Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-29/14А о нарушении антимонопольног... от 21 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-29/14А  

 о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

г. Якутск                                            резолютивная часть оглашена «23» июня 2014 г.

                                                            изготовлено в полном объеме «04» июля 2014 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела № 02-29/14А о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

О.А. Ярыгина – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

А.Б. Ринчинова – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Т.Н. Попова – ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.

При участии:

ООО «Байанай – Центр» - <...>, по доверенности от 03.06.2014 г. № б/н; <...>, по доверенности от 03.06.2014 г. № б/н; <...>, по доверенности от 03.06.2014 г. № б/н.

ООО «Рысь» - <...>, по доверенности от 01.01.2014 г. № б/н.

ООО «Сахапромохота» - <...>, по доверенности от 05.06.2014 г. № б/н; <...>, по доверенности от 14.11.2011 г. № 14 АА 0290196.

Рассмотрев дело № 02-29/14А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении ООО «Рысь» и ООО «Сахапромохота» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции):

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 13 февраля 2014 г. поступило заявление ООО «Байанай Центр» (далее – заявитель) на действия ООО «Рысь» и ООО «Сахапромохота» по установлению монопольно низких цен на охотничьи патроны для гладкоствольного оружия.   

ООО «Байанай Центр» полагает, что ООО «Рысь» и ООО «Сахапромохота» являясь доминирующими хозяйствующими субъектами, устанавливают в г. Якутске монопольно низкие цены на патроны.

  1. Товарооборот патронов в г. Якутске регламентируется разовыми лицензиями на приобретение юридическими лицами оружия и патронов, выдаваемыми МВД РС (Я). По данным заявителя, годовой объем в г. Якутске составляет 9 млн. шт., из них: доля ООО «Рысь» - 2 млн. шт.; доля ООО «Сахапромохота» - 1 млн. шт.; доля ООО «Охотник» - 1 млн. шт.; доля ООО «Байанай Центр» - 4 млн. шт.; доля все остальных хозяйствующих субъектов – 1 млн. шт.

Таким образом, доля 4 лидирующих хозяйствующих субъектов составляет 88%, и доля каждого из них больше доли других предприятий. Это соответствует признакам доминирующего положения, указанным в пункте 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»;

  1. Остальные размеры долей подвержены незначительным изменениям по годам, а доступ новых конкурентов на рынок патронов затруднен вследствие того, что торговля патронами – лицензируемый вид деятельности, в котором получение лицензий крайне затруднено высокими требованиями разрешительных органов МВД (это соответствует признакам, указанным в пункте 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»);
  2. Патроны для гладкоствольного оружия – уникальный по техническим и потребительским свойствам товар, унитарный по требованиям калибровки, развесовки, стандартизации и безопасности, и не могут быть заменены никаким другим товаром. Рост цен не обуславливает соответствующее снижение спроса на патроны. Патроны пользуются на данном рынке стабильно высоким спросом. Информация о цене на патроны и об условиях реализации доступна неопределенному кругу лиц (в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»).              

ООО «Рысь» в розничном магазине «202 Калибр» реализует патроны «Феттер 12/70»  по цене 12 руб. за 1 шт. ООО «Сахапромохота» в розничном магазине «Берлога» реализует патроны «Азот 12/70 Практик» по цене 12 руб. за 1 шт.

Заявитель считает, что себестоимость патронов «Феттер» составляет 14,5 руб. и «Азот» более 15 руб.

На основании вышеизложенного 14 мая 2014 г. приказом Якутского УФАС России № 42 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 02-29/14А в отношении ООО «Рысь» и ООО «Сахапромохота» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

23 июня 2014 г. в ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении. Представители ООО «Рысь» и ООО «Сахапромохота» возражали, считают установление монопольно низких цен на патроны не имеется, нарушение не признают.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела, изучив имеющиеся в деле материалы, доказательства, выслушав доводы лиц участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе  установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Антимонопольный орган осуществляет государственную функцию по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 345 (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 3.9. Административного регламента определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы заявление, материалы, указанные в пункте 3.5 настоящего Регламента, осуществляется по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного согласно соответствующему Порядку проведения анализа состояния конкуренции, и включает в себя идентификацию хозяйствующего субъекта, определение временного интервала исследования рынка, определение продуктовых и географических границ товарного рынка, выявление группы лиц, оценку положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке.

В связи с чем, УФАС по РС (Я) в ходе рассмотрения дела № 02-29/14А проведено исследование рынка розничной реализации патронов охотничьих для гладкоствольного оружия на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа).

