенклатура показателей, необходимых для характеристики качества комбикормов для сельскохозяйственной птицы включает в себя обменную энергию, сырой протеин, лизин, метионин и пистин в сумме, сырой жир. сырую клетчатку, кальций, фосфор, натрий, поваренную соль (хлорид натрия), влагу.

Таким образом, в силу требованиям ГОСТа поваренная соль должна быть в комбикормах для сельскохозяйственной птицы.

Более того, вывод закупочной комиссии УМТС АК «АЛРОСА» (ПАО) противоречит не только ГОСТ Р51851-2001, но и собственно ТУ 9296-001-00196977-2016.

Дело в том, что Таблице 2 ТУ физико-химические показателя корма. Среди этих показателей стоит Na и Cl.

Если обратиться к химическим словарям (учебникам), то можно понять следующее.

Натрий в чистом виде серебристо-белый металл в тонких слоях с фиолетовым оттенком, пластичен, даже МЯГОК (легко режется ножом), свежий срез натрия блестит. Натрий содержится практически во всех продуктах в разных количествах, хотя большую его часть организм получает из поваренной соли (хлорид натрия NaCl). В качестве источника натрия служат такая пищевая добавка как пищевая сода (бикарбонат натрия – NaHCO3). Основой использования солей натрия в комбикормах для сельскохозяйственных животных и птицы является необходимость ввода ионов натрия, как одного из важнейших элементов баланса электролитов. При использовании компонентов растительного и животного происхождения в комбикорме всегда возникает недостаток ионов натрия. Источники ионов натрия (хлорид натрия - поваренная соль, бикарбонат натрия - сода и сульфат натрия безводный). Баланс натрия и хлоридов нужен для нейтрализации кислоты в желудочно-кишечном тракте. В рецептах комбикормов для птицы стремятся довести уровень Na до 0,15 - 0.18 %. Иногда, для увеличения поедаемости корма уровень Na доводят до 0,3%. Поскольку основной источник Na -это поваренная соль, а хлоридов в соли в 1.5 больше, чем Na. складывается ситуация, когда Na еще недостаточно, а ионов хлора уже избыток. Традиционно эта проблема решается вводом соды (натрия бикарбоната).

Итак, в чистом виде Na и Cl в продуктах не может быть применим и в качестве компонента комбикорма используют соль и соду.

ГОСТом-18221 -99 «Комбикорма полнорационные для сельскохозяйственной птицы» регламентирована массовая доля фосфора - Р, Для кур-несушек яичных пород в возрасте 17-40 недель, массовая доля Р составляет 0,6 - 0.7 % (п. 6 Таблица 1). В заявленных технических требованиях Заказчика по Лоту №2, а это в ТУ 9296-001-00196977-20 (Таблнца-2), во-первых, норма содержание фосфора указанная, как 0.4 %, не совпадает (противоречит) с ГОСТ-18221-99, во-вторых, в отличие от ГОСТа не регламентирован верхний и нижний предел содержания данного компонента.

Таким образом, в составе рецепта ПK-1 Заявителя не только не превышено содержание фосфора (0,53 %) согласно ГОСТа-18221-99, но наиболее близко к норме. Наоборот, в ТУ 9296-001-00196977-20 оно занижено и не соответствует национальному стандарту.

Потому Заявитель полагает, что представленный рецепт ПК-1 (17-40 недель) по показателю фосфора не противоречит ТУ 9296-001 -00196977-2016.

Комиссия по рассмотрению дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся доказательства и материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В части 2 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что действия (бездействие) организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган, лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Закупки товаров, работ, услуг АК «АЛРОСА» (ПАО) проводит в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Законом о закупках установлено, что закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о заказах www.zakupki.gov.ru было размещено Положение о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО), утвержденное наблюдательным советом АК АК «АЛРОСА» (ПАО) (протокол №А01/227-ПР-НС от 24.03.2015), которое определяет единый порядок, условия и процедуру закупки товаров, работ (услуг) для нужд и за счет средств АК «АЛРОСА» (ПАО).

31 октября 2016 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено извещение № 31604270262 и опубликована документация о закупке открытого конкурентного запроса коммерческих предложений в электронной форме на право заключения рамочного договора на поставку комбикорма для АК «АЛРОСА» (ПАО) (далее – Документация о закупке). Заказчиком является Акционерная компания «АЛРОСА» (ПАО) Управление Материально-Технического Снабжения.

18 января 2017 года размещена 5 редакция Документации о закупке, действующая на момент рассмотрения заявки ООО «Модуль-Групп»

Данный запрос предложений в электронной форме проводится в соответствии с Положением о закупках АК «АЛРОСА» (ПАО) и Законом о закупках.

Предмет закупки (договора) является поставка комбикорма. Код по ОКПД 2 - 10.91.10 Комбикорма для сельскохозяйственных животных (кроме муки и гранул из люцерны). Код по ОКВЭД 2 - 10.91.1 Производство готовых кормов (смешанных и несмешанных) для животных, содержащихся на фермах.

В пункте 1.8 Документации о закупки указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара требованиям заказчика: поставляемая продукция должна быть изготовлена не ранее 1 квартала года реализации, соответствовать ГОСТ, техническому заданию, ТУ9296-001-00196977, спецификации, являющимися приложениями к документации о закупке.

В соответствии со спецификацией на продукцию для нужд АК "АЛРОСА" (ПАО) в 2017 г.-2019 г.     объявлено 2 лота:

  1. Комбикорм для КРС взрослое поголовье КК-60-1, Комбикорм для молодняка КРС КК-62-1 (9268-90, Р52254-2004, техническое задание. Тара-мешок полипропиленовый высшего сорта V= 40-50 кг в цене товара).
  2. Комбикорм П-1. Для птицы Хайсекс (коричневый) 17-40 недель, Комбикорм П-2. Для птицы Хайсекс (коричневый) 0-5 недель,          Комбикорм П-3. Для птицы Хайсекс (коричневый) 5-10 недель, Комбикорм П-4. Для птицы Хайсекс (коричневый) 5-10 недель         . (ТУ 9296-001-00196977-2016. Тара-мешок полипропиленовый высшего сорта V= 40-50 кг в цене товара).

