Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №02-31/14А о нарушении антимонопольного зак... от 18 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу №02-31/14А о нарушении антимонопольного законодательства
г. Якутск резолютивная часть оглашена 22 сентября 2014г.
изготовлено в полном объеме 06 сентября 2014г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:
Игнатьева Ю.А. – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
Дураевой Н.С. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;
Халдеевой А.С. – ведущего специалиста–эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии:
При участии:
От заявителей: Якутская транспортная прокуратура, помощник прокурора <...>
От ответчика:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», <...>, по доверенности, <...>, по доверенности;
От заинтересованных лиц:
ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Филиал «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» по доверенности <...>, по доверенности, <...>
ЗАО «Авиакомпания АЛРОСА» <...> по доверенности
рассмотрев дело №02-31/14А возбужденное по признакам нарушения Федеральное государственное бюджетное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»
у с т а н о в и л а:
12 мая 2014г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили материалы проверки Якутской транспортной прокуратуры ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по обращению ЗАО «Авиакомпания АЛРОСА» о высокой стоимости услуг за предоставление метеорологической информации.
02.06.2014 г. с Федеральной антимонопольной службы России для рассмотрения направлено обращение заместителя Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ по заявлению ЗАО «Авиакомпания АЛРОСА» о высокой стоимости услуг за предоставление метеорологической информации ФБГУ «Якутское УГМС».
Проверкой установлено, что ФГБУ «ЯУГМС» устанавливает стоимость за предоставление метеорологической информации для нужд гражданской авиации вне регламента, в выходные и праздничные дни которые уже включены в аэронавигационные сборы в соответствии с Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 17.07.2012 г. №241.
Стоимость одного часа работы авиаметподразделений ФГБУ «Якутское УГМС» по обеспечению авиации вне регламента, в выходные и праздничные дни с 01.01.2014г. утверждена начальником ФГБУ «УГМС» и составляет 4 125 рублей. Дополнительно взимается НДС в размере, установленном законодательством РФ.
На рассмотрении дела ответчик не согласился с доводами Якутской транспортной прокуратуры считает, что действие приказа Минтранса РФ от 17.07.2012 №241 распространяется только на организации гражданской авиации согласно пункту 1.2. Приказа. Учреждения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не являются субъектами поименованного выше Приказа Минтранса РФ.
ЗАО «Авиакомпания АЛРОСА» считает, что цена договора установленная ФГБУ «Якутское УГМС» необоснованная.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев доказательства, представленные в материалы дела, документы, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
ФГБУ «Якутское УГМС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке свыше 35 % Приказом Якутского УФАС России от 27.06.2005года №02/17 по виду деятельности – деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (код ОКВЭД 74.20.5) с долей 65%.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно статьи 134 Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" организация воздушного движения осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2. Приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации" настоящие Правила обязательны для исполнения в Российской Федерации пользователями воздушного пространства Российской Федерации, органами обслуживания воздушного движения (далее - орган ОВД), осуществляющими обслуживание воздушного движения в установленных для них зонах и районах, иными органами и организациями, участвующими в обеспечении полетов воздушных судов, за исключением пользователей воздушного пространства и органов управления полетами государственной авиации и экспериментальной авиации в воздушном пространстве, выделенном для этих видов авиации, где настоящие Правила применяются в обязательном порядке для обслуживания воздушного движения гражданских воздушных судов.
Аэронавигационное обслуживание - обслуживание пользователей воздушного пространства, включающее организацию и обслуживание воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, авиационный поиск и спасание, предоставляемое на всех этапах полета воздушного судна.
Приказом Минтранса России от 17.07.2012г. №241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" п.1.3. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации ГА), на основании сертификатов и лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п 2.1.1. Приказа сбор устанавливается за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса A и класса C на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации и местных воздушных линиях, включая услугу - передачу экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке.
Согласно части 4 статьи 44 Воздушного кодекса Российской федерации ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Ставки сборов устанавливаются Федеральной службой по тарифам Российской Федерации. Приказом от 06.07.2010 г. №141-т/3 установлены ставки сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Согласно пункту 2 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание, установленные по перечню и правилам формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, взимаются за предоставление соответствующих услуг в период работы аэропорта, установленный в соответствии с регламентом работы аэропорта.
За обслуживание в аэропортах, осуществляемое вне периода работы аэропорта, установленного регламентом работы аэропорта, инструкцией по производству полетов в районе аэродрома и (или) аэронавигационным паспортом аэродрома, соответствующие сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов могут увеличиваться в размере до 40% от установленных. Указанная информация подлежит регистрации и опубликованию в установленном порядке.
Согласно пункту 3.5. Правил сбор за метеообеспечение включен в аэропортовые сборы.
Мирнинское авиапредприятие АК «АЛРОСА» (ОАО) услуги по метеобеспечению не оказывает, сбор за метеобоспечение не установлен.
Согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395 Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 5.2.2. Положения Министерством транспорта РФ утвержден приказ от 17.07.2012 №241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" вместе с "Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", "Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".
Таким образом, действие приказа распространяется на организации гражданской авиации.
ФГБУ «Якутское УГМС» является подведомственным учреждением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, его тарифы не подлежат государственному регулированию.
Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги, относящиеся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания, утвержден Приказом Росгидромета от 07.05.2014 №238 (№606 от 08.10.2012г.). Данный приказ Росгидромета подготовлен во исполнение постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 №537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения».
При формировании тарифа используется затратный метод.
Комиссия приходит к выводу, что нормативно-правовых актов регламентирующих порядок расчета тарифов ФГУП «Якутское УГМС» не имеется, соответственно тарифы не подлежат государственному регулированию.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия ФГУП «Якутское УГМС» по установлению стоимости одного часа работы авиаметподразделений ФГБУ «Якутское УГМС» по обеспечению авиации вне регламента, в выходные и праздничные дни с 01.01.2014г в размере 4 125 рублей не образуют, состав нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О зашите конкуренции».
Между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ФГБУ «Авиаметтелком Росгидромета» заключен централизованный договор №1011/13 от 25.02.2014 на предоставление авиационной метеорологической информации органам ОВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в 2014 году для аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
В рамках выполнения условий централизованного договора №1011/13 от 25.02.2014г. ФГБУ «Авиаметтелком Росгидромета» заключен договор с ФГБУ «Якутское УГМС» №18-АМО-2014 от 26.02.2014. в котором перечислены условия предоставления метеорологического обслуживания сторонами.
Между ЗАО «Авиакомпания АЛРОСА» и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» заключен договор №10-76 на оказание услуг по аэронавигационному обслуживанию вне периода работы диспетчерских пунктов Центров ОВД (отделений) филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Согласно п. 2.8, 5.38 Приказа Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (ред. от 10.02.2014) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" в качестве метеорологической информации могут быть использованы сведения, полученные из источников, которые командир воздушного судна посчитает достоверными.
Комиссия приходит к выводу что в действиях ФГБУ «Якутское УГМС» не усматриваются признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением посредством понуждения заключить договор не предусмотренный действующим законодательством к обязательному заключению. Поскольку не подтвердись факты необоснованного отказа в предоставлении информации по договору заключенному между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ФГБУ «Авиаметтелком Росгидромета» №1011/13 от 25.02.2014 на предоставление авиационной метеорологической информации органам ОВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в 2014 году для аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона О защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
р е ш и л а :
Прекратить производство по делу №02-31/14А возбужденное по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Якутское управление гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд.
Игнатьев Ю.А.
Дураева Н.С.
Халдеева А.С.