Краткая характеристика товарного рынка:

Временной интервал исследования - 2013 г. – январь 2014 г.

3.1. Предварительное определение товара. В соответствии с пунктом 3.4. Порядка проведения анализа предварительное определение товара может проводиться на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность и общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

В статье 1 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту – Закон об оружии) указано, что патрон это устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение.

Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Согласно статье 2 Закона об оружии, оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности 034-2007, принятым и введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, (далее - ОКПД) группировка с кодом 29.60.14 «Бомбы, ракеты и аналогичные боеприпасы для ведения боевых действий; патроны, торпеды, прочие боеприпасы и их части» включают, в том числе группу с кодом 29.60.14.310 «Патроны для гладкоствольного оружия».

Согласно ОКПД в группировку с кодом 52.48.38 «Услуги по специализированной розничной торговле прочими непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки» входит группа с кодом 52.48.38.122 «Услуги по розничной торговле патронами к огнестрельному оружию».

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 г. № 17, патроны для гладкоствольного оружия относятся к виду продукции с кодом – 2927242 «Патроны спортивные и охотничьи для гладкоствольного оружия».

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 г. N 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», деятельность, связанная с розничной реализацией патронов охотничьих для гладкоствольного оружия, относится к группе с кодом 52.48  «прочая розничная торговля в специализированных магазинах».

Согласно ГОСТ Р 51888-2002 «Оружие гражданское и служебное. Огнестрельное и газовое. Классификация» гладкоствольное огнестрельное оружие — огнестрельное оружие, имеющее ствол или стволы только с гладкими каналами.

Спортивное оружие – это вид гражданского огнестрельного и пневматического оружия, используемого на спортивных состязаниях. Основная особенность спортивного оружия заключается в том, что многие детали усилены для того, чтобы избежать быстрой выработки ресурса оружия, наступающей от частых тренировок. Это выражается в повышенном весе спортивного вооружения.

Произвольное спортивное огнестрельное оружие – спортивное огнестрельное оружие, для опорных конструктивных элементов которого правилами стрелковых соревнований разрешены форма и размеры, соответствующие антропометрическим особенностям конкретного стрелка (в соответствии с ГОСТ Р 51888-2002 ). 

Стандартное спортивное огнестрельное оружие – спортивное огнестрельное оружие, для опорных конструктивных элементов которого правилами стрелковых соревнований установлены определенная форма и размеры (в соответствии с ГОСТ Р 51888-2002 ).

В соответствии с ГОСТ 7840-78 «Патроны спортивные 12 калибра и охотничьи 12, 16, 20 и 28 калибров с бумажными гильзами. Технические условия» (далее – ГОСТ 7840-78), ГОСТ 23569-79 «Патроны спортивные 12 калибра и охотничьи 12, 16, и 20 калибров с пластмассовыми гильзами. Технические условия» (далее – ГОСТ 23569-79)  и ГОСТ 7921-86 «Гильзы охотничьи металлические. Технические условия» охотничий патрон для гладкоствольного оружия состоит из капсюли-воспламенителя центрального боя, пороха, дроби или картечи, пыжи, прокладки и гильзы. Гильзы могут быть бумажными, пластмассовыми и металлические.   

Производятся спортивные патроны по тем же технологиям, что и охотничьи, но в их состав входят специальные по конструкции пыжи – контейнеры (дисперсанты или концентраторы), позволяющие сформировать оптимальную дробовую осыпь для конкретной спортивной дисциплины. Навеска дроби в спортивных патронах допускается не более 28 грамм с диаметром дроби не крупнее 2,5 мм (№7). Как правило, применяется дробь № 7,5, хотя многие используют и более мелкую дробь номеров 8 и 9. Для олимпийских дисциплин спортивно-стендовые патроны производятся с навеской дроби 24 грамма, а для спортинга 28 грамм. Выпускают также облегченные спортивные патроны с навеской 20 грамм, предназначенные для юниоров и продолжительной тренировочной стрельбы.

Согласно ГОСТ 7840-78 охотничьи патроны должны изготовляться трех типов: ОДЦ – с дымным порохом и капсюлем-воспламенителем центрального боя; ОБЖ – с бездымным порохом и капсюлем-воспламенителем «Жевело»; Байкал – ОБЖ для самозарядных ружей 12 калибра.