19 января 2017 года Закупочной комиссией УМТС АК «АЛРОСА» (ПАО) проведена процедура рассмотрения вопроса о допуске Поставщиков на поставку комбикорма, результаты процедуры оформлены протоколом от 19.01.2017 (порядковый номер заседания 4.3). В соответствии с указанным протоколом заявка ООО «Модуль-Групп» по лоту №2 (комбикорм птичий) была отклонена, так как предоставленное предложение не соответствует заявленным техническим требованиям Заказчика, а именно, в составе рецепта ПК-1 на 20% превышено содержание фосфора. В составе также включены соль и сода. Которые не предусмотрены в Технических условиях. Заявка ООО «Модуль-Групп» по лоту №1 (комбикорм для КРС) была допущена.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее – Закон о стандартизации) технические условия – вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона о стандартизации стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.

Согласно пункту 4.5. "ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 154-ст) стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.

Согласно пункту 4.6. "ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения" в стандартах организации не следует устанавливать требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие национальным стандартам.

ГОСТ Р 51851-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Комбикорма для сельскохозяйственной птицы. Номенклатура показателей (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 N 584-ст) (ред. от 29.12.2003) распространяется на комбикорма для сельскохозяйственной птицы и устанавливает номенклатуру показателей качества. Пунктом 3.2. указанного ГОСТ установлена номенклатура показателей, необходимых для характеристики качества комбикормов для сельскохозяйственной птицы, включает в себя обменную энергию, сырой протеин, лизин, метионин и цистин в сумме, сырой жир, сырую клетчатку, кальций, фосфор, натрий, поваренную соль (хлорид натрия), влагу.

В таблице 1 ГОСТ 18221-99. Межгосударственный стандарт. Комбикорма полнорационные для сельскохозяйственной птицы. Технические условия (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27.04.2000 N 129-ст) установлена массовая доля фосфора – 0,60%-0,70% для молодняка кур в возрасте 14-17 недель, для кур-несушек в возрасте 21 и старше недель.

ООО «Модуль-Групп» в составе заявки предложило рецепт комбикорма для КРС от ООО «Титан-Агро». Согласно пояснительной записки ООО «Титан-Агро» без соли поваренной и соды пищевой невозможно сбалансировать минеральный состав рецепта ПК-1 (17-40 недель), указанный рецепт был разработан в соответствии с ГОСТ-18221-99.

В таблице 2 Технических условий корма концентрированного для кормления птицы ТУ 9296-001-00196977-2016 (разработанного и утвержденного совхозом «Новый» АК «АЛРОСА» (ПАО)) установлена норма фосфора усеваемого для комбикорма П-1 (17-40 недель) – 0,4%.

Таким образом, ООО «Модуль-Групп» в составе заявки представило рецепт комбикорма для КРС, соответствующий национальным стандартам, а АК «АЛРОСА» (ПАО) включило в ТУ 9296-001-00196977-2016 противоречащее ГОСТ 18221-99 требование о норме содержания фосфора.

Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев жалобу ООО «Модуль-Групп» приходит к выводу о том, что заказчик АК «АЛРОСА» (ПАО) при организации и проведении открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме на поставку комбикорма  (извещение № 31604270262 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru) необоснованно отклонил заявку ООО «Модуль-Групп» по лоту №2 в соответствии с протоколом от 19.01.2017 (порядковый номер заседания 4.3) и в целом нарушил процедуру проведения торгов, порядок рассмотрения которых установлен ст.18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.06 «О защите конкуренции».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

31 января 2017 года закупочный орган АК «АЛРОСА» (ПАО) провел заседание по вопросу об отмене протоколов, составленных в ходе проведения открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме, размещенных в единой информационной системе (№31604270262 от 31.10.2016) на поставку комбикорма. В ходе проведения совещания было принято решение по комбикорму птичьему, что содержание фосфора, предложенное в заявке участником закупки ООО «Модуль-Групп» (гор. Новосибирск), соответствует ГОСТ 18221 и никак не скажется на снижении продуктивности и качестве продукции. По результатам заседания решено отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме, размещенных в единой информационной системе (№31604270262 от 31.10.2016) начиная с протокола заседания Закупочной комиссии УМТС АК «АЛРОСА» (ПАО) по вопросу о допуске Поставщиков на поставку комбикорма (порядковый номер заседания: 4.3) и все последующие.

31 января 2017 года состоялась повторная процедура рассмотрения заявок на участие в закупке. Результаты оформлены протоколом от 31.01.2017 (порядковый номер заседания 7.3). Закупочная комиссия решила допустить к дальнейшему участию в закупке, в том числе заявку ООО «Модуль-Групп» по обоим лотам.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания в связи с тем, что Заказчиком совершены необходимые действия, направленные на устранение нарушения закупочной процедуры до рассмотрения жалобы по существу, а именно отмена протокола от 19.01.2017 (порядковый номер заседания 4.3) и проведение повторной процедуры рассмотрения заявок на участие в закупке.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «Модуль-Групп» (630071 г. Новосибирск, ул. Станционная. 10/60 оф.205) на действия заказчика АК «АЛРОСА» (ПАО) (678170, РС (Я), г. Мирный, ул. Ленина, д. 6) при организации и проведении открытого запроса коммерческих предложений в электронной форме на поставку комбикорма  (извещение № 31604270262 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru) – обоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны