Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 02-32/18.1-16 от 20 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 02-32/18.1-16

 

г. Якутск                                             резолютивная часть оглашена «17» февраля 2016 г.

                                                            изготовлено в полном объеме «18» февраля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

О.А. Ярыгина – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

А.Б. Ринчиновой – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

А.Е. Мандарова – государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.

При участии:

От заявителя ООО «Петрохим» - не явились, надлежащим образом уведомлены;

От ответчика АО «Саханефтегазсбыт» - «…»

Рассмотрев жалобу ООО «Петрохим» на действия АО «Саханефтегазсбыт» при организации запроса предложений в электронной форме на поставку бензина авиационного марки AVGAS 100LL фасованного для нужд АО «Саханефтегазсбыт» в 2016 году, извещение № 31603264035,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 10.02.2016 г. поступила жалоба ООО «Петрохим» на действия АО «Саханефтегазсбыт» при организации запроса предложений в электронной форме на поставку бензина авиационного марки AVGAS 100LL фасованного для нужд АО «Саханефтегазсбыт» в 2016 году, извещение № 31603264035.

Заявитель полагает, что аукционная документация содержит положения, противоречащие действующему законодательству.

В главе II Техническая часть, указано: Требования к качеству товара:

  1. Заключение по результатам исследования поставляемой партии Товара, выданное испытательной лабораторией ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА не ранее 01.01.2016 года, в соответствии с сертификатом качества завода-изготовителя на поставляемую партию Товара.
  2. Паспорт на поставляемую партию Товара, выданный испытательной лабораторией ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА не ранее 01.01.2016 года, в соответствии с сертификатом качества завода-изготовителя на поставляемую партию Товара.
  3. Копию этикетки на бочку (при наличии у Участника запроса предложений тарированного бензина авиационного марки AVGAS 100LL) с указанием завода-изготовителя, номера партии, даты изготовления, соответствующие сертификату качества завода-изготовителя,  паспорту на поставляемую партию Товара, выданному испытательной лабораторией ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА не ранее 01.01.2016 года.

В пункте 5.2 проекта контракта указано, что качество поставляемого по настоящему Договору товара (тары) должно соответствовать виду, марке, действующим требованиям нормативно-технической документации, указанной в спецификации к настоящему Договору и подтверждаться соответствующими сертификатами соответствия и декларацией соответствия, выданной ФГУП ГОСНИИ ГА, паспортами качества на Товар. Тара должна соответствовать требованиям нормативных документов, и подтверждаться соответствующим сертификатом на Тару.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» оборот авиационного бензина регулируется Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (утв. Решением Комиссии Таможенного Союза от 18.10.2011 г. № 826).

В соответствии с ТР ТС выпускаемое в обращение топливо должно иметь Декларацию о Соответствии. В соответствии с п. 6.1: «Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.

Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.

При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.

Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.

Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.

В соответствии с п. 4.13 ТР ТС каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).

Паспорт должен содержать:

наименование и обозначение марки топлива;

наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);

нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;

дату выдачи и номер паспорта;

подпись лица, оформившего паспорт;

сведения о декларации соответствия;

сведения о наличии присадок в топливе.

4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства - члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении

Таким образом, заявитель полагает, что наличие иных документов, кроме паспорта качества на русском языке и декларации о соответствии, не предусмотрено.

В соответствии с п. 23 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судоходному топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 118), авиационный бензин должен соответствовать требованиям согласно приложению N 5, соответствие этим требованиям (пункт 37 Технического регламента) осуществляется в форме обязательной сертификации.

При этом в пункте 41 Технического регламента указано, что для подтверждения соответствия авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей обязательная сертификация осуществляется изготовителем по его выбору путем обязательной сертификации продукции с проведением испытаний образца продукции, инспекционного контроля за сертифицированной продукцией или путем обязательной сертификации партии продукции.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации» утверждены Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации.

В соответствии с п. 4 указанных Правил заявителем является претендующее на аккредитацию в качестве органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра) юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

Таким образом, органом по сертификации или испытательной лаборатории (центром), выполняющим работы по подтверждению соответствия авиационного бензина может являться любое юридическое лицо.

На основании изложенного, заявитель считает, что Центр сертификации авиа ГСМ ФГУП ГосНИИГА является не единственным учреждением, подтверждающим соответствие авиабензина установленным нормативам.

Соответственно, как полагает заявитель, установление дополнительного требования к участникам размещения заказа по предоставлению паспорта качества, выданного именно ФГУП ГосНИИ ГА, противоречит нормам действующего законодательства.

Кроме того, по состоянию на 01.02.2016 г. ни центр сертификации, ни испытательная лаборатория ФГУП ГосНИИ ГА не имеют аккредитации на осуществление данного вида деятельности.

            На основании изложенного Заявитель просит исключить из документации требования, противоречащие действующему законодательству.

            15 февраля 2016 г. АО «Саханефтегазсбыт» представило возражение на жалобу, в которой пояснил следующее.

            Проводимый Заказчиком рассматриваемый запрос предложений на поставку бензина авиационного марки AVGAS 100LL проводится для приобретения и дальнейшей реализации в целях организации работы полетов воздушных судов принадлежащих авиакомпаниям осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), таких как АК «Полярные авиалинии», Авиакомпания Алроса, ГБУ РС (Я) «Якутская авиационная охрана лесов». Согласно заявок от авиаперевозчиков при заключении договора на продажу авиабензина требуется предоставление заключений и паспортов ЦС авиа ГСМ ФГУП ГосНИИ ГА, как гарантия качества бензина авиационного AVGAS 100LL  при выполнении пассажирских перевозок. Что также подтверждается письмом Министерства транспорта Российской Федерации в лице Государственной службы гражданской авиации от 30.05.2003 г. № 24.9-152ГА, в котором допуск авиабензина марки AVGAS 100LL  на отечественную авиационную технику при наличии русифицированного паспорта качества и сертификата соответствия, выданного ФГУП ГосНИИ ГА.

            Наличие обязательных условий сертификации при поставке бензина авиационного были установлены к товару и указаны в документации на проведение запроса предложений в электронной форме, что следует из нормативно-правовых документов, таких как п. 1.2 ст. 1, п. 4.10, 4.13 ст. 4 Регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и других законодательных и ведомственных нормативных актов, а также п. 11.3 «Установление требований к порядку подтверждения (сертификация)», Положения о проведении закупок товаров, работ и услуг для нужд АО «Саханефтегазсбыт», принятого и утвержденного в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

            Также, согласно приказа № 141 от 23.06.2015 г. УФАС по Ульяновской области ООО «Петрохим», в связи с неисполнением своих обязательств и расторжением государственного контракта, было включено в реестр недобросовестных поставщиков.

            АО «Саханефтегазсбыт» считает жалобу ООО «Петрохим» необоснованной.

            Комиссия по рассмотрению дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся доказательства и материалы дела, приходит к следующим выводам.

            Запрос предложений в электронной форме на поставку бензина авиационного марки AVGAS 100LL фасованного для нужд АО «Саханефтегазсбыт» в 2016 году (извещение № 31603264035) проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Саханефтегазсбыт», утвержденное протоколом заседания совета директоров ОАО «Саханефтегазсбыт» от 24.08.2015 г. № 9-15 (далее – Положение о закупках).

Часть 1 статьи 2 Федерального закона «О закупках» гласит, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Федерального закона «О закупках»).

В пункте 11.2.1 Положения о закупке указано, что Инициатор закупки разрабатывает требования к:

а) качеству, техническим и иным характеристикам товара, работ, услуг, иных объектов гражданских прав; к страхованию; результатам работ или услуг, срокам и этапам их выполнения / оказания услуг, технологии и порядку их выполнения или оказания услуг; срокам и этапам поставки товара; к сервисному обслуживанию поставляемого товара, его сборке, вводу в эксплуатацию, обучению по эксплуатации товара; к безопасности товара; к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; к размерам, упаковке, отгрузке товара; срокам его гарантийного и постгарантийного обслуживания;

б) иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, иного объекта гражданских прав потребностям Общества.

Установленные требования приводятся в составе закупочной документации в форме технического задания или иного документа (документов), соответствующих проекту договора и приложениям к нему (пункт 11.2.2 Положения о закупках).

Устанавливаемые требования к продукции должны быть четкими, ясными, понятными, однозначными и полными. Требования к закупаемой продукции должны быть согласованы с требованиями к существенным условиям (или проекту) договора и с порядком выбора победителя закупочной процедуры, прежде всего критериями выбора победителя. Запрещается устанавливать необоснованные действительными потребностями Общества требования к продукции, которые ограничивают круг соответствующих товаров, работ, услуг или круг потенциальных участников закупочной процедуры (пункт 11.2.3 Положения о закупках).

Общество в целом ориентируется на приобретение качественных товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, отвечающих предъявляемым к ним требованиям назначения, имеющих необходимые потребительские свойства и технические характеристики, характеристики экологической и промышленной безопасности. Если в Обществе принята специальная (техническая, экологическая либо иная) политика в отношении отдельных видов товаров, работ или услуг, при определении требований к закупаемым товарам, работам, услугам или иным объектам гражданских прав, должны быть применены требования данной технической политики (пункт 11.2.4 Положения о закупках).