Спортивные патроны должны изготовляться двух типов:СП-Т – спортивный патрон для траншейного стенда; СП-К – спортивный патрон для круглого стенда.

Охотничьи патроны типа ОБЖ выпускаются двух марок: Марки А – для поставки на экспорт или для нужд народного хозяйства; Марки Б – для нужд народного хозяйства.

Спортивные патроны выпускаются двух марок: Марки М – для повышения спортивного мастерства, предназначенные для поставки на экспорт или для нужд народного хозяйства; Марки О – для первоначального обучения стрельбе, предназначенный для нужд народного хозяйства.

Спортивные патроны для гладкоствольного оружия предназначены для стрельбы дробью по движущимся мишеням - тарелочкам в условиях специально оборудованных стрельбищ с целью тренировки навыков стрельбы и проведения соревнований по стрелковым видам спорта. В спортивных патронах используется только твердая дробь, в соответствии с ГОСТ 7837-76 «Дробь охотничья, спортивная и картечь».

Охотничьи патроны имеют множество видов калибров в зависимости от вида дичи, на которую охотятся. Также, при производстве охотничьих патронах используют мягкую или твердую дробь либо картечь (ГОСТ 7837-76 «Дробь охотничья, спортивная и картечь»). 

Отличия спортивного и охотничьего оружия заключаются в различных характеристиках, основывающихся на их предназначении. Также, характеристики оружия определяются параметрами патрона. Использование спортивных патронов для охоты невозможно, т.к. спортивные патроны имеют иные функциональные конструктивные характеристики и предназначены для поражения иных целей, нежели охотничьи патроны.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа предварительно продуктовыми границами исследуемого рынка определим патроны охотничьи для гладкоствольного оружия (ОКДП 2927242, ОКПД 29.60.14.310, 52.48.38.122, ОКВЭД 52.48).

3.2. Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства. Охотничьи патроны предназначены преимущественно для стрельбы из нарезного или гладкоствольного оружия;

- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование). Исходя из функционального назначения, следует, что патроны охотничьи приобретаются покупателями для личного потребления (для охоты); 

            - качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта. Охотничьи патроны подразделяются на дробовые, картечные и пулевые. Патроны к гладкоствольным ружьям подразделяются на значительно большее число калибров и типов внутри каждого калибра. Разный калибр гладкоствольного оружия подразумевает разную массу патрона, массу заряда дроби (пули), массу пороха. Число калибра означает целое количество круглых пуль, которые можно отлить из 1 английского фунта свинца (453,59 г). Пули при этом должны быть сферические, одинаковые по массе и диаметру, который равен внутреннему диаметру ствола в средней его части. Чем меньше диаметр ствола, тем большее количество пуль получается из фунта свинца. Таким образом, двадцатый калибр меньше десятого, а шестнадцатый меньше двенадцатого;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления). Патрон для гладкоствольного оружия состоит из гильзы с капсюлем-воспламенителем (КВ) дробового, картечного или пулевого снаряда (в контейнере или без него), порохового заряда, набора пыжей и прокладок. Гильзы могут быть бумажные, пластмассовые, металлические; пыжи войлочные, древес-но-волокнистые, пластмассовые; капсюли-воспламенители типа «Жевело», КВ-21, КВ-22 ЦБО и другие; порох дымный либо бездымный. Некоторые пули к гладкоствольному оружию способны стабилизироваться в полете. Дробь и картечь имеют низкую эффективную дальность стрельбы, как правило, не более 40-60 метров. Каждый тип патрона предназначен для определенного вида охоты;

- цена. В среднем цена реализации патронов охотничьих для гладкоствольного оружия за рассматриваемый период составила от 13,01 до 33,70 руб. за 1 штуку.  

- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара.

Согласно пункту 10 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом подлежат обязательному лицензированию.

Таким образом, продажей патронов имеют право заниматься хозяйствующие субъекты, имеющие соответствующие лицензии.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.09.2012 г. № 925 «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом» определяет порядок лицензирования разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом, осуществляемых юридическими лицами (далее – Положение о лицензировании реализации патронов).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Положения о лицензировании реализации патронов лицензионные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ (услуг) по реализации (торговле) патронов к гражданскому и служебному оружию и составными частями патронов являются:

наличие принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений, помещений и иных объектов и оборудования, отвечающих установленным требованиям к приему, учету, хранению и предпродажной подготовке патронов;

наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, ответственных за сохранность, учет и хранение патронов, а также выполняющих функции, связанные с продажей, предпродажной подготовкой, передачей и транспортированием патронов;

