Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №02-33/15А о нарушении антимонопольного зак... от 21 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №02-33/15А о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                               резолютивная часть оглашена 03 июня 2015г.

                                                              изготовлено в полном объеме 18 июня 2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела в составе:

<...> .

При участии:

От ответчиков:

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок <...> , по доверенности; 

ГБУ РС(Я) «Горно-геологический техникум» <...> , по доверенности;

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) <...> , по доверенности; <...> , по доверенности;

ГБУ РС(Я) « Управление физической культуры и массового спорта» <...> , по доверенности;

ГБПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» не явились извещены;

ГБУ РС(Я) «Школа высшего спортивного мастерства» <...> , по доверенности;

ГКУ РС(Я) «Управление по обеспечению деятельности Минздрава РС(Я)» <...> ;

ГБУ РС(Я) «Служба эксплуатационно-технического обеспечения» не явились извещены;

 ГБУ РС(Я) "Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи" не явились извещены; 

От заявителя:

Счетная палата Республики Саха (Якутия) – не явились, имеется ходатайство о рассмотрении без их участия;

от заинтересованного лица: ОАО РСК «Стерх» <...> , по доверенности;

рассмотрев дела №02-33/15А возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции»

 

УСТАНОВИЛА

 

13.04.2015г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление Счетной палаты Республики Саха (Якутия) с указанием на признаки нарушения антимонопольного законодательства выявленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия «Анализ закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия) в министерствах и ведомствах социальной сферы Республики Саха (Якутия)».

Приказом №63 от 21.05.2015г. Якутского УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 в действиях заказчиков по установлению следующих критериев:

2.1. Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,4).

2.2. Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,3).

На рассмотрении дела 27.05.2015г. представители ответчиков заявили, что в разработке конкурсной документации принимали участие в части описания объекта закупки и обоснования начальной максимальной цены контракта. Считают, что критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе разрабатывал Государственный комитет РС (Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок. На основании изложенного, дело отложено. Госкомзакупки РС(Я) привлечен к участию в деле в качестве ответчика.

На рассмотрении дела ответчики вменяемое нарушение не признают. Счетная палата направило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей и что доводы счетной палаты, изложенные в заявлении, поддерживают в полном объеме.

 Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, доказательства, приходит к следующим выводам.    

Из материалов проверки Счетной палаты Республики Саха (Якутия)  установлено следующее. Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по размещению заказов 29 сентября 2014 года размещено извещение № 0116200007914009402 о проведении совместной закупки для оказание услуг по страхованию государственного имущества

  1. Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия): 
  2. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Управление физической культуры и массового спорта»;
  3. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Горно-геологический техникум»;
  4. Государственное бюджетное учреждение «Эксплуатационная - техническая служба Управления административно-хозяйственного обеспечения деятельности Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)»;
  5. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Школа высшего спортивного мастерства»;
  6. Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи»;
  7. Государственное образовательное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский сельскохозяйственный техникум»;
  8. Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Управление по обеспечению деятельности Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)»

Предметом контрактов является страхование имущества. Общая начальная максимальная сумма контракта  25 826 915,18 рублей. Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки участников конкурса:

 2.1. Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,4).

Оценивается общая страховая ответственность по договорам и контрактам страхования государственного и муниципального имущества Республики Саха (Якутия) за последние 5 лет. Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение. Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:

 

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

  - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

  - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Для подтверждения сведений участник размещения заказа прикладывает реестр договоров страхования государственного и муниципального имущества на территории РС(Я) за последние 5 лет.

2.2. Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,3).

Оценивается общая сумма страховых выплат по договорам и контрактам страхования государственного и муниципального имущества Республики Саха (Якутия) за последние 5 лет. Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение. Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) ( ), определяется по формуле:

 

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя.

  - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

  - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Для подтверждения сведений участник размещения заказа прикладывает реестр выплат по договорам страхования государственного и муниципального имущества на территории РС(Я) за последние 5 лет.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на действия при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 2. Конкурсной документации установлено, что заказчиком разрабатывается и утверждается:

Часть 2. Описание объекта закупки

Часть 3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Часть 4. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе

Таким образом, за установление критериев оценки несут ответственность заказчики.  

На рассмотрении дела Государственный комитет РС(Я) по регулированию контрактной системы в сфере закупок подтвердил, что документацию содержащую установленные в закупке критерии оценки представили ГБУ РС(Я) «Горно- геологический техникум», ГПОУ «Якутский сельскохозяйственный техникум». Остальные участники не направляли критерии оценки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу что в действиях Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия); ГБУ РС(Я) «Управление физической культуры и массового спорта»; ГБУ РС(Я) «Школа высшего спортивного мастерства»; ГКУ РС(Я) «Управление по обеспечению деятельности Минздрава РС(Я)»; ГБУ РС(Я) «Служба эксплуатационно-технического обеспечения»; ГБУ РС(Я) "Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи" не имеется признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Предметом контракта является страхование государственного имущества.