В закупочной документации могут содержаться указания на марку товара, модель, товарные знаки, знаки обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т.д., исходя из потребностей Заказчика для соблюдения совместимости закупки с используемым Заказчиком оборудованием или технологиями, наиболее полное соответствие технических характеристик потребностям предприятия, положительный опыт использования данной продукции и негативный – аналогов, проведенные испытания, и т.д. (пункт 11.2.6 Положения о закупках).

Подтверждение соответствия (сертификация) проводится с целью удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, хранения и утилизации, работ, услуг или иных объектов гражданских прав техническим регламентам, стандартам, условиям договоров и требованиям систем добровольной сертификации (пункт 11.3.1 Положения о закупках).

01.02.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.ru было опубликовано извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку бензина авиационного марки AVGAS 100LL фасованного для нужд АО «Саханефтегазсбыт» в 2016 году, извещение № 31603264035.

В пункте 2.1.7.1 документации по закупке установлены технические требования к поставляемого товару в таре, а именно, фасованный бензин авиационный марки AVGAS 100LL должен соответствовать действующим требованиям нормативных документов – типу, марке с предоставлением копий следующих документов, в том числе:

- Заключение по результатам исследования поставляемой партии Товара, выданное испытательной лабораторией ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА не ранее 01.01.2016 года, в соответствии с сертификатом качества завода-изготовителя на поставляемую партию Товара.

- Паспорт на поставляемую партию Товара, выданный испытательной лабораторией ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА не ранее 01.01.2016 года, в соответствии с сертификатом качества завода-изготовителя на поставляемую партию Товара.

- Копию этикетки на бочку (при наличии у Участника запроса предложений тарированного бензина авиационного марки AVGAS 100LL) с указанием завода-изготовителя, номера партии, даты изготовления, соответствующие сертификату качества завода-изготовителя,  паспорту на поставляемую партию Товара, выданному испытательной лабораторией ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА не ранее 01.01.2016 года.

В пункте 4.13. Решения Комиссии Таможенного союза Евразийское экономическое сообщество от 18.12.2011 г. № 826 «О принятии технического регламента таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее – Решение Таможенного союза) каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).

Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия (пункт 6.1 Решения Таможенного союза).

Из пункта 41 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 г. № 118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судоходному топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» следует, что для подтверждения соответствия авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей обязательная сертификация осуществляется изготовителем по его выбору путем обязательной сертификации продукции с проведением испытаний образца продукции, инспекционного контроля за сертифицированной продукцией или путем обязательной сертификации партии продукции.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2012 г. № 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации» утратило действие 30.06.2014 г.

В настоящее время действует Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

В документации по закупке, установлены технические требования к поставляемому товару, а не к участникам закупки. Участником закупки может быть любой хозяйствующий субъект, который подтвердит качество поставляемого товара.

На участие в рассматриваемой закупке поступили две заявки. ООО «НефтеХим» предоставило документы, подтверждающие качество товара, в соответствии с документацией о закупке. ООО «Вартер Авиэйшн РУС» предоставило гарантийное письмо, что в случае признания его победителем гарантирует, что поставляемый товар будет выпущен не ранее 01.01.2016 г. и будет иметь этикетки на бочках с указанием завода-изготовителя, номера партии, даты изготовления, соответствующие сертификаты качества завода-изготовителя, паспорт на поставляемую партию товара, выданному испытательной лабораторией ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА не ранее 01.01.2016 г.

В соответствии с протоколом № 2 заседания закупочной комиссии ОАО «Саханефтегазсбыт» по рассмотрению заявок участников от 10.02.2016 г. все заявки допущены к участию в закупке.

АО «Саханефтегазсбыт» закупает авиационный бензин для дальнейшей поставки в авиакомпании, которые в свою очередь требуют документы, подтверждающие качество товара, выданные испытательной лабораторией ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА не ранее 01.01.2016 г.

Заказчик самостоятельно формирует свой заказ, исходя из своих потребностей. В частности, при описании товара Заказчик может указать качественные параметры к объекту закупки, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупки.

Таким образом, заказчик вправе определить такие требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. Также, заказчик может в необходимой степени детализировать предмет закупки, т.к. его потребности являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров

 

р е ш и л а :

 

  1. Жалобу ООО «Петрохим» на действия АО «Саханефтегазсбыт» при организации запроса предложений в электронной форме на поставку бензина авиационного марки AVGAS 100LL фасованного для нужд АО «Саханефтегазсбыт» в 2016 году признать необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

 

 

 

Председатель комиссии:                                                                             О.А. Ярыгина

 

 

Члены комиссии                                                                                          А.Б. Ринчинова

 

 

А.Е. Мандарова

Связанные организации

Связанные организации не указаны