обеспечение условий для сохранности учетной документации, исключения доступа посторонних лиц к патронам и (или) учетной документации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаром, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (далее – Правила продажи отдельных видов товаров) устанавливает лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пункт 100 Правил продажи отдельных видов товаров устанавливает, что продажа оружия и патронов осуществляется при представлении покупателем следующих документов:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность покупателя;

лицензия на приобретение определенного вида и типа оружия;

лицензия либо разрешение на хранение, хранение и ношение оружия (для приобретения основных и запасных частей и патронов к оружию, принадлежащему покупателю);

документ, удостоверяющий право покупателя на охоту, и разрешение на хранение и ношение оружия, используемого в целях охоты (для приобретения охотничьего холодного оружия).

3.3. Определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно пункту 3.6. Порядка проведения анализа выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Согласно данному перечню патроны классифицируются по видам оружия (7272 Патроны к гражданскому и служебному оружию, к средствам огнестрельным производственным и патроны, производимые только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран-импортеров):

Патроны к спортивному и охотничьему нарезному оружию

Патроны к спортивному и охотничьему гладкоствольному оружию

Патроны к сигнальному оружию

Патроны к газовому оружию самообороны

Патроны к бесствольному оружию самообороны

Патроны к служебному оружию

Патроны к средствам огнестрельным производственным

Патроны испытательные

 

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 г. № 17, патроны для гладкоствольного оружия относятся к виду продукции с кодами 2927240 «Патроны спортивные, охотничьи и строительно – монтажные», также данная группировка включает в себя:

2927241 «Патроны спортивные и охотничьи для нарезного оружия»

2927242 «Патроны спортивные и охотничьи для гладкоствольного оружия»

 

           

Пункт 3 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» устанавливает, что взаимозаменяемые товары это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Также, согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

В качестве товара-заменителя для патронов охотничьих к гладкоствольному оружию рассмотрим патроны охотничьи к нарезному оружию. 

Согласно ГОСТ Р 51888-2002 «Оружие гражданское и служебное. Огнестрельное и газовое. Классификация» нарезное огнестрельное оружие — огнестрельное оружие, имеющее ствол или стволы только с нарезными каналами.

Ствол с нарезным каналом – ствол огнестрельного оружия, канал которого имеет нарезы по направляющей части, придающие пуле вращательное движение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

В соответствии с ГОСТ 20808-75 «Патроны охотничьи 5,6 х 39. Типы и основные размеры», ГОСТ 20809-75 «Патроны охотничьи 9 х 53. Типы и основные размеры» и ГОСТ 21169-75 «Патроны охотничьи 7,62 х 51. Типы и основные размеры»  охотничьи патроны к нарезному оружию состоят из пули, гильзы, пороха, капсюля, оболочки и сердечника. В зависимости от назначения устанавливаются следующие типы патронов:

А – охотничьи патроны с экспансивной пулей для охоты на зверя массой от 20 до 60 кг. (ГОСТ 20808-75); для охоты на зверя массой от 150 до 400 кг. (ГОСТ 21169-75); для охоты на зверя массой от 250 до 500 кг. (ГОСТ 20809-75);

Б – охотничьи патроны с неэкспансивной пулей для охоты на зверя массой от 3 до 20 кг. (ГОСТ 20808-75); для охоты на зверя массой от 50 до 150 кг. (ГОСТ 21169-75); для охоты на зверя массой от 70 до 250 кг. (ГОСТ 20809-75).

Под нарезным оружием понимается оружие, в котором используются мощные патроны с пулей сравнительно малого калибра. В патронах используется металлическая гильза бутылочной формы, позволяющая разместить мощный заряд пороха. Пуля весом около 10 граммов, получившая движение благодаря утилизации столь мощного заряда, имеет начальную скорость более 700 метров в секунду. Проходя по нарезному стволу, она получает вращение с частотой более 3000 оборотов в секунду.

В гладкоствольном оружии используются патроны, снаряженные в металлические, бумажные или пластмассовые гильзы цилиндрической формы. Заряд, размещаемый в такой гильзе, не так велик по сравнению с массой пули и отделен от пули пыжами (ГОСТ 7840-78, ГОСТ 23569-79 и ГОСТ 7921-86). Начальная скорость полета пули вдвое меньше и колеблется где-то в районе 400 метров в секунду. Калибр пули значительно больше, чем может позволить нарезное оружие.