Согласно части 1 статьи 4 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" объектами страхования имущества могут быть имущественные интересы, связанные с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (страхование имущества).

Объектами страхования финансовых рисков в имущественном страховании могут быть имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), связанные с риском неполучения доходов, возникновения непредвиденных расходов физических лиц, юридических лиц (страхование финансовых рисков).

Согласно статье 930 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

При заключении такого договора страхователю выдается страховой полис на предъявителя. При осуществлении страхователем или выгодоприобретателем прав по такому договору необходимо представление этого полиса страховщику.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что при страховании имущества контрагенты заключающие договор страхования руководствуются вышеуказанными правилами. Различий вышеуказанный Закон, нормативно-правовые акты регулирующие страховую деятельность между субъектами Российской Федерации не предусматривает, услуги оказываются на всей территории Российской Федерации одинаково, соответственно нет оснований полагать что опыт работы на других  территориях чем то отличается от опыта на территории Республики Саха (Якутия). 

Согласно п 2.13. Постановления Правительства РС(Я) от 30.10.2008 N 454 "О Порядке организации страхования государственного имущества Республики Саха (Якутия)" страхователи государственного имущества обеспечивают закрепление в государственном контракте страхования имущества порядка возмещения страховщиками страховых выплат путем перечисления на лицевой счет страхователя.

Комиссия считает, что указанные требования может выполнить любой участник закупки с которым будет заключен контракт не зависимо от его местонахождения.  Таким образом указанным нормативно-правовым актом не подтверждается обоснованность установления критериев о наличии опыта с привязкой к территории Республики Саха (Якутия) как утверждает представитель Госкомзакупки РС(Я).   

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.

В силу пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки", в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Показатели критерия «Наличие опыта работы на территории Республики Саха (Якутия)» и «Опыт возмещения убытков на территории Республики Саха (Якутия)»  не указывают на лучшие условия исполнения контракта. Поскольку никаких отдельных положений установленных законодательством Российской Федерации, ни в договоре страхования в зависимости от места расположения объекта страхования не предусмотрено. Наличие или отсутствие опыта работы на территории Республики Саха (Якутия) не подтверждает наличие у субъекта необходимой квалификации для предоставления услуг, являющихся предметом конкурса. При этом указанные критерии, также не могут являться показателями представления лучших условий для исполнения контракта.

Таким образом, критерий наличие опыта на территории Республики Саха (Якутия) и  наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия) не соответствуют ст. 50 Закона о контрактной системе.

Комиссия приходит к выводу, что ограничение показателей конкретной территорией субъекта Российской Федерации указывает на создание неравных условий участия для потенциальных участников открытого конкурса, которые не имеют опыта оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия).

Кроме того, исходя из фактических обстоятельств по делу, на победу в указанном конкурсе может претендовать только участник у которого имеется опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия), что подтверждается материалами дела. Протоколом от 21.10.2014г. ОАО РСК «Стерх» определен победителем с общим количеством баллов 63.59 предложивший цену 17 045764.02 (семнадцать миллионов сорок пять тысяч шестьдесят четыре) рублей, второй участник ОАО «Страховое общество газовой промышленности» получило 60.36 баллов предложив цену 6 700826.91 (шесть миллионов семьсот тысяч восемьсот двадцать шесть) рублей.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, ГБУ РС(Я) «Горно-геологический техникум», ГПОУ «Якутский сельскохозяйственный техникум» при проведении совместной закупки для оказание услуг по страхованию государственного имущества учреждений Республики Саха (Якутия) путем установления критериев: по 2.1. Опыт оказания услуг на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,4), п. 2.2. Наличие опыта урегулирования убытков на территории Республики Саха (Якутия) (Коэффициент значимости показателя – 0,3),  нарушена части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, ГБУ РС(Я) «Горно-геологический техникум»,       ГПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» нарушившими часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

2.           Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием признаков нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции»  в действиях        

-Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия);

- ГБУ РС(Я) « Управление физической культуры и массового спорта»;

- ГБУ РС(Я) «Школа высшего спортивного мастерства»;

- ГКУ РС(Я) «Управление по обеспечению деятельности Минздрава РС(Я)»;

- ГБУ РС(Я) «Служба эксплуатационно-технического обеспечения»;

- ГБУ РС(Я) "Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи".

 

3. Обратиться с иском в суд с требованием о признании торгов недействительными и применении последствий недействительности торгов.

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                О.А.Ярыгина

 

 

Члены комиссии:                                                                                             

Н.С.Дураева

 

 

И.А.Лаврентьев

 

 

А.Е.Мандарова

Связанные организации

Связанные организации не указаны