Калибр определяется у гладкоствольного оружия по внутреннему диаметру ствола, у нарезного — по расстоянию между противоположными полями нарезов.

Главное различие между гладкоствольным и нарезным оружием связано не столько с нарезами в канале ствола, сколько с разницей в процессах, происходящих при выстреле. По настоящему, принципиальная разница кроется в применяемых боеприпасах.

Пули нарезного и гладкоствольного оружия ведут себя по-разному при взаимодействии с преградой. Они по-разному производят различную работу, объем и характер которой также во многом зависит от конструкции самой пули.

На основании вышеизложенного основные характеристики оружия определяются параметрами патрона. Использование охотничьих патронов для нарезного оружия вместо охотничьих патронов для гладкоствольного оружия возможно только в случае замены гладкоствольного оружия на нарезное. Нарезные и гладкоствольные ружья имеют конструктивные различия, исключающие использование патронов для нарезных ружей в гладкоствольных. 

Согласно данным представленным хозяйствующими субъектами, занимающимися розничной реализацией огнестрельного оружия (письма ООО «Рысь» от 01.04.2014 г. № б/н, ООО «Империя» от 02.04.2014 г. № б/н, ООО «Сахапромохота» от 02.04.2014 г. № 51, ООО «Саха Военторг» от 02.04.2014 г. № 390-01/04, ООО «Байанай-Центр» от 03.04.2014 г. № 21/2, ООО «Охотник» от 03.04.2014 г. №б/н) средняя стоимость нарезного оружия составляет 20 748 руб. за 1 шт. (от 6 000,00 руб. до 66 822,50 руб.).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (далее – ОКП), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, «Патроны к гражданскому спортивному и охотничьему оружию – огнестрельному гладкоствольному» относятся к группе с кодом 72 7232. 

Следовательно, в соответствии с пунктом 3.7 Порядка проведения анализа патроны охотничьи для нарезного оружия не являются взаимозаменяемым товаром для патронов охотничьих для гладкоствольного оружия. 

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого рынка определен рынок розничной реализации патронов охотничьих для гладкоствольного оружия (ОКДП 2927242; ОКПД 29.60.14.310, 52.48.38.122; ОКП 72 7232; ОКВЭД 52.48).

4.1 Предварительное определение географических границ

Пунктом 4.2 Порядка проведения анализа установлено, что предварительное определение географических границ товарного рынка может быть проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в действиях ООО «Рысь» и ООО «Сахапромохота», которые осуществляют свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия). 

Республика Саха (Якутия) – субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Общая площадь территории Якутии составляет 3083,523 тыс. км². Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Республика включает в себя 36 муниципальных образований: 34 муниципальных района и 2 городских округа.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа географическими границами исследуемого рынка предварительно определим территорию Республики Саха (Якутия).

4.2 Выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями)

Согласно пункту 4.3 Порядка проведения анализа при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

1) требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара). Требования к условиям транспортировки патронов, обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара рассмотрим на примере ГОСТ 7840-78, т.к. в соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ 23569-79  маркировку, упаковку и транспортирование патронов проводятся в соответствии с ГОСТ 7840. Согласно пункту 5.9 ГОСТ 7840-78 патроны по 10 или 25 шт. должны быть уложены рядами в художественно оформленные коробки. Коробки должны быть изготовлены из коробочного картона по ГОСТ 7933-75 или равноценного картона, изготовленного по нормативно-технической документации. Патроны могут быть уложены по 10 или 25 шт. в полиэтиленовые пакеты. Перемещение патронов в полиэтиленовом пакете не допускается. Коробки с патронами должны быть уложены в пакеты из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354-82 или завернуты в пачки по 100 патронов в каждый пакет или пачку. Торцы пакеты с патронами должны быть заварены или сложены конвертом и скреплены (пункт 5.10 ГОСТ 7940-78). Патроны в пачках или пакетах должны быть плотно уложены в ящики, изготовленные по нормативно-технической документации. Перемещение пачек в ящике не допускается (пункт 5.11 ГОСТ 7840-78). Для извлечения пачек из ящика одна пачка должна быть перевязана шпагатом или другим перевязочным материалом. Каждый ящик должен быть обвязан проволокой по ГОСТ 3282-74, концы которой должны быть скреплены пломбой ОТК предприятия-изготовителя и Госприемки на предприятиях, имеющих ее (пункты 5.12 и 5.13 ГОСТ 7840-78).

Патроны транспортируются в упаковке в соответствии с действующими правилами перевозок опасных грузов, утвержденными в установленном порядке, любыми видами крытого транспорта без ограничения расстояния. Размещение и крепление ящиков (поддонов) с патронами должно осуществляться в соответствии с требованиями технических условий погрузки и крепления грузов, утвержденных МПС. Вид отправки груза – повагонный (пункт 5.14 ГОСТ 7840-78).   

2) организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями. В данном случае отсутствуют ограничения в транспортной доступности. 

3) возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару. В данном случае можно говорить только о перемещении покупателя к товару.

4) наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара). Потребитель может перевозить патроны любым доступным ему транспортным средством в соответствии с Федеральным законом об оружии и Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулирования оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

5) особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования). Город Якутск - столица республики Саха (Якутия). Город расположен в долине Туймаада на левом берегу реки Лены, в среднем ее течении. Находится несколько севернее параллели 62 градуса северной широты, вследствие чего в летнее время наблюдается длительный период «белых ночей», а зимой (в декабре) — светлое время суток длится всего 3-4 часа. Площадь — 122 км². Якутск — самый крупный город, расположенный в зоне вечной мерзлоты.

Климат города — резко континентальный. Среднегодовая температура — −8,8 °C, среднегодовая скорость ветра — 1,7 м/с, среднегодовая влажность воздуха — 69 %.

Якутск — наиболее контрастный по температурному режиму город мира. Зима в Якутске сурова, средняя температура января составляет около −50 °C, иногда морозы даже могут пересечь 60-градусную отметку. Зима длится с октября по апрель включительно, весна и осень очень коротки.

4.3 Определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка

Согласно пункту 4.5 Порядка проведения анализа определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов) подлежат обязательному лицензированию. 

Лицензии на реализацию патронов к гражданскому оружию выдает Министерство внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензий на выполнение работ (услуг) по торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия и (или) реализации (торговле) патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов, утвержденным приказом МВД РФ от 15.07.2013 г. № 541.

Настоящее исследование проводится при рассмотрении заявления ООО «Байанай – Центр» о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Рысь» и ООО «Сахапромохота»  при установлении монопольно низких цен на охотничьи патроны для гладкоствольного оружия в ГО «город Якутск».

В соответствии с данными представленными Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в письме от 25.04.2014 г. № 32/477, на территории ГО «город Якутск» в рассматриваемый период времени торговлю патронами к огнестрельному оружию осуществляли следующие хозяйствующие субъекты (таблица 2):

Таблица 2

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Юридический адрес

Адрес магазина

Номер и дата регистрации лицензии серии ЛТО

ООО «Империя»

РС (Я), г. Якутск,

ул. Рыдзинского, 33

РС (Я), г. Якутск,

ул. Рыдзинского, 33

№ 004391

от 05.09.2013 г.

ООО «Полюс»

РС (Я), г. Якутск,

пр. Ленина, 14 

РС (Я), г. Якутск,

ул. Чернышевского, 107

№ 0043483

от 30.05.2013 г.

ООО «Феттеръ-Саха»

РС (Я), г. Якутск,

ул. Губина, 1 «а»

РС (Я), г. Якутск,

ул. Губина, 1 «а»

№ 0043482

от 10.04.2013 г.

РС (Я), г. Якутск,

jrул. Гольминка, 7

№ 0027405

от 14.04.2012 г.

ООО «Байанай – Центр»

РС (Я), г. Якутск,

ул. Труда, 3/1

РС (Я), г. Якутск, ул. Дзержинского, 74 «а»

№ 0043495

от 04.10.2013 г.

РС (Я), г. Якутск,

ул. Автодорожная, 14 а

№ 0030181

от 21.10.2010 г.

РС (Я), г. Якутск,

ул. Труда, 3/1

№ 0030245

от 04.08.2010 г.

РС (Я), г. Якутск,

ул. Чайковского, 2

№ 0043497

от 04.10.2013 г.

ООО «Сахапромохота»

РС (Я), г. Якутск,

ул. 50 лет Советской Армии, 49

РС (Я), г. Якутск,

ул. 50 лет Советской Армии, 49

№ 0032059

от 01.03.2013 г.

ООО «Рысь»

РС (Я), г. Якутск,

мкр. 202, к. 1/2

РС (Я), г. Якутск,

ул. Автодорожная, 19/1

№ 0032057

от 26.02.2013 г.

РС (Я), г. Якутск,

мкр. 202, к. 1/2

№ 0032055

от 26.02.2013 г.

ООО «Охотник»

РС (Я), г. Якутск,

ул. Ярославского, 15/2

РС (Я), г. Якутск,

ул. Ярославского, 15/2

№ 0043498

от 15.11.2013 г.

РС (Я), г. Якутск,

ул. Автодорожная, 24

№ 0032053

от 09.10.2012 г.

ОАО ФАПК «Сахабулт»

РС (Я), г. Якутск,

ул. 50 лет Советской Армии, 3

РС (Я), г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, 3

№ 0030187

от 02.08.2011 г.

ООО «Саха Военторг»

РС (Я), г. Якутск,

ул. Лермонтова, 34-2

РС (Я), г. Якутск,

ул. Лермонтова, 34-2

№ 0008131

от 18.09.2009 г.

  

В соответствии со статей 18 Федерального закона об оружии лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Таким образом, фактические районы продаж установлены территории следующих районов ГО «город Якутск».

На основании вышеизложенного, географическими границами розничной реализации патронов охотничьих для гладкоствольного оружия являются территория ГО «город Якутск».

  5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Пункт 5.2 Порядка проведения анализа утверждает, что количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Пункт 5.3. Порядка проведения анализа устанавливает, что на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке.

Согласно данным представленным Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия) в письме от 25.04.2014 г. № 32/477, в географических границах и в рассматриваемый период времени торговлю патронами к огнестрельному оружию осуществляли следующие хозяйствующие субъекты:

  1. ООО «Империя», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 33;
  2. ООО «Полюс», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 14; 
  3. ООО «Феттеръ-Саха», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Губина, д. 1 «а»;
  4. ООО «Байанай – Центр», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Труда, д. 3/1;
  5. ООО «Сахапромохота», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, д. 49;
  6. ООО «Рысь», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. 202, к. 1/2;
  7. ООО «Охотник», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ярославского, д. 15/2;
  8. ОАО ФАПК «Сахабулт», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, д. 3;
  9. ООО «Саха Военторг», Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 34-2.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов 

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно подпункту «а» пункта 6.2 Порядка проведения анализа, объем рынка розничной реализации патронов охотничьих для гладкоствольного оружия определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке в рассматриваемых географических границах. Указанные показатели используются в натуральном выражении, а именно в штуках. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Пункт 6.3. Порядка проведения анализа устанавливает, что доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке розничной реализации патронов охотничьих для гладкоствольного оружия за 2013 г. и январь 2014 г. приведен в таблице 3.

 

Таблица 3

Наименование хозяйствующего субъекта

 

2013 г. – январь 2014 г.

 

 

Объем реализации, шт.

Доля, %

ГО «Город Якутск»

 

ООО «Империя»

3 985

0,04

 

ООО «Полюс»

124 925

1,40

 

ООО «Феттеръ-Саха»

397 150

4,47

 

ООО «Байанай-Центр»

5 042 890

56,71

 

ООО «Сахапромохота»

731 395

8,23

 

ООО «Рысь»

1 583 616

17,81

 

ООО «Охотник»

912 000

10,26

 

ОАО ФАПК «Сахабулт»

90 820

1,02

 

ООО «Саха Военторг»

5 097

0,06

 

Всего в границах ГО «город Якутск»

 

8 891 878

100

 

 

7. Определение уровня рыночной концентрации товарного рынка.

Согласно пункту 7.1. Порядка проведения анализа для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Пункт 7.2. Порядка проведения анализа устанавливает, что в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100%;

- умеренный - при 45% <=  < 70%;

- низкий - при  < 45%.

 

Коэффициент рассчитывается как процентное отношение суммы долей определенным числом крупнейших хозяйствующих субъектов к общему объему выполненных работ на данном товарном рынке. Расчет коэффициента рыночной концентрации розничной реализации патронов охотничьих для гладкоствольного оружия на территории ГО «город Якутск» приведен в таблице 4.

Таблица 4

 

2013 г. – январь 2014 г.

  • Сумма объемов производства крупных хозяйствующих субъектов

7 538 506

  • Объем товарного рынка

8 891 878

  • CR3,%

84,78

 

 

70% <= CR<= 100% – соответствует высокому уровню концентрации.

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

Пункт 7.2. Порядка проведения анализа устанавливает, что в соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при HHI < 1000.

Индекс Герфиндаля-Гиршмана учитывает как число предприятий, так и неравенство их положения на рынке и характеризует уровень монополизации. Значение коэффициента снижается с увеличением числа предприятий и возрастает с усилением неравенства между предприятиями независимо от их количества. Индекс рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке. В таблице 13 приведены показатели индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана на рынке розничной реализации патронов охотничьих для гладкоствольного оружия на территории ГО «город Якутск». 

Таблица 13

 Наименование хозяйствующего субъекта

2013 г. – январь 2014 г.

Доля, %

Квадраты долей

ООО «Империя»

0,04

0,0016

ООО «Полюс»

1,40

1,96

ООО «Феттеръ-Саха»

4,47

19,98

ООО «Байанай-Центр»

56,71

3 216,02

ООО «Сахапромохота»

8,23

67,73

ООО «Рысь»

17,81

317,20

ООО «Охотник»

10,26

105,27

ОАО ФАПК «Сахабулт»

1,02

1,04

ООО «Саха Военторг»

0,06

0,0036

Итого

100

3 729,20

 

 

2000 <= HHI <= 10000 – соответствует высокому уровню концентрации.

Динамика показателей рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана позволяет сделать вывод, что рынок розничной реализации патронов охотничьих для гладкоствольного оружия на территории ГО «город Якутск» в исследуемый период является высококонцентрированным.

8. Барьеры входа на товарный рынок

Основными барьерами входа на рынок являются:

Экономические ограничения – необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при их длительных сроках окупаемости этих вложений.

Административные ограничения – условия лицензирования отдельных видов деятельности. В соответствии со статей 18 Федерального закона об оружии торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Лицензию на торговлю патронов к гражданскому оружию выдает Министерство внутренних дел РФ по месту их государственной регистрации, в соответствии с Приказом МВД РФ от 15.07.2013 г. № 541.

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции выявлено, что продуктовыми границами товарного рынка является «Розничная реализация патронов охотничьих для гладкоствольного оружия» (ОКВЭД 52.48, ОКПД 29.60.14.310, 52.48.38.122, ОКП 72 7232).

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке и реализующих патроны охотничьи для гладкоствольного оружия в географических границах ГО «город Якутск» в пределах временного интервала 2013 – январь 2014 г., включены 9 хозяйствующих субъекта, из которых ООО «Байанай – Центр» занимает долю товарного рынка более 50 процентов.

Полученные значения коэффициента рыночной концентрации и индекса Герфиндаля-Гиршмана показали, что уровень концентрации рынка высокий.

Настоящее дело рассматривается в рамках заявления ООО «Байанай – Центр» на действия ООО «Рысь» и ООО «Сахапромохота» по установлению монопольно низких цен на патроны для гладкоствольного оружия.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Совокупная доля ООО «Байанай – Центр», ООО «Рысь», ООО «Охотник» и ООО «Сахапромохота» составляет 93,01%, т.е. превышает 70% и доля каждого из них не менее 8%.

Однако, в течение длительного времени (в течение 2013 по января 2014 г.) относительные размеры долей подвержены значительным изменениям, а именно в январе 2013 г. у ООО «Сахапромохота» объемы продаж равны нулю, т.е. реализация патронов охотничьих для гладкоствольного оружия не велась.    

Доля ООО «Рысь» варьируется от 11,94% до 55,82%, т.е. подвержена значительным изменениям более чем на 10%.

Пункт 6.6. Порядка проведения анализа устанавливает, что при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов.

Следовательно, для установления коллективного доминирования ООО «Байанай – Центр», ООО «Рысь», ООО «Охотник» и ООО «Сахапромохота» на рассматриваемом товарном рынке не выполняется условия пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, Комиссия по рассмотрению дела приходит к выводу, что в действиях ООО «Рысь» и ООО «Сахапромохота» по установлению розничных цен на патроны охотничьи для гладкоствольного оружия не усматриваются признаки установления  монопольно низких цены, поскольку данные хозяйствующие субъекты не занимают доминирующего положения на рынке розничной реализации патронов охотничьих для гладкоствольного оружия.   

На основании вышеизложенного руководствуясь положениями части 1 статьи 23, частями 1-3 статьи 41, пункта 2 части статьи 48, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

р е ш и л а:

Прекратить производство по делу № 02-29/14А возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Рысь» и  Обществом с ограниченной ответственностью «Сахапромохота» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

 

Председатель Комиссии

 

 

О.А. Ярыгина

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

А.Б. Ринчинова

 

 

 

 

 

 

 

Т.Н. Попова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны